Программа кружка "За страницами учебника алгебры"
рабочая программа по алгебре (10 класс) на тему
Разделы программы:
1. Целые числа.
2. Многочлены и алгебраические уравнения.
3. Нестандартные задачи.
4. Задачи с параметрами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
za_stranicami_uchebnika_algebry.docx | 27.57 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ « Николаевская средняя общеобразовательная школа».
Утверждено Согласовано
Директор МОУ « Николаевская СОШ» Зам. директора по В.Р.
Сидоренко Л, Г.--------------------------- Захарова Н.Г.------------------
-------------------------- -----------------------------------
Образовательная программа дополнительного образования детей.
«За страницами учебника математики»
Для детей 16-17 лет.
Разработала педагог
дополнительного образования
Лебедева Лидия Павловна.
2010-2011 учебный год
1. Пояснительная записка
Программа основана на типовой программе « Факультативные курсы по математике. За страницами учебников математики. Математическая мозаика.»
Москва, просвещение, 1990.
Школьное математическое образование вносит большой вклад в формирование общей культуры человека Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических формул, рассуждений и т. д.
Путь развития при изучении математики состоит в формировании у учащихся характерных для этого предмета приёмов мыслительной деятельности . При этом , с точки зрения воспитания творческой личности, особенно важно, чтобы в структуру умственной деятельности школьников помимо алгоритмических умений и навыков, фиксированных в стандартных правилах, формулах и способах действий, вошли эвристические приёмы как общего, так и конкретного характера Владение этими приёмами необходимо для самостоятельного управления процессом решения творческих задач, применения знаний в новых, необычных ситуациях.
Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.
На занятиях математического кружка будут даны в краткой форме характеристики основным эвристическим приёмам, соответствующим математическому стилю мышления, будет раскрыто содержание некоторых специальных видов задач, направленных на развитие логико-лингвистических способностей учащихся 9-10 классов, а также показаны особенности методики работы с задачами, предназначенными для обучения школьников приёмам самостоятельной разработки небольших фрагментов теории.
Особое внимание будет уделено решению задач повышенной трудности.
Цель:
Развивать математические способности учащихся, ориентация на индивидуализацию в обучении, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.
Задачи:
- Помочь школьникам приобрести необходимый опыт и выбрать собственную систему эвристических приёмов, позволяющих решать нестандартные задачи;
- развивать творческие способности учащихся путём решения нестандартных задач из различных областей математики;
-воспитывать у учащихся интерес к занятиям математикой;
Планируемый результат:
Возрастание интереса к математике, повышение активности на уроках и во внеклассной работе, успешное участие в математических олимпиадах.
Обеспечение программы
1.Непосредственно основные занятия.
2. Дидактический материал для индивидуальных занятий.
2. Условия реализации программы
Программа рассчитана на обучение и воспитание детей от 16 до 17 лет.
Количество воспитанников в группе: 15 человек.
Периодичность занятий : 1 раз в неделю 2 часа.
3.Требования к знаниям и умениям
К концу первого года обучения учащиеся должны
Знать:
- основные эвристические приёмы, соответствующие математическому стилю мышления;
- способы решения различных математических задач: логических, комбинаторных , на составление выражений;
- различные способы решения нестандартных задач;
Уметь:
- использовать изученные эвристические приёмы при решении задач;
-выбирать способ решения математических задач;
-решать простейшие задачи творческого характера;
- решать задачи повышенной трудности;
4.Оценка результатов обучения.
В целях контроля и оценки результативности занятий проводятся : тесты, контрольные срезы, олимпиады, викторины.
Итоги проведённых мероприятий анализируются и обсуждаются с обучающимися и присутствующими учителями.
Результаты обучения можно оценить и результативностью участия школьников в различных интеллектуальных играх, конкурсах, школьных и районных математических олимпиадах.
5.Методические рекомендации
Программа предусматривает несколько методик:
-дифференцированного обучения;
-развивающего обучения;
-игровую технологию;
-личностно-ориентированную технологию.
