Рабочая программа Основы финансовой грамотности 5-9 класс
календарно-тематическое планирование по алгебре (5 класс)

Бондаренко Любовь Владимировна

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Администрация Обливского района

МБОУ «Леоновская СОШ»

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО


УТВЕРЖДЕНО

Директор

Чернышкова Н.П.        Алсаева С.А.

Протокол №1 от "22" 08 22 г.


Приказ №249

от "22" 08 22 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Основы финансовой грамотности»

для  5-9 класса основного общего образования на 2022-23 учебный год

Составитель: Бондаренко Любовь Владимировна

Учитель математики

                                                                                                                               Высшая категория

                                                                           х.Леонов 2022            

                                                                              ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

              Программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»   разработана на основе:

  • Требований  ФГОС ООО;
  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189);
  • Учебного плана МБОУ «Леоновская СОШ» на 2022-2023 учебный год;
  • Годового учебного календарного графика МБОУ «Леоновская СОШ»  на 2022-2023 учебный год;
  • Положения о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов модулей   МБОУ «Леоновская СОШ»;
  • Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021г. №287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
  • Учебной программы для общеобразовательных учреждений.  Финансовая грамотность.5.6,7. 8-9 классы. Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И. В. Вита-Пресс 2017 год;
  • Учебного курса «Финансовая грамотность» Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова.

     Основой программы «Основы финансовой грамотности»  выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

   При реализации программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов математики, истории, обществознания, литературы, географии и т д.

   В условиях партнерского общения обучающихся  и педагогов открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим делом. Курс также включает способы различных вычислений с помощью ИКТ.

Актуальность программы.

«…надо создавать по-настоящему массовый класс инвесторов. Люди, даже со скромными накоплениями, должны получить возможность приумножать их, вкладывая в различные отрасли национальной экономики».

В.В.Путин

 Президент Российской Федерации

 «Нужно продолжать общую работу по улучшению финансовой грамотности наших людей, формировать в целом позитивное отношение и к финансовым институтам, и к тем процедурам, которые существуют».

Д.А. Медведев

Премьер-министр Российской федерации,

   Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты все плотнее входят в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.. Сегодня ребёнок готов учиться самому современному и необходимому. Учиться сам и учить своих родителей. Научив ребёнка азам финансовой грамотности, можно  действительно сделать  первый шаг к массовому финансовому образованию. Назначение данной программы состоит в том, чтобы обеспечить доступность, эффективность, практическую направленность финансово-экономического образования учащихся.

               Цели и задачи курса

  • Формирование базового уровня экономической грамотности, необходимого для ориентации и социальной адаптации учащихся к происходящим изменениям в жизни современного общества, а также для профессиональной ориентации выпускников.
  • Формирование культуры экономического мышления: выработка адекватных представлений о сути экономических явлений и их взаимосвязи, умения выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам, обретение опыта анализа конкретных экономических ситуаций.
  • Выработка практических навыков принятия ответственных экономических решений как в личной, так и в общественной жизни.
  • Формирование способности к саморазвитию, самообразованию, воспитание у учащихся инициативы и активности, самостоятельности в принятии решений.

Организация образовательного процесса

Представленная программа  базируется на современных принципах и подходах к экономическому образованию школьников.

       Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

            Принципы функционирования программы

1. Принцип продуктивности - дети и взрослые в процессе взаимоотношений производят совместный продукт, при этом учитываются достижения самого ребенка с его интересами, чувствами, опытом и произведенным продуктом.

2. Принцип культуросообразности - ориентация на культурные, духовные, нравственные ценности, имеющие национальное и общечеловеческое значение.

3. Принцип творческо-практической деятельности - вариативность в рамках канона.

4. Принцип коллективности - воспитание у детей социально - значимых качеств, развитие их как членов общества.

Возраст занимающихся: 13-16 лет.

Группа- разновозрастная, состоящие из учащихся примерно разного уровня подготовки.

                                                                             Место предмета в учебном плане.

 Согласно учебному плану (недельному) МБОУ «Леоновская СОШ» на 2022-2023 учебный год для основного общего образования. В соответствии с его обязательной частью, и модели внеурочной деятельности программа для 5-9 классов предусматривает обучение финансовой грамотности в объёме 1 часа в неделю, 35 часов в год (35 учебных недель).

   В связи с тем, что 1 урок выпадает на нерабочий праздничный день:  9 мая,  программа будет выполнена в полном объеме за 34 часа в год за счет уменьшения часов на повторение в конце учебного года.                                 

       

                                                               

                                       СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА, МОДУЛЯ

РАЗДЕЛ 1. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ СЕМЬИ.

Деньги.

Люди обмениваются товарами и услугами. Прямой обмен неудобен из-за несовпадения интересов и определения ценности. Товарные деньги обслуживают обмен, но имеют собственную ценность. Драгоценные металлы и монеты из них являются товарными деньгами. Металлические монеты сложно изготавливать и опасно перевозить. Бумажные деньги являются символическими деньгами. Безналичные деньги представляют собой информацию. Денежной системой страны управляет центральный банк.

                        Основные понятия

Деньги. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги. Гознак. Центральный банк. Банки. Фальшивые деньги.

     

 Доходы семьи.

Доходами семьи являются: заработная плата, доходы от владения собственностью, социальные выплаты и заёмные средства. Размер заработной платы зависит от образования, профессии, квалификации. Владение недвижимостью (квартирой, домом, гаражом, участком земли) может приносить арендную плату. Деньги, положенные в банк, приносят проценты. Владельцы акций могут получать дивиденды. Предприниматель получает прибыль. Государство выплачивает пенсии, стипендии, пособия. Банки предоставляют кредиты.

                       Основные понятия

Заработная плата. Собственность. Доходы от собственности. Арендная плата. Проценты. Прибыль. Дивиденды. Социальные выплаты. Материнский капитал. Кредиты.

Расходы семьи.

Семьи тратят деньги на товары и услуги. Расходы можно разделить на три группы: обязательные, желательные и лишние. Коммунальные услуги должны оплачиваться ежемесячно. На крупные покупки деньги можно накопить или занять. Долги надо отдавать в назначенный срок. В разных магазинах цены на одни и те же товары различаются. Расходы можно сократить, выбрав магазин с более низкими ценами или воспользовавшись скидками.

                Основные понятия

Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления. Товары длительного пользования. Услуги. Коммунальные услуги.

 

Семейный бюджет

Доходы и расходы следует планировать. План доходов и расходов называется бюджетом. Превышение доходов над расходами позволяет делать сбережения. Сбережения обычно хранятся в банке. Превышение расходов над доходами сокращает сбережения или приводит к образованию долгов.

                       Основные понятия

Кредит. Проценты по кредиту. Долги. Сбережения. Вклады. Проценты по вкладам.

