РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по химии в 9 классе «Химия в задачах» на 2017 – 2018 учебный год
рабочая программа по химии (9 класс) на тему

Калмычина Наталья Викторовна

Программа курса: « Химия в задачах»  способствует  формированию основ химических знаний, является фундаментом для   дальнейшего совершенствования химических знаний в старших классах   общеобразовательной школы. Цель курса: систематизировать и обобщить знания учащихся по химии, подготовить   учащихся к ГИА по химии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_kl_elektivnyy_kurs.docx35.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8

Утверждаю

Директор МКОУ СОШ №8____________ Подлесная В.А.

«_____» ______________2017г

Рассмотрено

Методическим объединением учителей естественно-научного цикла

Протокол № ___ от «___» ___________2017г

Руководитель МО_________________ Олейникова З.Н.

Согласовано

Зам. директора по УВР_____________  Жигульская А.Я.

«_____» ______________2017г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по химии в 9 классе

 «Химия в задачах»

на 2017 – 2018 учебный год

Составитель:  Калмычина Н.В. ,  учитель химии,

                                                                                                                    высшая квалификационная категория

2017г.

Пояснительная записка.

Химия, как наука относится к основополагающим областям естествознания.

Обитая в быстро изменяющемся материальном мире, человек взаимодействует с

множеством материалов и веществ природного и антропогенного происхождения.

При изучении спецкурсов наиболее наглядно проявляется тенденция развития

современного образования, заключающаяся в том, что усвоение предметного

материала обучения из цели становится средством социального и

интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от

обучения к самообразованию.

  Программа курса: « Химия в задачах»  способствует  формированию основ химических знаний, является фундаментом для   дальнейшего совершенствования химических знаний в старших классах   общеобразовательной школы.

Цель курса: систематизировать и обобщить знания учащихся по химии, подготовить

учащихся к ГИА по химии.

Задачи:

  • повторить и закрепить наиболее значимые темы   из основной школы изучаемые на заключительном этапе общего биологического образования;
  • закрепить материал, который ежегодно вызывает затруднения при сдаче ГИА
  •  продолжить формирование знаний учащихся по химии;
  •  продолжить формирование на конкретном учебном материале умений: сравнивать, анализировать, сопоставлять, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать учебный материал;
  •  работая над развитием интеллектуальных, познавательных и творческих способностей, сформировать у учащихся универсальные учебные действия;
  •  помочь учащимся в осознанном выборе профессии.

Методы обучения: словесно-иллюстративные методы, методы дифференцированного

обучения.

Формы обучения: урок- лекция, урок- семинар.

Распределение времени на каждую тему следует считать условным. Учителю

предоставляется право по своему усмотрению изменять количество часов, отводимое на

изучение той или иной темы.

Занятия проводятся  1 раз в неделю по 1 часу.

Курс рассчитан на 1 год занятий, 34 часа. , для учащихся 9 класса

             

      СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел  1 Вещество

Тема 1 Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20

элементов периодической системы ДИ. Менделеева.

Современные представления о строении атома. Движение электрона в атоме. Атомная орбиталь. Последовательность заполнения электронных оболочек в атомах. Электронные и графические формулы атомов элементов. Работа с тренировочными тестами по теме.

Тема 2 Периодический закон и периодическая система химических элементов Д И.Менделеева.. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в периодической системе химических элементов.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Физический смысл номера периода и группы.

Характеристика химических свойств элементов главных подгрупп и периодичность их изменения в свете электронного строения атома. Общая характеристика элемента на основе его положения в периодической системе Д. И.Менделеева.

Работа с тренировочными тестами по теме.

Тема 3 Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и

неполярная), ионная, металлическая.

Химическая связь атомов. Ковалентная связь и механизм её образования. Полярная и неполярная ковалентная связь. Свойства ковалентной связи. Электронные и структурные формулы веществ. Ионная связь и механизм её образования. Свойства ионов. Металлическая связь. Практическое занятие. Составление электронных и структурных формул веществ.

Тема 4 Валентность химических элементов. Степень окисления химических

элементов.

Валентные электроны. Валентность. Валентные возможности атомов. Степень окисления. Практическое занятие. Составление электронных и структурных формул веществ.

Тема 5 Чистые вещества и смеси. Атомы и молекулы. Химический элемент.

Чистые вещества и смеси виды смесей. Способы разделения смесей.

Практическое занятие.

Тема 6 Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ.

Номенклатура неорганических соединений.

Классификация веществ: простые и сложные, металлы и неметаллы. Классификация

неорганических веществ, их генетическая связь. Номенклатура, классификация оксидов, кислот, солей и оснований. Работа с тренировочными тестами по теме.

