Конспект урока алгебры дл я10 класса по теме "Иррациональные уравнения" с презентацией к уроку.
методическая разработка по алгебре (10 класс)
Урок алгебры в 10 классе по теме "Решение иррациональных уравнений" содержит задания для решения различной степени сложности. Для лучшего восприятия учебного материала сопровождается презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_4.4.1docx.docx | 37.62 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_4.4.1.pptx | 454.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 4.4.1 Иррациональные уравнения
План урока
- Определение иррационального уравнения.
- Виды иррациональных уравнений.
- Методы решения иррациональных уравнений.
- Задачи.
- Итоги урока.
- Определение иррационального уравнения
Определение. Иррациональное уравнение – это уравнение, в котором неизвестное находится под знаком корня.
Свойство. При возведении обеих частей уравнения в натуральную степень получается уравнение – следствие данного.
- Виды иррациональных уравнений
Рассмотрим виды иррациональных уравнений.
В этом случае мы можем воспользоваться определением квадратного корня. Так как в левой части уравнения находится квадратный корень, принимающий только неотрицательные значения, то и в правой части уравнения должно находиться неотрицательное число
Из этого следует, что a ≥ 0, тогда . Возведем обе части уравнения в квадрат.
Для нашего случая получим: или
Задача №1. Решить уравнение:
Решение:
Возведем обе части уравнения в квадрат. Получим: .
Ответ: .
Мы знаем, что сумма неотрицательных чисел равна нулю тогда и только тогда, когда каждое из слагаемых равно нулю, т.е. .
Задача №2. Решить уравнение: .
Решение:
Система не имеет решений.
Ответ: нет корней.
По определению квадратного корня f(x) ≥ 0. Таким образом, необходимо найти такие значения неизвестной, при которых выполняются следующие условия:
Задача №3. Решить уравнение: .
Решение:
Область определения уравнения ; х .
Возведем в квадрат: 4+x=2x-1, отсюда: x=5.
Ответ: 5.
Задача №4. Выберите группу чисел, являющихся корнями данного уравнения: :
- 0; 1
- -1; 0; 1
- -1; 0
Решение:
Решим данное уравнение.
Получаем три корня из последнего уравнения: -1; 0; 1.
Ответ: 2.
- Методы решения иррациональных уравнений
Рассмотрим основные методы решения иррациональных уравнений на примерах.
- Метод возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень.
Задача №5. Решить уравнение: (1)
Решение:
Возведем в квадрат обе части уравнения, получим: (2), которое не будет равносильно исходному уравнению, потому что у этого уравнения два корня , , а у первоначального уравнения только один корень . Рассмотрим области определения обоих уравнений. У уравнения (1) область определения уравнения у уравнения (2) область определения уравнения R. Однако найденные корни неотрицательны, почему же один из них посторонний?
Обратимся к самому первому виду рассмотренного сегодня уравнения . Рассматривая этот пример, мы говорили о том, что правая часть такого уравнения должна быть неотрицательной по смыслу. Значит, и в данном примере нужно было бы потребовать, чтобы (однако не нужно включать это условие в область определения уравнения – это грубая ошибка!). Из этого условия следует, что и поэтому посторонний корень.
Ответ: 4.
Задача №6. Решить уравнение: .
Решение:
Рассмотрим область определения функций:
Но не входит в область определения функций, следовательно, корней нет.
Ответ: корней нет.
- Метод уединения корня
Задача №7. Решить уравнение: .
Решение:
Заметим, что если мы будем возводить обе части уравнения в квадрат, то нам не удастся избавиться от корня. Поэтому поступим иначе: перенесём 12 в правую часть, получим: . Область определения уравнения . Дополнительное условие: Возведем обе части в квадрат.
С учетом дополнительного условия – посторонний корень.
Ответ: 16.
- Метод замены переменной
Задача №8. Решить уравнение: .
Решение:
Область определения уравнения
В данном случае уединить корень не получится, а при возведении в квадрат с первого раза не удастся избавиться от корня. Введем новую переменную: пусть (, тогда ; Преобразуем наше уравнение: Раскроем скобки правой части и уединим корень: . Очевидно, что при правая часть уравнения отрицательна. Данное уравнение корней не имеет.
Ответ: корней нет.
Задача №9. Решить уравнение: .
Решение:
Область определения уравнения
. Получаем: .
Уединим корень: . Введем дополнительное условие . Возводим в квадрат:
Обратная замена: , откуда .
Ответ:3.
- Метод двойного возведения в квадрат
Задача №10. Решить уравнение:.
Решение:
Область определения уравнения [-4; 0,5].
Перенесем второй корень в правую часть: . Обе части уравнения неотрицательны, возводим в квадрат. .
Уединим корень: .
Поделим обе части на 2: .
