Методическое планирование темы «Разложение многочлена на множители способом группировки. Доказательство тождеств»
план-конспект урока по алгебре
Цели урока:
Образовательные:
- повторить и закрепить темы «Одночлены», «Многочлены» и действия с ними;
- повторить и закрепить правило вынесения общего множителя за скобки;
- изучить способ разложения на множители с помощью группировки;
- закрепить полученные знания с помощью простейших упражнений.
Развивающие:
- формировать умение слушать и наблюдать;
- содействие развитию логического мышления и внимания учащихся, самоконтроля;
- развитие понятийного аппарата и математической речи учащихся развитие
Воспитательные:
- воспитание интереса к предмету посредством использования на уроке ПК, активности, умения общаться
- воспитание нравственного отношения к роли математики в окружающей действительности;
- помочь осознать ценность коллективной деятельности, развитие взаимопомощи и взаимной
поддержки в процессе совместной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razlozhenie_mnogochlena_na_mnozhiteli_sposobom_gruppirovke_dokazatelstvo_tozhdestv_a.docx | 922.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое планирование темы
«Разложение многочлена на множители способом группировке. Доказательство тождеств»
Цели урока:
Образовательные:
- повторить и закрепить темы «Одночлены», «Многочлены» и действия с ними;
- повторить и закрепить правило вынесения общего множителя за скобки;
- изучить способ разложения на множители с помощью группировки;
- закрепить полученные знания с помощью простейших упражнений.
Развивающие:
- формировать умение слушать и наблюдать;
- содействие развитию логического мышления и внимания учащихся, самоконтроля;
- развитие понятийного аппарата и математической речи учащихся развитие
Воспитательные:
- воспитание интереса к предмету посредством использования на уроке ПК, активности, умения общаться
- воспитание нравственного отношения к роли математики в окружающей действительности;
- помочь осознать ценность коллективной деятельности, развитие взаимопомощи и взаимной
поддержки в процессе совместной работы.
Оборудование:
- доска, мел,
- мультимедийный проектор и ноутбук, интерактивная доска
Планируемые образовательные результаты:
- Предметные: сформулировать алгоритм разложения многочлена на множители способом группировки; закрепить изучаемый материал в процессе выполнения заданий, совершенствование вычислительных навыков.
- Личностные: проявлять творческое мышление, умение вести диалог друг с другом, умение признавать свои ошибки.
- Метапредметные:
Регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение; фиксировать индивидуальные затруднения в пробном действии;
Познавательные - создание алгоритмов деятельности, уметь ориентироваться в своей системе знаний, формулировать проблему, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, строить логическую цепь рассуждений;
Коммуникативные – умение работать совместно в атмосфере сотрудничества, сформированность умений ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи.
Логико-математический анализ темы:
№ уро-ка | Тема урока | Тип урока | Цели урока | содержания |
1 | Разложение многочлена на множители способом группировке. Доказательство тождеств | Ознакомление с новым учебным материалом + закрепление изученного | повторить и закрепить темы «Одночлены», «Многочлены» и действия с ними; повторить и закрепить правило вынесения общего множителя за скобки; изучить способ разложения на множители с помощью группировки; | 1.Найти и исправить ошибки в равенствах.
2.Подумайте: что объединяет выражения и на какие группы можно их разбить?
