КОНСПЕКТ урока Решение неравенств методом интервалов
план-конспект урока по алгебре (8 класс)
КОНСПЕКТ урока Решение неравенств методом интервалов. в документе ворд представлен конспект урока и карточки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_reshenie_neravenstv_metodom_intervalov.docx | 66.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Решение неравенств методом интервалов»
Методическая цель урока:
Деятельностная цель урока: формирование у учащихся способностей к самостоятельному поиску наиболее удобного и универсального способа решения неравенств на основе метода рефлексивной самоорганизации;
Образовательная цель: расширить знания учащихся по теме «Решение неравенств с одной переменной»; познакомить учащихся с новым методом решения неравенств методом интервалов; начать формирование навыков и умений решать неравенства методом интервалов
Задачи урока:
образовательные:
- выработать алгоритм решения неравенств методом интервалов, рассмотреть примеры его применения.
развивающие:
• развитие внимания, памяти, умения рассуждать и аргументировать свои действия через решение проблемной задачи;
• развитие познавательного интереса к предмету;
• формирование эмоционально-положительного настроя у учащихся путем применения активных форм ведения урока и применением ИКТ;
• развитие рефлексивных умений через проведение анализа результатов урока и самоанализа собственных достижений.
воспитательные:
• развитие коммуникативных умений обучающихся через организацию групповой, парной и фронтальной работы на уроке.
Планируемые результаты:
личностные:
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
метапредметные:
- умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, делать умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
предметные:
- умение решать неравенства методом интервалов, применять графические представления для решения и исследования неравенств; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная, парная.
Применяемая технология:
технология деятельностного метода обучения
Методы организации работы:
- словесные методы (беседа, чтение),
- наглядные (демонстрация презентации),
- проблемно-поисковый,
- метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод).
Знания, умения, навыки:
- учащиеся должны знать метод интервалов;
- учащиеся должны уметь решать неравенства второй степени с одной переменной методом интервалов.
Перечень универсальных учебных действий:
- - личностные ,
- - коммуникативные ,
- - познавательные (общеучебные и логические),
- - регулятивные
Необходимое оборудование и материалы: учебник «Алгебра 8» автор
Ю.М. Колягин и др., компьютерная презентация, проектор, ноутбук, карточки оценки работы на уроке, карточки с практическими заданиями по новой теме.
Ход и содержание урока , деятельность учителя и учеников. | |
1. Самоопределение к деятельности (1-2 мин). Цели для учителя: - создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); -установление тематических рамок («могу»). Для учащихся: -включение в учебную деятельность. | Ребята, еще за тысячи лет до нашего рождения Аристотель говорил, что «…математика … выявляет порядок, симметрию и определенность, а это – важнейшие виды прекрасного». И после каждого урока неопределенности в мире математики у нас становится меньше, а овладевать новыми знаниями просто прекрасно. Я надеюсь, что и сегодня мы с вами откроем для себя что-то новое. |