Тема 7 Упражнение на составление электронных оболочек атомов химических

элементов и т. д.

Раздел  2 Химические реакции

Тема 8 Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях.

Физические и химические явления. Сравнение признаков физических и химических

явлений. Написание уравнение химических реакций, расстановка коэффициентов. Закон сохранения массы веществ. Работа с тренировочными тестами по теме.

Тема 9 Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления

химических элементов, поглощению и выделению энергии.

Различные классификации химических реакций, примеры.

Работа с тренировочными тестами.

Тема 10 Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних).

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация в растворах и расплавах. Роль воды в процессе электролитической диссоциации. Степень диссоциации. Константа диссоциации. Химические свойства кислот, солей и оснований в свете теории электролитической диссоциации.

Работа с тренировочными тестами

Тема 11 Реакции ионного обмена и условия их осуществления.

Практическое занятие. Составление молекулярных и ионных уравнений.

Тема 12 Упражнение на написание уравнений реакций ионного обмена.

Практическое занятие. Составление молекулярных и ионных уравнений.

Тема 13 Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.

Процессы окисления и восстановления. Составление уравнений ОВР: метод электронного баланса и метод полуреакций (ионно-электронный метод).

Практическое занятие. Составление уравнений ОВР методом электронного баланса  и методом  полуреакций.

Тема 14 Упражнение на составление уравнений окислительно-восстановительных реакций.

Практическое занятие. Составление уравнений ОВР методом электронного баланса и методом полуреакций.

Раздел 3 ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ.

     ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ

Тема 15 Химические свойства простых веществ-металлов. Химические свойства простых веществ-металлов щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, железа.

Общая характеристика металлов. Расположение металлов в Периодической системе Д.И.Менделеева, изменение их свойств по периодам и группам. Электрохимический ряд напряжения металлов. Химические свойства металлов. Характеристики щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия,

Тема 16 Химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.

Общая характеристика неметаллов. Расположение металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева, изменение их свойств по периодам и группам. Химические свойства неметаллов. Характеристики водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния и их соединений.

Тема 17 Химические свойства сложных веществ. Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных.

Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения оксидов.

Работа с тренировочными тестами.

Тема 18 Химические свойства оснований.

Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения оснований. Работа с тренировочными тестами

Тема 19 Химические свойства кислот.

Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения кислот.

Работа с тренировочными тестами.

Тема 20 Химические свойства солей (средних).

Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения солей.

Работа с тренировочными тестами

Тема 21 Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.

Генетическая связь между классами неорганических соединений.

Практическая работа. Выполнение упражнений на цепочку превращений.

Раздел  4 МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ.

Тема 22 Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония).

Тема 23 Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразныевещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак).

Тема 24 Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций.

Решение задач.

Тема 25 Вычисления массовой доли химического элемента в веществе.

Решение задач.

Тема 26 Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе.

Решение задач.

Тема 27 Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по

количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.

Решение задач

Тема 28 Работа с тренировочными тестами для подготовки к ГИА.

Раздел  5 ХИМИЯ И ЖИЗНЬ

Тема 29 Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Тема 30 Работа с тренировочными тестами для подготовки к ГИА.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения  курса ученик должен

знать/понимать:

•цели проведения ОГЭ

•особенности проведения ОГЭ

•структуру и содержание КИМов по химии

• важнейшие химические понятия: радикал, аллотропия,  атомные s-, p-, d- орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация  орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, основные типы реакций в неорганической  химии;
• классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
• природные источники углеводородов и способы их переработки;
• вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, , жиры, мыла и моющие средства;

уметь:

  • оформлять задания с развёрнутым ответом

•эффективно распределять время на выполнение заданий

• называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;
• определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, типы реакций в неорганической и органической химии;
• характеризовать: s- , p- и d-элементы по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений; простейшие свойства органических соединений;
• объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения;природу и способы образования химической связи; зависимость скорости химической реакции от различных факторов;
• выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших неорганических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
• проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
• осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и еепредставленя в различных формах;

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами и материалами в повседневной жизни и грамотного

оказания первой помощи при ожогах кислотами и щелочами;

объяснения отдельных фактов и природных явлений;

критической оценки информации о веществах, используемых в быту.
• понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
• объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
• экологически грамотного поведения в окружающей среде;
• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
• безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
• определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
• распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
• оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
• критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование темы, разделов

Кол-во часов

Дата проведения

Вещество( 7 часов)

1

Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20  элементов периодической системы ДИ. Менделеева.

1

2

Периодический закон  и периодическая система химических

1

3

Строение веществ. Химическая связь: ковалентная(полярная и

неполярная), ионная, металлическая.

1

4

Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов.

