Урок по теме: «Квадратные уравнения: методы решения »
план-конспект урока по алгебре (8 класс)
«Уравнение – это золотой ключ, открывающий все математические сезамы».
С.Коваль
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvadratnye_uravneniya_urok_proekt.docx | 150.35 КБ |
urok_proekt.pptx | 82.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Шатковская основная школа»
Урок проект
Тема «Квадратные уравнения: методы решения »
Класс: 8
Провела: Кадяева Е.М.
Р.п.Шатки
2022год
«Уравнение – это золотой ключ, открывающий все математические сезамы».
С.Коваль
Проект - это вид учебной деятельности, направленный на решение конкретной учебно - познавательной проблемы с заранее запланированным результатом.
Проблема: есть ли способы решения квадратных уравнений, которые мы не изучаем в школьном курсе математики.
План урока
1. Теоретическая разминка.
2. Энциклопедия квадратных уравнений.
3. Историческая справка.
4. Копилка ценных мыслей.
5.Рефлексия
6. Домашнее задание.
Цели урока:
-Повторение и обобщение;
-Систематизация;
-Знакомство с новыми способами решения;
-Работа в группах;
-Результат работы группы - презентация . Вопросы теоретической разминки.
1. Сформулируйте определение квадратного уравнения.
2. Объясните, в чём заключается смысл ограничения в определении квадратного уравнения а≠0.
3. Перечислите виды квадратных уравнений.
4. Какое квадратное уравнение называется неполным?
5. Какое квадратное уравнение называется приведённым?
6. Способы решения полного квадратного уравнения.
Энциклопедия квадратных уравнений
(Обучающиеся в группах готовят различные методы. Проектный продукт-презентация)
ОБЩИЕ МЕТОДЫ: Введение новой переменной
1. в уравнении какая-то его часть заменяется другой переменной (a,y,t,...)
(прежнее неизвестное одновременно с новым в уравнении быть не может);
2. решается новое уравнение;
3. возвращаются к обозначенному и, используя полученное число (корни), вычисляется требуемое неизвестное.
Пример: Реши уравнение (2x−21) ²−5(2x−21)+4=0.
Обозначаем 2x−21=y. Получается простое квадратное уравнение:
y²−5y+4=0 по теореме Виета y=4, y=1
Возвращаемся к обозначенному:
1) 2x−21=4 2x=25
x=12,5
2) 2x−21=1
2x=22
x=11
Ответ: х=12,5;x=11
Общий метод: Разложение на множители
При решении квадратных уравнений часто применяется метод разложения на множители (с помощью вынесения за скобки общего множителя, формул сокращенного умножения, способа группировки).
Решим уравнение х2 - 2х - 8 = 0. Разложим левую часть на множители:
х2 - 2х - 8 =0; х2 - 4х +2х -8 =0; х(х -4 ) + 2(х -4) =0; (х + 2)(х -4) =0
Следовательно, уравнение можно переписать так:
(х + 2)(х -4)=0.
Так как произведение равно нулю, то, по крайней мере, один из его множителей равен нулю. Поэтому левая часть уравнения обращается нуль при х = -2, а также при х = 4. Это означает, что число - 2 и 4 являются корнями уравнения х2 - 2х - 8 = 0.
Пример: 4х2 +5х+1=0
4х2 +4х+х+1=0
(4х2 +4х)+(х+1)=0
4х(х+1)+(х+1)=0
(х+1)(4х+1)=0
х+1=0 или 4х+1=0
х=-1 4х=-1
х= -1/4
х=-0,25
Ответ: -0,25; -1.
Специальный метод с использованием теорем
Теорема 1: Если в квадратном уравнении: а+в+с=0,то один из корней 1, а другой по теореме Виета: с/а.