РАЗДЕЛ 2. РИСКИ ПОТЕРИ ДЕНЕГ И ИМУЩЕСТВА И КАК ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ОТ ЭТОГО ЗАЩИТИТЬСЯ.

 Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов. Расходы,  связанные с рождением детей. Страхование  имущества, здоровья, жизни. Принципы  работы страховой компании.

                    Основные понятия

Аварии.   Болезни.  Несчастные случаи.  Катастрофы. Страхование. Страховая компания.  Страховой полис.

РАЗДЕЛ 3. СЕМЬЯ И ГОСУДАРСТВО: КАК ОНИ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ.

Налоги

Налоги — обязательные  платежи, собираемые государством.  Направления  государственных расходов.  Виды налогов.  Организация сбора налогов.

                  Основные понятия

Налог.  Налоговая инспекция. Подоходный налог.  Налоговая ставка.  Налог на прибыль. Физические лица. Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз.

Социальные пособия

Государство поддерживает некоторые категории людей: инвалидов, стариков, семьи с детьми, безработных.

              Основные понятия

Пособие. Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия. Больничный лист.  Пособие по безработице.

Мини-исследование в группах «Государство — это мы!».

РАЗДЕЛ 4. ФИНАНСОВЫЙ БИЗНЕС: ЧЕМ ОН МОЖЕТ ПОМОЧЬ СЕМЬЕ.

Банковские услуги

Банки принимают вклады и выдают кредиты. Процентная ставка по вкладам зависит от размера вклада и его срока. При прекращении деятельности банка вкладчикам гарантируется возврат средств. Процентная ставка по кредитам выше процентной ставки по вкладам.

                 Основные понятия

Банки. Вклады (депозиты). Процентная ставка. Страхование вкладов. Агентство по страхованию вкладов. Кредит. Залог.

Собственный бизнес

Организация бизнеса. Разработка бизнес-плана. Стартовый капитал. Организации по поддержке малого бизнеса.

                Основные понятия

Бизнес. Малый бизнес. Бизнес-план. Кредит.

Валюта в современном мире

Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом. Процентные ставки по валютным вкладам отличаются от ставок по вкладам в национальной валюте.

            Основные понятия

Валюта. Валютный курс. Обменный пункт. Валютный вклад.

          Итоговая работа в рамках защиты проекта.                          

                     ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО РЕДМЕТА, КУРСА, МОДУЛЯ.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» формируется с учетом рабочей программы воспитания.

Личностными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются:

Познавательные:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллекткарты);

• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

• понимание цели своих действий;

• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

• составление текстов в устной и письменной формах;

• готовность слушать собеседника и вести диалог;

• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются:

• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.

• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.

                   

                                                                                                         

 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Изучаемый раздел

Тема урока

Количество  

часов

Дата изучения

Основные виды деятельности,

виды контроля.

Формы проведения занятий

Электронные (цифровые) образовательные  ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

РАЗДЕЛ 1. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ СЕМЬИ.

10

1

Происхождение денег

1

0

0

06.09

• Объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена.

• Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.

• Перечислять виды денег.

• Приводить примеры товарных денег.

• Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.

• Составлять задачи с денежными расчётами.

• Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.

• Знать, что денежной системой страны управляет центральный банк.

• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег — преступление.

Дискуссия «Роль денег в нашей жизни».

Решение проблемной ситуации «Потребление

Творческая работа «Модель трех капиталов». или инвестиции?»

Мини-проект «Ресурсосбережение - основа финансового благополучия».

https://nsportal.ru

2

Деньги. Источники денежных средств

1

0

0

13.09

https://resh.edu.ru

3

Деньги. Контроль семейных расходов

1

0

1

20.09

Онлайн-урок

dni-fg.ru

4

Доходы  семьи. Построение семейного бюджета

1

0

0

27.09

• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

• Описывать виды заработной платы.

• Сравнивать условия труда совершеннолетних и несовершеннолетних.

• Объяснять, как связаны профессии и образование.

• Объяснять, чем руководствуется человек при выборе профессии.

• Объяснять причины различий в заработной плате.

• Приводить примеры кредитов.

Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов». Решение логических задач «Страхование». 

Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис».

Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни».

 

Практическая работа «Принципы работы страховой компании».

https://resh.edu.ru

5

Доходы семьи. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций.

1

0

0

04.10

/ https://nsportal.ru

6

Расходы семьи. Финансовое планирование, как способ повышения благосостояния

1

0

0

11.10

• Объяснять причины, по которым люди делают покупки.

• Описывать направления расходов семьи.

• Классифицировать виды благ.

• Рассчитывать расходы семьи на условных примерах.

• Сравнивать и оценивать виды рекламы.

• Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке.

• Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги

https://resh.edu.ru

7

Расходы семьи.

1

0

1

18.10

/ https://nsportal.ru

8

Семейный бюджет.

1

0

0

25.10

• Составлять семейный бюджет на условных примерах.

• Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.

• Объяснять причины, по которым люди делают сбережения.

• Описывать формы сбережений.

• Описывать последствия превышения расходов над доходами.

• Сравнивать потребительский и банковский кредиты.

• Объяснять, при каких условиях можно одалживать и занимать

деньги.

Мини-исследование «Налоги».

Аналитическая работа «Виды налогов».

Познавательная беседа «Социальные пособия».

Решение экономических задач «Социальные выплаты».

Проект «Государство – это мы».

https://resh.edu.ru

9

Семейный бюджет.

1

0

0

01.11

/ https://nsportal.ru

10

Ролевая игра.

1

0

0

15.11

https://resh.edu.ru

РАЗДЕЛ 2. РИСКИ ПОТЕРИ ДЕНЕГ И ИМУЩЕСТВА И КАК ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ОТ ЭТОГО ЗАЩИТИТЬСЯ.

6

11

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.

1

0

0

22.11

•Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи (рождение ребёнка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные случаи и т. п.).

•Определять последствия таких событий для бюджета семьи.

•Различать обязательное и добровольное страхование.

•Объяснять, почему существует обязательное страхование.

•Объяснять, почему государство платит заболевшему человеку.

•Сравнивать различные виды страхования.

Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции». Творческое задание «Банковские услуги». Практическая работа «Вклады (депозиты)».

Деловая игра «Кредит. Залог». Составление бизнес-плана «Собственный бизнес».

Ролевая игра «Возможности работы по найму и собственного бизнеса

Разработка бизнес-плана. Решение логических задач «Валюта в современном мире».

Онлайн-урок

dni-fg.ru

12

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.

1

0

1

29.11

https://resh.edu.ru

13

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.

1

0

0

06.12

/ https://nsportal.ru

14

Ролевая игра. «Семейный бюджет»

1

13.12

https://infourok.ru

15

Ролевая игра «Семейный бюджет»

1

0

0

20.12

Онлайн-урок

dni-fg.ru

16

Ролевая игра«Семейный бюджет»

1

0

1

27.12

РАЗДЕЛ 3. СЕМЬЯ И ГОСУДАРСТВО: КАК ОНИ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ.

