Кружок "Занимательная математика"
рабочая программа по алгебре (10, 11 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok10-11_klass.docx | 39.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 38» города Смоленска | |||
«РАССМОТРЕНО» Руководитель ШМО | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора | «ПРИНЯТО» на педагогическом совете | «УТВЕРЖДАЮ» |
_____________./_______/ | _____________./_______/ | Протокол № __ | Директор МБОУ «СШ №38» |
Протокол № __________ | от « »________ 2020 г. | от « »________ 2020 г. | _____________./_______/ |
от « »________ 2020 г. | Приказ № _____-ОД от « »________ 2020 г. |
Программа внеурочной деятельности
интеллектуальной направленности
«Занимательная математика»
(10, 11 классы, 1 год обучения)
Автор-составитель
учитель математики
Гулевич Алина Алексеевна
г. Смоленск
Общая характеристика учебного курса
Предполагаемая программа охватывает весь материал, содержащийся в программе базового общеобразовательного уровня. Учащиеся должны не только достичь результатов обучения, указанных в ней, но и овладеть соответствующими знаниями на более высоком уровне, быть готовыми решать и более сложные, в том числе нестандартные задачи.
В 10-11 классе углубление и расширение базового уровня достигается не только повышением требований к математической подготовке учащихся и обращением к более трудным задачам, но и введением дополнительных разделов: «Комплексные числа», «Элементы комбинаторики», «Элементы теории пределов».
Каждое занятие, а также все они в целом направлены на то, чтобы развить интерес школьников к предмету, познакомить с новыми идеями и методами решения задач.
Существенный вклад в развитие математической культуры и научного мировоззрения учащихся вносят элементы истории математики. Исторические сведения выступают частью изучаемого материала.
Программа данного курса направлена на организацию работы с одаренными детьми желающими пройти целенаправленную математическую подготовку.
Предлагаемый курс освещает вопросы, намеченные, но совершенно не проработанные в общем курсе школьной программы по математике.
Актуальность программы заключается в создании условий по обеспечению образовательных запросов отдельной категории учащихся на овладение математическими знаниями на более высоком уровне.
Востребованность математических знаний у обучающихся объясняется и тем, что математику, в отличие от других предметов, сдают в высших учебных заведениях разного профиля. Поэтому возрастает заинтересованность в успешной сдаче экзамена, результативности участия в предметных олимпиадах и конкурсах, дающих шанс для получения высшего математического образования.
Курс открывает перед учащимися значительное число эвристических приемов общего характера, ценных для математического развития личности, применимых в исследованиях и на любом другом математическом материале.
Цели и задачи учебного курса
Цель:
Обеспечение образовательных запросов отдельной категории обучающихся в области математики через организацию занятий математического практикума.
Задачи:
- углубление знаний и умений обучающихся в данных областях математики
- формирование логического мышления и математической культуры у школьников
- формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету
- развитие математических способностей
- ориентация на профессию, связанную с математикой
- способствовать формированию первичных навыков исследовательской деятельности
- создать условия для формирования аналитических и графических приемов решения заданий
- реализовать логические и эвристические способности учащихся в ходе исследовательской деятельности
Место курса в учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ СШ № 38 на занятия выделяется 2 час в неделю (68 ч в год), в соответствии с чем и составлена данная программа.
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Элементы теории чисел | 5 |
2 | Метод математической индукции. | 5 |
3 | Элементы теории пределов. | 6 |
4 | Комплексные числа | 6 |
5 | Производная и её применение. | 8 |
6 | Системы линейных алгебраических уравнений. | 8 |
7 | Показательные и логарифмические уравнения и неравенства. | 8 |
8 | Интеграл и его приложение. | 8 |
9 | Стереометрические задачи. | 8 |
10 | Элементы комбинаторики и теории вероятностей. | 8 |
Всего | 70 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса обучающиеся должны:
- проводить тождественные преобразования рациональных, иррациональных, показательных, логарифмических и тригонометрических выражений;
- решать рациональные, иррациональные, показательные, логарифмические и тригонометрические уравнения и неравенства, доказывать неравенства;
- решать системы уравнений и неравенств; системы линейных алгебраических уравнений методами Гаусса, Крамера;
- выполнять действия над комплексными числами, заданными в различных формах; находить комплексные корни многочленов;
- делить многочлен на многочлен с остатком, применять алгоритм Евклида для многочленов, пользоваться схемой Горнера;
- строить графики некоторых элементарных функций элементарными методами и проводить преобразования графиков;
- применять теоремы о пределах, раскрывать неопределенности; вычислять некоторые пределы функций;
- находить производные элементарных функций, сложных функций;
- применять производную к исследованию функций и построению графиков,
- доказательству тождеств и решению неравенств;
- находить первообразные элементарных функций, применять основные методы вычисления неопределенных интегралов;
- применять формулы комбинаторики;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), используя изученные формулы, а также аппарат алгебры, тригонометрии, математического анализа;
- применять основные методы геометрии (проецирование, преобразований, векторный, координатный) к решению геометрических задач.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
1. Элементы теории чисел (5ч.)