Пример: 137х2 +20х-157=0 а=137,в=20,с=-157 Найдём сумму коэффициентов а+в+с=137+20-157=0,то х1=1,х2=-157/13
Теорема 2: Если в квадратном уравнении а+с=в, один из корней равен -1, а другой –с/а
Пример:
200х2+210х+10=0
а=200, в=210, с=10
а+с=200+10=210=в, то
Х1=-1, х2=-10/200=-50/1000=-0,05
Специальный метод: Метод «переброски» старшего коэффициента
Решение квадратных уравнений
методом выделения полного квадрата двучлена
Метод выделения полного квадрата двучлена – распространенный метод решения квадратных уравнений.
Рассмотрим пример. Решим квадратное уравнение
x2 + 6x - 16 = 0.
Во-первых, проведем некоторые предварительные действия перед тем, как приступать непосредственно к решению, чтобы было потом легче считать.
Второй коэффициент уравнения, стоящий при x, по модулю равен 6. Разделим 6 пополам (на 2), затем результат разделим на квадратный корень из первого коэффициента a, (т.е. на корень из 1, равный 1):
6 : 2 : 1 = 3
Поскольку в результате получилось целое число 3, то уравнение НЕ нуждается в домножении на учетверенный первый коэффициент (если бы получилось дробное число, уравнение лучше домножить, чтобы избежать громоздких вычислений с дробями).
Далее нужно перенести число, не содержащее х, в правую часть уравнения (при переносе оно поменяет знак на противоположный):
x2 + 6x = 16
Теперь нужно прибавить к обеим частям уравнения квадрат числа, которое равно половине второго коэффициента (6), деленного на квадратный корень из первого (1). 6 : 2 : 1 = 3, поэтому прибавить надо 32 = 9. Получим следующее выражение:
x2 + 6x + 9 = 16 + 9
Затем нужно просто свернуть выражение в левой части по формуле квадрата суммы (на этом шаге обязательно должно получиться сворачиваемое выражение):
(x + 3)2 = 25,
т.к. x2 + 6x + 9 = (x + 3)2
Извлекаем корень из обеих частей. Получаем два уравнения: х+3=5 и х+3=-5 Каждое решаем. Получили два корня: х=2 и х = -8.
Пример: х2 +4х-12=0
(х2+4х+4)=12+4
(х+2)2 =16
х+2=4 х+2=-4
х=4-2 х=-4-2
х=2 х=-6
Ответ: х=2;х=-6.
Результаты заносили в оценочный лист: «Карта проектной деятельности»
Квадратные уравнения: методы решения.
Историческая справка.
Первый кто ввел квадратные уравнения это был Христиан фон Вольф.
Пристли Джозеф ввел термин ,,дискриминант”
Также квадратными уравнениями занимались Виет, Ньютон.
Копилка ценных мыслей
Каждому уравнению в соответствие поставить способ решения.
№ | Уравнение | № метода |
1 | 100х2+53х-153=0 | |
2 | 20х2-6х=0 | |
3 | 299х2+300х+1=0 | |
4 | 3х2-5х+4=0 | |
5 | 7х2+8х+2=0 | |
6 | 35х2-8=0 | |
7 | 4х2-4х-3=0 | |
8 | (х-8)2 – (3х+1)2=0 | |
9 | 4(х-1)2 +0,5 ( х-1) -1=0 | |
10 | 12х2=0 |
Методы решения:
1)в,с=0, ах2=0.
2)с=0, ах2+вх=0.
3)в=0, ах2+с=0.
4)в-нечётное, ах2+вх+с=0.
5)в-чётное, ах2+вх+с=0.
6)Теорема, обратная теореме Виета. 7)Метод выделения полного квадрата двучлена. 8)Метод «переброски» старшего коэффициента. 9)На основании теорем. 10)Метод разложения на множители. 11)Метод введения новой переменной.
Рефлексия
Синквейн
1строчка - одно существительное 2 строчка - два прилагательных 3 строчка - три глагола 4 строчка – фраза, несущая определённый смысл 5 строчка – существительное ( ассоциация с первым словом)
Пример синквейн
Уравнение Полное, неполное Решить, выучить, запомнить расширяет мои знания методы
Домашнее задание: Решить уравнение 3х2+5х+2=0
1)используя формулу дискриминанта, корней – «3»; 2)двумя способами – «4»; 3)тремя способами – «5».
Дополнительно.
Решить уравнение (х2-х)2-14(х2-х)+24=0 методом введения новой переменной.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Уравнение – это золотой ключ, открывающий все математические сезамы». С.Коваль
Проект - это вид учебной деятельности, направленный на решение конкретной учебно - познавательной проблемы с заранее запланированным результатом. Проблема: есть ли способы решения квадратных уравнений, которые мы не изучаем в школьном курсе математики.
План урока 1. Теоретическая разминка. 2. Энциклопедия квадратных уравнений. 3. Историческая справка. 4. Копилка ценных мыслей . 5.Рефлексия 6 . Домашнее задание.
Цели урока Повторение и обобщение; Систематизация; Знакомство с новыми способами решения; Работа в группах; Результат работы группы - презентация ;
1.Вопросы теоретической разминки: 1 . Сформулируйте определение квадратного уравнения. 2. Объясните, в чём заключается смысл ограничения в определении квадратного уравнения а≠0. 3. Перечислите виды квадратных уравнений. 4. Какое квадратное уравнение называется неполным? 5. Какое квадратное уравнение называется приведённым? 6. Способы решения полного квадратного уравнения .
4.Копилка ценных мыслей. № Уравнения № метода 1 100х 2 +53х-153=0 2 20х 2 -6х=0 3 299х 2 +300х+1=0 4 3х 2 -5х+4=0 5 7х 2 +8х+2=0 6 35х 2 -8=0 7 4х 2 -4х-3=0 8 (х-8) 2 – (3х+1) 2 =0 9 4(х-1) 2 +0,5 ( х-1) -1=0 10 12х 2 =0
Методы решения 1)в,с=0, ах 2 =0. 2)с=0, ах 2 +вх=0. 3)в=0, ах 2 +с=0. 4) в-нечётное , ах 2 +вх+с=0. 5) в-чётное , ах 2 +вх+с=0. 6)Теорема, обратная теореме Виета. 7)Метод выделения полного квадрата двучлена. 8)Метод «переброски» старшего коэффициента. 9)На основании теорем. 10)Метод разложения на множители. 11)Метод введения новой переменной.
Синквейн 1строчка - о дно существительное 2 строчка - два прилагательных 3 строчка - три глагола 4 строчка – фраза, несущая определённый смысл 5 строчка – существительное ( ассоциация с первым словом)
Пример синквейна Уравнение Полное, неполное Решить, выучить, запомнить расширяет мои знания методы
5. Домашнее задание. Решить уравнение 3х 2 +5х+2=0 1)используя формулу дискриминанта , корней – «3»; 2)двумя способами – «4»; 3)тремя способами – «5». Дополнительно. Решить уравнение (х 2 -х) 2 -14(х 2 -х)+24=0 методом введения новой переменной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК "КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ" (МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ)
8 класс "КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ" (МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ)...
разработка 1-2 уроков из цикла уроков по теме "Квадратные уравнения" в 8 классе физико – математического профиля
В данной работе представлены разработки 1-2 урока из цикла 16 уроков в 8 классе физико – математического профиля по теме «Квадратные уравнения» Уроки составлены соответственно программе для обще...
разработка 5- 6 урока из цикла уроков по теме"Квадратные уравнения"
урок применения знаний, умений и навыков.Цель урока: формирование у учащихся умений оперировать формулами квадратного уравнения ;углублять знания о решении квадратных уравнений и формирование ум...
Урок по теме "Показательные уравнения. Методы решения"
Конспект урока...
Конспект урока по теме: квадратные уравнения. Решение квадратных уравнений.
Урок в 8 классе по теме Учитель математики: Папшева Ю.А. Тема урока: Квадратные уравнения. Ре...
ОТКРЫТЫЙ УРОК НА ТЕМУ "КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ. РЕШЕНИЕ НЕПОЛНЫХ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ" 8 КЛАСС
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Основная образовательная школа села Усть-ХадынТандинского кожууна Республики Тыва(МБОУ ООШ с. Усть-Хадын) КОНСПЕКТ УРОКАПО ...