Методическая статья "Как сделать обучение математике интересным?"
статья по алгебре
Для выполнения поставленных целей нужны новые педагогические технологии, методы и приемы. В своей статье, я хочу поделиться элементами технологий, методов и приемов, которые я использую на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
med._statya.docx | 25.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Как сделать обучение математике интересным?
Основной целью современного математического образования в школе в свете требования ФГОС основного общего образования становится освоение учащимися системы математических знаний, необходимых для изучения смежных дисциплин и практической деятельности человека. Учитель должен помочь в формирование представлений о значимости математике в современном обществе, умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах и в жизни. Важный вопрос, который волнует педагогов – как сделать уроки математики интересными, нескучными и запоминающимися?
Для выполнения поставленных целей нужны новые педагогические технологии, методы и приемы. В своей статье, я хочу поделиться элементами технологий, методов и приемов, которые я использую на уроках.
Проблемная технология.
В условиях современного общества предъявляются все более высокие требования к ученику как к личности, способной самостоятельно решать проблемы разного уровня. Возникает необходимость формирования у детей активной жизненной позиции, устойчивой мотивации к образованию и самообразованию, критичности мышления.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
При использовании данной технологии опираюсь на основные положения теории проблемного обучения (М. И. Махмутов). Придерживаюсь особенностей создания проблемных ситуаций, требований к формулировке проблемных вопросов, т. к. вопрос становится проблемным при определенных условиях: он должен содержать в себе познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного; вызывать удивление при сопоставлении нового с ранее известным, неудовлетворенность имеющимися знаниями и умениями.
Проблемная ситуация может создаваться, когда обнаруживается несоответствие имеющихся знаний и умений действительному положению вещей. Чтобы учащиеся обнаружили это несоответствие, учитель просит учеников вспомнить известную формулировку понятия, правила, а затем предлагает для анализа такие специально подобранные факты, при анализе которых возникает затруднение.
Проблемная ситуация создается, когда детям предлагается вопрос, требующий самостоятельного сопоставления ряда изученных фактов или явлений, и высказывания собственных суждений и выводов, или дается специальное задание для самостоятельного решения. В процессе такого эвристического поиска возникает и поддерживается устойчивое внимание.
Пример 1: «Неравенство треугольника»
Создание проблемной ситуации на уроке «Геометрии 7 класс» «Возможно ли построить с помощью циркуля и линейки треугольник со сторонами 2 см, 5 см и 9 см?»
Пример 2: «Теорема Пифагора» - 8 класс
Создание проблемы в начале урока.
Сегодня на уроке вам понадобится, наблюдательность, внимание, скорость, взаимопонимание и хорошее настроение.
Учитель: В коробочке имеется три предмета; штанишки, кукла - невеста и украшение.
Вопрос: Как связаны эти предметы, что их объединяет?
Попробуем на этот вопрос ответить в конце урока. Во время урока говорится о том, что «пифагоровы штаны на все стороны равны», Иоганн Кеплер писал: «…Геометрия владеет двумя сокровищами – теоремой Пифагора и золотым сечением, и теорему можно сравнить с мерой золота». В некоторых списках «Начал» Евклида теорема Пифагора называлась теоремой Нимфы, «теорема – бабочка», по-видимому из-за сходства чертежа с бабочкой, поскольку словом «нимфа» греки называли бабочек. Нимфами греки называли еще и невест, а также некоторых богинь.
При переводе с греческого арабский переводчик, вероятно, не обратил внимания на чертеж и перевел слово «нимфа» не как «бабочка», а как «невеста». Так и появилось ласковое название знаменитой теоремы – «Теорема Невесты». В конце урока дети дают ответ.
Пример 2. «Нахождение дроби от числа» - 6 класс.
1) Решим задачу: «Огород занимает 6 ар земляного участка. На 1/3 огорода посажен картофель. Какую часть всего земляного участка занимает картофель?» Можем ли мы решить задачу? Как?
2) Охарактеризуйте задачу. Отойдем от огорода и картофеля, перейдем к величинам. Что нам известно? [целое]. Что нужно найти? [часть]
3) Возьмем ту же задачу, но изменим значения одной величины: «Огород занимает 4/5 земельного участка. На 2/3 огорода посажен картофель. Какую часть всего земельного участка занимает картофель?» Изменился ли математический смысл задачи? [нет]. Значит, опять известно целое, а ищем часть. Влияет ли замена 6 на 4/5 на решение? Можно ли решить? [нет].