Введем дополнительное условие:
, .
Возведем обе части в квадрат:
– посторонний корень (по дополнительному условию).
Ответ: - 4.
- Задачи
Несколько поучительных примеров.
Задача №11. Решить уравнение: .
Решение:
Область определения уравнения Система несовместна.
Ответ: нет корней.
Задача №12. Решить уравнение: .
Решение:
Сумма двух неотрицательных чисел не может быть отрицательной.
Ответ: нет корней.
Задача №13. Решить уравнение: .
Решение:
Область определения уравнения Область определения уравнения x=5. Проверим, является ли х=5 корнем уравнения. + (неверное равенство).
Ответ: нет корней.
Задача №14. Решить уравнение: .
Решение:
Область определения уравнения , . Проверим, является ли х=3 корнем уравнения: (верное равенство).
Ответ: 3.
- Итоги урока
Сегодня мы с Вами познакомились с иррациональными уравнениями и основными способами их решения. Последние примеры показывают нам, насколько важным является написание области определения уравнения. При решении иррациональных уравнений необходимо либо следить за равносильностью преобразований, либо в конце решения необходимо обязательно делать проверку.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План урока Определение иррационального уравнения Виды иррациональных уравнений Методы решения иррациональных уравнений Задачи Итоги урока
Определение иррационального уравнения Определение. Иррациональное уравнение – это уравнение, в котором неизвестное находится под знаком корня. Например: это иррациональное уравнение, а такое уравнение не является иррациональным.
Виды иррациональных уравнений , тогда или
Задача №1. Решить уравнение: Решение:
Виды иррациональных уравнений
Задача №2 . Решить уравнение: Решение
Виды иррациональных уравнений
Задача №3. Решить уравнение: Решение
Задача №4. Выберите группу чисел, являющихся корнями данного уравнения: 1) 0 ; 1 2) -1 ; 0; 1 3) - 1; 0 Решение:
Основные методы решения иррациональных уравнений: метод возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень Задача №5. Решить уравнение: Решение:
Основные методы решения иррациональных уравнений: метод возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень Задача №6. Решить уравнение: . Решение:
Основные методы решения иррациональных уравнений: метод уединения корня Задача №7. Решить уравнение: . Решение:
Основные методы решения иррациональных уравнений: метод замены переменной Задача №8. Решить уравнение: . Решение:
Основные методы решения иррациональных уравнений: метод замены переменной Задача №9. Решить уравнение: Решение:
Основные методы решения иррациональных уравнений: метод двойного возведения в квадрат Задача №10. Решить уравнение: . Решение:
Задачи Задача №11. Решить уравнение: . Решение:
Задачи Задача № 12. Решить уравнение: . Решение:
Задачи Задача № 13. Решить уравнение: . Решение:
Задачи Задача № 14. Решить уравнение: . Решение:
Итоги урока Сегодня мы с Вами познакомились с иррациональными уравнениями и основными способами их решения. Последние примеры показывают нам, насколько важным является написание области определения уравнения. При решении иррациональных уравнений необходимо либо следить за равносильностью преобразований, либо в конце решения необходимо обязательно делать проверку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку алгебры в 10 классе "Производная функции"
Презентация содержит вывод формул для нахождения производной элементарых функций: у = kx + b, у = х2 , у = х3 ...
Презентация к уроку алгебры в 7 классе по теме "Решение неравенств второй степени"
Презентация составлена к уроку по теме : "Решение неравенств второй степени"....
Презентация на уроки алгебры в 11 классе на темы "Возрастание и убывание функции. Экстремумы функции."
Презентация составлена на три урока. Часть материала я взяла из презентаций других учителей, за что им большое спасибо.Удобно уже сделанный материал компоновать по своему усмотрению для данного класса...
Презентация к уроку алгебры в 8 классе по теме "Квадратные уравнения" Презентация к уроку "Действительные числа"
Презентация к уроку объяснения нового материала по теме "Определение квадратных уравнений" Урок 8 класс.Презентация к уроку закрепления по теме "Действительные числа" в 8 классе....
Конспект + презентация к уроку алгебры в 7 классе по теме "Степень с натуральным показателем"
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Степень с натуральным показателем". Урок-путешествие к замку Камелот....
Презентация к уроку алгебры в 10 классе по теме:"Определение синуса, косинуса, тангенса", выполненная учеником 10 класса Шуруповым Семеном.
Презентация носит обучающий характер. Данная тема имеет важное значение при сдачи ЕГЭ....
Презентация к уроку алгебры в 10 классе по теме:"Определение синуса, косинуса, тангенса", выполненная учеником 10 класса Шуруповым Семеном.
Презентация носит обучающий характер. Данная тема имеет важное значение при сдачи ЕГЭ,...