Урок повторения "Уравнения"
план-конспект урока по алгебре (9 класс)
Предварительный просмотр:
Урок обобщающего повторения в 9 классе
по теме
«Уравнения»
Подготовила: учитель высшей категории
МБОУ «СОШ №20 им. А.А Хмелевского»
г. Курска Кораблина Ольга Александровна
2020 г.
Уроки обобщения и систематизации завершают процесс усвоения учащимися учебного материала.
Главное назначение этих уроков заключается в усвоении учащимися связей и отношений между понятиями, в формировании целостного представления у учащихся об изучаемом материале, его значимости и применении в конкретных ситуациях.
Важное место занимают упражнения, выполнение которых основано на актуализации всех знаний и умений, подлежащих систематизации, применение обобщений в различных условиях. К таким заданиям относятся задания на составление схем, таблиц.
Урок обобщающего повторения ориентируется не просто на повторение, упорядочение уже достигнутого уровня знаний и умений, а на их качественное улучшение, на ликвидацию возможных пробелов.
Урок обобщения и систематизации знаний должен проходить при полном участии каждого ученика.
Тема урока: Уравнения (обобщающее повторение).
Цели урока:
- Обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по изучаемой теме.
- Способствовать формированию умений применять разные способы решения уравнений и систем уравнений.
- Развитие творческих способностей учеников путем решения уравнений 3-й и 4-й степени.
- Побуждать учеников к самоконтролю, взаимоконтролю, самоанализу своей учебной деятельности.
Оборудование: ноутбук, проектор, таблицы, схемы, экзаменационный сборник.
У учащихся на рабочем месте: оценочные листы, карточки «барометр настроения».
Послушайте высказывание Альберта Эйнштейна про себя и попробуйте определить тему урока «Мне приходится делить свое время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно». В 1952 году тогдашний премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион предложил ученому стать вторым президентом Израиля. Предложение было официальным и абсолютно серьезным, однако Эйнштейн ответил: «Я глубоко тронут предложением государства Израиль, но с сожалением и прискорбием должен его отклонить». Ученый объяснил свой отказ тем, что он просто не имеет необходимого для этой должности опыта, особенно опыта работы с людьми.
( формулируем тему урока, пишем в тетради). Обобщение и систематизация знаний по теме «Решение рациональных уравнений»
Целеполагание: (2 минуты). Какие цели можно поставить к нашему уроку, исходя из темы?
- обобщить и систематизировать знания по теме «Решение различных видов уравнений»
- отработать применение способов решения уравнений
- повторить теоретический материал по теме
Уравнения в школьном курсе алгебры занимают ведущее место. На их изучение отводится времени больше, чем на любую другую тему. Действительно, уравнения не только имеют важное теоретическое значение, но и служат чисто практическим целям. Подавляющее большинство задач реального мира сводится к решению различных видов уравнений. Начнем наш урок с устной работы.
Решить устно: (Слайд 3)
1) 0x = 5 ; 2) 0,5x = 0; 3) 0x = 0; 4) 2x = 19. 5) ;
6) ; 7) ; 8) .
Продолжим наш разговор с повторения теоретического материала.
Вспомним, что такое уравнения, корень уравнения, какие виды уравнений вы изучали. (слайд 4-5).
Поговорим подробно о каждом виде.
Линейное уравнение. Вид, алгоритм решения, количество корней. (Слайд 6-7)
Квадратное уравнение. Вид, классификация. Количество коней.(слайд 8-9)
Дробно-рациональное уравнение. Вид, алгоритм решения.(слайд 10)
Биквадратное уравнение. Вид. Способ решения. (слайд 11)
Кубическое уравнение. (слайд 12)
На экзамене уравнения встречаются дважды в 1 части- № 9 . И во 2 части №21, и в №22 при решении текстовой задачи с помощью уравнения.
Теперь предлагаю вам поработать в парах. Каждый ряд будет решать уравнения определенного вида, что поможет вам расшифровать имя великого математика. Учащихся следует предварительно посадить, таким образом, чтобы на каждом ряду сидели учащихся примерно одного уровня.
1 ряд – линейные уравнения (базовый уровень)
2 ряд- квадратные уравнения (повышенный уровень)
3 ряд –рациональные равнения 2 части (высокий уровень)
Вам даны задания, справа от текстов указаны QR-коды, если задания вызывают у вас затруднения, то вы можете отсканировать коды с помощью смартфонов и получить подсказку.
