Обобщающий урок по теме "Формулы сокращенного умножения"
план-конспект урока по алгебре (7 класс)

Федорова Наталья Геннадьевна

Технологическая карта урока алгебры в 7 классе к учебнику авторов С.М.Никольский и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл algebra_7_klass.docx41.63 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока алгебры

Тема урока: Формулы сокращенного умножения.

Класс: 7

Цель урока: создать на уроке условия для формирования у учащихся навыка применения формул сокращенного умножения при выполнении упражнений различной сложности.

Задачи:

Образовательные (формирование познавательных УУД):

систематизировать знания учащихся по теме, закрепить умения их применять, определить степень усвоения материала, знать формулы сокращенного умножения.

Развивающие (формирование регулятивных УУД):

развитие зрительной памяти, внимания, логического мышления, умение применять формулы сокращенного умножения на практике, формирование навыков самоконтроля и самооценки.

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

воспитывать ответственность за выполненную работу, аккуратность и точность, умение слушать, правильно оценивать результаты своего труда.

Тип урока: Урок общеметодологической направленности

Оборудование: Раздаточный материал: карточки с заданиями, тесты

Этапы урока

Ход урока

Формируемые УУД

I. Этап мотивации (самоопределения)

Эпиграф нашего урока: «У математиков существует свой язык- это формулы» /С.В. Ковалевская

Девиз урока: Китайская мудрость гласит,

«Я слышу – я забываю,

я вижу – я запоминаю,        

я делаю – я понимаю»

Сегодня мы будем следовать ее указаниям.

Прежде, чем приступить к работе, каждый из вас должен поставить перед собой цель сегодняшнего урока. Перед вами лежат оценочные листы (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), в левом столбце написаны цели, выберите те, которые соответствуют вашим, и поставьте напротив знак “+” или допишите свою.

На каждом этапе урока вы будете оценивать себя, выставляя количество заработанных баллов в оценочные листы.

Личностные: мотивация, самоопределение

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками 

II. Этап актуализации знаний и фиксирования места затруднений

  1. Сопоставить левые и правые части формул (один человек у доски)

а2 – b2 =

(a-b)(a+b)

(а + b) 2 = 

a2+2ab+b2

(а  – b) 2 = 

a2-2ab+b2

а3 + b3 =

(a+b)(a2-ab+b2)

а3 – b3 =

(a-b)(a2+ab+b2)

  1. Повторить название формул (работа в парах)

Вопрос.
Квадрат суммы двух чисел равен...

Ответ.
Произведению суммы этих чисел и неполного квадрата их разности.

Вопрос.
Разность квадратов двух чисел равна...

Ответ.
Квадрату первого числа, плюс удвоенное произведение первого и второго чисел, плюс квадрат второго числа.

Вопрос.
Квадрат разности двух чисел равен...

Ответ.
Произведению разности этих чисел и их суммы.

Вопрос.
Произведение суммы двух чисел и их разности равно...

Ответ.
Квадрату первого числа, минус удвоенное произведение первого и второго чисел, плюс квадрат второго числа.

Вопрос.
Сумма кубов двух чисел равна...

Ответ.
Разности квадратов этих чисел.

  1. Задание: «Верно или не верно»: да и нет не говорите, «+» и «-» напишите (остальные учащиеся)

(а+b)2 =a2+ab+b2     

(a-b)2= a2-2ab+b2         

a2-b2=(a-b)(a-b)

a3+b3=(a+b)(a2-2ab+b2)      

a3-b3=(a-b)(a2+ab+с2)

 После выполнения самопроверка

Ответы: -+--+

Заполнение оценочных листов: «5» - все верно,  «4» - 1 ошибки, «3» - 2 ошибки, «2» - более 3 ошибок.

Личностные:

смыслообразование

Регулятивные:

выделение и осознание того, что уже пройдено, умение выявлять предполагаемые затруднения 

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других

III. Постановка учебной задачи, целей урока.

 - Ребята, как вы считаете, обязательно ли знать формулы сокращенного умножения?

- Эти знания могут пригодиться?

- Анализируя важность этих формул, назовите тему нашего урока.

Личностные:

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

Регулятивные:

определять и формулировать цель деятельности на уроке

Познавательные:

проводить сравнение, указывая на основание сравнения

Коммуникативные

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

IV. Этап составления плана, стратегии по разрешению затруднения и его реализация.

Учитель предлагает обучающимся выполнить следующие задания

ЗАДАНИЕ №1: Тест – соответствие (работа в парах). Расшифровка. Для каждого выражения из левого столбца подберите ему тождественно равное в правом. 

