Создание проблемной ситуации на уроке изучения нового материала
статья по алгебре (8 класс)
Предлагаю рассмотреть урок алгебры в 8 классе по теме: "Решение квадратных уравнений". Урок изучения нового материала. Как можно заинтересовать учащихся? Как создать проблемную ситуацию, так, чтобы учащиеся искали выход из неё, предлагая разные пути решения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Создание проблемной ситуации на уроке изучения нового материала
Изучение нового материала следует начинать с интересной практической или исторической задачи, позволяющей создать проблемную ситуацию. В результате анализа проблемной ситуации формулируется проблема. Разрешение проблемных ситуаций имитирует реальный процесс мышления – открытие нового. В процессе рассуждения рассматриваются все представления учащихся, даже ложные, приводящие к тупиковой ситуации. Такие ситуации заставляют учащихся вернуться на исходную позицию и продолжить поиск, выдвигая новые гипотезы.
Рассмотрим создание проблемной ситуации на уроке алгебры по теме: «Формула корней квадратного уравнения».
Учитель:
- Вы знаете, что математика – одна из древнейших наук. Ещё в глубокой древности возникла необходимость решать задачи, содержащие уравнения не только первой, но и второй степени. Это было связано с нахождением площадей земельных участков, а также с развитием астрономии и самой математики. Квадратные уравнения решали ещё в Древнем Вавилоне.
В Древней Индии были распространены публичные соревнования по решению трудных задач. Задачи часто представлялись в стихотворной форме. Вот одна из таких задач:
Обезьянок резвых стая
Всласть поевши, развлекалась,
Их в квадрате часть восьмая
На поляне забавлялась.
А двенадцать по лианам стали
Прыгать, повисая…
Сколько ж было обезьянок,
Ты скажи мне, в этой стае?
Далее по тексту задачи составляется уравнение
.
После преобразований: Это уравнение вида .
Далее выясняется, почему оно называется квадратным, являются ли квадратными уравнения вида , , bx+c=0.
Возникает проблема, как решать такие уравнения.
Затем рассматриваются предлагаемые учащимися пути решения неполных квадратных уравнений; предпринимаются безуспешные попытки решения уравнения, записанного в общем виде.
Вынесение общего множителя, по аналогии с решением уравнения или перенос свободного члена по аналогии с уравнением не приносит желаемых результатов.
Все попытки решения обсуждаются. Если ученики высказывают сомнение, то учитель предлагает один из вариантов решения. Он сообщает, что в древности, когда геометрия была более развита, чем алгебра, такие уравнения решали не алгебраически, а геометрически. Вот, например, как древние греки решали уравнение . Решение представлено на рисунке:
У 3
у
3
Затем выясняется, что выражения и 16 + 9 геометрически представляют собой один и тот же квадрат, а исходное уравнение и уравнение – одно и то же уравнение. Откуда и получаем, что у+3 = ±5.
Далее учитель выделяет новую проблему: как изобразить ситуацию геометрически, если второй коэффициент в квадратном уравнении отрицателен?
Далее возникает очередная проблема: как представить рассмотренные решения квадратных уравнений в краткой алгебраической форме, обобщив геометрические решения. В результате такого обобщения получаем метод выделения полного квадрата.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Приемы создания проблемной ситуации на уроках истории" (2012)
На смену традиционным технологиям, нацеленным на передачу знаний, умений, навыков в той или иной образовательной области, приходят развива...
статья "Создание проблемных ситуаций на уроках математики
Опыт работы в школе доказывает, что метод проблемного обучения – это один из важных направлений учебного процесса, потому что он способствует творческому мышлению учащихся, создавая благоприятны...
Презентация по теме :"Создание проблемных ситуаций на уроках математики"
Данная презентация показывает способы создания проблемных ситуаций на уроках математики....
Урок-изучения нового материала по английскому языку на тему: "Степени сравнения имен прилагательных"c использованием проблемно-диалогического метода.
Урок английского языка направлен на введение и закрепление грамматического материала по теме "Степени сравнения прилагательных". Урок составлен по УМК Кауфман К.И., Кауфман М.Ю."Happy English.ru-5". Д...
Презентация "Создание проблемных ситуаций на уроках математики"
В данной работе рассматриваются различные способы создания проблемных ситуаций на уроках математики...
Методический семинар по теме "Проблемное обучение. Создание проблемных ситуаций на уроке."
Проблемное обучение. История. Проблемные ситуации и вопросы на уроках химии....
Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.
Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....