Делимость целых чисел. Простые и составные числа. Основная теорема арифметики. Деление целых чисел с остатком. Признаки делимости и равноостаточности. Вычисление наибольшего общего делителя двух чисел. Решение уравнений в целых числах.
2. Метод математической индукции (5ч.)
Принцип математической индукции. Доказательство тождеств и неравенств. Задачи на делимость.
3. Элементы теории пределов(6ч.)
Предел последовательности. Предел функции. Теоремы о пределах. Вычисление пределов. Понятие о непрерывных функциях.
4. Комплексные числа (6ч.)
Обзор развития понятия числа. Алгебраическая форма комплексного числа. Действия над комплексными числами. Геометрическая интерпретация комплексных чисел. Тригонометрическая форма комплексного числа. Решение алгебраических уравнений на множестве комплексных чисел.
5. Производная и её применение(8ч.)
Производные высших порядков. Исследование функций с помощью производной первого и второго порядка. Доказательство тождеств и неравенств с помощью производной. Вычисление пределов с помощью производной.
6. Системы линейных алгебраических уравнений (8ч.)
Метод последовательного исключения переменных (метод Гаусса). Матрицы. Определители второго и третьего порядка. Метод Крамера.
7. Показательные и логарифмические уравнения и неравенства (8ч.)
Показательная функция. Логарифмическая функция. Основные методы решения показательных и логарифмических уравнений и неравенств.
8. Интеграл и его приложение (8ч.)
Понятие неопределенного интеграла. Методы вычисления интегралов: сведение к табличному, замена переменной, по частям. Понятие о дифференциальных уравнениях. Вычисление объемов тел с помощью определенного интеграла.
9. Стереометрические задачи (8ч.)
Многогранники: призма, пирамида. Построение сечений многогранников. Тела вращения: цилиндр, конус, шар, сфера. Вычисление объемов и площадей поверхностей.
10. Элементы комбинаторики и теории вероятностей (8ч.)
Основные формулы комбинаторики. Простейшие комбинаторные задачи. Размещения, сочетания, перестановки. Бином Ньютона. Комбинации событий. Вероятность события. Сложение и умножение вероятностей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
занятий кружка по математике для 10-11 класса «Занимательная математика»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Из них |
Теория (кол-во часов) | |||
1 | Элементы теории чисел | 5 | 2 |
2 | Метод математической индукции. | 5 | 2 |
3 | Элементы теории пределов. | 6 | 2 |
4 | Комплексные числа | 6 | 2 |
5 | Производная и её применение. | 8 | 2 |
6 | Системы линейных алгебраических уравнений. | 8 | 2 |
7 | Показательные и логарифмические уравнения и неравенства. | 8 | 2 |
8 | Интеграл и его приложение. | 8 | 2 |
9 | Стереометрические задачи. | 8 | 2 |
10 | Элементы комбинаторики и теории вероятностей. | 8 | 2 |
Всего | 70 | 20 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
занятий кружка по математике для 10-11 класса «Занимательная математика»
№ п/п | № п/т | Тема занятия | Сроки проведения | |
По плану | По факту | |||
Элементы теории чисел (5ч.) | ||||
1 | 1 | Делимость целых чисел. Простые и составные числа. | 19.09 | |
2 | 2 | Основная теорема арифметики. Деление целых чисел с остатком | 21.09 | |
3 | 3 | Признаки делимости и равноостаточности. | 26.09 | |
4 | 4 | Вычисление наибольшего общего делителя двух чисел. | 28.09 | |
5 | 5 | Решение уравнений в целых числах. | 03.10 | |
Метод математической индукции (5ч.) | ||||
6 | 1 | Принцип математической индукции. | 05.10 | |
7 | 2 | Доказательство тождеств и неравенств | 10.10 | |
8 | 3 | Задачи на делимость | 12.10 | |
9 | 4 | Задачи на делимость | 17.10 | |
10 | 5 | Задачи на делимость | 19.10 | |
Элементы теории пределов (6ч.) | ||||
11 | 1 | Предел последовательности. | 24.10 | |
12 | 2 | Предел функции | 26.10 | |
13 | 3 | Теоремы о пределах. | 31.10 | |
14 | 4 | Вычисление пределов | 02.11 | |
