Рабочая программа по алгебре 7 класс
рабочая программа по алгебре (7 класс)
Рабочая прогарамма по алгебре 7 класса разработана для учебника Ю.Н.Макрычев, Н.Г.Миндюк и др
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_algebre_7_kl.docx | 48.69 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ СУЗЕМСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
_ «ХОЛМЕЧСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ_ ШКОЛА»___
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей Естественно-математического цикла Руководитель МО ____/_________/ Протокол № __ от «__»_______ 2022г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ___________ «__» _______ 2022г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ___________ Приказ от « __» _________ 2022г. № |
Рабочая программа
по алгебре
7 класс (140 ч.)
Разработала:
учитель математики
Баринова О.А.
2021– 2022 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа адресована для обучения учащихся алгебре учащихся 7 классов в МБОУ «Холмечская СОШ » и разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
- Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17 декабря 2010 г. №1897».
- Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
- Примерного учебного плана 5-9 классов для ОО Брянской области;
- Примерной программы по алгебре для 7 класса по учебнику Ю.Н.Макарычева, Н.Г. Миндюк и др./под ред С.А.Теляковского-3-е изд.-М.: «Просвещение», 2014, соответствующего Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014г. № 253.
- На основе рабочих программ 7-9классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций (составительТ.А.Бурмистрова:-М.:Просвещение,2016г)
- Алгебра. Сборник рабочих программ. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / [сост. Т. А. Бурмистрова]. - 2-е изд.-М.: Просвеще- ние 2014.
- Положения о рабочей программе учителя МБОУ «Холмечской СОШ»;
- Учебного плана МБОУ «Холмечской СОШ».
Особенность по отношению к ФГОС ООО.
Программа детализирует и раскрывает содержание федерального государственного образовательного стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения алгебры, которые определены федеральным государственным образовательным стандартом.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.
Цель изучения курса алгебры в 7 классе
Целью изучения курса алгебры в 7 классе является:
- сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
- овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
- изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
- развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
В основе обучения математики лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: предметной, коммуникативной, организационной и общекультурной. В соответствии с этими видами компетенций выделены основные содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся средствами предмета математика.
Предметная компетенция. Здесь под предметной компетенцией понимается осведомленность школьников о системе основных математических представлений и овладение ими основными предметными умениями. Формируются следующие образующие эту компетенцию представления: о математическом языке как средстве выражения математических законов, закономерностей и т.д.; о математическом моделировании как одном из важных методов познания мира. Формируются следующие образующие эту компетенцию умения: создавать простейшие математические модели, работать с ними и интерпретировать полученные результаты; приобретать и систематизировать знания о способах решения математических задач, а также применять эти знания и умения для решения многих жизненных задач.
Коммуникативная компетенция. Здесь под коммуникативной компетенцией понимается сформированность умения ясно и четко излагать свои мысли, строить аргументированные рассуждения, вести диалог, воспринимая точку зрения собеседника и в то же время подвергая ее критическому анализу. Формируются следующие образующие эту компетенцию умения: извлекать информацию из разного рода источников, преобразовывая ее при необходимости в другие формы (тексты, таблицы, схемы и т.д.).
Организационная компетенция. Здесь под организационной компетенцией понимается сформированность умения самостоятельно находить и присваивать необходимые учащимся новые знания. Формируются следующие образующие эту компетенцию умения: самостоятельно ставить учебную задачу (цель), разбивать ее на составные части, на которых будет основываться процесс ее решения, анализировать результат действия, выявлять допущенные ошибки и неточности, исправлять их и представлять полученный результат в форме, легко доступной для восприятия других людей.
Общекультурная компетенция. Здесь под общекультурной компетенцией понимается осведомленность школьников о математике как элементе общечеловеческой культуры, ее месте в системе других наук, а также ее роли в развитии представлений человечества о целостной картине мира. Формируются следующие образующие эту компетенцию представления: об уровне развития математики на разных исторических этапах; о высокой практической значимости математики с точки зрения создания и развития материальной культуры человечества, а также о важной роли математики с точки зрения формировании таких значимых черт личности, как независимость и критичность мышления, воля и настойчивость в достижении цели и др.