|
2 | Разложение многочлена на множители способом группировке. Доказательство тождеств | Применение знаний и умений | закрепить полученные знания с помощью простейших упражнений. | Пример 1. Представьте выражение в виде произведения: а) 2a(a - b) + 3b(a - b) б) x(x + y) + (x + y) Решение: а) 2a(a - b) + 3b(a - b) = (a - b)(2a + 3b) б) x(x + y) + (x + y) = (x + y)(x + 1) Пример 2. Разложите на множители: а) 3x + 3y + z(x + y) б) 2(a + b) + ac + bc Решение: а) 3x + 3y + z(x + y) = (3x + 3y) + z(x + y) = б) 2(a + b) + ac + bc = 2(a + b) + (ac + bc) = |
3 | Разложение многочлена на множители способом группировке. Доказательство тождеств | Применение знаний и умений | закрепить полученные знания с помощью простейших упражнений. | |
4 | Разложение многочлена на множители способом группировке. Доказательство тождеств | Применение знаний и умений | закрепить полученные знания с помощью простейших упражнений. | |
5 | Разложение многочлена на множители способом группировке. Доказательство тождеств | Контроль | Вариант 1 А1. Представьте в виде произведения многочленов выражение с(а + b) + 2а + 2b. А2. Разложите на множители 7a - 7b + ax - bx. А3. Разложите на множители 5x3 + 5х2 – х - 1. В1. Упростите выражение и найдите его значение при а = b = с = 5, С1. Разложите на множители многочлен y2 – 2y - 3. Вариант 2 А1. Представьте в виде произведения многочленов выражение с(х + у) + 4х + 4у. А2. Разложите на множители 6а - 6с + ау - су. А3. Разложите на множители 7у3 + 7у2 – у - 1. В1. Упростите выражение и найдите его значение при х = у = z = 7, С1. Разложите на множители многочлен у2 + 3у - 4. Вариант 3 А1. Представьте в виде произведения многочленов выражение a(c + b) + 3c + 3b. А2. Разложите на множители 5m -5n + mу - nу. А3. Разложите на множители 6а3 + 6а2 – а - 1. В1. Упростите выражение и найдите его значение при х = у = z = 6, С1. Разложите на множители многочлен у2 - 3у - 4. Вариант 4 А1. Представьте в виде произведения многочленов выражение x(y + z) + 7y + 7z. А2. Разложите на множители 4a - 4b + az - bz. А3. Разложите на множители 2b3 + 2b2 - b - 1. В1. Упростите выражение и найдите его значение при а = b = с = 4, С1. Разложите на множители многочлен у2 + 2у - 3. |
Разложение многочлена на множители способом группировки п 30
1.Познакомиться с операцией «Способ группировки для разложения многочленов». Научиться применять данную операцию на практике.
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения; эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Регулятивные: сличать свой способ действия с эталоном; вносить коррективы и дополнения в составленные планы.
Познавательные: выдвигать и обосновывать гипотезы, предлагать способы их проверки; строить логические цепочки рассуждений; заменять термины определениями; выделять обобщенный смысл и формальную структуру задачи.
Формирование навыков работы по алгоритму
Индивидуальные карточки
2.Освоить способ группировки. Научиться применять способ группировки для разложения многочленов на линейные множители.
Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в группах; задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; осуществлять деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Регулятивные: оценивать работу; исправлять и объяснять ошибки.
Познавательные: выделять обобщенный смысл и формальную структуру задачи; выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных.
Формирование навыков работы по алгоритму
Математический диктант
3.Научиться применять данную операцию на практике
Коммуникативные: развивать умения обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений.
Регулятивные: формулировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий.
Познавательные: произвольно и осознанно овладевать общим приемом решения задачи.
Формирование навыков самоанализа и самоконтроля
4.Научиться применять данную операцию на практике
Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.
Познавательные: создавать структуру взаимосвязей смысловых единиц текста; извлекать необходимую информацию из прослушанных упражнений.
Формирование навыков работы по алгоритму
Типология задач по теме и методика работы с ними
В этом пункте я обращусь к учебнику Макарычева Ю.Н. и буду перечислять задачи из него.
Актуализация знаний.
1.Найти и исправить ошибки в равенствах.
- (5а - х)2 = 25а – 10х + х2
- 25 + х2 = (5 – х )(5 + х )
- (3 + а)(9 – 3а + а2) = 27 – а3
- (0,7х3 + 2х)2 = 1,4х6 + 2,8х4 + 4х2
- 24х2у3 – 12ху4 = 12х2у3 (12 - у)
- (0,2а + 0,3в)(0,3в – 0,2а) = 0,04а2 – 0,09в2
Задание написано на доске; пара, быстрее всех справившаяся с заданием, исправляет ошибки на доске. Остальные учащиеся высказывают свое мнение.