Методы, формы обучения, контроля, избранные на основе поставленных задач.
№ | Задачи программы. | Методы обучения, контроля. | Формы обучения, проверка результативности. | |
1. Повышение уровня школьной математической подготовки путём расширения изучаемого материала, рассмотрения некоторых вопросов, не входящих в школьную программу по математике. | Методы обучения (словесно-иллюстративный, репродуктивный, продуктивный -работа в группе. Методы сотрудничества педагога и воспитанников ( создание проблемной ситуации, ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества) Методы контроля: тестирование, Викторина, контрольные срезы0 | -индивидуальная работа по решению творческих задач - практикумы по решению и составлению задач. | ||
2. | Развитие творческих способностей учащихся путём решения нестандартных задач из различных областей математики | Метод мотивации ( создание ситуации успеха, поощрение, стимулирующее оценивание) | -познавательные игры, -самостоятельная исследовательская работа -составление задач -конкурсы | |
3. | Воспитание у учащихся интереса к занятиям математикой. | Методы мотивации( создание ситуации успеха, поощрение, побуждение к поиску альтернативных решений) | -индивидуальная работа -практические занятия -творческие задания -самоанализ |
Учебный план к образовательной программе кружка «За страницами учебника математики» для 10 – 11 кл.
№ | Образовательные области | Всего часов | Теория | практика |
1. | Целые числа. | 20 | 7 | 13 |
2. | Многочлены. Алгебраические уравнения. | 16 | 7 | 9 |
3. | Нестандартные задачи. | 14 | 3 | 11 |
4. | Задачи с параметрами. | 18 | 6 | 12 |
6. Годовой учебно-тематический план
№ | Название темы | Всего | теория | практика | |
1. | Целые числа. | 20 | 7 | 13 | |
1. | Деление натуральных чисел с остатком. Простые числа. Алгоритм Евклида. | 2 | 1 | 1 | |
2. | Выражение НОД двух чисел через эти числа. Основная теорема арифметики. | 2 | 1 | 1 | |
3. | Применение разложения чисел на простые множители. Уравнения в целых числах. Числа Ферма. | 4 | 1 | 3 | |
4. | Метод математической индукции. | 3 | 1 | 2 | |
5. | Сравнения (простейшие свойства). Сложение и умножение сравнений. | 3 | 1 | 2 | |
6. | Малая теорема Ферма. | 3 | 1 | 2 | |
7 | Теоремы Эйлера и Вильсона. | 3 | 1 | 2 | |
2. | Многочлены. Алгебраические уравнения. | 16 | 7 | 9 | |
1. | Многочлены от одной переменной. | 2 | 1 | 1 | |
2. | Схема Горнера. | 2 | 1 | 1 | |
3. | Теорема Безу. | 2 | 1 | 1 | |
4. | Решение алгебраических уравнений. | 3 | 1 | 2 | |
5. | Делимость двучлена | 2 | 1 | 1 | |
6. | Симметрические многочлены. | 2 | 1 | 1 | |
7. | Системы алгебраических уравнений. | 3 | 1 | 2 | |
3. | Нестандартные задачи. | 14 | 3 | 11 | |
1. | Использование монотонности функций при решении уравнений и неравенств. | 4 | 1 | 3 | |
2. | Использование экстремальных свойств рассматриваемых функций. Оценка. | 4 | 1 | 3 | |
3. | Нестандартные по формулировке задачи, связанные с уравнениями и неравенствами. | 6 | 1 | 5 | |
4. | Задачи с параметрами. | 18 | 6 | 12 | |
1. | Использование монотонности и экстремальных свойств функций при решении задач с параметрами. | 3 | 1 | 2 | |
2. | Метод симметрии. | 3 | 1 | 2 | |
3. | Решение относительно параметра. | 3 | 1 | 2 | |
4. | Графический способ. | 3 | 1 | 2 | |
5. | От общего к частному и обратно. | 3 | 1 | 2 | |
6. | Задачи с логическим содержанием. | 3 | 1 | 2 | |
7. Содержание программы
1.Тема № 1. Целые числа (20 ч)
Знакомство с теорией целых чисел ,понятием сравнения и его основных свойств. Использование теорем Ферма, Эйлера и Вильсона для решения уравнений. Метод математической индукции.