1

5

Чистые вещества и смеси. Атомы и молекулы. Химический элемент.

1

6

Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических

веществ. Номенклатура неорганических соединений.

1

7

Решение тренировочных тестов для подготовки к ГИА.

1

                                                Химические реакции( 7 часов )

8

Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций .Химические уравнения. Сохранение массы веществ при   химических реакциях.

1

9

Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окислениях химических элементов ,поглощению и выделению энергии.

1

10

Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей(средних).

1

11

Реакции ионного обмена и условия их осуществления.

1

12

Упражнение на написание уравнений реакций ионного обмена.

1

13

Окислительно-восстановительные  реакции. Окислитель и восстановитель.

1

14

Решение  тренировочных тестов для подготовки к ГИА.

1

Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических

веществах.(  8 часов )

15

Химические свойства простых веществ. Химические свойства

простых веществ-металлов щелочных и щелочноземельных

металлов, алюминия, железа.

1

16

Химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода,

кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.

1

17

Химические свойства сложных веществ. Химические свойства

оксидов: основных, амфотерных, кислотных.

1

18

Химические свойства оснований.

1

19

Химические свойства кислот.

1

20

Химические свойства солей (средних).

1

21-22

Взаимосвязь различных классов

2

Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы   химии.( 7 часов )

23

Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. Определение характера среды

раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные

реакции на ионы в растворе  (хлорид-,

1

24

Получение газообразных веществ. Качественные реакции на

Газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак).

1

25

Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций.

1

26

Вычисления массовой доли химического элемента в веществе.

1

27

Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе.

1

28

Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов

или продуктов реакции.

1

29

Решение тренировочных тестов для подготовки к ГИА.

1

Химия и жизнь( 5 часов)

30

Проблемы безопасного использования веществ и химических

реакций в повседневной жизни. Химическое загрязнение

окружающей среды и его последствия.

1

31- 34

Решение тренировочных  тестов для подготовки к ГИА.

4

Литература

1. Оганесян Э.Т. Руководство по химии поступающим в ВУЗы: Справочное

пособие. – М.: Высшая школа, 1991.

2. Новошинский И.И. Типы химических задач и способы их решения. 8-11 класс:

Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО

«Издательство Оникс», 2006.

3. Шамова М.О. Учимся решать расчётные задачи по химии: технология и

алгоритмы решения. – М.: Школьная пресса, 2003.

4. Контрольно-измерительные материалы. Химия: 9 класс / Сост. Н.П.

Троегубова. – М.: ВАКО, 2011.

5. Контрольно-измерительные материалы. Химия: 8 класс / Сост. Н.П.

Троегубова. – М.: ВАКО, 2011.

6. Корощенко А.С. ГИА 2011. Химия. 9 класс. Государственная итоговая

аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания. – М.: Издательство

«Экзамен», 2011.

7. Добротин Д.Ю., Каверина А.А., Гончарук О.Ю. Государственная итоговая

аттестация выпускников 9 класса в новой форме. Химия. 2011. – М.:

«Интеллект-Центр», 2011.

8. Доронькина В.Н. Химия. 9 класс. Подготовка к ГИА-2011: учебно-

методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2010.__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по химии 9 класс "Химия элементов"

Данный курс предназначен для учителей, работающих по УМК И.И.Новошинского....

Рабочая программа элективного курса по химии "Решение качественных задач по органической химии" для учащихся 10 класса на 2012-2013 учебный год

Пояснительная записка.      Данная программа составлена на основе программы курса химии О. С. Габриеляна   для учащихся 10 классов (органическая химия) общеобр...

Рабочая программа элективного курса по химии, 10 класс "Решение расчетных задач по химии"

Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по химии, 10 класс "Решение расчетных задач по химии"...

Рабочая программа элективного курса по химии 10 класс "Методы решения задач по органической химии"

Настоящий элективный курс содержит задачи и упражнения по различным темам органической химии. В программе уделяется внимание вычислениям по уравнениям реакций, нахождение молекулярной формулы вещества...

Рабочая программа элективного курса по химии «Способы решения расчетных задач по химии» в 10 классе

 Программа рассчитана на 18 часов. Курс разделен на  три блока: расчеты по химическим формулам, количественные характеристики растворов, вычисления по химическим уравнениям....

Рабочая программа по курсу “Геометрия 8 класс” 68 часов в неделю на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа по геометрии составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования втрого поколения на основе примерной Программы основного общего образован...

Рабочая программа по курсу “Геометрия 9 класс” 68 часов в неделю на 2017-2018 учебный год

Данная рабочая программа составлена на основе Федерадьного госудаоственного стандарта основного общего образования, примерных программ по математике 509 классов, соответствующих стандартам второго пок...