4) Что за ситуацию мы получили?
[Обе задачи на нахождение части от числа. Но одну мы можем решить зная определенные дроби, понятие числителя и знаменателя, а вторую не можем].Проблема: не знаем общего правила нахождения дроби от числа. Нужно вывести это правило.
Метапредметная технология.
Метапредметный подход – подход к образованию, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальный способы действий, с помощью которых он сможет сам добывать информацию.
Обучение математике, как правило, сводится к тому, что ребенка знакомят с определениями, правилами и формулами. Он решает типовые задачки, суть которых в том, чтобы в нужном месте применить нужный алгоритм. Развитие мышления происходит только у небольшой части детей, обладающих задатками для изучения математики. Большая же часть учеников просто заучивает формулировки и алгоритмы действий. При этом развивается память, но не мышление. Использование метапредметной технологии в преподавании математики дает возможность развивать мышления у всех учеников. Суть такого подхода заключается в создании учителем особых условий, в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя найти решение задачи. При этом педагог объясняет ребятам понимание сути задачи, построение эффективных моделей. Ученики могут выдвигать способы решения зачастую методом проб и ошибок.
Пример 1. Метапредметная проблемная ситуация на уроке по теме «Окружность. Длина окружности».
В качестве домашнего задания предлагается начертить несколько окружностей разного радиуса и ниткой измерить длину окружности и найти отношение длину окружности к ее диаметру. У детей эта ситуация вызывает удивление, т.к. отношение длины окружности к ее диаметру есть число постоянное, равное числу π.
Пример 2. В день необходимо потреблять следующее количество продуктов от ежедневного количества калорий: овощи и фрукты – 30 %; хлеб, крупы и картофель - 30 %; мясные и рыбные продукты – 15 %; молочные продукты – 15 %; жирная и сладкая пища – 10 %.
Используя таблицу калорийности продуктов, составьте меню из данных блюд, наиболее подходящее для вашей группы на день (5 приемов пищи).
Таблица «Калорийности продуктов»
Наименование продукта | калорийность | Наименование продукта | калорийность |
Яблоко 1 шт. | 50,3 | Жареный картофель 1 п. | 338,2 |
Банан 1 шт. | 89,2 | Картофельное пюре 1 п. | 161,5 |
Морковь 1 шт. | 13,6 | Белый хлеб 100гр. | 82 |
Свекла 1 шт. | 49,1 | Черный хлеб 100 гр. | 55,5 |
Помидор 1шт. | 17,2 | Рис 1 п. | 300 |
Апельсин 1шт. | 88,6 | Гречка 1 п. | 334,1 |
Курица жаренная 1 п. | 390,3 | Йогурт 1 стакан | 360,9 |
Рыба запеченная 1 п. | 210,9 | Молоко 1 ст. | 260,2 |
Котлеты 1 шт. | 115,8 | Кефир 1 ст. | 100,8 |
Сосиски вареные 1 шт. | 186,1 | Ряженка 1 ст. | 120,1 |
Суп 1 п. | 126,2 | Сок 250 мл. | 150,4 |
Чипсы 100гр. | 510,5 | Сыр 100 гр. | 110,6 |
Шоколад молочный 100 гр. | 557 | Творог 100 гр. | 111,34 |
Шоколад горький 100 гр. | 490 | Мороженное 1 шт. | 220,98 |
Как вы считаете, то, что ты ешь каждый день, является полезным для здоровья?
Опыт использования таких задач на уроках математики показал, что это способствует повышению мотивации, а также формированию у учащихся умений самостоятельно определять цели и пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемым результатом, организовывать коммуникации и учебное сотрудничество в группе и в парах, которые являются актуальными метапредметными умениями.
Прикладная направленность обучения математике.
Прикладная направленность обучения математике состоит в использовании межпредметных связей, что вносит элемент занимательности в учебный процесс, вызывает интерес к математике. Интерес – один из инструментов, побуждающий учащихся к более глубокому познанию предмета, развивающий их способности.
