Кружок «Применяя математику»
рабочая программа по алгебре (8 класс)

Гулевич Алина Алексеевна

Сегодня одной из многогранных задач современного учителя является формирование математической грамотности учащихся. Программа кружка интеллектуального направления «Применяя математику» призвана расширить знания обучающихся не только о самом предмете, но и так же помочь научиться применять математические знания и модели к реальности повседневной жизни. Подготовить учащихся справляться с жизненными проблемами при решении которых надо уметь использовать некоторые знания и умения по математике. Основу содержания программы составляют задания направленные на развитие у школьников не только математической грамотности, но и функциональной грамотности в целом. Программа направлена на формирование навыков преодоления препятствий, на формирование межпредметных связей, на развитие личности учащихся в системе социальных отношений. Теоретический и дополнительный материал дают возможность учителю организовать дифференциальный подход к обучения, а так же подготовить учащихся к решению практико – ориентированных заданий в основном государственном экзамене.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_primenyaya_matematiku_.docx38.87 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент Смоленской области по образованию и науке

Администрация города Смоленска

МБОУ "СШ № 38"

       «РАССМОТРЕНО»

      «СОГЛАСОВАНО»

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель ШМО

        Заместитель директора

 

Директор  МБОУ «СШ №38»

_____________./___/

_____________ /______/

    ____________

_______________. /________/

Протокол № ___________

«  »____________ 2021  г.

.

 Приказ № ____________-ОД

от  «  »______ 2021  г.

 от «   »_____________ 2021  г.

Рабочая  программа

по внеурочной  деятельности

Кружок  «Применяя математику» для 8 класса

(интеллектуальное направление)

на 2021-2022 учебный год

                                                   Составитель: Гулевич Алина Алексеевна,

учитель математики

Смоленск


Пояснительная записка

Сегодня одной из многогранных задач современного учителя является формирование математической грамотности учащихся. Программа кружка интеллектуального направления «Применяя математику» призвана расширить знания обучающихся не только о самом предмете, но и так же помочь научиться применять математические знания и модели к реальности повседневной жизни. Подготовить учащихся справляться с жизненными проблемами при решении которых надо уметь использовать некоторые знания и умения по математике. Основу содержания программы составляют задания направленные на развитие у школьников не только математической грамотности, но и функциональной грамотности в целом. Программа направлена на формирование навыков преодоления препятствий, на формирование межпредметных связей, на развитие личности учащихся в системе социальных отношений. Теоретический и дополнительный материал дают возможность учителю организовать дифференциальный подход к обучения, а так же подготовить учащихся к решению практико – ориентированных заданий в основном государственном экзамене.

Основной целью данного курса является активизация мыслительной деятельности, развитие логического мышления, научить  детей смотреть на мир сквозь «математические очки», раскладывать привычные вещи и явления на математические составляющие.

Актуальность программы является учет и реализация общих тенденций, характеризующих современную отечественную и зарубежную практику образования, – ориентация системы образования на новые результаты, в том числе математическую грамотность, изменение целевых установок: от контроля и оценки традиционных результатов образования к формированию ключевых компетенций и ценностных отношений учащихся, обеспечивающих новое качество образования.

Отличительной особенностью данного является то, что он помогает расширить поставленные проблемы перед современным школьником в рамках учебных предметов «Математика», «Алгебра» и «Геометрия».

Адресат программы: обучающиеся 8 класса, обладающие, как повышенный интерес к изучению математики, так и учащиеся испытывающие трудности.

Объем программы:

Срок реализации программы 1 год – 34 часа;

Периодичность проведения занятий 1 раз в неделю по 1 часу; Количество детей в группе до 30 человек

Форма организации образовательного процесса

Оптимальной формой обучения являются учебно-практическое занятия.

Основные формы проведения занятий:

  • комбинированные формы занятий;
  • исследование;
  • консультирование;
  • индивидуальная работа;
  • групповая работа.

Методы обучения: словесные, наблюдения, проблемные, иллюстративные, практические.

Виды занятий: практические, лекции, урок – сбор информации, урок-обсуждение, иллюстративно - наглядный.

Срок освоения программы: 1 год

Режим занятий: 1 раза в неделю по 1 академическому  часу в течение года.

Цель и задачи программы

Цель: Развитие математической грамотности обучающихся, как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.

Задачи программы:

1. Развитие способности обучающегося формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.

2. Использовать математические факты и инструменты, чтобы описать и объяснить различные явления;

3. Развитие умение находить и извлекать математическую информацию различного предметного содержания из текстов, таблиц, схем, рисунков, диаграмм, представленных на различных носителях,

4. Развитие понимания значимости денег с современной жизни, умении ими распоряжаться, формировать финансовую культуру.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
  • готовности к самообразованию и самовоспитанию;
  • адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;  
  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия

Метапредметные

  1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, поиска средств  ее осуществления
  2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
  3. Использование знаково-символических, графических средств  представления информации.