Все задания взяты из открытого банка заданий ОГЭ и сайта РЕШУ ОГЭ.
Когда вы найдёте все корни уравнения, запишите их в порядке возрастания в таблицу, каждое число соответствует букве русского алфавита, замените числа буквами и разгадайте фамилию известного математика.
Линейные: 1) 10x+9=7x (-3)
2) 10(x-9)=7 (9,7)
3) 1- 2(5- 2x)= -x-3 (1,2)
4) (36)
-3 | 1,2 | 9,7 | 36 |
В | И | Е | Т |
Квадратные:
- 2х2- 5х =0 (0; 2,5)
- X2 +7x-18=0 (-9;2)
- (x+10)2=(5-x)2 (2,5)
-9 | 0 | 2 | 2,5 | 2,5 |
Г | А | У | С | С |
Рациональные:
- (х-5)3= 25(х-5) (0;5;10)
- х4=(х-20)2 (-5;4)
-5 | 0 | 4 | 5 | 10 |
Х | А | Й | Я | М |
Ключ:
А 0 | Б 3 | В -3 | Г -9 | Д -8 | Е 9,7 | Ж -4 |
К -1 | Л -2,5 | М 10 | Н 30 | О 1 | С 2,5 | Т 36 |
З 0,4 | И 1,2 | Й 4 | У 2 | Х -5 | Я 5 |
По ходу выполнения заданий и расшифровки фамилий учёных, учитель рассказывает о каждом из них.
- Базовый уровень. Выдающегося немецкого математика Карла Фридриха Гаусса (1777-1855) современники называли «королём математики».
Ещё в раннем детстве он проявлял незаурядные математические способности. В возрасте трех лет Гаусс уже исправлял счета отца.
Рассказывают, что в начальной школе, где учился Гаусс (9 лет), учитель, чтобы занять класс на продолжительное время самостоятельной работой, дал задание ученикам – вычислить сумму всех натуральных чисел от 1 до 100. Маленький Гаусс ответил на вопрос почти мгновенно, чем невероятно удивил всех и, прежде всего, учителя. Такую задачу мы решали в 5 классе. А кто сейчас даст ответ на этот вопрос 101∙50=5050.
Задача эта не проста,
Как сделать, чтобы быстро
От единицы и до ста
Сложить в уме все числа.
Пять первых связок рассмотри,
Найдёшь к решению ключи.
Давным-давно сказал один мудрец
Что прежде надо
Связать начало и конец
У численного ряда.
- Продвинутый уровень. Франсуа Виет - великий французский математик. Он положил начало алгебре как науке о преобразовании выражений и решении уравнений в общем виде. Виет был первым, кто ввел буквенное обозначение как неизвестных, так и данных величин. Он внедрил в науку мысль о том, что алгебраические преобразования можно выполнять не только над значениями, но и над символами, и фактически создал понятие математической формулы как таковой. Благодаря этому открытию, Виет внес огромный вклад в создание буквенной алгебры. Поэтому его называют «отцом алгебры». А где вы встречались с этим именем.
В 8 классе изучали теорему Виета. Давайте её вспомним.
Если х1 и х2 корни приведённого квадратного
уравнения х² + px + q = 0,
то x1 + x2 = - p, а x1∙ x2 = q.
Обратное утверждение:
Если числа m и n таковы, что m + n = - p, m∙n = q, то эти числа являются корнями уравнения х² + px + q = 0.
Попробуем решить с помощью этой теоремы квадратные уравнения устно.
x2-5x+6=0 ( 2;3)
x2-9x+20=0 (4;5)
x2+3x+2=0 (-1;-2)
Найдите ошибки в решении уравнений:
- х2 – 16х – 63 =0 2) 2х2 + х – 21 =0
D = 64 – 63=1, 2 корня; D = 1 + 168 =169,2корня;
х=, х=, х=, х
х=-7,5; х=-8,5 х1=6; х2=-7
Ответ: -7,5; -8,5 . Ответ:-7;6.