15 | 5 | Вычисление пределов | 07.11 | |
16 | 6 | Понятие о непрерывных функциях. Решение задач | 09.11 | |
Комплексные числа (6ч.) | ||||
17 | 1 | Обзор развития понятия числа. Алгебраическая форма комплексного числа. | 14.11 | |
18 | 2 | Действия над комплексными числами | 16.11 | |
19 | 3 | Геометрическая интерпретация комплексных чисел. | 21.11 | |
20 | 4 | Тригонометрическая форма комплексного числа | 23.11 | |
21 | 5 | Решение алгебраических уравнений на множестве комплексных чисел | 28.11 | |
22 | 6 | Решение алгебраических уравнений на множестве комплексных чисел | 30.11 | |
Производная и её применение (8ч.) | ||||
23 | 1 | Производные высших порядков. Решение упражнений | 05.12 | |
24 | 2 | Производные высших порядков. Решение упражнений | 07.12 | |
25 | 3 | Исследование функций с помощью производной первого и второго порядка | 12.12 | |
26 | 4 | Исследование функций с помощью производной первого и второго порядка | 14.12 | |
27 | 5 | Доказательство тождеств и неравенств с помощью производной | 19.12 | |
28 | 6 | Доказательство тождеств и неравенств с помощью производной | 21.12 | |
29 | 7 | Вычисление пределов с помощью производной | 26.12 | |
30 | 8 | Вычисление пределов с помощью производной | 28.12 | |
Системы линейных алгебраических уравнений (8ч.) | ||||
31 | 1 | Метод последовательного исключения переменных (метод Гаусса) | 11.01 | |
32 | 2 | Метод последовательного исключения переменных (метод Гаусса) | 16.01 | |
33 | 3 | Матрицы. Определители второго и третьего порядка | 18.01 | |
34 | 4 | Матрицы. Определители второго и третьего порядка | 23.01 | |
35 | 5 | Метод Крамера | 25.01 | |
36 | 6 | Метод Крамера | 30.01 | |
37 | 7 | Решение систем линейных алгебраических уравнений | 01.02 | |
38 | 8 | Решение систем линейных алгебраических уравнений | 06.02 | |
Показательные и логарифмические уравнения и неравенства (8ч.) | ||||
39 | 1 | Показательная функция. | 08.02 | |
40 | 2 | Решение показательных уравнений | 13.02 | |
41 | 3 | Решение показательных неравенств | 15.02 | |
42 | 4 | Решение показательных неравенств | 20.02 | |
43 | 5 | Логарифмическая функция. | 22.02 | |
44 | 6 | Решение логарифмических уравнений | 27.02 | |
45 | 7 | Решение логарифмических неравенств | 01.03 | |
46 | 8 | Решение логарифмических неравенств | 06.03 | |
Интеграл и его приложение (8ч.) | ||||
47 | 1 | Понятие неопределенного интеграла. | 13.03 | |
48 | 2 | Методы вычисления интегралов: сведение к табличному | 15.03 | |
49 | 3 | Методы вычисления интегралов: замена переменной, по частям | 20.03 | |
50 | 4 | Методы вычисления интегралов: замена переменной, по частям | 22.03 | |
51 | 5 | Понятие о дифференциальных уравнениях | 27.03 | |
52 | 6 | Понятие о дифференциальных уравнениях | 29.03 | |
53 | 7 | Вычисление объемов тел с помощью определенного интеграла. | 03.04 | |
54 | 8 | Вычисление объемов тел с помощью определенного интеграла. | 05.04 | |
Стереометрические задачи (8ч.) | ||||
55 | 1 | Многогранники: призма, пирамида | 10.04 | |
56 | 2 | Многогранники: призма, пирамида | 12.04 | |
57 | 3 | Построение сечений многогранников | 17.04 | |
58 | 4 | Построение сечений многогранников | 19.04 | |
59 | 5 | Тела вращения: цилиндр, конус, шар, сфера | 24.04 | |
60 | 6 | Тела вращения: цилиндр, конус, шар, сфера | 26.04 | |
61 | 7 | Вычисление объемов и площадей поверхностей | 03.05 | |
62 | 8 | Вычисление объемов и площадей поверхностей | 08.05 | |
Элементы комбинаторики и теории вероятностей (8ч.) | ||||
63 | 1 | Основные формулы комбинаторики. | 10.05 | |
64 | 2 | Простейшие комбинаторные задачи | 15.05 | |
65 | 3 | Размещения, сочетания, перестановки. | 17.05 | |
66 | 4 | Бином Ньютона | 22.05 | |
67 | 5 | Комбинации событий. | 24.05 | |
68 | 6 | Вероятность события. Решение задач | ||
69 | 7 | Сложение и умножение вероятностей. Решение задач | ||
70 | 8 | Сложение и умножение вероятностей. Решение задач |