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные результаты освоения образовательной программы:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа на примере содержания текстовых задач;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций;
5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
7) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
8) первоначальное представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
9) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
10) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении арифметических задач;
11) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
12) формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
13) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
14) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через участие во внеклассной работе;
15) развитие эстетического сознания, творческой деятельности эстетического характера через выполнение творческих работ
Метапредметные результаты освоения образовательной программы:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) первоначальное представление об идеях и методах математики как об универсальном языке науки и техники;
13) развитие способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
14) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
15) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
16) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
17) понимание сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
18) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
19) способность планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера
Предметные результаты освоения образовательной программы:
- умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развитие способности обосновывать суждения, проводить классификацию;
- владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;
- умение выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач;
- правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: целое, дробное, переход от одной формы записи к другой (например, проценты в виде десятичной дроби; выделение целой части из неправильной дроби); решать три основные задачи на дроби;
- сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел, понимать связь отношений «больше», «меньше» с расположением точек на координатной прямой; находить среднее арифметическое нескольких чисел;
- владеть навыками вычисления по формулам, знать основные единицы измерения и уметь перейти от одних единиц измерения к другим в соответствии с условиями задачи;
- находить числовые значения буквенных выражений;
- умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса.
В результате изучения алгебры 7 класса ученик должен
знать/понимать*
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
* Помимо указанных в данном разделе знаний, в требования к уровню подготовки включаются также знания, необходимые для освоения перечисленных ниже умений.
АЛГЕБРА
уметь
- выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения степени с натуральным показателем; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
- проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений;
- вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: практических расчетов по формулам, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
ФУНКЦИИ И ГРАФИКИ
уметь
- определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
- строить графики изученных функций;
- описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
- решать уравнения, простейшие системы уравнений; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;
УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА
уметь
- решать простейшие уравнения и неравенства, и их системы;
- составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
- использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
- изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:построения и исследования простейших математических моделей;
ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНАТОРИКИ, СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
уметь
- решать простейшие задачи;
- вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
- анализа информации статистического характера.
Содержание учебного предмета
Повторение курса 5-6 классов (6 часов)
Глава 1. Выражения, тождества, уравнения (23 часов)
Числовые выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение, корень уравнения. Линейное уравнение с одной переменной. Решение текстовых задач методом составления уравнений. Статистические характеристики.
Цель: систематизировать и обобщить сведения о преобразованиях алгебраических выражений и решении уравнений с одной переменной.
Первая тема курса 7 класса является связующим звеном между курсом математики 5—6 классов и курсом алгебры. В ней закрепляются вычислительные навыки, систематизируются и обобщаются сведения о преобразованиях выражений и решении уравнений.
Нахождение значений числовых и буквенных выражений даёт возможность повторить с обучающимися правила действий с рациональными числами. Умения выполнять арифметические действия с рациональными числами являются опорными для всего курса алгебры. Следует выяснить, насколько прочно овладели ими учащиеся, и в случае необходимости организовать повторение с целью ликвидации выявленных пробелов. Развитию навыков вычислений должно уделяться серьезное внимание и в дальнейшем при изучении других тем курса алгебры.
В связи с рассмотрением вопроса о сравнении значений выражений расширяются сведения о неравенствах: вводятся знаки ≥и ≤, дается понятие о двойных неравенствах.
При рассмотрении преобразований выражений формально-оперативные умения остаются на том же уровне, учащиеся поднимаются на новую ступень в овладении теорией. Вводятся понятия «тождественно равные выражения», «тождество», «тождественное преобразование выражений», содержание которых будет постоянно раскрываться и углубляться при изучении преобразований различных алгебраических выражений. Подчеркивается, что основу тождественных преобразований составляют свойства действий над числами.