 Регулятивные универсальные учебные действия:

  • самостоятельно контролировать своё время и планировать управление им;
  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение;
  • выдвигать способы решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
  • осуществлять констатирующий контроль по результату и по способу действия;
  • оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия;
  • определять цели, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • планировать пути достижения целей;
  • устанавливать целевые приоритеты;
  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • предполагать развитие будущих событий и развития процесса. 

Коммуникативные: 

  • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
  • осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра; в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
  • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • основам коммуникативной рефлексии;
  • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
  • отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи;
  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
  • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
  • устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
  • в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей. 

Познавательные:

  • выполнять задания творческого и поискового характера (проблемные вопросы, учебные задачи или проблемные ситуации);
  • проводить доказательные рассуждения;
  • самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера;
  • синтез как основа составления целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов;
  • использование приёмов конкретизации, абстрагирования, варьирования, аналогии, постановки аналитических вопросов для решения задач;
  •  умение понимать и адекватно оценивать язык средств массовой информации;
  • владеть смысловым чтением текстов различных жанров: извлечение информации в соответствии с целью чтения;
  • выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от условий;
  • анализировать объект с выделением существенных и несущественных признаков;
  • выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов;
  • осуществлять подведение под понятие, выведение следствий;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • проводить синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов;
  • комбинировать известные алгоритмы решения математических задач, не предполагающих стандартное применение одного из них;
  • исследование практических ситуаций, выдвижение предложений, понимание необходимости их проверки на практике;
  • самостоятельное выполнение творческих работ, осуществляя исследовательские и проектные действия, создание продукта исследовательской и проектной деятельности.

Предметные результаты:

  • развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике;
  • сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
  •  овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
  • развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
  • получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
  • развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контр примеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  • сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

Учебный план

Наименование разделов

 Всего, час

1.

Диаграммы. Кейс «Сахарный диабет»

4

2.

Умение планировать бюджет. Кейс «Семейный бюджет»

4

3.

Математика в реальной жизни. Кейс «Ремонт квартиры»

12

4.

Наглядная геометрия

8

5.

Занимательные задачи

5

6.

Итоговое занятие

1

Календарно – тематическое планирование

Тема занятий

 Планируемые результаты

Диаграммы. Кейс «Сахарный диабет» (4часа)

1.

Свойства действий над числами, неравенства, доли и дроби.проценты

Извлекать и интерпретировать информацию из готовых диаграмм. Уметь проводить исследования простейших социальных явлений по готовым диаграммам. Развивать поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации.

2.

Графическое представление информации

3.

Представление результата в виде диаграмм

4.

Представление результата в виде диаграмм

Умение планировать бюджет. Кейс «Семейный бюджет» (4часа)

5.

Расчёт доходов и расходов семьи

Уметь решать задачи из реальной практики, применять вычислительные навыки при решении практических задач. Выполнять сбор информации в несложных случаях. Выполнять вычисления с реальными данными.

6.

Расчёт доходов и расходов семьи

7.

Создание проекта «Отдых в Крыму»

8.

Защита проекта «Отдых в Крыму»

Математика в реальной жизни. Кейс «Ремонт квартиры» (12 часов)

9.

Площадь прямоугольника, Периметр четырехугольника

Уметь рассчитать площадь, периметр при решении практических задач на составление сметы на ремонт помещений. Выполнять практикоориентированные задания на нахождение площади. Вычислять площади. Уметь применять вычислительные навыки при решении практических задач. Решать задачи из реальной практики, выполнять сбор информации, развивать способность, планировать свою деятельность и решать поставленные перед собой задачи

10.

Графическое представление информации

11.

Создание проекта «Комната моей мечты»

12.

Расчёт коммунальных услуг своей семьи

13.

Расчет сметы на ремонт по проекту «Комната моей мечты»

14.

Расчет сметы на ремонт по проекту «Комната моей мечты»

15.

Расчет сметы на обстановку по проекту «Комната моей мечты»

16.

Расчет сметы на обстановку по проекту «Комната моей мечты»

17.

Задачи на смеси

18.

Задачи на смеси

19.

Защита проекта «Комната моей мечты»

20.

Защита проекта  «Комната моей мечты»

Наглядная геометрия (8 часов)

21.

Рисование фигуры одним росчерком

овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобретательных умений, приобретение навыков геометрический построений; умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров геометрических фигур; умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;

22.

Графы

23.

Графы

24.

Треугольники в практико-ориентированных заданиях

25.

Треугольники в практико-ориентированных заданиях

26.

