алгебра 9 класс сочетание
план-конспект урока по алгебре (9 класс)
Предварительный просмотр:
Алгебра 9 класс. Сочетание урок № 78
Цель: создать условия для осознания уже изученного материала и получения новой учебной информации по теме «Сочетания»
Планируемые результаты:
Предметные: ввести понятия науки "комбинаторика", комбинаторной задачи; познакомить с историей возникновения; показать учащимся на примерах практическое применение в повседневной жизни. развитие предметных компетенций через знание «что такое сочетание», знание формулы для подсчета сочетаний, умения применять эту формулу;
Метапредметные: развивать математическое мышление и логическую речь учащихся; мотивацию к познанию социокультурной среды; развитие умений учебного труда (считать), внимания, умения делать выводы;
Личностные: формировать навыки самоконтроля, воспитывать чувство ответственности за качество и результат выполняемой работы, вырабатывать партнерские отношения, формирование активности, самостоятельности, аккуратности в
выполнении учебных действий.
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование: учебник, компьютер, проектор, доска
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний
1. З а д а ч а. В футбольном турнире участвуют несколько команд. Оказалось, что все они для трусов и футболок использовали белый, красный, синий, зеленый или желтый цвета, причем были представлены все возможные варианты.
а) Сколько команд участвовали в турнире?
б) Сколько команд играли в зеленых футболках?
в) У скольких команд футболки и трусы были разного цвета?
г) У скольких команд футболки и трусы были разного цвета, причем трусы были не красные?
2. Найти значение выражения:
а) Р4 + Р3; б) Р6 – Р5; в) ; г) ; д) ; е) ; ж) ; з) .
III. Объяснение нового материала.
1. Объяснение нового материала целесообразно начать с решения практической задачи:
«Сколькими способами можно смешать по три краски из имеющихся пяти?».
Р е ш е н и е
Обозначим имеющиеся краски буквами латинского алфавита a, b, c, d, e. Выпишем возможные варианты смешивания красок, учитывая, что от порядка расположения красок результат не зависит:
abc, abd, abe, ace, ade bcd, bce, bde cde
Мы указали различные способы смешивания красок, в которых по-разному сочетаются три краски из данных пяти. Говорят, что мы составили все возможные сочетания из 5 элементов по 3.
2. Определение. Сочетанием из п элементов по k называют любое множество, составленное из k элементов, выбранных из данных п элементов.
П о д ч е р к и в а е м, что, в отличие от размещений, в сочетаниях не имеет значения, в каком порядке указаны элементы. Два сочетания из п элементов по k отличаются друг от друга хотя бы одним элементом.
3. Обозначение. (читается «С из п по k»).
В рассмотренном примере мы нашли, что = 10.
4. Вывод формулы числа сочетаний из п по k, где k ≤ п.
В отличие от предыдущих тем, при доказательстве мы опираемся не напрямую на комбинаторное правило умножения, а на ранее выведенные формулы числа перестановок и размещений.
Сперва замечаем, что (по комбинаторному правилу у), значит, .
И затем проводим аналогичные рассуждения для общего случая:
Учитывая, что , где п ≤ k, получаем, что
| – формула вычисления числа сочетаний из п по k, где k ≤ п. |
5. Рассматриваем примеры задач на нахождение числа сочетаний из учебника на с. 184–185.
IV. Формирование умений и навыков.
Рассматриваем задачи на применение формулы нахождения числа сочетаний из п по k. Для предотвращения формального применения формулы требуем обоснования ее выбора.
Упражнения:
№ 768.Р е ш е н и е
Выбираем 2 учащихся из 7, порядок выбора не имеет значения (оба выбранных пойдут на олимпиаду как полностью равноправные); количество способов выбора равно числу сочетаний из 7 по 2:
.
О т в е т: 21 способ.
№ 770. Р е ш е н и е
Выбор 6 из 10 без учета порядка:
.
О т в е т: 210 способов.
№ 772.Р е ш е н и е
Из 11 человек 5 должны поехать в командировку:
а) Заведующий едет, нужно выбрать еще 4 из 10 оставшихся:
б) Заведующий остается, нужно выбрать 5 из 10 сотрудников:
О т в е т: а) 210 способов; б) 252 способа.
Следующие три задачи – повышенной сложности.
№ 773.Р е ш е н и е
а) Словарь выбирается, нужно выбрать еще 2 книги из 11:
.
б) Словарь не выбирается, выбираем 3 книги из 11:
.
О т в е т: а) 55 способов; б) 165 способов.
№ 774.
Эту задачу следует разобрать у доски. При решении используется не только формула числа сочетаний, но и комбинаторное правило умножения.
Р е ш е н и е
Сперва выбираем 4 маляров из 12:
способов.
Затем выбираем 2 плотников из 5:
способов.
Каждый из способов выбора маляров можно скомбинировать с каждым выбором плотников, следовательно, всего способов (по комбинаторному правилу умножения): 495 · 10 = 4950.
О т в е т: 4950 способов.
V. Итоги урока. Рефлексия
В о п р о с ы у ч а щ и м с я:
– Что называется сочетанием из п элементов по k?
– Запишите формулу вычисления числа сочетаний из п элементов по k.
– В чем отличие сочетания из п элементов по k от размещения из п элементов по k.
1. На уроке я работал | активно / пассивно |
2. Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
3. Урок для меня показался | коротким / длинным |
4. За урок я | не устал / устал |
5. Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
6. Материал урока мне был | понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен |
Домашнее задание:
Изучить п. 33, решить № 769, № 771, № 783.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ По алгебре Класс 8
Планирование составлено на основе рабочей программы, составленной Ворониной Н.Г., утвержденной на педагогическом совете МБОУ СОШ №14 с.Кривенковское 30 августа 2012г....
Конспект урока Бузулуцкой Лидии Васильевны предмет алгебра класс 7 МОУ ООШ № 41 Дзержинского района г. Волгограда Тема урока: « Метод алгебраического сложения»
Данный материал это моя личная разработка открытого урока в 7 классе по теме "Алгебраическое сложение". Здесь я отразила свою методику по изучению данной темы. Как показала практика, она является очен...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АЛГЕБРЕ Класс: 8 (базовый уровень)
Тематический план по алгебре разработан в соответствии с Примерной программой основного общего образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного...
Урок алгебры Класс: 10 профильный. Тема: Показательная функция, ее свойства и график
Конспект урока алгебры с приложением призентации....
Технологическая карта урока по баскетболу для 5-го класса: "Сочетание приёмов: ведение-остановка-бросок".
Технологическая карта урока по баскетболу для 5-го класса. Тема урока "Сочетание приёмов: ведение - остановка - бросок". Цели деятельности учителя: Формировать навык выполнения изученных элемент...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ По алгебре Класс: 7 «а»
Количество часов: всего 102 часов (в неделю 3 часа)...
презентация к уроку алгебры в 11 классе " Сочетания без повторений и Бином Ньютона"
Материал для урока в 11 классе по теме "Комбинаторика. Сочетания без повторений и Бином Ньютона" содержит презентацию, рабочий лист для учащихся, раздаточный материал про историю Бином...
- Мне нравится (1)