Усиливается роль теоретических сведений при рассмотрении уравнений. С целью обеспечения осознанного восприятия обучающимися алгоритмов решения уравнений вводится вспомогательное понятие равносильности уравнений, формулируются и разъясняются на конкретных примерах свойства равносильности. Дается понятие линейного уравнения и исследуется вопрос о числе его корней. В системе упражнений особое внимание уделяется решению уравнений вида ах=bпри различных значениях а и b. Продолжается работа по формированию у обучающихся умения использовать аппарат уравнений как средство для решения текстовых задач. Уровень сложности задач здесь остается таким же, как в 6 классе.
Изучение темы завершается ознакомлением обучающихся с простейшими статистическими характеристиками: средним арифметическим, модой, медианой, размахом. Учащиеся должны уметь пользовать эти характеристики для анализа ряда данных в несложных ситуациях.
Глава 2. Функции (13 часов)
Функция, область определения функции. Вычисление значений функции по формуле. График функции. Прямая пропорциональность и ее график. Линейная функция и её график.
Цель: ознакомить обучающихся с важнейшими функциональными понятиями и с графиками прямой пропорциональности и линейной функции общего вида.
Данная тема является начальным этапом в систематической функциональной подготовке обучающихся. Здесь вводятся такие понятия, как функция, аргумент, область определения функции, график функции. Функция трактуется как зависимость одной переменной от другой. Учащиеся получают первое представление о способах задания функции. В данной теме начинается работа по формированию у обучающихся умений находить по формуле значение функции по известному значению аргумента, выполнять ту же задачу по графику и решать по графику обратную задачу. Функциональные понятия получают свою конкретизацию при изучении линейной функции и ее частного вида — прямой пропорциональности. Умения строить и читать графики этих функций широко используются как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии и физики. Учащиеся должны понимать, как влияет знак коэффициента на расположение в координатной плоскости графика функции у=кх, где к0, как зависит от значений к и b взаимное расположение графиков двух функций вида у=кх+b.
Формирование всех функциональных понятий и выработка соответствующих навыков, а также изучение конкретных функций сопровождаются рассмотрением примеров реальных зависимостей между величинами, что способствует усилению прикладной направленности курса алгебры.
Глава 3. Степень с натуральным показателем (19 часов)
Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Функции у=х2, у=х3и их графики.
Цель: выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.
В данной теме дается определение степени с натуральным показателем. В курсе математики 6 класса учащиеся уже встречались с примерами возведения чисел в степень. В связи с вычислением значений степени в 7 классе дается представление о нахождении значений степени с помощью калькулятора; Рассматриваются свойства степени с натуральным показателем: На примере доказательства свойств аm ·аn = аm+n; аm :аn = аm-n, где m>n; (аm)n = аm·n; (ab)m = ambmучащиеся впервые знакомятся с доказательствами, проводимыми на алгебраическом материале. Указанные свойства степени с натуральным показателем находят применение при умножении одночленов и возведении одночленов в степень. При нахождении значений выражений содержащих степени, особое внимание следует обратить на порядок действий.
Рассмотрение функций у=х2, у=х3позволяет продолжить работу по формированию умений строить и читать графики функций. Важно обратить внимание обучающихся на особенности графика функции у=х2:график проходит через начало координат, ось Оу является его осью симметрии, график расположен в верхней полуплоскости.
Умение строить графики функций у=х2и у=х3используется для ознакомления обучающихся с графическим способом решения уравнений.
Глава 4. Многочлены (23 часа)
Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители.
Цель: выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители.
Данная тема играет фундаментальную роль в формировании умения выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений. Формируемые здесь формально-оперативные умения являются опорными при изучении действий с рациональными дробями, корнями, степенями с рациональными показателями.