№ формулы

формула

№ ответа

ответ

буква

1

(x+3)²

1

4x²-9

О

2

x²-16

2

16x²-40xy+25y²

А

3

(2x-3)(2x+3)

3

(x-4)(x+4)

И

4

81-18x+x²

4

(3y+6x)²

Т

5

(4x-5y)²

5

x²+6x+9

Д

6

25x²-49y²

6

(9-x)²

Ф

7

9y²+36yx+36x²

7

(5x-7y)(5x+7y)

Н

Заполнение оценочных листов: «5» - все верно,  «4» - 1- 2  ошибки, «3» - 3 ошибки, «2» - более 4 ошибок
Диофант (один из учеников подготовил небольшое сообщение о нем)

Очень давно, в Древней Греции жили и работали замечательные ученые-математики, которые всю свою жизнь отдали служению науке. В то время, все алгебраические утверждения выражали в геометрической форме. Вместо сложения чисел говорили о сложении отрезков, а произведение двух чисел сравнивали с площадью, трех чисел-с объемом и т.д. первым ученым, который отказался от геометрических способов выражения и перешел к алгебраическим уравнениям был древнегреческий ученый-математик, живший в 3 веке до нашей эры Диофант. Появились формулы, которые стали называться формулами сокращенного умножения.

Индивидуально (один ученик на доске и один на месте, потом взаимопроверка):

Нужно найти ошибку в каждой формуле и исправить ее.

1) (4у – 3х)(4у+3х) = 8у2 – 9у2 (вместо 8у2 должно быть16у2).
2) 100х
2 – 4у2 = (50х – 2у)(50х + 2у) (вместо 50х должно быть10х).
3) (3х + у)
2= 9х2 – 6ху + у2 (вместо -6ху должно быть +6ху).
4) (6a – 9c)
2 = 36a2 – 54ac + 81c2 (вместо -54ac должно быть -108ac).
5) х
3 + 8 = (х+2)(х2 – 4х + 4) (вместо -4х должно быть -2х).


ЗАДАНИЕ №2:  Замените http://festival.1september.ru/articles/626618/Image2961.gif одночленом так, чтобы получившееся равенство было тождеством.

1

http://festival.1september.ru/articles/626618/Image2962.gif

2

http://festival.1september.ru/articles/626618/Image2963.gif

3

http://festival.1september.ru/articles/626618/Image2964.gif

4

http://festival.1september.ru/articles/626618/Image2965.gif

5

http://festival.1september.ru/articles/626618/Image2967.gif

(один учащийся на обратной стороне доски)

Обучающиеся меняются тетрадями и осуществляют взаимопроверку по образцу.

Заполнение оценочных листов: «5» - все верно, «4» - 1 ошибка, «3» - 2 ошибки, «2» - более 2 ошибок  

ЗАДАНИЕ №3: Применение формул.  

  1. (x - 3y) (3y + x) =
  2. =
  3. =
  4.  

Самопроверка после выполнения.

Заполнение оценочных листов: «5» - все верно,  «4» - 1 ошибка, «3» - 2 ошибки, «2» - более 2 ошибок

Работа с учебником: Выполнить №385(д) стр. 109

Личностные:

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные:

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Регулятивные:

  прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные:

владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

 V. Этап самостоятельной работы

Тест (разноуровневый). ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Тест № 1 – на «3»

Тест № 2 – на «4»

Тест № 3 – на «5»

После выполнения самопроверка, заполнение оценочных листов.

Регулятивные:

отличать верно выполненное задание от неверного, осуществлять констатирующий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

VI. Этап рефлексии деятельности.

Домашнее задание. Применив формулы сокращенного умножения, заполни таблицу: даны 5 пар выражений: на «3» 3 любых пары, «4» - 4 пары, «5» заполнена вся таблица. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Учитель предлагает оценить ученикам свою работу, подвести итоги, поставить за урок отметку.

В оценочном листе продолжить одно из предложений:

“Мне понятно…

“Я запомнил…

“Мне на уроке…

“Я думаю…

Личностные:

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом Регулятивные:

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Оценочный лист

Фамилия и имя:_____________________________

Цели:

Задания

Баллы

1. Получить новые знания

1. Верно или неверно

 

2. Показать свои знания

2. Тест – соответствие

 

3. Получить хорошую оценку

3. Замени пропуски

 

4. Научиться решать 

4. Применение формул

 

5. Получить удовлетворение от урока

5. Тест

 

6.

Отметка за урок:

Достиг ли ты своих целей?

Оцени степень усвоенности:

усвоил полностью

усвоил частично

не усвоил

Продолжи одно из предложений:

“Мне понятно…

“Я запомнил…

“Мне на уроке…

“Я думаю…

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 

Тест № 1 (на оценку «3»)

1. Раскрыть скобки: (х-5у)²

А. х²-10хy+25у²               В. х²-25у²

Б.  х²-5ху+25у²                 Г. х²-10хy-25у²

  2. Упростить выражение: (а+3в)(3в-а)

А. 9в²+а²               В. а²-9в²

Б.  9в²-а²               Г. а²-6ав+9в²

  3. Разложить на множители: 4х²-64у²

А. (4х-64у)(4х+64у)               В.(2х-8у)(2х+8у)

Б.  (8у-2х)(8у+2х)                   Г. Разложить нельзя

  4. Упростить выражение: (а-5)(а²+5а+25)

А. а³- а² + 25               В.  а³+125              

Б.  а³-125                     Г.  а³+а²+25

 

Тест № 2 (на оценку «4»)

  1. Упростить выражение: 6а+(4а-3)²

А. 16а²+30а+9              В. 16а²-30а+9               

Б. 16а²-18а+9                Г. 16а²+18а+9  

 2.  Упростить выражение: (а+0,3в)(0,3в-а)

А. 0,9в² - а²                 В. 0,09в²+а²

Б.  0,09в² - а²               Г. а²-0,09в²

 3.  Решить уравнение: (3х + 4)2 – (3х – 1) (3х + 1) = 65

 4. Упростить выражение: (а-0,3)(а²+0,3а+0,09)

 А. а³-0,27               В.  а³+0,27              

 Б.  а³-0,027             Г.  а³+0,027

Тест № 3 (на оценку «5»)

 1.  Упростить выражение: 1/4(32а + 24с) – 3(8а + с)       

  А. 3с – 16а               В. 32а + 3с

  Б. 9с – 16а                Г. 32а + 9с

  2.  Упростить выражение: (3х-2)(3х+2)-(1+х) (х-1)

    А.  8х²-3              В.  9х²-3

    Б.  8х²+3              Г.  8х²-5

 3. Разложить на множители: 0,008х3 - 27у³

      А. 0,2х – 3у                                          В. 0.4х2 + 0.6ху + 3у2

      Б.( 0,2х – 3у) (0,04х2 + 0,6ху + 9у2)  Г. 0,04х2 + 0,6ху + 9у2

 4. Решить уравнение: (х-5)²=5х²-(2х-1)(2х+1)

 

Ответы 

Тест № 1

Тест № 2

Тест № 3

1

А

1

Б

1

А

2

Б

2

Б

2

А

3

В

3

2

3

Б

4

Б

4

Б

4

2,4

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Выражения

Многочлен, равный квадрату суммы этих выражений

Многочлен, равный квадрату разности этих выражений

Многочлен, равный кубу суммы этих выражений

Многочлен, равный кубу разности этих выражений

Разность квадратов этих выражений

-5a и b

3a и b

5a2 и 0,2b2

a2b и -4

6 и x2y2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок+презентация"Формулы сокращенного умножения "

Урок изучения нового материала. Сопровождается презентацией....

Обобщающий урок-игра "Формулы сокращенного умножения"

Урок-игра на закрепление формул сокращенного умножения. Представлен ход урока со всеми используемыми материалами....

Урок - исследование "Формулы сокращенного умножения". - 7 класс

В работе  представлен конспект урока и презентация....

Урок-проект "Формулы сокращенного умножения"

данный урок был разработан для того, чтобы повысить интерес к занятиям, облегчить восприятие нового материала...

Урок - путешествие "Формулы сокращенного умножения и их применение"

План-конспект открытого урока по математике в седьмом классе на тему "Формулы сокращенного умножения и их применение" позволит учителю провести интересный урок-путешествие в страну "Полиномия". В...

Обобщающий урок-игра Формулы сокращенного умножения

Урок-состязание на командное первенство на закрепление формул сокращенного умножения...

Урок - КВН "Формулы сокращенного умножения"

Игра для 7 - классовЦели: закрепление знаний, умений, навыков по применению формул сокращенного умножения;развитие умений само- и взаимопроверки;воспитание чувства коллективной ответственности, взаимо...