2. Актуализация теоретических знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (4-5 мин). Открываем тетради, записываем число, оставьте место под тему урока. Мы запишем её позже. -Давайте с вами вспомним, чем мы занимались на прошлом уроке. -Правильно, поэтому я предлагаю вам решить следующие неравенства, устно проговаривая алгоритм решения. (слайд 3) Решить неравенства: x2-2x-8>0 Цель задания: вспомнить алгоритм решения квадратичного неравенства - Что мы делаем на первом шаге? -Что можно сказать про эту функцию? -Правильно, следующий шаг? | -учащиеся открывают тетради, записывают число -решали квадратичные неравенства -записывают решение неравенств в тетрадях, устно проговаривая алгоритм решения -Рассматриваем квадратичную функцию 1. y= x2-2х -8 -её графиком является парабола, ветви которой направлены вверх -Решаем квадратное уравнение 2. x2-2x-8=0 - По теореме Виета- |
-Как можно решить данное уравнение? -Проговорите, пожалуйста, решение. -Молодцы, что мы делаем на третьем шаге -Точки будут закрашенные или выколотые и почему? -Дальше что делаем? -Промежутки с какими знаками запишем в ответ и почему? -Числа -4 и 2 включаем или нет? -Правильно, молодцы, продиктуйте ответ. -У кого есть вопросы по решению данного неравенства? -Следующее неравенство (слайд 4) (x-2)(x+3)≤ 0 Цель задания: подготовить учащихся к изучению новой темы – вспомнить разложение квадратного трехчлена на множители -Как можно решить данное неравенство? - Правильно, решаем. -Записываем квадратичную функцию 1) y= x2+x-6, -Что про неё можно сказать? -Ребята, обратите внимание на подчеркнутые выражения, что мы с вами получили? - Значит, что можно сразу найти? -Записываем квадратное уравнение и его корни 2) x2+x-6=0 x1=2, x2=-3 -Дорешайте самостоятельно это неравенство Какой ответ получили? - Давайте проверим (на слайде появляется решение неравенства) 3. Выявление места и причины затруднения. А теперь решим следующее неравенство (слайд 5) (x-2)(x-3)(х-4) ˃0 Цель задания: показать актуальность изучения новой темы путем создания проблемной ситуации. - Ребята, сможем ли мы решить данное неравенство предыдущим способом? - Давайте попробуем выяснить где именно возникло затруднение и почему? - Как решать такое неравенство? Перебирать все возможные комбинации плюсов и минусов? Рисовать график — тоже не вариант, поскольку непонятно, как ведет себя такая функция на координатной плоскости. Для таких неравенств нужен специальный алгоритм решения, который является универсальным способом решения неравенств, и называется метод интервалов. С его помощью вы сможете решить любое неравенство. Даже если вы забудете способ, которым решается то или иное неравенство, то всегда сможете им воспользоваться - Сформулируйте тему нашего урока 4. Постановка учебной задачи (4-5 мин). Цели для учителя: -создание условий для постановки учебной задачи. Для учащихся: -выявление места и причины затруднения, постановка цели урока -Что нужно сделать, чтобы преодолеть возникшее затруднение? - Какая же будет цель нашей деятельности на уроке сегодня? Цель урока: выработать алгоритм решения неравенств методом интервалов и рассмотреть его применение на примерах. 5. «Открытие» учащимися нового знания. (7-8 мин). Цели для учащихся: -выбор способа решения учебной задачи; -выдвижение и обоснование гипотезы. Для учителя: - фиксирование в речи и знаково нового способа действий. - Для решения данного неравенства, мы с вами, будем использовать метод интервалов. Что такое метод интервалов? Метод интервалов — это специальный алгоритм, предназначенный для решения сложных неравенств вида f (x) > 0 и f (x) < 0. Алгоритм состоит из 5 шагов.
(слайд 7) 1. как и в предыдущих случаях, мы должны решить соответствующее уравнение. (х-2)(х-3)(х-4)=0 -Как решается данное уравнение? 2. Отмечаем полученные корни на координатной прямой. Какие будут точки? Таким образом, прямая разделится на несколько числовых промежутков (интервалов), назовите их