3) Высокий уровень. - Для древних математиков самым желанным было научиться решать уравнения третьей степени. Решение простейших уравнений, особенно если удачно подобраны коэффициенты, не составляет труда. Решите уравнение: 3х3- 24=0
-Но не всегда уравнения бывают такие простые, как же тогда решать другие, более сложные уравнения? Первым, кто ответил на этот вопрос, был замечательный таджикский учёный и поэт Омар Хайям. Его портрет, и годы жизни вы видите на слайде. ( 1048-1131).Что же означает число, полученное нами в начале урока? Хайям развил геометрическую теорию кубических уравнений, он считал основным способом решения геометрическое построение искомого корня. Так же он поставил проблему решения этих уравнений с помощью формулы, но, не сумев решить её, написал: «Может быть, кто-нибудь из тех, кто придёт после нас, узнает это». Омар Хайям был не только математиком, он занимался астрономией, философией, географией, а ещё он писал замечательные четверостишия – рубаи. Это лирические строки, наполненные глубоким философским смыслом. Ваш возраст- возраст вопросов и ответов, вопросов, на которые вы не всегда можете найти ответы. Мудрый поэт поможет вам их найти. Вот одно из четверостиший:
Не смотри, что иной выше всех по уму,
А смотри, верен слову ли он своему,
Если слов он своих не бросает на ветер,
Нет цены, как ты сам понимаешь, ему.
IV. Подведение итогов урока: итак, мы проделали большую работу. Как вы думаете, достигли ли мы цели, которую мы поставили в начале урока? Повторили всю теорию, касающуюся целых рациональных уравнений. Прорешали различные их виды. Конечно, школьная линия уравнений на этом не заканчивается, но полученные знания найдут своё применение и при сдаче ОГЭ, и в дальнейшем при изучении математики.
Учащиеся отмечают удовлетворённость своей работы на уроке на «Барометре настроения»
Задаёт вопросы, побуждая учащихся к анализу своей деятельности на уроке:
1.Чем данный урок был полезен для вас?
2. Какие пробелы в знаниях помог восполнить?
3. Что нового открыли для себя на уроке?
Сухие строки уравнений –
В них сила разума влилась.
В них объяснение явлений,
Вещей разгаданная связь. Л.М.Фридман
Посредством уравнений, теорем
он уйму всяких разрешил проблем:
и засуху предсказывал, и ливни.
Поистине его познанья дивны. Чосер
Домашнее задание: решить уравнения №9, 20 из сборников ОГЭ.
Приложение 1.
Классификация рациональных уравнений по видам
Алгоритмы решения уравнений | ||||
линейные | квадратные | |||
неполные 1 типа | неполные 2 типа | неполные 3 типа | полные | |
, при с<0 |
Приложение 2
Линейные:
1) 10x+9=7x
2) 10(x-9)=7
Ключ:
А 0 | Б 3 | В -3 | Г -9 | Д -8 | Е 9,7 | Ж -4 | З 0,4 | И 1,2 | Й 4 |
К -1 | Л -2,5 | М 10 | Н 30 | О 1 | С 2,5 | Т 36 | У 2 | Х -5 | Я 5 |
Полученные корни впишите в таблицу в порядке возрастания. Расшифруйте фамилию известного математика.
3) 1- 2(5- 2x)= -x-3
4)
Квадратные:
- 2х2- 5х =0
- x2+7x-18=0
Полученные корни впишите в таблицу в порядке возрастания.
А 0 | Б 3 | В -3 | Г -9 | Д -8 | Е 9,7 | Ж -4 | З 0,4 | И 1,2 | Й 4 |
К -1 | Л -2,5 | М 10 | Н 30 | О 1 | С 2,5 | Т 36 | У 2 | Х -5 | Я 5 |
- (x-10)2=(5+x)2
Расшифруйте фамилию известного математика.
Рациональные:
- (х-5)3= 25(х-5)
Полученные корни впишите в таблицу в порядке возрастания.
Расшифруйте фамилию известного математика.
Ключ:
А 0 | Б 3 | В -3 | Г -9 | Д -8 | Е 9,7 | Ж -4 |
К -1 | Л -2,5 | М 10 | Н 30 | О 1 | С 2,5 | Т 36 |
З 0,4 | И 1,2 | Й 4 | У 2 | Х -5 | Я 5 |
- х4=(х-20)2
Приложение 3.
Барометр настроения
Поставь крестик, как ты провел урок:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...