Социальное проектирование в формировании гражданской позиции школьников.
статья на тему
В статье рассматривается социальное проектирование в качестве приоритетного направления работы с обучающимися школ при формировании их гражданской позиции. Приводится пример реализации школьного социального проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnoe_proektirovanie_v_formirovanii_grazhdanstvennosti_shkolnikov.docx | 35.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Касьянова Татьяна Александровна
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ № 76
п. Гигант, Сальского района, Ростовской области.
Социальное проектирование в формировании гражданской позиции школьников.
Аннотация. В статье рассматривается социальное проектирование в качестве приоритетного направления работы с обучающимися школ при формировании их гражданской позиции. Приводится пример реализации школьного социального проекта.
Ключевые слова: социальное проектирование, социальный проект, гражданственность.
Современное социально - экономическое положение России, находящейся в процессе построения развитого гражданского общества, выдвинуло ряд проблем, связанных с формированием патриотически-мыслящего гражданина, способного к разнообразной и продуктивной деятельности на благо общества, государства и личности. Что требует совершенствования системы обучения и воспитания обучающихся школ, формирования у них гражданственности посредством включения в социально значимую деятельность.
Гражданственность можно определить как совокупность социально-правовых, социально-психологических, морально-эстетических качеств, определяющих способность понимать, усваивать и отражать в своем сознании правовые, социальные, нравственные требования государства и общества, а также готовность личности выполнять существующие в обществе нормы и правила через различные формы повседневной гражданской деятельности [3].
Формирование гражданственности рассматривается как целенаправленное взаимодействие педагогов и обучающихся школ, а также сознательно управляемый педагогический процесс деятельности школьников по овладению политическими, историческими, экономическими, экологическими, юридическими знаниями и приобретения гражданского опыта. Все эти знания и опыт естественным путем могут быть получены в проектной деятельности [1]. В свою очередь, проектирование представляет собой важнейший психолого-педагогический механизм формирования гражданственности будущего гражданина страны. Этот механизм присутствует в образовательных системах различного уровня, содержании образования, планировании и во многом другом.
В образовательном процессе школы используется технология социального проектирования, активизирующая мышление школьников, их творческие способности во время учебных занятий, самостоятельной работы, во внеурочной и внеклассной деятельности.
Социальное проектирование - вид деятельности, которая имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, организации эффективной социальной работы, преодолению разнообразных социальных проблем.
Для методологии социального проектирования большое значение имеет научно обоснованное определение объектов – социальных институтов, социальных процессов и явлений. В соответствии с этим объекты проектирования могут классифицироваться по разным основаниям. Одной из классификаций объектов социального проектирования выступают проекты по совершенствованию основных функций общественного организма в области экономики, социально-политической и духовной жизни. Но, вместе с тем, социальное проектирование в целом обслуживает не отдельные, а все стороны деятельности человека.
Социальное проектирование требует знания законов общественного развития и не должно ориентироваться на субъективные желания и устремления людей. Этому способствуют применение в проектировании ряда научных методов, среди которых:
1. Матрица идей, когда на основе просчета вариантов определяется наиболее эффективный путь реализации того или иного проекта в заданных условиях и составляется вариант решения.
2. Вживание в роль, когда необходимо получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования (или "взгляд в будущее" с целью осмысления путей реализации конкретного проекта).
3. Аналогия, когда существует эффективно функционирующие объекты, в которых рационально решены те или иные социальные проблемы (или выбор из "образца" лучшего для конструирования социальных целей и задач).
4. Методы ассоциации, когда необходимо принять новое решение, вызванное неудовлетворительностью существующей практикой или поиск готового решения в другой сфере общественной жизни, помогающего выбрать "путь движения" к цели:
- приспособление, когда оправдавший себя в иной ситуации опыт решения проблем применяется к интересующему нас объекту;
- модификация (или видоизменение объекта проектирования как по форме, так и по содержательным элементам);
- реорганизация (или устранение прежних принципов функционирования объекта и их замена новыми исходными положениями, ведущими к коренному преобразованию проектируемых данных).