2.Подумайте: что объединяет выражения и на какие группы можно их разбить?
- 27а2 – 9а
- 36 – х2
- а2в + 3ав3
- 4х2 – 49у2
- х2 + 4х + 4
- 5х + 5у + mх + my
- 5ах + 5ау – х – у
- 5у(а - с) +2в(а - с)
- ав+8а+вх+8х
- x 2m + x2n + y2m + y2n
Это многочлены и их можно разложить на множители:
1, 3, 8 – вынесением общего множителя за скобки,
2,4,5 – с помощью формул сокращенного умножения.
У учащихся возникает проблема:
как разложить на множители 6, 7, 9, 10 многочлены.
Рассмотрим многочлен 5x +5y + m x +my.
- Есть ли общий множитель у всех слагаемых?
Применим “метод пристального взгляда”. Что вы увидели?
(Есть общий множитель 5 у первого и второго слагаемых и общий множитель m у третьего и четвертого слагаемых.)
- Давайте объединим их в группы.? ( 5x +5y ) + (m x +my)
- Что можно сделать с общим множителем в каждой группе? (Вынести его за скобки) .
5 (x +y) +m (x +y)
- Сколько сейчас получилось слагаемых? (Два)
- Что интересного заметили в получившемся выражении? (Есть один общий множитель (х+у) )
- Вынесем его за скобки.
(x +y) (5 +m)
- Что мы получили? (Произведение)
- Значит, многочлен представили в виде произведения. Каким способом?
(Объединяя слагаемые в группы)
- Как бы вы назвали новый способ?
(способом группировки.)
- Какова же тема нашего урока? (Разложение многочленов на множители методом группировки).
Запишите тему урока «Разложение многочлена на множители способом группировки»
Рассмотрим следующие примеры:
Составление алгоритма разложения на множители способ группировки.
Пример 1. Представьте выражение в виде произведения:
а) 2a(a - b) + 3b(a - b) б) x(x + y) + (x + y)
Решение:
а) 2a(a - b) + 3b(a - b) = (a - b)(2a + 3b)
б) x(x + y) + (x + y) = (x + y)(x + 1)
Пример 2. Разложите на множители:
а) 3x + 3y + z(x + y) б) 2(a + b) + ac + bc
Решение:
а) 3x + 3y + z(x + y) = (3x + 3y) + z(x + y) =
= 3(x + y) + z(x + y) = (x + y)(3 + z)
б) 2(a + b) + ac + bc = 2(a + b) + (ac + bc) =
= 2(a + b) + c(a + b) = (a + b)(2 + c)
В номере 708 г) заметим, что q-p=-(p-q). Теперь мы можем вынести за скобки p-q.
В номере 709 г) ax+ay-x-y=a(x+y)-(x+y). Из первых двух слагаемых можно вынести, а, a(x+y), заметим, что из 3 и 4 слагаемого можно вынести -1 за скобки -(x+y).
В номере 713б) ученик может пойти двумя путями либо подставлять сразу, либо с группировать и подставить. Наша задача показать ученикам что второй способ горазда легче.
Вспоминаем что значит доказать тождества. Используем метод группировке.
Г) Заметим что в 1;2 и 5 присутствует , а в 3;4 и 6 присутствует а.
В номере 718а) заметим что при х в квадрате коэффициент равен 1, а свободный член равен 5. Т .е 6х можно записать как сумму х+5х.
Система контроля за состоянием знаний, умений и навыков учащихся по теме;
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Задачи для контроля целесообразно делить на задачи для слабых, средних и сильных учеников.
Цель: проверка степени и качества усвоения изучаемого материала. Критерии оценивания:
А1.) оценивается в 1 балла;
А2-А3.) оценивается в 2балла;
В1.) оценивается в 3 балла;
С1) оценивается в 4 балл;
Оценка «5» соответствует 11 - 12 баллов;
«4» соответствует 8 – 10 баллов;
«3» соответствует 5– 7 баллов и
«2» ставится за результат меньший 4 баллов.
Вариант 1
А1. Представьте в виде произведения многочленов выражение с(а + b) + 2а + 2b.
А2. Разложите на множители 7a - 7b + ax - bx.
А3. Разложите на множители 5x3 + 5х2 – х - 1.
В1. Упростите выражение и найдите его значение при а = b = с = 5,
С1. Разложите на множители многочлен y2 – 2y - 3.
Вариант 2
А1. Представьте в виде произведения многочленов выражение с(х + у) + 4х + 4у.
А2. Разложите на множители 6а - 6с + ау - су.
А3. Разложите на множители 7у3 + 7у2 – у - 1.
В1. Упростите выражение и найдите его значение при х = у = z = 7,
С1. Разложите на множители многочлен у2 + 3у - 4.
Вариант 3
А1. Представьте в виде произведения многочленов выражение a(c + b) + 3c + 3b.
А2. Разложите на множители 5m -5n + mу - nу.
А3. Разложите на множители 6а3 + 6а2 – а - 1.
В1. Упростите выражение и найдите его значение при х = у = z = 6,
С1. Разложите на множители многочлен у2 - 3у - 4.
Вариант 4
А1. Представьте в виде произведения многочленов выражение x(y + z) + 7y + 7z.
А2. Разложите на множители 4a - 4b + az - bz.
А3. Разложите на множители 2b3 + 2b2 - b - 1.
В1. Упростите выражение и найдите его значение при а = b = с = 4,
С1. Разложите на множители многочлен у2 + 2у - 3.
Все задачи в варианте примерно равноценны. Возможно, несколько труднее для учеников окажутся задачи В1 и С1.
Задания в данной проверочной работе для всех учащихся одинаковые, поскольку эти задания на закрепление изученных формул и их распознавание, без этого навыка невозможно добиться достижения предметного результата. Задания для данной контрольной работы учитель раздает на карточках каждому ученику отдельно.
Также эта работа позволит выявить проблемы, с которыми столкнулись учащиеся, и, при необходимости, их решить.
Перечень использованной литературы:
- Алгебра. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова; под ред. С.А.Теляковского. – М.: Просвещение, 2013. – 150-152 с.
- Алгебра. 7 класс: методические рекомендации: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ Н.Г.Миндюк, И.С.Шлыкова. - М.: Просвещение, 2017.
- Приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
- Приказ от 28 декабря 2018 г. N 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по теме "Разложение многочлена на множители способом группировки" 7 класс
Третий урок в теме, конспект урока с элементами исследования и презентация....
Технологическая карта урока алгебры по теме « Разложение многочлена на множители способом группировки»
Технологическая карта по теме « Разложение многочлена на множители способом группировки» для учащихся 7 классаЦели урока: Организация деятельности учащихся по формированию навыков разложения мно...
Презентация для урока по теме "Разложение многочлена на множители способом группировки". 7 класс.
Презентация содержит упражения для устного счета и самостоятельную работу для контроля знанитй по данной теме....
Технологическая карта урока по теме: «Разложение многочлена на множители способом группировки»
Урок открытия нового знания...
Технологическая карта урока по теме: «Разложение многочлена на множители способом группировки»
Урок открытия нового знания....
Технологическая карта урока по теме: «Разложение многочлена на множители способом группировки»
Тип урока - урок открытия нового знания....
Технологическая карта урока алгебры в 7 классе по теме "Разложение многочлена на множители способом группировки"
Данный материал содержит в себе технологическую карту урока алгебры в 7 классе по теме "Разложение многочлена на множители способом группировки", а также раздаточный материал....