8

17

Налоги и их роль в жизни семьи

1

0

0

17.01

• Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи (рождение ребёнка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные случаи и т. п.).

• Определять последствия таких событий для бюджета семьи.

• Различать обязательное и добровольное страхование.

• Объяснять, почему существует обязательное страхование.

• Объяснять, почему государство платит заболевшему человеку.

• Сравнивать различные виды страхования.

 

Мини-исследование «Налоги».

Аналитическая работа «Виды налогов».

Познавательная беседа «Социальные пособия».

Решение экономических задач «Социальные выплаты».

https://resh.edu.ru

18

Налоги и их роль в жизни семьи

1

0

0

24.01

/ https://nsportal.ru

19

Налоги и их роль в жизни семьи

1

0

0

31.01

https://resh.edu.ru

20

Социальные пособия Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости

1

0

0

07.02

https://resh.edu.ru

21

Социальные пособия Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости

1

0

0

14.02

https://infourok.ru

22

Социальные пособия

1

0

0

21.02

https://resh.edu.ru

23

Мини-исследование в группах «Государство — это мы!».

1

0

1

28.02

/ https://nsportal.ru

24

Мини-исследование в группах «Государство — это мы!».

1

0

0

07.03

https://infourok.ru

РАЗДЕЛ 4. ФИНАНСОВЫЙ БИЗНЕС: ЧЕМ ОН МОЖЕТ ПОМОЧЬ СЕМЬЕ.

10

25

Банковские услуги. Банки и их роль в жизни семьи

1

0

0

21.03

• Описывать последствия превышения расходов над доходами.

• Сравнивать потребительский и банковский кредиты.

• Объяснять, при каких условиях можно одалживать и занимать

деньги.

Практическая беседа «Виды кредитов».

Познавательная беседа «Что такое кредитная история заемщика?»

Решение экономических задач «Арифметика кредитов». Аналитическая работа «Плюсы моментальных кредитов».

Круглый стол «

https://resh.edu.ru

26

Банковские услуги Банки и их роль в жизни семьи

1

0

0

28.03

Онлайн-урок

dni-fg.ru

27

Банковские услуги

1

0

0

04.04

https://resh.edu.ru

28

Собственный бизнес

1

0

0

11.04

/ https://nsportal.ru

29

Собственный бизнес

1

0

0

18.04

• Знать, что денежной системой страны управляет центральный банк.

• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег — преступление.

пирамиды».

Онлайн-урок

dni-fg.ru

30

Валюта в современном мире.

1

0

0

25.04

Практическая работа

Конкурс на лучший результат в викторине

Подведение итогов курса.  Конкурс «портфолио».

Решение практических задач «Обмен валют». Познавательная беседа «Банковская ячейка и банковский перевод». Круглый стол «Банковские карты: риски и управление ими».

https://resh.edu.ru

31

Валюта в современном мире.

1

0

0

02.05

/ https://nsportal.ru

32

Подготовка к защите проектов.

1

0

0

16.05

https://infourok.ru

33-34

Итоговая работа в рамках защиты проектов.

2

0

1

25.05

30.05

https://resh.edu.ru

Итого

34

0

6

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

«Финансовая грамотность» И,Липсиц, Е.Вигдорчик  5.6,7 классы. Москва 2018г.

«Финансовая грамотность» И,Липсиц, Е.Вигдорчик  8.9 классы. Москва 2018г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

• Авторская программа по финансовой грамотности, 5—7 классы, авторы программы: Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. М.: «ВИТА-ПРЕСС» - 2017.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

https://resh.edu.ru, https://edu.skysmart.ru/ https://nsportal.ru/, https://infourok.ru/, https://multiurok.ru/  Онлайн-уроки dni-fg.ru



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Леоновская средняя общеобразовательная школа»

Внеурочное занятие по основам финансовой грамотности

«Дистанционное управление деньгами»

5-8 класс

                                                              Учитель математики:  Бондаренко Л.В.

                                                 

                                             

                                                                2023г.

Время проведения: 40 минут.

Виды деятельности: рассказ, обсуждение (обмен мнениями), выполнение заданий.

Задачи:

1.  Дать ученикам первоначальные представления о различных видах современных денег.

2.   Познакомить с основными видами дистанционного управления финансами.

3. Учить пользоваться функционалом мобильных банковских приложений.  

4.  Учить детей работать с информацией, анализировать материал, принимать финансовые решения и оценивать свою работу.

5.  Учить детей работать в группе, формулировать и обосновывать своё мнение и позицию.

Методические рекомендации

Методическая разработка рекомендуется для проведения занятия «Дистанционное управление деньгами» в 5-8 классах.  

Технические требования:

Компьютер, проектор, средство просмотра PowerPoint (или PDF).

Этап (содержание)

Примерное время

1

Организационный

5 минут

2

Основной

(Эволюция денег, способы дистанционного управления деньгами, банковские карты, электронные кошельки,)

25 минут

3

Завершающий

( Рефлексия)

10 минут

Сценарий занятия «Дистанционное управление деньгами»

Организационный этап

Учитель:

Здравствуйте, ребята!

Предлагаю вам стать участниками акции «Финансовая грамотность в цифровом мире».

Тема сегодняшнего занятия – Дистанционное управление деньгами.

Как вы думаете, чему будет посвящено занятие? Что значит дистанционно управлять деньгами?

Ответы учащихся.  Обсуждение.

Учитель:

Действительно, управлять деньгами дистанционно – это значит распоряжаться безналичными деньгами с помощью мобильной и Интернет-сети. Вы были правы, когда говорили о банковских картах, сегодня это самый популярный инструмент управления деньгами.

На уроке вы узнаете: как изменялись деньги, какие деньги существуют сейчас, зачем нужны банковские карты. А также вы сможете научиться: безопасно использовать банковскую карту, совершать финансовые операции через онлайн-банк, выбирать подходящие банковские предложения, использовать электронные кошельки.

Основной этап

Учитель:

Для начала давайте вспомним, как изменялись деньги. Когда-то давно люди вынуждены были заниматься натуральным обменом, т. е. обменивать один товар на другой. Это было очень неудобно, потому что требовалось, чтобы совпадали встречные желания. Например, если у вас была соль и вы хотели обменять её на пшеницу, то обмен мог быть возможен только в случае, если обладатель пшеницы хотел обменять её именно на соль, а не на другой товар. Причём покупателю, может быть, и нужна была соль, но не в таких количествах, которое вы хотели обменять на пшеницу.

