Мастер -класс " Целое уравнение и его корни "
план-конспект урока по алгебре (11 класс)
Предварительный просмотр:
|
Мастер- класс
Урок на тему: «Целое уравнение и его корни "
.
Тип урока-: Мастер -класс
Учитель математики - Новикова Татьяна Васильевна
Пушкинский лицей экономики, политики и права"
Цель урока:
Ввести понятие целого уравнениия, степени уравнения; познакомить учащихся с уравнениями высших степеней, повторить решение первой и второй степени.
Задачи:
- Образовательные (формирование познавательных УУД): ввести понятие целого уравнения, степени уравнения, познакомить учащихся с уравнениями высших степеней.
- Развивающие (формирование регулятивных УУД): развитие мыслительной деятельности, внимания, развитие интереса к предмету, формирование потребностей к приобретению знаний;
- Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):воспитывать у учащихся взаимоуважение, трудолюбие, интегрироваться в группу со сверстниками и строить продуктивное взаимодействие навыков самоконтроля.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Организация деятельности учащихся на уроке:
- самостоятельно выходят на проблему и решают её;
- выводят правила решения целых уравнений;
- решают самостоятельно уравнения;
- оценивают результаты своей деятельности на уроке.
Используемое оборудование: компьютер, учебники по математике, раздаточный материал (шаблон с пропусками для изучения нового материала, таблица 1,таблица 2, карточки с заданиями для самостоятельной работы), электронная презентация, выполненная в программе PowerPoint.
Структура и ход урока
I. Организационный этап.
Создается психологическая атмосфера урока; учитель подготавливает необходимое оборудование; включает учеников в деловой ритм урока.
II. Проверка домашнего задания (Фронтальный опрос учащихся).
Продолжить ответ:
- Уравнением называется ……
- Корнем уравнения с одной переменной называется…
- Решить уравнение – это значит …
- Уравнения с одной переменной , имеющие одни и те же корни, называются …
- А если уравнения не имеют корней, как они называются?
II. Актуализация знаний.
Сегодня мы с вами будем изучать новую тему, какую позже вы сами сформулируете.
Посмотрите на экран монитора, где представлены различные уравнения.
Не всегда уравненья
Разрешают сомненья,
Но итогом сомненья
Может быть озаренье.
/А.Н.Колмогоров/
Таблица 1.
2x+8=4
7.
x3-25x=0
x2=0
8.
x(x-1)(x+2)=0
3x-5=0
9.
x4+x2=-2
10.
x2-0,01=0,03
x2=1/36
11.
19-c2=10
x2=-25
12.
(x-3)2=25
- Посмотрите внимательно на уравнения и уберите то, которое, на ваш взгляд, отличается от остальных.
-Уравнение 4.
- Чем отличается уравнение 4. от остальных?
- Левая и правая части этого уравнения – дробные выражения. Оно относится к дробным.
Мотивация.
- Что обычно делают с уравнениями?
- Решают!
- Повторим ещё раз, что значит решить уравнение?
- Найти его корни.
- Что называется корнем уравнения?
- Корень уравнения – это такое значение неизвестной переменной, при котором уравнение превращается в верное равенство.….
- Молодцы! Данные уравнения отличаются друг от друга?
- Да. (Нет).
- Чем они похожи, чем отличаются?
- В этих уравнения нет неизвестного x в знаменателе. Левая и правая их части – целые… выражения.
- Что же будем называть целым уравнением? впишите данное определение в наш шаблон, учитывая пропуски:
Целым уравнением с одной переменной называется уравнение, левая и правая часть которого – целые выражения.
Итак, тема нашего урока: «Целое уравнение и его корни».
- А какие уравнения вы уже знаете и умеете решать?
- Уравнения 1-ой СТЕПЕНИ и квадратные уравнения.
- Приведите пример таких уравнений. Можно выбрать из таблицы 1.
- Давайте решим уравнение 1-й степени и узнаем, сколько оно может иметь корней.
На доске:
x-5=10
х²=9
- Давайте устно решим эти уравнения и при этом вспомним, какими способами решаются уравнения первой и второй степени.
III. Изучение нового материала.
- А теперь проверим, сколько корней может иметь уравнение 1-й степени?
- Не более одного.
- Сколько корней может иметь уравнение 2-й степени?
- Два?
-Решите квадратные уравнения и сами сделайте выводы.
Таблица 2.
1-й вариант
2-й вариант
3-й вариант
x2-5x+6=0
y2-4y+7=0
x2-12x+36=0
Д=1, Д>0
Д=-12, Д<0
Д=0;
Два корня: x1=2, x2=3
нет корней
1 корень: x=6
- Повторю вопрос: сколько корней может иметь уравнение 2-й степени?
- Не более двух.
- Ребята, в самом начале урока вы решали устно уравнения. Давайте вновь вернёмся к ним и укажем степени этих уравнений. А что вы смогли бы назвать степенью уравнения?
Ученики подходят к определению, что степень уравнения – это наибольший показатель степени переменной, входящей в уравнение.
Учитель обобщает:
Если уравнение с одной переменной записано в виде P(x)=0, где P(x) – многочлен стандартного вида, то степень этого многочлена называют степенью уравнения.