Пример 1: «Действия с рациональными числами» - 6 класс
Решим задачу: «Весной сотни рек и речушек несут свои воды в Байкал. Сколько же их всего. Более 100 лет назад, в 1886 году, Ян Черский привел число 336. Однако благодаря постоянно работающим экспедициям это число было уточнено и оказалось, что их не 336, а…. Сколько рек впадает в озеро Байкал, узнает тот, кто правильно выполнит следующие действия:
((3 ½-8)+(-3,42-5,68))*(-40)=
Ответ: 544. Это число назвал Бояркин в 1964 году.
Пример 2: «Объемы фигур» -11 класс
Решить задачу: «Сыроделы считают, что при равном объеме сыры шаровой формы лучше сохраняют свои вкусовые качества, чем сыры формы цилиндра, прямоугольного параллелепипеда. Почему?»
Учитель: Выполнить анализ и ответим на вопрос: как может качество сыра зависеть от его формы?
Ответ: Первоначальные вкусовые качества сыра не зависят от формы. Возможно позже как-то вкусовые качества меняются, причем у сыров разной формы по разному. Вкусовые качества меняются в результате испарения и, возможно, окисления. Из курса физики и химии мы знаем, что процессы испарения и окисления зависят от площади поверхности тел.
Учитель: Какова математическая модель данной практической задачи? Чтобы ответить на этот вопрос эту задачу можно сформулировать на языке математике: сравнить площади поверхностей прямоугольного параллелепипеда, цилиндра и шара, у которых одинаковые объемы.
А) s=6(2- площадь куба
Б) s=6π(2-площадь цилиндра
В)s=4π(2-площадь шара
Ответ: S параллелеппиде>S цилиндра>S шара; вкусовые качества сыра шарообразной формы сохраняются лучше, чем сыров другой формы.
Интерес возникает там, где учителю удаётся заразить своей эмоциональностью, подобранным дидактическим материалом и умением его преподнести. Поэтому девизом моей работы в результате 25- летней педагогической деятельности стали слова:
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Вовлеки – и я пойму»
Моя педагогическая задача – помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью; помочь ему найти своё индивидуальное место в жизни, а предмет «математика» сделать увлекательным и интересным.
Литература:
- Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации тематического контроля на уроках. М.Е.Козина, О.М.Фадеева. Издательство «Учитель» -2006 г.
- Математика 5-9 классы. Проблемное и игровое обучение. Л.Р. Шафутулина. Издательство «Учитель» -2013г.
- Как сделать обучение математики интересным. Г.И. Саранцев. М: Просвещение, 2011 г.
- Приложение к газете «Первое сентября», «Математика»- 1999 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Как сделать обучение учащихся эффективным и качественным"
Экскурсионная деятельность с учащимися в каникулярное время, усиливает интерес к предмету....
Научно – методическая разработка по теме: «Методика изучения темы: «Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве» в процессе обучения математике в профильных классах» Автор: учитель математики МОУ СОШ №2 г. Мглина Матвеенко В.Н.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПОЛЕЗНА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ . АПРОГРАММЫ ПОЛЕЗНЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ С 4 ЧАСАММ МАТЕМАТИКИ В НЕДЕЛЮ...
Методическая разработка. Технология обучения математике учащихся 5-6 классов в рамках УМК "Математика. Сферы"
В данной методической разработке рассматривается технология использования всех средств УМК "Математика. Сферы". Особое внимание уделяется конструированию урока и контрольно-оценочной системе. Данная р...
Фрагмент методического пособия «Проблема обучения математике в профильных классах на примере темы «Логарифмические уравнения».
Анализ стандартов среднего (полного) общего образования по математике базового и профильного уровней Сравнивая стандарты базового и профильного уровней, следует отметить, что различия содержания,...
Методические рекомендации "Исследовательская деятельность на уроках математики как основа компетентностного подхода в обучении математике
Новые федеральные государственные образовательные стандарты, отвечая требованиям времени, смещают акцент со знаниевого компонента на формирование у обучающегося личностных качеств созидателя и т...
Выступление на районном методическом объединении учителей математики. Использование ЭОР «ЯКласс» в процессе обучения математике.
Использование ЭОР «ЯКласс» в процессе обучения математике как средство повышения качества образования и мотивации учащихся...
Методическая памятка: "Эффективный урок: как сделать обучение интересным и увлекательным"
В методической памятке “Эффективный урок: как сделать обучение интересным и увлекательным” описываются методы и подходы для повышения эффективности учебного процесса. Памятка содержит реко...