Такое неудобство было преодолено в результате изобретения денег — одного из важнейших достижений человеческой цивилизации. Деньги выступили универсальным экономическим эквивалентом. С их появлением обмен товарами стал осуществляться по схеме: товар — деньги — товар. За период с момента их изобретения деньги претерпели существенную трансформацию. На сегодняшний день расчёты осуществляются с использованием наличных и безналичных денег, к которым ещё добавились электронные деньги и цифровые деньги. (Слайд 1)

Какими бы ни были деньги, потребность в них сохраняется как в традиционной, так и в цифровой экономике, и эта потребность определяется выполняемыми ими важными функциями:

· универсального средства обмена (платежа) при приобретении товаров (работ или услуг);

· измерения стоимости товаров, работ и услуг;

· сбережения и накопления ценности.

В отличие от традиционных денег цифровые деньги только при определённых условиях могут выполнять указанные функции. Например, цифровые деньги не являются универсальным средством платежа. В разных странах мира устанавливается либо запрет на оплату товаров и услуг цифровыми деньгами, либо нет обязанности принимать их в качестве средства платежа. Они могут приниматься в качестве средства платежа только при одновременном согласии плательщика и получателя денежных средств.

Сегодня многие люди не видят разницу между электронными, безналичными и цифровыми деньгами. Давайте сформулируем, в чём состоит эта разница.( Слайд 2)

Ответы учащихся. Обсуждение.

Учитель:

Предлагаю сформулировать вывод.

 Цифровые деньги, или криптовалюта (от англ. crypto — шифрование, currency — валюта), — это зашифрованный особым образом математический код. Выпуск цифровых денег сегодня основывается на технологии блокчейн (от англ. block — элемент и chain — цепь). она представляет собой сложную децентрализованную базу данных, т. е. не имеющую единого центра. оплата цифровыми деньгами возможна только при взаимном согласии продавца и покупателя и производится путём списания суммы с цифрового кошелька покупателя и её зачисления на цифровой кошелёк продавца.  Под электронными деньгами чаще всего понимаются деньги, которые используются в системах электронных кошельков. А безналичные — это те деньги, которые привязаны к банковскому счёту.  Главным инструментом управления безналичными деньгами является банковская карта.

Карты сочетают в себе множество технологий и являются удобным средством для совершения безналичных расчётов. Преимущественно банки выпускают дебетовые (исключительно личные сбережения) и кредитные (личные сбережения и кредитные средства) карты. Использование пластиковых карт становится всё удобнее благодаря постоянному увеличению количества торговых точек, имеющих платёжные терминалы.

Банковская карта — это персональный платёжный инструмент, открывающий вам доступ к банковскому счёту. Вы можете распоряжаться денежными средствами без непосредственного обращения в банк. В этом состоит её основное удобство в использовании. (Слайд 3)

В последнее время обозначилась тенденция расширения функционала использования банковских карт. Зачем вам несколько карт с разными функциями, если можно всё совместить в одной? Помимо своих основных функций, банковская карта, например, может выполнять и другие:

· транспортная карта для оплаты проезда на транспорте;

· электронный пропуск;

· предоставление скидки владельцу карты при получении услуг и приобретении товаров.

Какие финансовые операции возможно выполнять с использованием банковской карты? (Презентация)

Ответы учащихся.

Учитель:

Вы правильно перечислили основные операции с банковскими картами. Банковская карта имеет ряд преимуществ над наличными деньгами. Тем не менее, некоторые уверены, что традиционные деньги в наличной форме – самый безопасный способ их хранения. Вы согласны с этим высказыванием? Приведите аргументы. (Слайд 4)

Ответы учащихся. Обсуждение.

Учитель:

Для безопасного использования банковских карт необходимо знать о том, как они устроены.

Номер банковской карты обычно состоит из 16 цифр, распределённых на 4 группы по 4 цифры в каждой группе и формируемых по специальному алгоритму:

· первая цифра обозначает принадлежность банковской карты к определённой платёжной системе банковских карт;

· следующие пять цифр позволяют определить банк, выпустивший карту (цифры с 1-й по 6-ю также называют банковским идентификатором); цифры с 7-й по 8-ю несут в себе информацию о программе банковской организации, выпустившей карту;

· цифры с 9-й по 15-ю являются собственно номером банковской карты;

· заключительная, 16-я цифра является проверочным числом.

На оборотной стороне банковской карты есть код CVV (CVC), состоящий из трёх цифр, который может запрашиваться в Интернете при проведении операции по перечислению денежных средств с вашей банковской карты. При этом для расчётов в магазинах и работы в банкомате вы получаете так называемый PIN-код, состоящий из четырёх цифр. А знаете ли вы какая технология сейчас в большинстве банковских операций обеспечивает защиту и как она работает? (Слайд 5)

Ответы учащихся.

Учитель:

Одним из последних достижений защиты расчётов с применением банковских карт выступает технология 3D-Secure, предусматривающая использование при совершении покупок в Интернете. Использование технологии 3D-Secure предусматривает ввод при оплате в Интернете клиентом дополнительного защитного кода, состоящего из 4—6 цифр, который приходит как SMS на мобильный телефон.

Поскольку банковская карта является прямым доступом к вашим деньгам, то при её использовании необходимо соблюдать определённые меры предосторожности. Рекомендуется установить лимит расходования денежных средств по карте, тогда даже если злоумышленники воспользуются ей, то только в рамках определённого лимита. При оплате банковской картой в кафе, магазинах и других местах вам необходимо самостоятельно работать с терминалом оплаты и не передавать карту в руки другим лицам. Сообщить кому-то данные вашей карты — значит отдать ему все ваши деньги.(Слайд 6)

Учитель:

Следующим этапом управления банковской картой необходимо признать связанные с банковской картой мобильные приложения, основанные на технологии NFC (от англ. NearFieldCommunication — ближняя бесконтактная связь). Такая связь обеспечивается в малом радиусе действия, в пределах 10 см. Исходя из этого, расчёты безналичными денежными средствами можно производить путём поднесения мобильного телефона к считывающему устройству. обмен данными происходит практически мгновенно — время соединения составляет менее 1 секунды. Если у вас несколько банковских карт, то, скачав такое мобильное приложение (например, MirPay, ApplePay, GooglePay), вам уже не нужно носить их с собой. Вам нужен только мобильный телефон, и это очень удобно. Наряду с очевидным удобством использования при расчётах технология NFC рассчитана только на проведение платежей и не позволяет в полном объёме управлять безналичными средствами, находящимися на банковском счёте, в отличие от мобильного и интернет- банка.

Предлагаю вам проанализировать свои действия:

Какими формами ДУД вы пользовались?

Какими формами ДУД вы пользуетесь особенно часто? С чем это связано?

Какими формами ДУД пользуются ваши родители?

Ответы учащихся. Обсуждение.

Учитель:

Практически каждый в ХХI в. имеет доступ в Интернет и банковскую карту, что даёт возможность воспользоваться такими сервисами для проведения расчётов, как интернет-банк и мобильный банк. Дистанционное управление банковским счётом стало доступно в любой точке пространства, где есть Интернет, а не только в местах расположения банкоматов и терминалов оплаты.

