конспект урока по теме "Сложение и вычитание алгебраических дробей"
план-конспект урока по алгебре (8 класс)
-
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-kombinirovannyy_slozhenie_i_vychitanie_algebraicheskih_drobey.docx | 524.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме:
«Сложение и вычитание алгебраических дробей»
Тип урока: комбинированный
Учебная задача урока: в совместной деятельности с учащимися сформулировать правила сложения и вычитания алгебраических дробей и отработать их в ходе решения задач
Диагностируемые цели:
В результате урока ученик:
Знает:
- алгоритмы сложения и вычитания алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями;
- алгоритмы сложения и вычитания алгебраических дробей с разными знаменателями;
Умеет:
- находить наименьший общий знаменатель у алгебраических дробей;
- приводить алгебраические дроби к наименьшему общему знаменателю;
- складывать и вычитать алгебраические дроби с одинаковыми знаменателями;
- складывать и вычитать алгебраические дроби с разными знаменателями;
Понимает:
- аналогию между правилами сложения и вычитания обыкновенных и алгебраических дробей.
Учебные действия, формируемые на уроке:
Личностные: умение учащегося устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом, т.е. между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется, таким образом, должна осуществляться осмысленная организация собственной деятельности ученика
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, т.е. определение цели сотрудничества, функций участников, способов взаимодействия, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, умение доказывать собственное мнение
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); выдвижение гипотез и их обоснование; построение логической цепи рассуждений, доказательство; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно-следственных связей
Методы обучения: эвристическая беседа, репродуктивный, частично-поисковые, УДЕ
Форма работы: фронтальная, парная
Средства обучения: традиционные, презентация, карточки с заданиями
Структура урока:
Мотивационно – ориентировочный этап (10 мин.)
Операционно – познавательный этап (33 мин.)
Рефлексивно – оценочный этап (2 мин.)
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
I. Мотивационно-ориентировочная часть | |
1) Актуализация. Задание №1. Выберите из предложенных выражений алгебраические дроби. а) б) в) г) д) - Верно. Что называется алгебраической дробью? - Как связаны обыкновенная и алгебраическая дробь? Задание №2. Найдите наименьший общий знаменатель дробей: а) б) в)
- Что такое наименьший общий знаменатель дробей? - Сформулируйте правило нахождения наименьшего общего знаменателя алгебраических дробей. Задание №3. Приведите дроби к наименьшему общему знаменателю. а) б) в) - Сформулируйте правило приведения алгебраических дробей к наименьшему общему знаменателю. 2) Мотивация. Задание №4. Выполните сложение или вычитание дробей. а) б) - Какие правила вы использовали? в) г) - Какие правила вы использовали? д) е) ж) з) | в, г, д. - Алгебраической дробью называют выражение , где P и Q – многочлены, P – числитель алгебраической дроби, Q – знаменатель алгебраической дроби, где Q. - Обыкновенная дробь – частный случай алгебраической дроби. а) 28|7 32|2 4|2 16|2 2|2 8|2 1 4|2 2|2 1 , . НОК (28, 32) =– наименьший общий знаменатель дробей . б) 35|7 15|5 5|5 3|3 1 1 , НОК (35, 15) = =105 => 105 – наименьший общий знаменатель дробей в) Разложим знаменатели на множители: , . Тогда наименьший общий знаменатель - . - Наименьший общий знаменатель дробей – наименьший знаменатель среди всех возможных общих знаменателей этих дробей. -Чтобы найти наименьший общий знаменатель алгебраических дробей, нужно: 1. Разложить все знаменатели дробей максимально на множители. 2. Найти наименьшее общее кратное (НОК) для числовых коэффициентов, имеющихся в разложении. 