2. Тема № 2. Многочлены. Алгебраические уравнения (16ч)
Знакомство со способами решения алгебраических уравнений третьей степени и выше. Использование схемы Горнера и теоремы Безу для нахождения остатка от деления многочлена на двучлен. Способы решения систем, содержащих алгебраические уравнения высших степеней.
3. Тема № 3. Нестандартные задачи ( 14 ч )
Знакомство со способами решения нестандартных задач с использованием некоторых свойств функций. Оценка как один из способов решения задач.
4. Тема №4. Задачи с параметрами (18 ч)
Рассмотрение различных способов решения задач с параметрами: с помощью экстремальных свойств функции, методом симметрии, графическим способом и т. д.
8. Литература
Для педагога:
1. Л. Ф. Пичурин. За страницами учебника алгебры.
Москва, Просвещение, 1990
2. М. В. Возлинская. Нестандартная математика в школе. Задачник.
Москва, « Лайда», 1993
3. М. Гарднер. Есть идея.
Москва, Мир, 1982.
4. Л.А.Басова, М.А.Шубин, Л.А.Эпштейн. Лекции и задачи по математике.
Москва, Просвещение, 1981
5. И.Ф.Шарыгин. Факультативный курс по математике. Решение задач.
11 кл. Москва, Просвещение, 1981
6. В. А. Кордемский. А.А.Ахадов. Удивительный мир чисел.
Москва, Просвещение, 1986.
Для обучающихся:
1. Математическая энциклопедия.
2. И.Ф.Шарыгин. Факультативный курс по математике. Решение задач. Учебное пособие для 11 класса средней школы.
Москва, Просвещение, 1981
3. Ю.М.Колягин. Алгебра и начала математического анализа. Базовый и профильный уровни. Москва, Просвещение, 2009
9. Приложения.
1. Книги по занимательной математике.
2. Дидактический раздаточный материал.
3. Задания школьных и районных математических олимпиад последних лет.
4. Задания математического конкурса «Кенгуру» последних лет.
Список учащихся.
- Гольман Анастасия. 10 кл.
- Бондаренко Владимир. 10 кл.
- Жарылгапова Мадина. 10 кл.
- Жумабаева Гульди. 10 кл.
- Игиубаева Кульбан. 10 кл.
- Критенко Артём. 10 кл.
- Мултукбаева Кунсулу. 10 кл.
- Подолянчик Павел. 10 кл.
- Федченко Нина. 10 кл.
- Даниленко Елена. 11 кл.
- Кудайбергенова Алмагуль. 11 кл.
- Паранина Екатерина. 11 кл.
- Первушина Татьяна. 11 кл.
- Сушко Александр. 11 кл.
- Гудым Владислав. 9 кл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" По страницам учебника "Алгебра - 7" 1 часть
Презентация позволит в интересной , занимательной форме закрепить основные знания, умения и навыки обучающихся по курсу алгебры 7 класса....
"По страницам учебника "Алгебра-7" 2часть
Данная презентация позволит с помощью интересных и познавательных заданий закрепить или повторить несколько тем из курса "Алгебра" 7 класс....
Дополнительная образовательная программа «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА МАТЕМАТИКИ»
Программа «За страницами учебника математике» строится на следующих концептуальных принципах:Принцип успехаПринцип динамики.Принцип демократии.Принцип доступности.Принцип наглядности. Принцип сис...
«За страницами учебника алгебры»
Программа и рабочая программа факультативного курса по алгебре для 7 класса...
Рабочая программа "За страницами учебника математики" 9 класс
Данную рабочую программу можно использовать для кружковой работы, факльтативных занятий и элективного курса...
7 класс Рабочая программа "За страницами учебника Алгебра"
рабочая программа "За страницами учебника Алгебра"...