Отличительным преимуществом технологии мобильного банка по сравнению с технологией интернет-банка является расширение возможностей владельца счёта для дистанционного доступа к управлению безналичными денежными средствами с мобильного устройства. В остальном технология мобильного банка схожа с технологией интернет-банка. основным преимуществом этих технологий является отсутствие посредников при покупке и продаже товаров и услуг.

Посмотрите на схему устройства мобильного банковского приложения. Какие способы управления деньгами вы здесь видите? (Слайд 7)

Ответы учащихся. Обсуждение.

Учитель:

Цифровые технологии не стоят на месте, и тенденция оплаты товаров и услуг без посредников привела к появлению новых систем — электронных кошельков. Под этим термином обычно подразумевают различное программное обеспечение, позволяющее осуществлять операции по хранению, пополнению и перечислению электронных денег. Существуют специализированные отечественные и международные платёжные системы, такие как WebMoney, ЮMoney, PayPal и др.

Как традиционные деньги становятся электронными? При переводе традиционных денег с вашей карты или счёта в банке в такую систему они становятся электронными деньгами. Но в отличие от безналичных денежных средств, хранящихся на банковском счёте и обслуживаемых банками, электронные деньги хранятся в электронном кошельке. Электронный кошелёк может открываться и обслуживаться как банками, так и операторами платёжных систем, которые банками не являются.(Слайд 8 )

Подумайте, в чём преимущества и недостатки использования онлайн-кошельков?

Ответы учащихся. Обсуждение.

Завершающий этап

Учитель: Предлагаю подвести итоги занятия. Продолжите фразы:

На занятии я узнал(а) …

На занятии я научился(ась) …

Это мне обязательно пригодится, когда я …

Учащиеся выполняют задание.

Благодарю за активное участие на занятии.



Предварительный просмотр:

                                  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Леоновская средняя общеобразовательная школа»

       Задачи по формированию

        финансовой   грамотности

                  5-11 класс

                                                              Учитель математики:  Бондаренко Л.В.

                                                 

                                             

                                                                2023г.

   

     Финансовое просвещение и воспитание детей –сравнительно новое направление в педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

   Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

   Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических, географических и социально-экономических границ.

    Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

    Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!

   Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами.

   Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.

    Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

   С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

     Изучение элементов финансовой математики способствует получению грамотных ответов на естественные для большинства вопросы: «Какая финансовая сделка выгоднее?», «Как распорядиться деньгами?», «Какая была цена товара, если сегодня она указана с учетом скидки в 75 %?», «Что такое инфляция?», «Доход в 0,01 % годовых — это много или мало?», «Кредит под 1 % в день — выгодно или нет?» и т. д.

       К настоящему времени детально разработано много моделей современных финансовых вычислений: от самых простых и доступных, например, расчетов кредитных операций и заканчивая более сложными, такими как технология анализа временных рядов.

    Большинство задач, позволяющих познакомить школьников с финансовыми расчетами — это финансовые задачи, использованные в  определённых условиях. Среди них особое место занимают задачи элементарной теории процента. Их применение необходимо  при оценке стоимости финансовой ренты, а также в условиях планирования погашения кредитов, простейших  расчетов на рынке ценных бумаг.    Финансовая математика является достаточно узкой образовательной областью, однако характеризуется высокой практической направленностью.  В центре внимания финансовой математики — параметры и результаты коммерческих и финансовых операций. Однако основы финансовой математики нужны не только менеджерам, предпринимателям и экономистам. Речь идет о финансово-экономической культуре (функциональной грамотности) населения, подразумевающей возможность ориентирования в финансово-экономических ситуациях;  принятие оптимальных решений, касающихся собственных финансов; работу над собственной финансовой устойчивостью и безопасностью; технологию ежедневного финансового планирования.

Задачи:

- сформировать первичные экономические понятия;

- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д.;

- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)

Отмечу ряд трудностей, с которыми пришлось столкнуться: в ходе решения задач: ученикам было сложно аргументировать ответы, недостаточно развиты вычислительные навыки и слабая общая осведомленность о финансах, бюджете семьи и экономики в целом.

Задачи с экономическим содержанием

5-9 классы

Семейный бюджет

  1.  Катя и Алексей задумались, откуда в семье берутся деньги и сколько их. Папа сказал, что зарабатывает в день 1800 рублей, мама – 1400 рублей, пенсия дедушки – 18600 рублей в месяц и пенсия бабушки – 16890 рублей в месяц, стипендия старшего брата 5 125 рублей в месяц.  Помоги ребятам вычислить месячный доход семьи в этом месяце.
  2.  Таня и Артур задумались, откуда в семье берутся деньги и сколько их. Папа сказал, что зарабатывает в день 1900 рублей, мама – 1500 рублей, а пенсия бабушки – 12 090 рублей в месяц. Помоги ребятам вычислить месячный доход семьи в этом месяце.
  3.  Ира и Даша задумались, откуда в семье берутся деньги и сколько их. Папа сказал, что зарабатывает в день 1400 рублей, мама – 1350 рублей, старшая сестра Соня получает стипендию 1300 рублей, а еще есть пенсия дедушки – 18300 рублей  в месяц. Помоги ребятам вычислить месячный доход семьи в этом месяце. Подсказка: не забудь, что в месяце рабочих дней меньше, чем календарных.
  4. Наташа хочет новый ноутбук, который стоит 37.000 рублей,  и родители предложили ей вести учет доходов и расходов семьи, чтобы рассчитать возможность данного приобретения. Записи за месяц таковы:

 – зарплата папы – 45 000 рублей;

 – зарплата мамы – 32 000 рублей;

 – продукты – 22000 рублей;

 – ЖКХ – 5158 рублей;

 – интернет – 399 рублей;

 – проезд – 1570 рублей;

 – пенсия бабушки – 13800 рублей;

 – репетитор по английскому языку – 8 400 рублей;

 – школьные обеды – 3398 рублей;

 – бензин – 7000 рублей;

 – корм собаке - 1300 рублей.

 Сможет ли семья Наташи в этом месяце купить новый ноутбук?

  1. Определите среднедушевой доход семьи Володи за месяц, если папа получает зарплату 63.000 рублей, мама – 28000 рублей, бабушка получает пенсию – 12300 рублей, дочь - студентка – стипендию в размере 2900 рублей.

  1. Тарифы на воду:

Потребление воды

Стоимость 1 м3

Холодная вода

64

Горячая вода

93

Водоотведение

27

 В этом месяце твоя семья израсходовала 11 м3 холодной и 7м3 горячей воды. Сколько нужно заплатить за воду?