Изучение темы начинается с введения понятий многочлена, стандартного вида многочлена, степени многочлена. Основное место в этой теме занимают алгоритмы действий с многочленами — сложение, вычитание и умножение. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение многочленов всегда можно представить в виде многочлена. Действия сложения, вычитания и умножения многочленов выступают как составной компонент в заданиях на преобразования целых выражений. Поэтому нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям прежде, чем усвоены основные алгоритмы.
Серьезное внимание в этой теме уделяется разложению многочленов на множители с помощью вынесения за скобки общего множителя и с помощью группировки. Соответствующие преобразования находят широкое применение как в курсе 7 класса, так и в последующих курсах, особенно в действиях с рациональными дробями.
В данной теме учащиеся встречаются с примерами использования рассматриваемых преобразований при решении разнообразных задач, в частности при решении уравнений. Это позволяет в ходе изучения темы продолжить работу по формированию умения решать уравнения, а также решать задачи методом составления уравнений. В число упражнений включаются несложные задания на доказательство тождества.
Глава 5.Формулы сокращенного умножения (24 часа)
Формулы (а - b )(а + b ) = а2 - b2, (а ± b)2 = а2± 2а b + b2, (а ± b)3 = а3 ± За2b+Заb2 ± b3, (а ± b)(а2 а b + b2)= а3 ± b3. Применение формул сокращённого умножения в преобразованиях выражений.
Цель: выработать умение применять формулы сокращенного умножения в преобразованиях целых выражений в многочлены и в разложении многочленов на множители.
В данной теме продолжается работа по формированию у обучающихся умения выполнять тождественные преобразования целых выражений. Основное внимание в теме уделяется формулам (а - b)(а + b) = а2 - b2, (а ± b)2 = а2± 2а b + b2. Учащиеся должны знать эти формулы и соответствующие словесные формулировки, уметь применять их как «слева направо», так и «справа налево». Наряду с указанными рассматриваются также формулы (а ± b)3 = а3 ± За2b+ Заb2 ± b3, (а ± b)(а2 а b + b2)= а3 ± b3. Однако они находят меньшее применение в курсе, поэтому не следует излишне увлекаться выполнением упражнений на их использование. В заключительной части темы рассматривается применение различных приемов разложения многочленов на множители, а также использование преобразований целых выражений для решения широкого круга задач.
Глава 6.Системы линейных уравнений (21 часов)
Система уравнений. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными и его геометрическая интерпретация. Решение текстовых задач методом составления систем уравнений.
Цель: ознакомить обучающихся со способом решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.
Изучение систем уравнений распределяется между курсами 7 и 9 классов. В 7 классе вводится понятие системы и рассматриваются системы линейных уравнений.
Изложение начинается с введения понятия «линейное уравнение с двумя переменными». В систему упражнений включаются несложные задания на решение линейных уравнений с двумя переменными в целых числах.
Формируется умение строить график уравнения ах + bу=с, где а≠0 или b≠0, при различных значениях а, b, с. Введение графических образов даёт возможность наглядно исследовать вопрос о числе решений системы двух линейных уравнений с двумя переменными. Основное место в данной теме занимает изучение алгоритмов решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки и способом сложения. Введение систем позволяет значительно расширить круг текстовых задач, решаемых с помощью аппарата алгебры. Применение систем упрощает процесс перевода данных задачи с обычного языка на язык уравнений.
8. Повторение (11 часов)
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры 7 класса.
Система оценивания.
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
- грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
- погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
- недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
- мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания математики. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс математики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
- «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
- «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
- «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
- «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
- «1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию математики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится в следующих случаях:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
- отказался отвечать на вопросы учителя.
