Метод проектов на уроках английского языка как условие развития личности ученика.
статья по английскому языку на тему
В статье автор рассматривает проектную технологию как один из возможных ресурсов для достижения результатов обучения в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_konferentsiyu.docx | 28.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод проектов на уроках английского языка
как условие развития личности ученика.
Агапова Л. В.,
учитель английского языка
МБОУ СОШ №19, г. Муром
В условиях динамики общественных процессов всё более актуальной становится задача формирования личности, способной не просто адаптироваться в обществе, но и стать конкурентоспособной, умеющей преобразовывать окружающий мир и себя саму.
В федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения отмечается, что конкурентоспособность личности определяется сегодня, в первую очередь, метапредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности по решению задач и проблем, готовности к самосовершенствованию, самовоспитанию и саморазвитию.
Воспитание социально и профессионально активной личности требует от педагогов современной школы применения совершенно новых методов, приемов и форм работы, которые индивидуализируют процесс обучения, создают условия для развития личности каждого ученика.
Многолетний опыт работы учителем английского языка привел меня к пониманию того, что среди разнообразных современных педагогических технологий наиболее эффективным в достижении планируемых результатов обучения является метод проектов.
Исследователи по-разному объясняют значение словосочетания «метод проектов». Так, Дьюи трактует метод проектов «как способ обучения через делание». Е.Карпов определяет метод проектов как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимся новых знаний в связи с реальной жизненной практикой. Е.С. Палат определяет метод проектов как определенным образом организованную поисковую деятельность учащихся, которая выходит на конкретный результат, оформленный в виде практического выхода.
Проект в моем понимании, есть не что иное, как результат обучения. В то время как проектная методика – это способ достижениия этого результата.
Я отдаю предпочтение этому методу по ряду причин:
- Его можно использовать в работе на разных этапах обучения по разным УМК, сохраняя при этом методическую концепцию авторов программ и учебников.
- Метод проектов создает условия для самостоятельности каждого ученика, для максимального раскрытия его субъектного опыта, его творческих способностей и возможностей.
- Метод проектов способствует формированию целостной системы универсальных учебных действий в младших классах и стимулирует учащихся среднего и старшего звена к использованию разнообразных способов учебной работы, всех видов мышления и интеллектуальной деятельности.
- При защите проекта, каждый учащийся чувствует свою значимость, это дает ему возможность самоутвердиться, что важно для любого школьника, особенно подростка.
- Метод направлен на формирование гражданской позиции, осознание и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяет сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
- Каждый ученик имеет право рассчитывать на успех, что является основным условием активизации его познавательной деятельности, и, в целом, учебной мотивации.
- Этот метод гуманистический. Он обеспечивает не только успешное развитие коммуникативной компетенции и усвоение материала, но и воспитывает умение работать в команде.
- Проекты сплачивают детей, развивают ответственность за совместную работу и личный результат.
В своей работе я использую разные виды проектов: игровые, информационные и исследовательские. По своему предметному содержанию проекты, как правило, носят интегрированный характер.
Чтобы учащимся было интересно работать над проектом, я предлагаю интересные и значимые для них темы. В практике моей работы есть проекты, созданные учащимися по темам:“An ideal state “,” East or west – home is best”, “My birthday”, Let’s organize Hаlloween”. Практическим результатом работы может быть созданный учащимися журнал, альбом, проспект, сценарий праздника.
Остановлюсь на одном из проектов, выполненных учащимися и методике его подготовки и защиты. Это проект журнала «Is it easy to be young», которым мы закончили тему «Проблемы молодежи» по учебнику Кузовлева в 10 классе. Вопросы, рассматриваемые на уроках, действительно заинтересовали ребят, ведь у каждого из них оказались похожие проблемы. Вопросы посыпались один за другим. И тогда я сама предложила создать журнал для подростков. Ребята уже делали проекты, но журнал должен соответствовать определенным требованиям: яркий, красочный, он должен содержать интересные статьи, письма, ответы на интересующие подростков вопросы и т. д. Начался подготовительный этап. Ребята выделили проблемы, предложили свои вопросы для обсуждения, определили цели проекта.
В соответствии с этим я обдумала планы дальнейшего моего участия с целью помочь ребятам, учитывая их возможности и интересы, запланировала педагогические ситуации участия каждого в проекте. Мне понадобилась целая структура уроков для отработки необходимой лексики, грамматических явлений, разъяснения трудных понятий, обсуждения источников получения информации.
Далее наступает этап планирования работы над проектом. Учащиеся делятся на группы, чаще просят это сделать по моему усмотрению. Группы всегда разноуровневые. Лидером назначаю не обязательно самого успешного ученика. Чаще всего это ученик, который может организовать других, распределить обязанности, спросить отчет о проделанной работе, т. е. ответственно подойти к делу. Ребята сами распределяют задания среди членов группы, выбирают долю и участие каждого в подборе информации, определяют проблему, по которой работают. Так вырисовывается дерево проблем.