5. Методы мозгового штурма, когда возникают ситуации, ставящие принципиально новые проблемы (или "конкурс идей" по нахождению оптимального решения проблем того или иного проекта).
6. Метод синектики, когда одновременно рассматриваются отдельно друг от друга несколько предложенных идей, после чего между ними устанавливается определенная взаимосвязь и взаимозависимость.
На этом этапе проектирования желательно хотя бы в самом общем виде представить тот резерв времени, который отводится для выполнения намеченного проекта. На следующей ступени уточняется цель разработки социального проекта, дается характеристика того состояния, какого хотелось бы достичь, исходя из требований общественного прогресса.
Сформулировав цель, приступают к сбору необходимой информации, обращаясь к любым источникам, включая и научные исследования. Приоритет отдается тем сведениям, в которых зафиксирован современный уровень познания социального процесса. Кроме того, надо принимать во внимание аргументы как «за», так и «против» тех решений, которые имеются в мировой практике.
На базе полученной информации составляется задание на проектирование и определяется то, каким параметрам оно должно удовлетворять (или соответствовать). На этой стадии большую роль играют принципиально новые идеи, которые раскрывают пути более эффективного достижения намеченных целей.
Формулировка задания рассматривается как часть концепции, которая может включать различные варианты решения. Лучше, если эти варианты представлены в виде матрицы, что предполагает отбор наиболее приемлемых с учетом изменения тех или иных переменных (сроков, материальных, финансовых и трудовых ресурсов, первоочередности и важности реализации отдельных элементов проекта). Концепция проекта обычно проверяется двояким образом: посредством теоретического анализа и с помощью эксперимента.
На заключительной стадии проектирования принимается решение. Оно выступает в виде конкретной программы действий, которая в заданных параметрах намечает те или иные средства достижения поставленной цели при наличии определенных ограничений. Решение содержит также возможные варианты, сроки, основные этапы и последовательность операций.
Применяя технологию социального проектирования, я опираюсь на поэтапное прохождение «лестницы» социальной деятельности моих учеников: от социальной пробы, через социальную практику, к социальному проекту. К социальной пробе можно отнести социально-психологический опрос, листовки, буклеты, рекламный ролик. Социальная практика представлена следующими организационными формами: «Юные исследователи», волонтерское движение «Даниловцы», «Клуб патриотов», «Экологический патруль».
Социальные проекты моих учеников носят различную тематику: «Мы за здоровый образ жизни!», «Чтобы помнили!», «К живым истокам», «Дети разных народов», «Молодежное инфо» (создание школьной газеты). Особенно, хотелось бы остановиться на реализации актуального в условиях внедрения инклюзивного образования школьного социального проекта «Дети - детям», способствующего формированию духовно-нравственных качеств и гражданственности школьников. В его основе поставлена цель: помочь детям с ограниченными возможностями здоровья влиться в общество, создать обстановку благоприятной дружественной подростковой среды путем организации совместной деятельности.
Анализ статистических данных поликлиники о количестве семей, где проживают дети - инвалиды и беседа с работниками Центра социального обслуживания на дому позволили школьникам сделать вывод о том, что только 21 % таких семей готовы к открытому общению. И основная задача команды социального проекта заключалась в разрушении существующей отчужденности. С этой целью детьми был разработан комплекс мероприятий по направлениям: спортивно - оздоровительное, декоративно - прикладное искусство, нравственно - эстетическое. А также, деятельность по привлечению благотворительных средств и поиску социальных партнеров. Каждое совместное занятие, разработанное и проведенное командой социального проекта, построено с расчетом на активизацию органов чувств, с учетом возможностей детей с особыми здоровьесберегающими потребностями. В результате проведения таких совместных занятий существенно оптимизировалась поддержка талантливых детей не только здоровых, но и с ограниченными возможностями, их работы приняли участие в школьных конкурсах и выставках. С целью привлечения новых участников в проект, был разработан и проведен комплекс тренинговых занятий для учеников школы. Проведены благотворительные акции: «Подарим друг другу лучик тепла, «Из добрых рук с любовью», «Благотворительная ярмарка». Каждому новому участнику проекта были вручены памятки « Правила общения с инвалидами». В ходе реализации проекта волонтерами были организованы мероприятия в честь «Дня защиты детей», «Дня инвалидов». А, проведенный Новогодний карнавал дал количественный показатель деятельности в рамках проекта. Ведь его уже посетило 62 % семей, в которых проживают особенные дети. Работа в рамках проекта, несомненно, способствует формированию нравственных ценностей обучающихся школы, о чем свидетельствует количество задействованных в проект школьников - 285 (из 420 обучающихся школы). Установление социального партнерства с администрацией поселения, со спонсорами. Сотрудничество со специалистами по коррекционной деятельности, со специалистами дополнительного образования, отделом культуры, социальной защиты и общественностью через СМИ, позволило совместными усилиями достичь поставленной цели.