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
Повторение курса математики 6класса | 6 | |||
1 | Повторение. Обыкновенные дроби с разными знаменателями. | 1 | ||
2 | Повторение. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | 1 | ||
3 | Повторение. Умножение и деление дробей с разными знаменателями. | 1 | ||
4 | Повторение. Нахождение дроби от числа, числа по его дроби. | 1 | ||
5 | Повторение. Сложение, вычитание, умножение и деление отрицательных чисел и чисел с разными знаками. Пропорция. Основное свойство пропорции | 1 | ||
6 | Стартовая контрольная работа | 1 | ||
Выражения, тождества, уравнения | 23 | |||
7 | Числовые выражения | 1 | ||
8 | Выражения с переменными | 1 | ||
9 | Выражения с переменными | 1 | ||
10 | Сравнение значений выражений | 1 | ||
11 | Сравнение значений выражений | 1 | ||
12 | Свойства действий над числами | 1 | ||
13 | Свойства действий над числами | 1 | ||
14 | Тождества. Тождественные преобразования выражений | 1 | ||
15 | Тождества. Тождественные преобразования выражений | 1 | ||
16 | Контрольная работа №1 по теме: "Преобразование выражений" | 1 | ||
17 | Анализ к. р. Уравнение и его корни | 1 | ||
18 | Уравнение и его корни | 1 | ||
19 | Линейное уравнение с одной переменной | 1 | ||
20 | Линейное уравнение с одной переменной | 1 | ||
21 | Линейное уравнение с одной переменной | 1 | ||
22 | Решение задач с помощью уравнений | 1 | ||
23 | Решение задач с помощью уравнений | 1 | ||
24 | Решение задач с помощью уравнений | 1 | ||
25 | Решение задач с помощью уравнений | 1 | ||
26 | Среднее арифметическое , размах и мода. | 1 | ||
27 | Медиана как статистическая характеристика | 1 | ||
28 | Медиана как статистическая характеристика | 1 | ||
29 | Контрольная работа №2 по теме «Уравнение с одной переменой» | 1 | ||
Функции | 13 | |||
30 | Анализ к. р. Что такое функция. Вычисление значений функции по формуле | 1 | ||
31 | Что такое функция Вычисление значений функции по формуле | 1 | ||
32 | График функции | 1 | ||
33 | Прямая пропорциональность и ее график | 1 | ||
34 | Прямая пропорциональность и ее график | 1 | ||
35 | Прямая пропорциональность и ее график | 1 | ||
36 | Линейная функция и ее график | 1 | ||
37 | Линейная функция и ее график | 1 | ||
38 | Линейная функция и ее график | 1 | ||
39 | Взаимное расположение графиков линейных функций | 1 | ||
40 | Взаимное расположение графиков линейных функций | 1 | ||
41 | Взаимное расположение графиков линейных функций | 1 | ||
42 | Контрольная работа №3 «Линейная функция и ее график» | 1 | ||
Степень с натуральным показателем | 19 | |||
43 | Анализ к. р. Определение степени с натуральным показателем | 1 | ||
44 | Определение степени с натуральным показателем | 1 | ||
45 | Умножение и деление степеней | 1 | ||
46 | Умножение и деление степеней | 1 | ||
47 | Умножение и деление степеней | 1 | ||
48 | Умножение и деление степеней | 1 | ||
49 | Умножение и деление степеней | 1 | ||
50 | Возведение в степень произведения и степени | 1 | ||
51 | Возведение в степень произведения и степени | 1 | ||
52 | Возведение в степень произведения и степени | 1 | ||
53 | Возведение в степень произведения и степени | 1 | ||
54 | Одночлен и его стандартный вид | 1 | ||
55 | Одночлен и его стандартный вид | 1 | ||
56 | Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень | 1 | ||
57 | Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень | 1 | ||
58 | Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень | 1 | ||
59 | Функция у=х2 и у=х3 и их графики | 1 | ||
60 | Функция у=х2 и у=х3 и их графики | 1 | ||
61 | Контрольная работа №4 по теме: "Степень и ее свойства, одночлены" | 1 | ||