  1. 1 киловатт-час электроэнергии стоит 2р 50 коп.. Счетчик электроэнергии 1 февраля показывал 12628 киловатт-часов, а 1 марта показывал 12805 киловатт-часа. Сколько рублей нужно заплатить за электроэнергию за февраль?
  2. На счету твоего мобильного телефона было 87 рублей, а после разговора с другом осталось 39 рублей. Сколько минут длился разговор, если, согласно твоему тарифному плану, 1 минута разговора стоит 2 рубля?
  3. По просьбе дедушки ты отправил 15 SMS-сообщений с поздравлениями на 23 февраля его друзьям. Стоимость одного SMS-сообщения 2 рубля, а на счету у дедушки было 39 рублей.. Хватит ли денег, чтобы поздравить еще пятерых его друзей?
  4.   Бабушка Кати все лето варила варенье и все время посылала внучку в магазин за сахаром по 54 рубля за 1 килограмм. Всего Катя в течение лета принесла бабушке 50 килограммов сахара. Бабушка Олега тоже наварила варенье. Но она еще в конце мая купила целый мешок сахара – сразу 50 килограммов за 2250 рублей. Что выгоднее: купить 50 килограммов сахара оптом (сразу) или в розницу (по 1 килограмму) и насколько?
  5. Интернет-провайдер (компания, оказывающая услуги по подключению к сети Интернет) предлагает           три тарифных плана.

Тарифный план 

Абонентская плата 

Плата за трафик 

План «0»

Нет

2,5 руб. за 1 Мб

План «500»

550 руб. за 500 Мб трафика в месяц

2 руб. за 1 Мб сверх 500 Мб

План «800»

700 руб. за 800 Мб трафика в месяц

1,5 руб. за 1 Мб сверх 800 Мб

Пользователь предполагает, что его трафик составит 600 Мб в месяц и, исходя из этого, выбирает наиболее дешевый тарифный план. Сколько рублей заплатит пользователь за месяц, если его трафик действительно будет равен 600 Мб?

  1. Проездной билет на месяц стоит 1570 рублей, а билет на одну поездку – 50 рублей. Саша купил   проездной билет и сделал за месяц 55 поездок. Сколько рублей он сэкономил?
  2. В этом году Валентина оплатила курс своего лечения в больнице на сумму 130000 рублей  и купила лекарства на сумму 35000 рублей . В прошлом году Валентина зарабатывала 40000 рублей в месяц и уплачивала налог на доходы физических лиц. Сколько Валентина сможет вернуть из бюджета как налоговый вычет на медицинское обслуживание?
  3. В кафе «Море» рядом с домом твой любимый торт стоит 260 рублей, а в кафе «Лето», до которого нужно ехать на автобусе, – 190 рублей. В каком кафе тебе выгоднее купить торт, если билет на автобус стоит 20 рублей? В ответ запишите выгоду.
  4. Через полгода в семье Лены появится братик или сестренка. На семейном совете было решено откладывать каждый месяц по 3350 рублей на покупку посудомоечной машины. Но Лена засомневалась, что посудомоечную машину за 26800 рублей они успеют купить к рождению малыша. Права ли Лена? Если да, то сколько надо откладывать семье каждый месяц?
  5. Семья из трех человек едет из Санкт-Петербурга в Вологду. Можно ехать поездом, а можно — на своей машине. Билет на поезд на одного человека стоит 660 рублей. Автомобиль расходует 8 литров бензина на 100 километров пути, расстояние по шоссе равно 700 км, а цена бензина равна 19,5 рублей за литр. Сколько рублей придется заплатить за наиболее дешевую поездку на троих?
  6.   Месячный доход семьи составляет 60 000 рублей, на расходы уходит   40 000 рублей. Сможет ли семья за 1 год накопить на автомобиль стоимостью от 350 000 рублей?
  7.  Сколько средств в твоей семье уходит на абонентскую плату за домашний телефон в год, полгода и квартал(3 месяца), если за месяц она составляет 325 рублей?

Покупки в магазине.

  1. Футболка стоила 800 рублей. После снижения цены она стала стоить 680 рублей. На сколько процентов была снижена цена на футболку?
  2. Флакон шампуня стоит 160 рублей. Какое наибольшее число флаконов можно купить на 1000 рублей во время распродажи, когда скидка составляет 25% ?
  3. Магазин закупает цветочные горшки по оптовой цене 120 рублей за штуку и продает с наценкой 20%. Какое наибольшее число таких горшков можно купить в этом магазине на 1000 рублей?
  4. Цена на электрический чайник была повышена на 16% и составила 3480 рублей. Сколько рублей стоил чайник до повышения цены?
  5. Розничная цена учебника 180 рублей, она на 20% выше оптовой цены. Какое наибольшее число таких учебников можно купить по оптовой цене на 10 000 рублей?
  6. Пачка сливочного масла стоит 60 рублей. Пенсионерам магазин делает скидку 5%. Сколько рублей заплатит пенсионер за пачку масла?
  7. Мобильный телефон стоил 3500 рублей. Через некоторое время цену на эту модель снизили до 2800 рублей. На сколько процентов была снижена цена?
  8.  В сентябре 1 кг винограда стоил 60 рублей, в октябре виноград подорожал на 25%, а в ноябре еще на 20%. Сколько рублей стоил 1 кг винограда после подорожания в ноябре?
  9. Магазин делает пенсионерам скидку на определенное количество процентов от цены покупки. Пакет кефира стоит в магазине 40 рублей. Пенсионер заплатил за пакет кефира 38 рублей. Сколько процентов составляет скидка для пенсионеров?
  10. Держатели дисконтной карты книжного магазина получают при покупке скидку 5%. Книга стоит 200 рублей. Сколько рублей заплатит держатель дисконтной карты за эту книгу?
  11. Одна таблетка лекарства весит 20 мг и содержит 5% активного вещества. Ребёнку в возрасте до 6 месяцев врач прописывает 1,4 мг активного вещества на каждый килограмм веса в сутки. Сколько таблеток этого лекарства следует дать ребёнку в возрасте четырёх месяцев и весом 5 кг в течение суток?
  12. Товар на распродаже уценили на 45%, при этом он стал стоить 770 р. Сколько рублей стоил товар до распродажи?
  13. Цена на электрический чайник была повышена на 20 % и составила 1440 рублей. Сколько рублей стоил чайник до повышения цены?
  14. Магазин делает пенсионерам скидку. Десяток яиц стоит в магазине 40 рублей, а пенсионер заплатил за них 35 рублей 60 копеек. Сколько процентов составила скидка для пенсионера?
  15. В магазине вся мебель продаётся в разобранном виде. Покупатель может заказать сборку мебели на дому, стоимость которой составляет 15 % от стоимости купленной мебели. Шкаф стоит 3000 рублей. Во сколько рублей обойдётся покупка этого шкафа вместе со сборкой?
  16. Чашка, которая стоила 90 рублей, продаётся с 10%-й скидкой. При покупке 10 таких чашек покупатель отдал кассиру 1000 рублей. Сколько рублей сдачи он должен получить?
  17. Какая сумма (в рублях) будет проставлена в кассовом чеке, если стоимость товара 520 р., и покупатель оплачивает его по дисконтной карте с 5%-ной скидкой?
  18. Брюки дороже рубашки на 20%, а пиджак дороже рубашки на 44%. На сколько процентов пиджак дороже брюк?
  19. В понедельник некоторый товар поступил в продажу по цене 1000 р. В соответствии с принятыми в магазине правилами цена товара в течение недели остается неизменной, а в первый день каждой следующей недели снижается на 20% от предыдущей цены. Сколько рублей будет стоить товар на двенадцатый день после поступления в продажу?
  20. Кисть, которая стоила 240 рублей, продаётся с 25%-й скидкой. При покупке двух таких кистей покупатель отдал кассиру 500 рублей. Сколько рублей сдачи он должен получить?
  21. Спортивный магазин проводит акцию: «Любая футболка по цене 300 рублей. При покупке двух футболок — скидка на вторую 60%». Сколько рублей придётся заплатить за покупку двух футболок?
  22. В течение августа помидоры подешевели на 50%, а затем в течение сентября подорожали на 70%. Какая цена меньше: в начале августа или в конце сентября — и на сколько процентов?
  23. В период распродажи магазин снижал цены дважды: в первый раз на 30%, во второй — на 45%. Сколько рублей стал стоить чайник после второго снижения цен, если до начала распродажи он стоил 1400 р.?
  24. После уценки телевизора его новая цена составила 0,52 старой. На сколько процентов уменьшилась цена телевизора в результате уценки?
  25. Магазин детских товаров закупает погремушку по оптовой цене 260 рублей за одну штуку и продаёт с 40-процентной наценкой. Сколько будут стоить 3 такие погремушки, купленные в этом магазине?