Окружность. Круг в практико-ориентированных заданиях

27.

Окружность. Круг в практико-ориентированных заданиях

28.

Решение олимпиадных задач

Занимательные задачи (5 часов)

29.

Задачи на переливание

развивать смекалку и находчивость, прививать интерес к математике.

30.

Задачи на переливание

31.

Задачи на взвешивание

32.

Задачи на взвешивание

33.

Задачи на логику

34.

Итоговое занятие

Содержание учебный программы

Диаграммы. Кейс «Сахарный диабет» (4часа)

Реальные числовые данные. Анализ таблиц, диаграмм. Сбор информации. Столбчатые и круговые диаграммы. Определение и вычисление величин по графику, таблице, диаграмме. Сахарный диабет характеристики и особенности заболевания.

Умение планировать бюджет. Кейс «Семейный бюджет» (4часа)

Домашняя бухгалтерия. Составление личного финансового плана. Расчёт доходов и расходов. Мониторинг цен., планирование расходов на отпуск семьи. Создание проекта «Отдых в Крыму»

Математика в реальной жизни. Кейс «Ремонт квартиры» (12 часов)

Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. Создание проекта «Комната моей мечты»: расчёт сметы на ремонт, расчёт сметы на обстановку. Составление расчётов коммунальных услуг своей семьи.

Наглядная геометрия (8 часов)

Начальные понятия геометрии. Решение задач на нахождение неизвестных элементов простых геометрических фигур, многоугольников, окружностей.Формирование числовых и пространственных представлений у детей. Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов. Решение практико – ориентированных заданий из основного государственного экзамена.

Занимательные задачи (5 часов)

Решение математических задач, требующих от учащихся логических рассуждений. Решение обратных задач, используя круговую схему. Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям среднего школьного возраста и предоставляет им возможность работать, развивая учебную мотивацию.

Для реализации данного курса предполагается применение различных технологий: дифференцированное и личностно-ориентированное обучение, индивидуальная работа и работа в парах, семинары, практикумы, беседы, консультации, ИКТ (интерактивная доска, компьютерные презентации, электронные носители информации и т. д.). Каждый из предусмотренных содержанием образовательной программы разделов начинается с повторения теоретического материала и выполнения тренировочных заданий и заканчивается выполнением теста, позволяющего определить уровень форсированности универсальных учебных действий. После прохождения всех тем курса предусмотрена самостоятельная работа обучающихся по поиску дополнительных задач и нестандартных путей решения, создания мини - проектов по изучаемым темам.

Для мониторинга усвоения учащимися изучаемого материала предусматривается проведение рубежного контроля в виде мини - проекта по освоению учебного курса «Применяя математику».

Список литературы

1. Депман И.Я. За страницами учебника математики: книга для чтения учащимися 5-7 классов. –М: Просвещение. 2009;

2. Ковалёва Г.С. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Учебное пособие для общеобразовательных организаций в 2-х ч – М.; СПб.: Просвещение. 2020;

3. Шарыгин И.Ф., Шивкин А.В. Математика. Задачи на смекалку, -М: Просвещение. 2006;

4. Шевкин Л.Г. Школьная олимпиада по математике, -М: Русское слово. 2002

Интернет-ресурсы:

1. сайт ФИПИ,

2. https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/345295660.pdf,

3. http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/,

4. https://mega-talant.com/biblioteka/sbornik-zadaniy-po-formirovaniyu-funkcionalnoygramotnosti-uchaschihsya-na-urokah-matematiki-99166.html,

5. https://4ege.ru/trening-gia-matematika/59509-zadachi-proekta-matematicheskayagramotnost.html

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование по математике в 6 классе « Здоровьесберегающие задачи математики. Роль математики в борьбе с курением»

Этот урок посвящен  научному исследованию. Одной из самых актуальных проблем современности является увеличение курящих людей, особенно школьников. Какова роль математики в борьбе с курением....

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Программа курса "Математика 5, 6 класс" (к учебникам Математика 5, Математика 6, авт. Зубарева И. И., Мордкович А.Г.)

Программа по математике для преподавания предмета в 5 и 6 классах по учебникам Зубаревой И. И., Мордковича А. Г. содержит пояснительную записку, в которой отражены: учебно-методическое сопровождение п...

Авторская программа элективного курса по математике Практикум по математике: математика в задачах

Элективный курс "Математика в задачах" рассчитан на учащихся 11 классов общеобразовательных классов, имеющих слабую математическую подготовку при решении задач. ...

Обобщающий урок по математике в 5 классе."Математика в мире животных и животные в математике"

Данный урок сопровождается показом презентации. Презентация  используется в качестве иллюстрации к уроку математики в 5 классе при повторении курса математики.Цели: развитие вычислительных навыко...