- Давайте поиграем: придумывая коэффициенты, запишем уравнения 3-й, 4-й и 5-й степеней. Назовите ваши уравнения.
- А теперь попробуем выяснить, сколько корней может иметь уравнение 3-й степени?
1-й вариант
2-й вариант
3-й вариант
x3-1=0
x3-4x=0
x3-12x2+36x=0
x3=1
x(x2-4)=0
x(x2-12x+36)=0
x=1
x=0, x=2, x= -2
x=0, x=6
1 корень
3 корня
2 корня
- Итак, сколько корней может иметь уравнение 3-й степени?
- Не более трёх.
- Вы самостоятельно убедились, что существуют также и уравнения более высоких степеней. Это уравнения 4 степени, 5 степени и более. А сколько они могут иметь корней? Для решения уравнений 4, 5 и более степеней существуют специальные методы. В профильном классе программа предполагает изучение решений некоторых из них. Мы с вами сегодня решали уравнения аналитическим способом, но существует не только этот способ.
Учащиеся сталкиваются с уравнениями высших степеней и испытывают затруднения при их решении.
- Прежде чем мы с вами познакомимся с методами решения таких уравнений, ответьте мне на вопрос:
Какие способы решения уравнений вы знаете?
I способ: Разложение на множители (см.3-й вариант).
«Большинство жизненных задач решаются как алгебраические уравнения: приведением их к самому простому виду»
/Толстой Л.Н./
3-й вариант
x3-12x2+36x=0
x(x2-12x+36)=0
х(х-6)²=0
Ответ: x=0, x=6
2 корня
- решение данного уравнения запишем в шаблон.
II способ: Введение новой переменной.
- Предлагаю решить уравнение x3+x-4=0. Сколько корней оно может иметь?
- Не более трёх.
- Запишем это уравнение в виде x3=-x+4. А теперь рассмотрим функции y=x3 иy=-x+4. Что является графиками данных функций?
- Кубическая парабола и прямая.
- Это уравнение можно решить графически. Воспользуйтесь, пожалуйста, шаблоном графика функции y=x3. Сколько точек пересечения этих графиков?
- Одна.
- Верно, графики пересеклись в одной точке. Попробуйте назвать корень данного уравнения.
- Где-то 1, 6 или 1,5, (1,7).
- Ближе ответ хᴝ1,6. Как вы думаете, в чём недостаток данного метода решения.
- Он неточен.
- Действительно, графический способ решения уравнений не всегда обеспечивает высокую точность результата, и поэтому иногда приходится этот результат уточнять при помощи вычислений. Итак, данное уравнение имеет одно решение.
- А если бы подобное уравнение имело бы 2 решения, то как могла бы располагаться прямая по отношению к кубической параболе?
(Создание проблемной ситуации. У доски ученик схематически показывает расположение двух графиков).
IV. Закрепление.
- А теперь попробуем все теоретические знания применить на практике. Я предлагаю вам решить № 272(б, в, г); № 276(а,б). А для проверки ваших решений на столе приготовлены карточки с решёнными уравнениями. Проверьте свои знания.
V. Рефлексия. Этап оценивания знаний учащихся.
Подведение итогов урока.
- А теперь давайте обобщим то, о чём мы говорили на уроке.
- Какие уравнения мы сегодня решали?
- Какой степени они были?
- Как определить степень уравнения?
- Вспомните методы решения уравнений!
- Сколько корней может иметь целое уравнение? (а уравнение n-й степени?)
Задание на рефлексию.
Спасибо за сотрудничество. Попрошу вас, ребята, оценить сегодняшний урок с помощью смайликов:
IV. Домашнее задание.
П. 12, с. 75-78. №267(в,г), №2779(а), №2789(е).
Повторить способы разложения многочлена на множители.
Повторить графики изученных ранее функций.
СПАСИБО ЗА УРОК!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс: "Ты сам-мастер декоративно-прикладного искусства."
Творческий проект: " Тыс ам - мастер декоративно- прикладного искусства", задуман как коллективная реализация в конкретном материале наиболее удачного из замыслов и разработок эскизов для работы...
"Прощение и вечный приют". Урок-размышление о судьбе мастера в финале романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита" в 11 классе
Урок - обобщение по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита". На уроке формируются следующие навыки: умение работать в группе, самостоятельно формулировать проблему и гипотезу, аргументировать свою точ...
Открытое мероприятие по профессионально- трудовому обучению Ярмарка в городе мастеров « Дело мастера боится».
Сценарий открытого мероприятия по профориентации....
Мастер-класс по теме Построение графиков функций с помощью Мастера диаграмм
Тема: Построение графиков функций с помощью Мастера ДиаграммЦель: Формирование навыков построения графиков с помощью Мастера диаграмм, расширение представления о возможностях электронной таблицы...
Мастер и Маргарита (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»).
Цель урока: Выяснить с учащимися главную идею романа; на основе поступков уметь давать оценку героям, выражать свое отношение к ним; на материале романа способствовать воспитанию у учащихся...
Мастер-класс «Глиняных дел мастера»
Мастер-класс«Глиняных дел мастера»...
Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»
Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...