Налоги

  1. (транспортный налог)

                    Таблица ставок на «одну лошадку» транспортного налога в рублях в зависимости от мощности                                авто

71-100

101-150

151-200

201-250

Больше 250

5

7

40,1

60

120,1

Вячеслав в прошлом году приобрел автомобиль с двигателем мощностью 145 лошадиных сил.           Определи сумму транспортного налога.

  1. (земельный налог)   Год назад ваша семья купила земельный участок. По кадастровой стоимости он оценивается в сумму 2600000 рублей. При этом ставка налога составляет 0,25% от кадастровой стоимости. Определи сумму земельного налога.
  2. (налог на выигрыш в лотерею)

 Катя приобрела билет «Столото» и выиграла 523600 рублей. Рассчитай, какую сумму налога должна заплатить Кира. Какую сумму выигрыша она получит на руки?

  1. (налог на призы в рекламных акциях) В ноябре прошлого года Инна приобрела утюг в магазине «Электрон». В декабре прошлого года среди своих покупателей «Электрон» провел розыгрыш холодильника, победителем которого стала Инна. Стоимость холодильника составляет 24300 рублей. Какой налог должна заплатить Инна?
  2. НДФЛ для резидентов)

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в РФ составляет 13% от начисленной заработной платы. Сколько рублей получает работник после уплаты НДФЛ, если начисленная заработная плата составляет 20 000 рублей?

  1. (НДФЛ для нерезидентов)

 Алим приехал из Узбекистана и работает в магазине «Вещи для дома». Его зарплата 28790 рублей в месяц. Рассчитай, какой налог Алим платит ежемесячно.

  1. Налог на доходы составляет 13% от заработной платы. Заработная плата Ивана Кузьмича равна 12 500 рублей. Сколько рублей он получит после вычета налога на доходы?
  2. (НДФЛ)

Зарплата твоего папы составляла с января по июнь прошлого года 50000 рублей в месяц. Потом его повысили в должности, и с июля по декабрь папа получал зарплату 65000 рублей в месяц. Определи сумму его подоходного налога за прошлый год.

  1. Налог на доходы составляет 13% от заработной платы. После удержания налога на доходы Валентина Николаевна получила 9570 рублей. Сколько рублей составляет заработная плата Валентины Никоаевны?
  2. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в РФ составляет 13% от начисленной заработной платы. Сколько рублей получает работник после уплаты НДФЛ, если начисленная заработная плата составляет 20 000 рублей?

                                                       Вклады, кредиты

  1. Сберегательный банк начисляет на срочный вклад 20% годовых. Вкладчик положил на счет 800 р. Какая сумма будет на этом счете через год, если никаких операций со счетом проводиться не будет?
  2. На счет в банке, доход по которому составляет 15% годовых, внесли 24 тыс. р. Сколько тысяч рублей будет на этом счете через год, если никаких операций со счетом проводиться не будет?
  3. На счет в банке, доход по которому составляет 20% годовых, внесли 50 тыс. р. Сколько тысяч рублей будет на этом счете через год, если никаких операций со счетом проводиться не будет?
  4. На счет в банке, доход по которому составляет 20% годовых, внесли некоторую сумму. Сколько тысяч рублей внесли на этот счет, если через год на счету было 60 500 руб. (никаких операций со счетом не проводилось)?
  5. На счет в банке, доход по которому составляет 7% годовых, внесли некоторую сумму. Сколько тысяч рублей внесли на этот счет, если через год на счету было 44 940 руб. (никаких операций со счетом не проводилось)?
  6. Клиент взял в банке кредит 12 000 рублей на год под 16%. Он должен погашать кредит, внося в банк ежемесячно одинаковую сумму денег, с тем чтобы через год выплатить всю сумму, взятую в кредит, вместе с процентами. Сколько рублей он должен вносить в банк ежемесячно?
  7. Клиент взял в банке кредит 60 000 рублей на год под 17% годовых. Он должен погашать кредит, внося в банк ежемесячно одинаковую сумму денег, с тем чтобы через год выплатить всю сумму, взятую в кредит, вместе с процентами. Сколько рублей он должен вносить в банк ежемесячно?
  8. * В банк был положен вклад под банковский процент 10% годовых. Через год, после начисления процентов, хозяин вклада снял со счета 2000 рублей, а еще через год снова внес 2000 рублей. Однако, вследствие этих действий через три года со времени первоначального вложения вклада он получил сумму меньше запланированной (если бы не было промежуточных операций со вкладом). На сколько рублей меньше запланированной суммы получил в итоге вкладчик?
  9. * В июле планируется взять кредит в банке на некоторую сумму. Условия его возврата таковы:

— каждый январь долг возрастает на 31% по сравнению с концом предыдущего года;

— с февраля по июнь каждого года необходимо выплатить часть долга, равную 69 690 821 рубль. Сколько рублей было взято в банке, если известно, что он был полностью погашен тремя равными платежами ( то есть за три года)?

10.  * Анатолий решил взять кредит в банке 331000 рублей на 3 месяца под 10% в месяц. Существуют две  схемы выплаты кредита.