3. Найти наименьший общий знаменатель (НОЗ) буквенных множителей как наименьший возможный буквенный знаменатель, который делится на буквенные знаменатели данных дробей. 4. Найти произведение НОК и НОЗ. а) – наименьший общий знаменатель дробей . Тогда – дополнительный множитель для первой дроби, – дополнительный множитель для второй дроби. и б) 105 – наименьший общий знаменатель дробей . Тогда – дополнительный множитель для первой дроби, – дополнительный множитель для второй дроби. = и в) – наименьший общий знаменатель дробей , тогда ) – дополнительный множитель для первой дроби, – дополнительный множитель для второй дроби. и - Чтобы привести алгебраические дроби к наименьшему общему знаменателю, нужно:
а) б) - Чтобы сложить (вычесть) две обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями, нужно сложить (вычесть) их числители, а знаменатель оставить без изменений. в) 15|5 12|3 3|3 4|2 1 2|2 1 , НОК (15, 12) = – наименьший общий знаменатель дробей . Тогда – дополнительный множитель для первой дроби, – дополнительный множитель для второй дроби. = г) 33|11 15|5 3|3 3|3 1 1 33 =3⋅11, 15=3⋅5, тогда НОК(33,15)= 3⋅11⋅5=165 =>165 -наименьший общий знаменатель дробей . Тогда – дополнительный множитель ля первой дроби, – дополнительный множитель для второй дроби. . - Чтобы сложить (вычесть) две обыкновенные дроби с разными знаменателями, нужно: 1. Привести дроби к общему знаменателю; 2.Выполнить сложение (вычитание) полученных дробей с одинаковыми знаменателями. - Не знаем правил сложения и вычитания алгебраических дробей. |
Постановка учебной задачи.
- Итак, сегодня на уроке следует рассмотреть правила сложения и вычитания алгебраических дробей.
Планирование решения учебной задачи.
- Сформулируем правила сложения и вычитания алгебраических дробей по аналогии с правилами сложения и вычитания обыкновенных дробей.
II. Операционно-познавательная часть. | |
- Вернёмся к заданию №4. Выполните сложение или вычитание дробей: д) е) ж) з) Фронтальная работа со всем классом. Задание №1. Составьте выражение по условию задачи: а) В 7 классе раздали тетрадей, а в 8 – на тетрадей больше. Каждый ученик получил по тетрадей. Сколько было учеников в обоих классах? б) Туристы прошли км по шоссе со скоростью км/ч и вдвое больший путь по проселочной дороге. Сколько времени (ч) затратили туристы, если известно, что по проселочной дороге они шли со скоростью, на 2 км/ч меньшей, чем по шоссе? Задание №2. Упростите выражение и найдите его значение при заданных значениях переменных: а) при , б) при Задание №3. Выполните сложение или вычитание алгебраических дробей: а) б) в) г) |
- Правила сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями: - Чтобы сложить (вычесть) две алгебраические дроби с одинаковыми знаменателями, нужно сложить (вычесть) их числители, а знаменатель оставить без изменений. Решение: д) . е) - Правила сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями: - Чтобы выполнить сложение (вычитание) алгебраических дробей с разными знаменателями, нужно:
Решение: ж) 55|11 44|11 5|5 4|2 1 2|2 1 => – общий знаменатель. Тогда – дополнительный множитель первой дроби, – дополнительный множитель второй дроби. . з) 56|7 42|7 8|2 6|3 4|2 2|2 2|2 1 1 => – наименьший общий знаменатель. Тогда - дополнительный множитель для первой дроби, – дополнительный множитель для второй дроби. . а) (учеников) б) Туристы шли по шоссе ч, а по проселочной дороге ч. Значит, туристы затратили времени а). Подставляем: . б) Разложим знаменатели на множители: , Общий знаменатель будет – Дополнительным множителем для первой дроби будет – , для второй – Получим: Подставим в полученное выражение: а) Разложим знаменатели дробей на множители: , ⇒ – наименьший общий знаменатель дробей. Тогда – дополнительный множитель для первой дроби, – дополнительный множитель для второй дроби. ) б) Разложим на множители знаменатель первой дроби: . Тогда будет общим знаменателем. Тогда – дополнительный множитель для первой дроби, – дополнительный множитель для второй дроби. = в) Разложим знаменатели на множители: , => – наименьший общий знаменатель дробей. Тогда , – дополнительные множители. . г) Разложим знаменатели на множители: , . 6|3 9|3 2|2 3|3 1 1 => – наименьший общий знаменатель. , – дополнительные множители. . |