Каждой проблеме было посвящено 1 – 2 урока, в ходе которых ребята закрепляли лексику и выдвигали их собственные взгляды на решение (гипотезы). Они уже видели, какой информации им не хватает. Оказалось, что ребята имеют представление о том, как должен выглядеть журнал, поэтому сразу же определили, какая информация им будет нужна. Необходимо было взять интервью, чтобы узнать отношения к проблемам подростков как молодого, так и старшего поколения, изучить статистику по России, привести примеры из своей собственной жизни. Ребята сами распределили задачи между членами группы. Одним было поручено искать материал на русском и английском языках, другим - провести опрос среди сверстников и взрослых, определить предварительный список вопросов, которые будут задавать.
На следующем этапе шла обработка всей имеющейся и собранной информации. Уроки включали в себя дискуссии о иерархии проблем и просто обсуждение полученных результатов. Здесь же шло развитие навыков диалогической и монологической речи. Ребята переводили информацию с русского на английский, составляли схемы, заполняли таблицы, другими словами, систематизировали и собранную информацию, и свои знания. Конечно же, получали оценки. На этом этапе моя роль заключалась в том, чтобы руководить процессом общения, указывать на ошибки, управлять спором, помогать при необходимости с переводом. На этом же этапе участники проекта распределяют задачи, кто, чем будет заниматься в оформлении журнала. Это делают уже зарекомендовавшие себя лидеры в каждой группе. И совершенно не обязательно, что лидер – это лучший учащийся в группе. Так заканчивается третий этап. Его можно назвать – систематизация информации и знаний.
Следующий этап – оформление самого журнала. И снова распределение ролей, теперь уже журналистов. Появляются свои редакторы, художники, дизайнеры, и т.д. У каждого – своя роль. Учащиеся проявляют свои творческие способности, раскрываются с иной стороны. Само оформление проходит вне урока.
Презентацию журнала можно не выделять как этап. Роль презентации играет обобщающий урок, где ребята не только презентуют свою работу, но и оценивают роль каждого участника проекта по степени участия. Учителю остается сравнить свои наблюдения с оценкой группы.
Приведу еще один подход работы над проектом «Environmental health perspectives», выполненный учащимися 11 класса. Цель данного проекта -установить причинно – следственные связи грозящей планете катастрофы и необходимости борьбы с ней.
Чтобы достичь этой цели, я предложила учащимся множество разнообразных заданий, которые имели словесное, графическое, иллюстрированное, и другие виды решения. Среди них: провести опрос, взять интервью, нарисовать и схему причинно-следственных связей, написать статью, составить диаграмму, найти статистические данные, перевести их с русского на английский, составить карту экологически опасных районов Земли, изучить растения, занесенные в Красную книгу Владимирской области, трансформировать материал опорных текстов на экологию города Мурома и т.д. Фактически, каждое задание – это своего рода проект, который включает в себя приемы умственной деятельности, самостоятельности мышления, направленные на организацию восприятия учебного материала, наблюдения, запоминания, создание образов, выделение закономерностей и т д. На базе таких заданий формируются индивидуальные способы проработки учебного материала, которые, закрепляясь, превращаются в познавательные УУД. Они составляют основное содержание учения как индивидуальной деятельности. А так как ученик совершает самоценную образовательную деятельность, он саморазвивается, самовыражается как личность, что имеет огромное значение в повышении его самооценки.
Следует отметить, что работа над проектом проводится не только в рамках урока. Она является частью внеурочной исследовательской работы, в результате которой нередко формируется мотивационная готовность к глубокому самостоятельному изучению какой-то определенной темы, что нередко становится стимулом в выборе будущей профессии.
Схем и подходов к проектной деятельности может быть много, а суть одна: в ходе работы над проектом происходит развитие способностей учащихся к проектированию собственной учебной деятельности, построению собственной траектории образования. Выбранные темы способствуют не просто совершенствованию навыков владения иностранным языком, но и несут большой воспитательный потенциал для формирования шкалы ценностных ориентиров школьника, готовности к жизненному, личностному, профессиональному самоопределению, а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.
Литература:
- Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. М.: Дрофа, 2003.
- Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. №1. с. 4-11.
- Ратина Н.Ф. Проектная деятельность во внеклассной работе // Иностранные языки в школе. 2009. №4. с. 55-60.
- Шатько О.А. Метод проектов на уроках английского языка. // Иностранные языки в школе. 2010. №1. с. 32-35.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речевых навыков и творческих способностей учеников через метод проектов на уроках английского языка
Обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность"...
Доклад по теме: «Дифференциация обучения на уроках физики как условие развития личности школьника » 16.04.14г
Цели дифференцированного обучения:для 1-й группы учащихся:Пробудить интерес к предмету путем использования посильных задач, учебных программных средств, позволяющих ученику работать в соответствии с е...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках словесности как условие развития личности школьников
Приоритетной целью современного российского образования в связи с введением ФГОС становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и разви...
Развитие иноязычной коммуникативной компетенции посредством метода проектов на уроках английского языка.
Статья о необходимости использования метода проекстов на уроке английского языка.Особую популярность в последнее время приобретает метод проектов в старших классах. Учитель при данном методе обучения ...
Метод проектов на уроках биологии как условие развития познавательной активности.
Метод проектов на уроках биологии как условие развития познавательной активности....
Проектно-исследовательская деятельность как одно из условий развития личности ученика на уроках технологии и во внеурочной деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование ...
Презентация по теме «Метод проектов на уроках английского языка как способ развития творческой активности учащихся».
Презентация по теме «Метод проектов на уроках английского языка как способ развития творческой активности учащихся»....