Конспект урока "Производная и ее геометрический смысл"
план-конспект урока по алгебре (11 класс)
УМК: Ш.А. Алимов, Ю.М.Колягин и др. «Алгебра и начала анализа»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_na_temu_geom_smysl_proizvod.doc | 167 КБ |
urok_povtoreniya_po_teme_proizvodnaya._geom_smysl.ppt | 603.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока на тему: Производная и её геометрический смысл
УМК: Ш.А. Алимов, Ю.М.Колягин и др. «Алгебра и начала анализа» учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2017года.
Цели урока:
Обучающие:
- повторить основные формулы и правила дифференцирования, физический и геометрический смысл производной;
- вывести уравнение касательной к графику дифференцируемой функции;
- сформировать умение комплексного применения знаний, умений, навыков и их перенос в новые условия;
- проверить знания, умения, навыки учащихся по данной теме.
Развивающие:
- способствовать развитию мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение;
- оказать помочь в формировании умений самооценки и взаимооценки;
- развивать познавательную активность, вычислительные навыки.
Воспитательные:
- воспитывать добросовестное отношение к труду, инициативность, организованность.
Тип урока:
комбинированный
Структура урока:
Организационный этап.
Этап проверки домашнего задания.
Этап всесторонней проверки знаний.
Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.
Этап усвоения новых знаний.
Этап закрепления новых знаний.
Этап постановки домашнего задания и инструктаж по его выполнению.
Оборудование: программа презентаций Microsoft Office PowerPoint, презентация, компьютер, мультимедиа проектор.
План урока:
- Организационный момент (1 мин)
- Проверка домашнего задания (3 мин)
- Проверка знаний (17 мин)
- Подготовка обучающихся к активному усвоению знаний (1 мин)
- Усвоения новых знаний (5 мин)
- Закрепления новых знаний (10 мин)
- Подведение итогов урока (1 мин)
- Домашнее задание (2 мин)
Ход урока:
I. Организационный момент
Приветствие класса. Проверка готовности класса к уроку.
Учитель знакомит с темой, целями и ходом урока.
II. Проверка домашнего задания
№ 858, 859
III. Проверка знаний
- Устный опрос:
- Сформулируйте определение производной.
Определение: Пусть функция f (x) определена на некотором промежутке, х – точка этого промежутка и число h # 0 такое, что х + h также принадлежит данному промежутку. Тогда предел разностного отношения
при h → 0 (если этот предел существует) называется производной функции
f (х) в точке х и обозначается f '(х). Таким образом,
- Как называется операция нахождения производной?
Операция нахождения производной называется дифференцированием.
- Какая функция называется дифференцируемой в точке?
Если функция f (х) имеет производную в точке х, то эта функция называется дифференцируемой в этой точке.
- Какая функция называется дифференцируемой на некотором промежутке?
Если функция f (х) имеет производную в каждой точке некоторого промежутка, то говорят, что эта функция дифференцируема на этом промежутке.
- В чем заключается физический (механический) смысл производной?
Тангенс угла наклона касательной есть величина, показывающая мгновенную скорость изменения функции в данной точке.
- В чем заключается геометрический смысл производной?
Значение производной функции в точке равно угловому коэффициенту касательной к графику функции в этой точке.
- Сформулируйте правило нахождения производной суммы, произведения, частного.
- «Верно-неверно»
Если ученик согласен с ответом – он ставит у себя в тетради «+», если – нет «-«.
Цель данного задания – понимание смысла теоретических знаний.
1.Если функция дифференцируема в точке, то она в этой точке непрерывна?
Да
2.Если функция непрерывна в точке, то она в этой точке дифференцируема?
Нет
3. Верно ли, что тангенс угла наклона касательной к графику функции – есть значение производной функции в точке касания?
Да
4.Верно ли, что производная суммы функций равна сумме производных функций?
Да
5.Верно ли, что производная функции у = ln x имеет производную в точке
х = - 5?
Нет
6.Верно ли, что первая производная пути от времени – это есть мгновенная скорость материальной точки?
Да
7.Верно ли, что функция у =cos x дифференцируема на множестве действительных чисел?
Да
Ответы: + - + + - + +
- Решение задач
- Решение задач на нахождение производной в точке, углового коэффициента касательной к графику функции.
Данные задачи учащиеся решают с использование интерактивной доски, каждая задача изображается на отдельном слайде. (1 – 11 слайд)
Учащиеся по мере движения слайдов обсуждают решения задач.
- Самостоятельная работа: 5 заданий из открытого банка заданий (1в., 2 в.)
ИЗ ОТКРЫТОГО БАНКА ЗАДАНИЙ 1в
- На рисунке изображены график функции и касательные, проведённые к нему в точках с абсциссами A, B, C и D.
В правом столбце указаны значения производной функции в точках A, B, C и D. Пользуясь графиком, поставьте в соответствие каждой точке значение производной функции в ней.
ТОЧКИ ЗНАЧЕНИЯ ПРОИЗВОДНОЙ
A 1) 0,5
B 2) − 0,7
C 3) 4
D 4) −3
В таблице под каждой буквой укажите соответствующий номер.
- На рисунке изображены график функции и касательные, проведённые к нему в точках с абсциссами A, B, C и D.
В правом столбце указаны значения производной функции в точках A, B, C
и D. Пользуясь графиком, поставьте в соответствие каждой точке значение производной функции в ней.
ТОЧКИ ЗНАЧЕНИЯ ПРОИЗВОДНОЙ
A 1) −
B 2) 2
C 3)
D 4) − 1
В таблице под каждой буквой укажите соответствующий номер.
- На рисунке изображены график функции y=f(x) и касательная к этому графику, проведённая в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции f(x)
в точке x0.
- На рисунке изображены график функции y=f(x) и касательная к этому графику, проведённая в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции f(x)
в точке x0.
- На рисунке изображены график функции y=f(x) и касательная к этому графику, проведённая в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции f(x)
в точке x0.
ИЗ ОТКРЫТОГО БАНКА ЗАДАНИЙ 2в
1.На рисунке изображены график функции и касательные, проведённые к нему в точках с абсциссами A, B, C и D.
В правом столбце указаны значения производной функции в точках A, B, C и D. Пользуясь графиком, поставьте в соответствие каждой точке значение производной функции в ней.
ТОЧКИ ЗНАЧЕНИЯ ПРОИЗВОДНОЙ
A 1) − 1,5
B 2) 0,5
C 3) 2
D 4) − 0,3
таблице под каждой буквой укажите соответствующий номер.
2. На рисунке изображены график функции и касательные, проведённые к нему в точках с абсциссами A, B, C и D.
В правом столбце указаны значения производной функции в точках A, B, C и D. Пользуясь графиком, поставьте в соответствие каждой точке значение производной функции в ней.
ТОЧКИ ЗНАЧЕНИЯ ПРОИЗВОДНОЙ
A 1) ⅔
B 2) - ½
C 3) -1⅓
D 4) 1⅔
В таблице под каждой буквой укажите соответствующий номер.
3.На рисунке изображены график функции y=f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой
x0. Найдите значение производной функции f(x) в точке x0.
4. На рисунке изображены график функции y=f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой
x0. Найдите значение производной функции f(x) в точке x0.
5. На рисунке изображены график функции y=f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой
x0. Найдите значение производной функции f(x) в точке x0.
- V. Подготовка обучающихся к активному усвоению знаний. Усвоение новых знаний.
Вывод уравнения касательной к графику дифференцированной функции y = f (x) в точке ( х0; f (x0) ).
- Закрепления новых знаний.
Запишите алгоритм нахождения уравнения касательной к графику функции y = f (x) в точке х0.
Решаем №860 (1,3)
VII. Подведение итогов урока.
Ф.И. обучающегося | Теоретический опрос | Верно-неверно | Самостоятельная работа | Работа у доски | Итого |
1. | |||||
2. |
VIII. Домашнее задание.
№860(2,4,6), 866(2,4)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Типы задач ЕГЭ : Нахождение значения производной функции в точке(геометрический смысл производной). Нахождение точек, в которых производная функции равна 0. Нахождение промежутков возрастания и убывания функции. Нахождение наибольшего и наименьшего значения функции.
Геометрический смысл производной Производная функции в точке равна угловому коэффициенту касательной к графику функции y = f(x) в этой точке. Т.е. Причем, если : .
На рисунке изображён график функции и касательная к нему в точке с абсциссой . Найдите значение производной функции в точке . А В Если А ниже В знак «+» 2 4 = 0,5
На рисунке изображён график функции и касательная к нему в точке с абсциссой . Найдите значение производной функции в точке . А В Если А выше В ставим знак «-» вертикаль горизонталь = 2 8 = - 0,25
На рисунке изображены график функции у = f(x) и касательная к этому графику, проведенная в точке с абсциссой х 0 . Найдите значение производной функции у = f(x) в точке х 0 . х х 0 у Решение: O у = f(x) 1 3 12 12 3 f‘( х 0 ) =tga = Ответ: 0,25
На рисунке изображены график функции у = f(x) и касательная к этому графику, проведенная в точке с абсциссой х 0 . Найдите значение производной функции у = f(x) в точке х 0 . х х 0 у Решение: O у = f(x) -3 -7 1 1 4 tga = tga = 4 f ' ( x 0 ) = - tg α = - 4 Ответ: -4
На рисунке изображены график функции у = f(x) и касательная к этому графику, проведенная в точке с абсциссой х 0 . Найдите значение производной функции у = f(x) в точке х 0 . х х 0 у Решение: O у = f(x) 1 8 2 tga = 1 2 8 Ответ: -0,25 tga =0,25 f ' ( x 0 ) = - tg α = - 0,25
№ 9.Найдите промежутки возрастания функции .В ответе укажите длину большего из них . На рисунке изображен график производной функции. Найдите количество таких чисел , что касательная у графику в точке параллельна прямой y=3x-11 или совпадает с ней. Две прямые параллельны или совпадают, тогда и только тогда, когда угловые коэффициенты равны. Ответ 6
На рисунке изображен график y=f’(x) — производной функции f(x) , определенной на интервале (-3;11) . Найдите количество точек, в которых касательная к графику функции параллельна прямой y= -x+19 или совпадает с ней. f‘ (x) = -1 Ответ: 3
На рисунке изображен график функии. Найдите количество точек, в которых производная функции равна 0. Производная функции в точке равна 0 тогда и только тогда, когда касательная к графику функции, проведенная в этой точке, горизонтальна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Геометрический смысл производной.
Материал можно использовать как тренажёр на уроках....
конспект урока по алгебре и началам анализа 11 класс "Геометрический смысл производной"
Конспект урока алгебры и начал анализа 11 класс с использованием метапредмета "задача" по теме "Геометрический смысл производной", рабочий лист ученика, презинтация к уроку...
Производная и ее геометрический смысл
Теория с примерами решений....
Открытый урок по теме" Производная и её геометрический смысл"
Цель: 1.Формирование знаний о формулах дифференцирования и умение применять их для вычисления производных. 2. Развивать навыки самоконтроля, самостоятельно добывать знания. 3. Воспитывать отве...
Геометрический смысл производной
Данная презентация поможет подготовить учащихся к КДР....
Геометрический смысл производной
Урок проводится в рамках изучения тема "Производная"...
Конспект урока по алгебре в 11 классе по теме "Производная и ее геометрический смысл".
Конспект урока по алгебре в 11 классе по теме "Производная и ее геометрический смысл"....