Многочлены | 23 | |||
62 | Многочлен и его стандартный вид | 1 | ||
63 | Административная контрольная работа за 1 полуг | 1 | ||
64 | Сложение и вычитание многочленов | 1 | ||
65 | Сложение и вычитание многочленов | 1 | ||
66 | Сложение и вычитание многочленов | 1 | ||
67 | Умножение одночлена на многочлен | 1 | ||
68 | Умножение одночлена на многочлен | 1 | ||
69 | Умножение одночлена на многочлен | 1 | ||
70 | Умножение одночлена на многочлен | 1 | ||
71 | Вынесение общего множителя за скобки | 1 | ||
72 | Вынесение общего множителя за скобки | 1 | ||
73 | Вынесение общего множителя за скобки | 1 | ||
74 | Вынесение общего множителя за скобки | 1 | ||
75 | Контрольная работа №5 по теме: "Многочлены" | 1 | ||
76 | Анализ к. р. Умножение многочлена на многочлен | 1 | ||
77 | Умножение многочлена на многочлен | 1 | ||
78 | Умножение многочлена на многочлен | 1 | ||
79 | Умножение многочлена на многочлен | 1 | ||
80 | Разложение многочлена на множители способом группировки | 1 | ||
81 | Разложение многочлена на множители способом группировки | 1 | ||
82 | Разложение многочлена на множители способом группировки | 1 | ||
83 | Разложение многочлена на множители способом группировки | 1 | ||
84 | Контрольная работа №6 по теме: «Действия с многочленами» | 1 | ||
Формулы сокращенного умножения | 24 | |||
85 | Анализ контрольной работы. Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений | 1 | ||
86 | Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений | 1 | ||
87 | Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений | 1 | ||
88 | Разложение на множители с помощью формулы квадрата суммы и квадрата разности | 1 | ||
89 | Разложение на множители с помощью формулы квадрата суммы и квадрата разности | 1 | ||
90 | Разложение на множители с помощью формулы квадрата суммы и квадрата разности | 1 | ||
91 | Умножение разности двух выражений на их сумму | 1 | ||
92 | Умножение разности двух выражений на их сумму | 1 | ||
93 | Умножение разности двух выражений на их сумму | 1 | ||
94 | Разложение разности квадратов на множители | 1 | ||
95 | Разложение разности квадратов на множители | 1 | ||
96 | Разложение разности квадратов на множители | 1 | ||
97 | Разложение разности квадратов на множители | 1 | ||
98 | Контрольная работа №7 по теме: "Формулы сокращенного умножения | 1 | ||
99 | Анализ к. р. Разложение на множители суммы и разности кубов | 1 | ||
100 | Разложение на множители суммы и разности кубов | 1 | ||
101 | Преобразование целого выражения в многочлен | 1 | ||
102 | Преобразование целого выражения в многочлен | 1 | ||
103 | Применение различных способов для разложения на множители | 1 | ||
104 | Применение различных способов для разложения на множители | 1 | ||
105 | Применение преобразований целых выражений | 1 | ||
106 | Применение преобразований целых выражений | 1 | ||
107 | Применение преобразований целых выражений | 1 | ||
108 | Контрольная работа №8 по теме: "Преобразование выражений" | 1 | ||
Системы линейных уравнений | 21 | |||
109 | Анализ к. р. Линейное уравнение с двумя переменными | 1 | ||
110 | Линейное уравнение с двумя переменными | 1 | ||
111 | График линейного уравнения с двумя переменными | 1 | ||
112 | График линейного уравнения с двумя переменными | 1 | ||
113 | График линейного уравнения с двумя переменными | 1 | ||
114 | Системы линейных уравнений с двумя переменными | 1 | ||
115 | Системы линейных уравнений с двумя переменными | 1 | ||
116 | Способ подстановки | 1 | ||
117 | Способ подстановки | 1 | ||
118 | Способ подстановки | 1 | ||
119 | Способ подстановки | 1 | ||
120 | Способ сложения | 1 | ||