Образовательное пространство школы поддерживает и сопровождает социально - значимую деятельность школьников, которая сохраняет сущностные характеристики гражданского обустройства общества. Будущие полноправные граждане осознают необходимость участия в социальном проектировании, понимают, что оно позволяет обеспечить реализацию права на свободу мнений, свободу слова, самореализацию; развивать чувство ответственности за себя, коллектив; изменять взаимоотношения между субъектами системы образования и органов управления для создания духа сотрудничества.
Система образования не может оставаться в стороне от таких важных проблем как формирование гражданственности школьников, овладение ими достижений отечественной культуры, сохранение исторической памяти, выработки общенациональной идеи как мотивирующего фактора социальной реализации.
В результате обобщения опыта социально-педагогической работы в школе я пришла к выводу о том, что одним из важных средств формирования гражданственности школьников является социальный проект.
Список литературы
- Капустина З.Я. Культура гражданственного становления личности как социально-педагогическое явление. Наука и школа.2006 г. №1 с.17-20
2. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Академия , 2009.с.108
3. Уланов К.Н., Уланова С.В. Социальное проектирование и социальное моделирование как способ гражданско-правового образования и воспитания школьников. Основы государства права. 2004. № 3 с. 75-79
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование гражданской позиции школьников с ОВЗ в контексте духовно- нравственного воспитания».
Мы стремимся к развитию и воспитанию всесторонней, гармоничной личности с высоким уровнем интеллекта, но немаловажное, а может быть, и первостепенное значение имеет формирование гражданской пози...
Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках истории и обществознания в 5- 8 классах, в условиях реализации концепции духовно- нравственного развития и воспитание личности граждан России.
Сегодня на историю и обществознание, как учебные предметы, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить ...
сценарий педсовета « Формирование гражданской позиции школьников с ограниченными возможностями здоровья в контексте духовно-нравственного воспитания»
Формирование гражданственности в настоящее время становится одной из приоритетных задач в воспитании и обучении школьников. В стране идет поиск потенциального возрождения России и обязател...
проект « Гражданская позиция» (правовая культура школьников и формирование гражданской позиции в урочной и внеурочной деятельности учителя истории и обществознания)
Правовая культура и формирование гражданской позиции являются составляющей частью гражданского воспитания. Гражданское образование – одно из ключевых понятий при разработке современных стратегий...
Реализация патриотического воспитания как фактора формирования гражданской позиции личности школьников на уроках ОБЖ в условиях реализации ФГОС.
1,Реализация патриотического воспитания как фактора формирования гражданской позиции личности школьников на уроках ОБЖ в условиях реализации ФГОСМедвежова Вера Зиновьевнапедагог-организатор ОБЖУ...
Формирование гражданской позиции школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Постановка цели музыкального образования в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья и результативность....
Доклад по теме: Системный подход к формированию гражданской позиции школьника как средство становления социально эффективной школы
Формирование и становление активной гражданской позиции и социальной активности учащихся является одной из важнейших задач современного образовательного процесса. Главная цель формирования социальной ...