Работа в парах:
Задание №1. Выполнить вычитание алгебраических дробей:
a) Решение: 72|3 27|3 24|3 9|3 8|2 3|3 4|2 1 2|2 1 – наименьший общий знаменатель. Тогда – дополнительный множитель для первой дроби, – дополнительный множитель для второй дроби. . | а) Решение: 88|11 33|11 8|2 3|3 4|2 1 2|2 1 – наименьший общий знаменатель. Тогда – дополнительный множитель для первой дроби, – дополнительный множитель для второй дроби. . |
б) Решение: Разложим многочлен на множители: . Тогда – общий знаменатель. Тогда – дополнительный множитель для первой дроби, – дополнительный множитель для второй дроби. . | б) Решение: Разложим многочлен на множители: . Тогда – общий знаменатель. Тогда – дополнительный множитель для первой дроби, – дополнительный множитель для второй дроби. . |
Задание №2. Упростить выражение и вычислить его при заданных значениях переменных:
при Решение: Разложим знаменатель первой дроби на множители: => – наименьший общий знаменатель. . Подставляем: . | при Решение: Разложим знаменатель первой дроби на множители: => – наименьший общий знаменатель. . Подставляем: . |
После проделанной работы ученики обмениваются решениями и проверяют друг у друга.
III. Рефлексивно-оценочная часть. | |
- Какова была цель урока? - Достигли мы ее? - Как мы её достигли? Сформулируйте изученные правила. | - Рассмотреть правила сложения и вычитания алгебраических дробей. - Да. - Чтобы сложить (вычесть) две алгебраические дроби с одинаковыми знаменателями, нужно сложить (вычесть) их числители, а знаменатель оставить без изменений. - Чтобы выполнить сложение (вычитание) алгебраических дробей с разными знаменателями, нужно:
|
Домашнее задание:
Выучите формулировку правила (Глава I, §3,4)
Из учебника: 4.48(в, г), 4.49(в, г), 4.51(а)
4.48
4.49
4.51
Ответы:
4.48
4.49
4.51
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме: "Сложение и вычитание алгебраических дробей с разными знаменателями" (Учебник Мордкович А.Г. 8 класс)
Подробный конспект урока по методике системно-деятельностного подхода....
Конспект урока по алгебре для 8 класса. Сложение и вычитание алгебраических дробей с разными знаменателями.
Цели урока:- закрепить правила сложения и вычитания алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями;- ...
Конспект урока по теме "Сложение и вычитание алгебраических дробей"
Конспект урока по алгебре 7 класс по учебнику Алимова Ш.А. Урок изучения нового материала.Основная цель - учить складывать и вычитать дроби....
План-конспект урока математики "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"
План-конспект урока математики«Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями» с применением ЭОРУрок «открытия» нового знания...
Конспект урока и технологическая карта "Сложение и вычитание алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями" 8 класс
Конспект урока...
Алгебраические дроби. Сокращение алгебраических дробей.Сложение и вычитание алгебраических дробей .
Данный материал был разработан в помощь ученикам 7 класса для самостоятельного узучения темы "Алгебраические дроби". Его можно использовать для дистанционнор работы с учащимися....
Конспект урока по алгебре 8 класс по теме Сложение и вычитание алгебраических дробей
Конспект урока по алгебре 8 класс по теме Сложение и вычитание алгебраических дробей. Планируемые результаты: (знания, умения, представления):формулировать основное свойство алгебраической дроби ...