Так как знак неравенства « >», то выбираем промежутки со знаком «+ », если бы был знак неравенства «<», то мы бы взяли промежутки со знаком «-» Ответом будет объединение этих промежутков -С помощью данного метода можно решить неравенство любой степени, в том числе и второй, которые мы с вами решали с помощью схематического построения параболы. - У вас на столах лежат памятки, которые вы вклеите в свои тетрадки для теории. В этой памятке приведен алгоритм решения неравенств с помощью метода интервалов в общем виде. -Давайте с вами прочитаем этот алгоритм (Слайд 8) Физкультминутка | - Отмечаем полученные корни на оси Ох и через отмеченные точки схематично строим график параболы -выколотые, потому что знак неравенства строгий 3. + - +
-4 2 Х - Расставляем знаки на промежутках - Промежутки со знаком +, потому что в неравенстве стоит знак > -Нет, потому что знак неравенства строгий -Ответ: (задают, если есть, вопросы) «Круг идей» - ученики выдвигают гипотезы -если мы раскроем скобки, то получим квадратное неравенство и решим его, аналогично предыдущему примеру. (у доски решает один ученик) -(x-2)(x+3)= x2+3x-2x-6= x2+x-6 - её графиком является парабола, ветви которой направлены вверх - Разложение квадратного трехчлена на множители -Корни квадратного уравнения (записывают решение неравенства в тетради) (зачитывают свой ответ) (самопроверка) -нет, -потому, что после раскрытия скобок мы получаем неравенство третьей степени, а мы умеем решать только линейные и квадратичные. «Решение неравенств методом интервалов» - изучить метод интервалов и научиться применять его для решения неравенств. - выработать (сформулировать) алгоритм решения неравенств методом интервалов. Учащиеся отвечают на вопросы учителя и работают с карточками «Заполни пропуски»
x-2=0 x-3=0 x-4=0
x=2 x=3 x=4 X
(-∞;2) (2;3) (3;4) (4;+∞)
- + - + X
Ответ: (2;3)∪(4;+∞) Читают алгоритм |
5. Первичное закрепление (4-5 мин). Цели для учителя: -создание условий для первичного закрепления. Для учащихся: -усвоение нового способа действий. -Нам надо решить неравенства методом интервалов. Кто хочет рассказать, как это надо сделать? Первое неравенство (х+3)(х-4)(х-7) > 0. Второе неравенство (х2-9)(х+5) ≤ 0. 6. Самостоятельная работа в парах c взаимопроверкой по эталону (4-5 мин). Цели для учителя: -создание условий для интериоризации (переход извне внутрь) нового способа действий; -создание ситуации успеха. Для учащихся: -индивидуальная рефлексия достижения цели. 7. Включение в систему знаний и повторение (7-8 мин). Цели для учителя: -создание условий для включения «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. Для учащихся: -включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. - А сейчас, я предлагаю разобрать задания, где пригодятся полученные сегодня знания. Разбейтесь на 4 группы (по геометрическим фигурам, лежащим у каждого на парте) - Оцените свою работу в группе по 5-ой шкале. 8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) (2-3 мин). Цели для учителя: -создание условий для рефлексии учебной деятельности учащихся на уроке. - И вспомним начало нашего урока. Удалось ли нам достигнуть поставленных целей? С каким новым методом решения неравенств мы сегодня познакомились? -Какова была цель сегодняшнего урока? -Как вы думаете, мы достигли поставленной цели? -Неравенства какой степени мы теперь можем решать? - Ян Амос Коменский говорил: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового, ничего не прибавил к своему образованию». Я надеюсь, что в сегодняшнем уроке вы найдете для себя хоть крупинку полезного. У каждого из вас на столе мишки. Уходя из класса, прикрепите на доску одного из них. Мишка зеленого цвета обозначает: “Я удовлетворён уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке”. Мишка желтого цвета обозначает: “Урок был интересен, я принимал в нём активное участие, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно”. Мишка розового цвета обозначает: “Я получил пользу от урока, но мне не все удалось выполнить правильно, домашнее задание я выберу среднего уровня 9. Домашнее задание (2 мин) Ваше домашнее задание нескольких уровней. Каждый выбирает уровень себе по силам. | «Обучая - учусь» Решение: 1. Найти корни уравнения - x1=-3, x2=4, x3=7, - 2.