Проспект урока «Логарифмы. Свойства логарифмов»
план-конспект урока по алгебре (10, 11 класс)
Форма проведения: Урок «открытия» нового знания Цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия, расширение понятийной базы за счет введения понятия логарифма
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prospekt_uroka_logarifmy.docx | 50.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Проспект урока «Логарифмы. Свойства логарифмов»
Форма проведения: Урок «открытия» нового знания
Цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия, расширение понятийной базы за счет введения понятия логарифма
Образовательные: Изучить понятие логарифма, его обозначение, учиться применять логарифмы к решению показательных уравнений. Учиться вычислять логарифмы с помощью изученного понятия. Вывести простейшие свойства логарифма и закрепить их при вычислении логарифмов. Познакомиться с историей появления термина «десятичный логарифм», «логарифмическая линейка» и ролью логарифма в жизни общества. Закрепить первичные навыки вычисления логарифмов.
Развивающие: Развивать логическое мышление, навыки аналитико-синтетической деятельности, внимание и умение делать выводы на основе известных фактов, умения использовать полученные знания в новых ситуациях
Воспитательные: воспитание интереса к предмету, аккуратности, культуру учебного труда
Формируемые УУД: личностные – независимость и критичность мышления, воля и настойчивость в достижении цели.
Регулятивные – совокупность умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
Познавательные – совокупность умений по использованию понятия логарифма для решения математических задач и оценки полученных результатов;
Коммуникативные – совокупность умений самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в коллективе
Тема предыдущего урока – решение показательных уравнений и неравенств.
Тема последующего урока – логарифмическая функция.
Домашнее задание к уроку: вспомнить, в чем заключается графический способ решения уравнений, теорему о корне
Структура урока
- Актуализация знаний
- Мобилизующее начало урока
- Фронтальный опрос с целью повторения теоретического материала
- Коллективное решение уравнений с целью мотивации
- Постановка проблемной задачи, постановка темы урока.
- Формирование новых знаний и способ действий.
- Подготовка к введению определения (эвристическая беседа с целью выделения существенных свойств для конструирования определения)
- Введение определения (запись в тетрадь и на доске)
- Решение задач с целью введения свойств логарифма
- Формирования умений и навыков
- Устное решение задач
- Коллективное, письменное решение задач (доказательство логарифмического тождества)
- Историческая справка (сообщение учащихся о логарифмической линейке и десятичном логарифме)
- Подведение итогов урока. Постановка домашнего задания.
Мотивация
Рассмотрим простейшие показательные уравнения: 2х=4, 2х=8, 2х=6 данные уравнение мы можем решить алгебраически (кроме последнего), представив правую часть в виде степени числа 2, а чтобы убедиться, что корни действительно есть и решим их графически для этого в системе координат построим график функции у=2х и прямые у=4, 8, 6
Что мы можем сказать о корне уравнения 2х=6 (он единственный, иррациональный и заключен в промежутке (2; 3).
Постановка проблемы и ее разрешение
В чем заключается проблема? (знаем, что корень есть, но не знаем, как этот корень представить)
Вспомните, сталкивались ли мы где-то с похожей ситуацией?(8 кл при решении простейшего квадратного уравнения, когда для записи его корней возникла необходимость появления нового знака)
Аналогично, обдумывая ситуацию с рассмотрением решения уравнении, математики ввели в рассмотрение новый символ log с помощью которого записывают корень уравнения
Подготовка к введению определения и введение определения
Всегда ли уравнение aх=b имеет корни? В каких случаях уравнение не имеет корней? Какие ограничения следует наложить на a и b? (Обговорить существенные свойства aх=b, a>0(a не=1), b>0 (т.к. корни есть только при положительных значениях b) Сколько корней в общем случае имеет данное уравнение? Как этот корень можно записать? Единственный корень записывают log числа b по основанию а ( как можно по до- другому назвать логарифм - показатель степени, в которую нужно возвести число а, чтобы получить число b)
Запись определения: x=logab (логарифм числа b по основанию a)
Логарифмом положительного числа b по положительному и отличному от 1 основанию а называют показатель степени, в которую нужно возвести число а , чтобы получить число b.
Подведение под определение и получение свойств
Прочитать и вычислить устно:
Задачник 14.1,14.2, 14.5, + задания типа (имеет ли смысл выражение (под знаком логарифма поставить отрицательное число или 0, в основании 1 или отрицательное число)
Задач. 14.2(а,в)(св-во1),14.6(а)(св-во 2), свойство 3 (самостоятельно)
Посмотрите на выражения последние 3 выражения, как их можно охарактеризовать с помощью свойств в символьной форме (записать св-ва в тетрадь): logaa=1; loga1=0; logaac=c
Основное логарифмическое тождество (доказательство от противного) По теореме о корне это уравнение также имеет единственное решение. Однако, в отличие от предыдущего уравнения, это уравнение является иррациональным числом(корень).
(доказательство «от противного»)Докажем, что корень данного уравнения является числом рациональным, т.е. Тогда выполняется равенство или Но в любой натуральной степени будет числом четным, а в любой натуральной степени – число нечетное. Получаем противоречие, которое и доказывает, что корень уравнения – число иррациональное. Обдумывая, ситуацию с показательным уравнением математики ввели в рассмотрение новый символ – логарифм. С помощью этого символа корень уравнения записали так: - иррациональное число. Мы дали определение логарифма на обычном языке, а теперь приведем то же определение на языке символов. Alogab=b. Какое число находится в показатели степени, в которую надо возвести число a, чтобы получить число b? Ответ следует из данного выше определения: этим показателем является logab.
Десятичный логарифм
Сообщение ученика о десятичном логарифме
В математике для упрощения вычислений много лет используют различные вычислительные приборы. Я вам предлагаю рассмотреть интересное приспособление и ответить на некоторые вопросы (показываю логарифмическую линейку, вывожу на экран картинку с линейкой)
Беседа: знаете ли вы что это такое? Где вы ее видели? Как вы думаете, как называется эта линейка? Для чего она предназначена?
Сообщение ученика о логарифмической линейке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "Логарифмы и их свойства"
Урок разработан в рамках мероприятий, посвященных к юбилею ГБОУ СПО "Саровский политехнический техникум". Студенты смогут не только обобщить и систематизировать знания по данной теме, но и познакомить...
Урок "Логарифм и его свойства.Логарифмическая функция" 10 класс
Открытый урок по алгебре и началам анализа в 10 классе...
Урок " Логарифмы и его свойства"
Конспект урока "Логарифмы и его свойства" содержит дифференцированные задания для учащихся ....
Тематический урок - Логарифмы и их свойства
Цель урока: повторить определение логарифма числа, основное логарифмическое тождество;закрепить основные свойства логарифмов;усилить практическую направленность данной темы для качественной подго...
Конспект урока "Логарифм. Свойства логарифма"
Урок проводится в 10 классе с целью повторения определения и свойств логарифма; применения этих знаний при решении задач....
Конспект урока «Логарифмы. Свойства логарифмов»
В данном конспекте предоставлена технологическая карта и ход урока...