121 | Способ сложения | 1 | ||
122 | Способ сложения | 1 | ||
123 | Способ сложения | 1 | ||
124 | Решение задач с помощью систем уравнений | 1 | ||
125 | Решение задач с помощью систем уравнений | 1 | ||
126 | Решение задач с помощью систем уравнений | 1 | ||
127 | Решение задач с помощью систем уравнений | 1 | ||
128 | Решение задач с помощью систем уравнений | 1 | ||
129 | Контрольная работа №9по теме: " Систем линейных уравнений" | 1 | ||
Повторение | 11 | |||
130 | Линейное уравнение с одной переменной | 1 | ||
131 | Системы линейных уравнений с двумя переменными | 1 | ||
132 | Системы линейных уравнений с двумя переменными | 1 | ||
133 | Линейная функция и ее график | 1 | ||
134 | Степень с натуральным показателем. Одночлены | 1 | ||
135 | Многочлены и действия над ними | 1 | ||
136 | Многочлены и действия над ними | 1 | ||
137 | Формулы сокращенного умножения. Разложение многочлена на множители | 1 | ||
138 | Формулы сокращенного умножения. Разложение многочлена на множители | 1 | ||
139 | Итоговая контрольная работа | 1 | ||
140 | Анализ контрольной работы Обобщение изученного материала Итоговый урок по алгебре за курс 7 класса. | 1 |
Перечень учебно-методического обеспечения
1.Алгебра-7 :учебник для общеобразовательных учреждений
Ю.Н.Макарычев , Н.Г.Миндюк, К.Н. Нешков , С.Б.Суворова ,Москва , «Просвещение» ,2015г .
2. Самост. и контр. раб. по алгеб. и геом. для 7кл._Ершова А.П. и др_2013
3. Алгебра. 7кл. Дидактич. материалы_Зив, Гольдич_2013
4.Поурочные разработки к уч. Макарычева. 7кл._2014
5.Контр. и сам. раб. по алг. и геом. 7кл._Журавлев_2014
6.Дидактические материалы по алгебре для 7 класса / Л.И.Звавич, Л.В.Кузнецова, С.Б.Суворова. — М.: Просвещение, 2010.
7.Алгебра. 7кл. Тематич. провер. раб. в новой форме_Александрова Л.А_2012
8.Алгебра. 7кл. Тематич. тест. задания_Донец Л.П_2012
9.Алгебра. Сборник рабочих программ. 7—9 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [составитель Т. А. Бурмистрова]. — 2-е изд., доп. — М. : Просвещение, 2014..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2010.
Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Т...
Рабочие программы по алгебре 8 класс,автор Ю.Н.Макарычев под редакцией Теляковского и по алгебре и началам математического анализа 11 класс, под редакцией А.Н.Колмогорова
Рабочая программа по алгебре 8 класс, автор Ю.Н.Макарычев под редакцией С.А.Теляковского на 2012-2013 уч.годРабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс под редакцией А.Н.Колмогорова на 201...
Рабочая программа по алгебре 8-9 классы (базовый уровень) к УМК Алгебра 8. Алгебра 9. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н.Г. и др
Содержание рабочей программы: Пояснительная записка. Содержание курса. Тематический план. Ожидаемые результаты. Календарно-тематическое планирование. Рабочая программа составлена на основе: - Феде...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АЛГЕБРЕ Класс: 8 (базовый уровень)
Тематический план по алгебре разработан в соответствии с Примерной программой основного общего образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по алгебре для 10-11 классов, разработанная в соответствии с ФКГОС-2004 . Авторская программа для общеобразовательных учреждений Краснодарского края: Алгебра и начала анализа. 10 – 11 классы (автор-составитель Е.А. Семенко).
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по алгебре и началам анализа. Уровень образования (класс): среднее общее образование (10- 11 классы). Количество часов - 204. Учитель...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет алгебра Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет алгебра Класс...