Отметить на числовой прямой корни -выколотые - 3.Определить знак выражения на каждом из получившихся промежутков - Определить знак каждого множителя на каждом из промежутков (чертят таблицу знаков) (диктует знаки) - 4. Записать ответ, выбрав промежутки с соответствующим знаку неравенства знаком -промежутки со знаком +, потому что знак неравенства >0 Ответ: (-3;4) (7; +∞). Учащиеся решают самостоятельно, с последующей взаимной проверкой по эталону (Слайд 9) Ответ: (-∞;-5] [-3;3]. « Тайный конверт» Каждая пара получает закрытый конверт с заданием, аналогичным одному из рассмотренных примеров и решает поставленную задачу, а затем выполняется самопроверка работы по образцу – (слайд 10) Задания: 1) (х + 7)(х + 2)(4 – х)(2х – 10) ≥ 0. ( x Є [-7; -2] U [4; 5] ) 2) (х + 2)(х2 – 9) < 0. (х Є (- ∞; -3) U (-2; 3) ) 3) (х2 + 4х – 5)(х+7)(х + 3) ≥ 0 (х Є (- ∞; -7] U [-5; -3] U [1; + ∞) ) 4) (х + 4)(х + 1)(х – 1)(х – 8) ≥ 0 (х Є (- ∞; - 4] U [-1;1] ) «Работа в группах» Задание для групп № 1,2: № 677(1,3) Задание для групп № 3,4: № 677(2,4) - Методом интервалов - Научиться решать неравенства методом интервалов - Да - Неравенства любой степени Решить неравенства методом интервалов Средний уровень 1) х2 – 7х + 12 ≤ 0 2) (х + 10)(х – 4) < 0 3) 2х (8 + х)(х – 12) > 0 4) (х + 2)(7 – х)(х – 13) > 0 5) (х + 5)/(х - 6) >0 Достаточный уровень 1) (х – 2)(х +5)/(х + 2) ≥ 0 2) (х + 3)2(х + 1)(х – 2) ≤ 0 3) (16 – х2)(3х2 + 1) > 0 4) (6 – 3х)/(х + 4) ≥ 0 Высокий уровень 1) (х4 – 16х2)( - х2 – 5) ≤ 0 2) (– х2 + 8х – 7)/(х2 + х – 2) > 0 3) х3 – 5х2 + 6х ≥ 0 4) (х – 2)(х + 2)2(х + 3)/(х - 1) ≤ 0 |
Приложение 1
Алгоритм решения неравенств
методом интервалов
Пусть требуется решить неравенство вида f (x) > 0 и f (x) < 0.
Для этого необходимо:
- Решить уравнение f (x) = 0;
- Отметить все полученные корни на координатной прямой. Таким образом, прямая разделится на несколько интервалов;
- Выяснить знак (плюс или минус) функции f (x) на самом правом интервале. Для этого достаточно подставить в f (x) любое число, которое будет правее всех отмеченных корней;
- Отметить знаки на остальных интервалах. Для этого достаточно запомнить, что при переходе через каждый корень знак меняется.
- Записать ответ, выписав интервалы, которые нас интересуют. Они отмечены знаком «+», если неравенство имеет вид f (x) > 0, или знаком «−», если неравенство имеет вид f (x) < 0.
Приложение
«Тайный конверт»
1) (х + 7)(х + 2)(4 – х)(2х – 10) ≥ 0.
2) (х + 2)(х2 – 9) < 0.
3) (х2 + 4х – 5)(х+7)(х + 3) ≥ 0
4) (х + 4)(х + 1)(х – 1)(х – 8) ≥ 0
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по алгебре "Решение неравенств методом интервалов"
Конспект урока по алгебре разработан Васильевой Светланой Владимировной для 8 класса по теме «Метод интервалов». Опубликован в сборнике "Урок в современной школе": методический сборник конспектов школ...
Урок "Решение неравенств методом интервалов", 9 класс
Для успешной подготовки к итговой аттестации учащихся 9 класса...
Конспект урока по алгебре 9 класс "решение неравенств методом интервалов"
решение неравенств методом интервалов...
Конспект урока по алгебре " Решение неравенств методом интервалов"
Урок обобщения знаний по теме «Метод интервалов» и применение этого метода для решения заданий из второй части ЕГЭ.Структура урока позволяет активизировать познавательную деятельность учащ...
Открытый урок по алгебре в 9 классе по теме «Решение неравенств. Решение неравенств методом интервалов. Подготовка к ГИА»
Обобщить и систематизировать теоретические знания учащихся и практические навыки по теме «Неравенства. Решение неравенств методом интервалов.»; Совершенствование навыков решения лине...
Конспект урока алгебры в 9 классе по теме «Решение неравенств методом интервалов»
Решение неравенств методом интервалов...