     По первой схеме банк в конце каждого месяца начисляет проценты на оставшуюся сумму долга (то есть увеличивает долг на 10%), затем Анатолий переводит в банк фиксированную сумму и в результате выплачивает весь долг тремя равными платежами (аннуитетные платежи).

По второй схеме тоже сумма долга в конце каждого месяца увеличивается на 10%, а затем уменьшается на сумму, уплаченную Анатолием. Суммы, выплачиваемые в конце каждого месяца, подбираются так, чтобы в результате сумма долга каждый месяц уменьшалась равномерно, то есть на одну и ту же величину (дифференцированные платежи). Какую схему выгоднее выбрать Анатолию? Сколько рублей будет составлять эта выгода?

Экономическая задача  профильного уровня

10-11 класс

  1. 15 января планируется взять кредит в банке на 16 месяцев. Условия его возврата таковы:
  • 1 числа каждого месяца долг возрастает  на 2 % по сравнению с концом предыдущего месяца;
  • Со 2-го по 14-е число каждого месяца необходимо выплатить часть долга;
  • 15-го числа каждого месяца долг должен быть на одну и ту же сумму меньше долга на 15-е число предыдущего месяца.

Какую сумму нужно взять в кредит, чтобы общая сумма выплат после полного погашения равнялась 2,34 млн. рублей?

  1. 15 января планируется взять кредит в банке на сумму 2,4 млн. рублей на 24 месяца. Условия его возврата таковы:
  • 1 числа каждого месяца долг возрастает  на 1 % по сравнению с концом предыдущего месяца;
  • Со 2-го по 14-е число каждого месяца необходимо выплатить часть долга;
  • 15-го числа каждого месяца долг должен быть на одну и ту же сумму меньше долга на 15-е число предыдущего месяца.

Какую сумму нужно выплатить банку в первые 12 месяцев?

  1. 15 декабря планируется взять кредит в банке  на 12 месяцев. Условия его возврата таковы:
  • 1 числа каждого месяца долг возрастает  на 3 % по сравнению с концом предыдущего месяца;
  • Со 2-го по 14-е число каждого месяца необходимо выплатить часть долга;
  • 15-го числа каждого месяца с 1-го по 20-й долг должен быть на 30 тысяч рублей меньше долга на 15-е число предыдущего месяца;
  • К 15-му числу 21-го месяца долг должен быть полностью погашен.

Какую сумму нужно взять в кредит, чтобы общая сумма выплат после полного погашения равнялась  1604 тысяч рублей?

  1. 15 января планируется взять кредит в банке на сумму 1200 тысяч рублей на (п+1) месяц. Условия его возврата таковы:
  • 1 числа каждого месяца долг возрастает  на r % по сравнению с концом предыдущего месяца;
  • Со 2-го по 14-е число каждого месяца необходимо выплатить часть долга;
  • 15-го числа каждого месяца с 1-го по п-й долг должен быть на 80 тысяч рублей меньше долга на 15-е число предыдущего месяца;
  • 15-го числа п-го месяца долг составит 400 тысяч рублей;
  • К 15-му числу (п+1)-го месяца долг должен быть полностью погашен.

Найдите r, если известно, что общая сумма выплат после погашения кредита составит 1288 тысяч рублей.

  1. В июле планируется взять кредит в банке на сумму 5 млн. рублей на некоторый срок (целое число лет). Условия его возврата таковы:
  • каждый январь долг возрастает на 20% по сравнению с концом предыдущего года;
  • с февраля по июнь каждого года необходимо выплатить часть долга;
  • в июле каждого года долг должен быть на одну и ту же сумму меньше долга на июль предыдущего года.

На сколько лет планируется взять кредит, если известно, что общая сумма выплат после полного его погашения составит 7,5 млн. рублей?

  1. 15 января планируется взять кредит в банке  на 9 месяцев. Условия его возврата таковы:
  • 1 числа каждого месяца долг возрастает  на r % по сравнению с концом предыдущего месяца;
  • Со 2-го по 14-е число каждого месяца необходимо выплатить часть долга;
  • 15-го числа каждого месяца долг должен быть на одну и ту же сумму меньше долга на 15-е число предыдущего месяца.

Известно, что общая сумма выплат после полного погашения кредита на 29% больше суммы, взятой в кредит. Найдите r.

  1. 15 января планируется взять кредит в банке  на 18 месяцев. Условия его возврата таковы:
  • 1 числа каждого месяца долг возрастает  на 2 % по сравнению с концом предыдущего месяца;
  • Со 2-го по 14-е число каждого месяца необходимо выплатить часть долга;
  • 15-го числа каждого месяца долг должен быть на одну и ту же сумму меньше долга на 15-е число предыдущего месяца.

Сколько процентов от суммы кредита составляет общая сумма денег, которую нужно выплатить банку за весь срок кредитования?

  1. 15 января планируется взять кредит в банке на 1 млн. рублей на 6 месяцев. Условия его возврата таковы:
  • 1 числа каждого месяца долг возрастает  на r % по сравнению с концом предыдущего месяца;
  • Со 2-го по 14-е число каждого месяца необходимо выплатить часть долга;
  • 15-го числа каждого месяца долг должен составлять некоторую сумму в соответствии со следующей таблицей:

Дата

15.01

15.02

15.03

15.04

15.05

15.06

15.07

Долг

1

0,7

0,6

0,4

0,2

0,1

0

Найдите наибольшее значение r, при котором общая сумма выплат будет составлять менее 1,7 млн. рублей.

  1. 15 января планируется взять кредит в банке на сумму 300 тысяч рублей на 21 месяц. Условия его возврата таковы:
  • 1 числа каждого месяца долг возрастает  на 2 % по сравнению с концом предыдущего месяца;
  • Со 2-го по 14-е число каждого месяца необходимо выплатить часть долга;
  • 15-го числа каждого месяца с 1-го по 20-й долг должен быть на одну и ту же сумму меньше долга на 15-е число предыдущего месяца;
  • 15-го числа 20-го месяца долг составит 100 тысяч рублей;
  • К 15-му числу 21-го месяца долг должен быть полностью погашен.

Найдите общую сумму выплат после полного погашения кредита.

 

 

                                     


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа "Финансовая грамотность" 5 класс

laquo;Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5 классов в сфере экономики семьи.Элективный курс финансовой грамотности – это учебный курс, в о...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 7 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансрвая грамотность"...

Рабочая программа кружка по Основам финансовой грамотности для 11 класса

Настоящая программа предназначена для организации обучения основам финансовой грамотности учащихся. Эта программа особенно актуальна, если на изучение основного предмета в 11 классе в школьном учебном...

Рабочая программа по финансовой грамотности 5-9 классы

Рабочая программа по курсу "Финансовая грамотность для основной школы....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» 6-9 классы

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 6-9 классов  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовател...