Создание проблемной ситуации на уроке изучения нового материала
статья по алгебре (8 класс)

Предлагаю рассмотреть урок алгебры в 8 классе по теме: "Решение квадратных уравнений". Урок изучения нового материала. Как можно заинтересовать учащихся? Как создать проблемную ситуацию, так, чтобы учащиеся искали выход из неё, предлагая разные пути решения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание проблемной ситуации на уроке изучения нового материала

Изучение нового материала следует начинать с интересной практической или исторической задачи, позволяющей создать проблемную ситуацию. В результате анализа проблемной ситуации формулируется проблема. Разрешение проблемных ситуаций имитирует реальный процесс мышления – открытие нового. В процессе рассуждения рассматриваются все представления учащихся, даже ложные, приводящие к тупиковой ситуации. Такие ситуации заставляют учащихся вернуться на исходную позицию и продолжить поиск, выдвигая новые гипотезы.

Рассмотрим создание проблемной ситуации на уроке алгебры по теме: «Формула корней квадратного уравнения».

Учитель:

- Вы знаете, что математика – одна из древнейших наук. Ещё в глубокой древности возникла необходимость  решать задачи, содержащие уравнения не только первой, но и второй  степени. Это было связано с нахождением площадей земельных участков, а также с развитием астрономии и самой математики. Квадратные уравнения решали ещё в Древнем Вавилоне.

В Древней Индии были распространены публичные соревнования по решению трудных задач. Задачи часто представлялись в стихотворной форме. Вот одна из таких задач:

Обезьянок резвых стая

Всласть поевши, развлекалась,

Их в квадрате часть восьмая

На поляне забавлялась.

А двенадцать по лианам стали

Прыгать, повисая…

Сколько ж было обезьянок,

Ты скажи мне, в этой стае?

Далее по тексту задачи составляется уравнение

.

После преобразований:    Это уравнение вида .

Далее выясняется, почему оно называется квадратным, являются ли квадратными уравнения вида , ,     bx+c=0.

Возникает проблема, как решать такие уравнения.

Затем рассматриваются предлагаемые учащимися  пути решения неполных квадратных уравнений; предпринимаются безуспешные попытки решения уравнения, записанного в общем виде.

Вынесение общего множителя, по аналогии с решением уравнения   или перенос свободного члена по аналогии с уравнением    не приносит желаемых результатов.

Все попытки решения обсуждаются. Если ученики высказывают сомнение, то учитель  предлагает один из вариантов решения. Он сообщает, что в древности, когда геометрия была более развита, чем алгебра, такие уравнения решали не алгебраически, а геометрически. Вот, например, как древние греки решали уравнение . Решение представлено на рисунке:

                  У                3

   у

   3        

Затем выясняется, что выражения    и  16 + 9 геометрически представляют собой один и тот же квадрат, а исходное уравнение и уравнение   – одно и то же уравнение. Откуда и получаем, что  у+3 = ±5.

Далее учитель выделяет новую  проблему: как изобразить ситуацию геометрически, если второй коэффициент в квадратном  уравнении отрицателен?

Далее возникает очередная проблема: как представить рассмотренные решения квадратных уравнений в краткой алгебраической форме, обобщив геометрические решения. В результате такого обобщения получаем  метод выделения полного квадрата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Приемы создания проблемной ситуации на уроках истории" (2012)

              На смену традиционным технологиям, нацеленным на передачу знаний, умений, навыков в той или иной образовательной области, приходят развива...

статья "Создание проблемных ситуаций на уроках математики

Опыт работы в школе доказывает, что метод проблемного обучения – это один из важных направлений учебного процесса, потому что он способствует творческому мышлению учащихся, создавая благоприятны...

Презентация по теме :"Создание проблемных ситуаций на уроках математики"

Данная презентация показывает способы создания проблемных ситуаций на уроках математики....

Урок-изучения нового материала по английскому языку на тему: "Степени сравнения имен прилагательных"c использованием проблемно-диалогического метода.

Урок английского языка направлен на введение и закрепление грамматического материала по теме "Степени сравнения прилагательных". Урок составлен по УМК Кауфман К.И., Кауфман М.Ю."Happy English.ru-5". Д...

Презентация "Создание проблемных ситуаций на уроках математики"

В данной работе рассматриваются различные способы создания проблемных ситуаций на уроках математики...

Методический семинар по теме "Проблемное обучение. Создание проблемных ситуаций на уроке."

Проблемное обучение. История. Проблемные ситуации и вопросы на уроках химии....

Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.

Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....