Литература для обучающихся:
- Н.Я. Виленкин, Л.П. Шибасов, З.Ф. Шибасова. За страницами учебника математики: Арифметика. Алгебра. Геометрия: Кн. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.» 1996;
- Л.Ф. Пичурин. За страницами учебника алгебры: Кн. для учащихся 7-9 кл.сред. шк. – М.: Просвещение, 1990;
- И.Ф. Шарыгин. Факультативный курс по математике. Решение задач: Учеб. пособие для 10 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1989;
- И.Ф. Шарыгин, В.И. Голубев. Факультативный курс по математике. Решение задач: Учеб. пособие для 11 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1991.
Литература для учителя:
- А.М. Абрамов, Н.Я. Виленкин и др. Факультативный курс / под редакцией В. В. Фирсова/ Составитель: С.И. Шварцбурд – М.: Просвещение, 1980;
- И.Н. Антипов, В.Н. Березин, А.А. Егоров, Ю.Д. Кабалевский и др. Методика факультативных занятий в 9-10 классах: Избр.вопросы математики. Пособие для учителей / Сост.: И.Л. Никольская, В.В. Фирсов. – М.: Просвещение, 1983;
- Н.Я. Виленкин, Л.П. Шибасов, З.Ф. Шибасова. За страницами учебника математики: Арифметика. Алгебра. Геометрия: Кн. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.» 1996;
- И.С. Петраков. Математические кружки в 8-10 классах: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987;
- Л.Ф. Пичурин. За страницами учебника алгебры: Кн. для учащихся 7-9 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1990;
- И.Ф. Шарыгин. Факультативный курс по математике. Решение задач: Учеб. пособие для 10 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1989;
- И.Ф. Шарыгин, В. И. Голубев. Факультативный курс по математике. Решение задач: Учеб. пособие для 11 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1991.
Лист корректировки
№ урока | Дата по осн. КТП. | Дата проведения | Тема | Кол-во часов | Причина корректировки | Способ корректировки | |
по плану | дано | ||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-исследование по математике в 6 классе « Здоровьесберегающие задачи математики. Роль математики в борьбе с курением»
Этот урок посвящен научному исследованию. Одной из самых актуальных проблем современности является увеличение курящих людей, особенно школьников. Какова роль математики в борьбе с курением....
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.
Рабочая программа разработана на один учебный год: в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...
Программа курса "Математика 5, 6 класс" (к учебникам Математика 5, Математика 6, авт. Зубарева И. И., Мордкович А.Г.)
Программа по математике для преподавания предмета в 5 и 6 классах по учебникам Зубаревой И. И., Мордковича А. Г. содержит пояснительную записку, в которой отражены: учебно-методическое сопровождение п...
Авторская программа элективного курса по математике Практикум по математике: математика в задачах
Элективный курс "Математика в задачах" рассчитан на учащихся 11 классов общеобразовательных классов, имеющих слабую математическую подготовку при решении задач. ...
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для внутришкольной олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для внутришкольной олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов Олимпиада по математике 7 класс
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для школьного этапа олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов....
Обобщающий урок по математике в 5 классе."Математика в мире животных и животные в математике"
Данный урок сопровождается показом презентации. Презентация используется в качестве иллюстрации к уроку математики в 5 классе при повторении курса математики.Цели: развитие вычислительных навыко...
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике "Математическое каые" 7 кл.
В интересной форме представлены задания для трех команд, например, для классов на параллели....