Интегрированный урок по алгебре и русскому языку "Решение задач с помощью уравнений"
план-конспект урока по алгебре (7 класс)

Смирнова Ирина Николаевна

Интегрированный урок по алгебре и русскому языку для 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок алгебры и русского языка в 7-м классе
"Решение задач с помощью уравнений"

Цели:

  1. способствовать формированию у учащихся умения решать задачи с помощью уравнений, то есть умения выбирать величину, которую будем считать неизвестной, умения выражать величины через переменные;
  2. повторить правописание корня -равн- -ровн-;
  3. способствовать развитию речи учащихся, умению выражать свои мысли ясно, лаконично;
  4. совершенствовать умения анализировать, сравнивать, доказывать, опровергать;
  5. формировать у учащихся гуманное отношение друг к другу.

Оборудование:

  1. цитата на доске: «Нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе». (С.В. Ковалевская);
  2. плакат с высказываниями о математике (Приложение 4);
  3. раздаточный материал на цветной бумаге:
  • Приложение 1 (розовая),
  • Приложение 2 (желтая),
  • Приложение 3 (белый лист),
  • Приложение 5 (тест, задачи из журналов «Математика в школе»),
  • Приложение 6 (задача №2 на голубой бумаге);
  1. магнитофон, диск с записью песни «Чему учат в школе».

Ход урока

Звучит музыка.

Учитель русского языка.

В школе учат всему:

И математике

И русскому языку.

Учитель математики. Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок - урок алгебры и русского языка. На уроке вы будете не только решать задачи с помощью уравнений, но и применять правила русского языка, для того чтобы грамотно вести записи при решении задач.

Учитель русского языка. Запишите тему урока, вставив пропущенные буквы.

Р..шение задач(?) с помощью ур..внений.

Задание. Объясните орфограммы: решение, задач , уравнение.

Почему в слове уравнение пишется – а? (Ответ: равный)

Подберите синонимы к слову равный (одинаковый).

Этот корень с чередованием – -равн-/-ровн-. Подберите синоним к слову ровный (прямой).

Подберите и запишите по 2 слова с корнем -равн-/-ровн-.

Учитель математики. На доске записаны уравнения:

х+3х=44;

х+(х+20)+(х+30)=200.

По данным уравнениям составьте устно задачи.

Молодцы…

А сейчас мы решим задачу, которую составил ваш одноклассник. Приложение 1

Задача №1

На автостоянке стояли машины. На первом этаже было в 3 раза меньше машин, чем на втором. После того, как со второго этажа уехало 6 машин,  а 12 машин приехало на первый, машин на этажах стало поровну. Сколько машин было на каждом этаже автостоянки?

Беседа.

О каких объектах идет речь в задаче?

Условие и вопрос задачи.

Каковы известные и неизвестные величины?

Какую величину удобно выбрать за Х?

Ученики составляют уравнение и решают задачу. Задача проверена. На доске записано все решение и учитель обращает внимание на последние строки х=9.

Ответ: 9 машин было на первом этаже, 27 машин было на втором этаже.

Учитель русского языка. Задание. Запишите словами: х=9. (Икс равен девяти).

Найдите сказуемое, выделите окончание. Почему окончание нулевое?

Задание. Выполнить синтаксический разбор последнего предложения в ответе задачи.

Физкультминутка. Вспомним и повторим корни с чередованием. Я называю слово, а вы показывайте: "о" – руки вверх, "а" – в сторону.

Кто неправильно покажет,

Тот нам правило расскажет.

Касательная, пригореть, расположиться, равновеликий, выращенный, равны, подровнять, слагаемые, загар, уровень, росток, коснуться, приравнять, излагать, равнобедренный.

Молодцы!

Учитель математики. Возьмите белый лист с задачей (Приложение 3, задача записана крупными буквами на листе формата А4).

Приложение 3

Три друга Коля, Паша и Максим играли в фудбол, и забыли преготовить уроки. На следующий день они дапустили 13 ашибак в дектанте. Коля зделал ашибак в 2 раза меньше Паше , а Максим на 3 ашипки меньше, чем Коля. Сколько ашибак допустил каждый?

Прочитайте задачу. Что необычного в этой задаче? ( Слова в ней с орфографическими ошибками).

Учитель русского языка. (Работа в парах). Отредактируйте текст задачи и объясните орфограммы.

Учитель математики. Давайте решим задачу. Самостоятельно запишите условие задачи, составьте уравнение и решите его (один из учеников представляет свое решение у доски).

Учитель русского языка. На доске висит плакат с высказываниями о математике известных людей. (Приложение 4). (Они зачитываются).

Природа говорит языком математики: буквы этого языка – круги, треугольники и иные математические приборы.

                                                                                                                 Г. Галилей

Математику уже за тем учить следует, что она ум в порядок приводит.

                                                                                                     М.В. Ломоносов 

Полет – это математика!

                                                                                                               В.П. Чкалов

Математик, который не является отчасти поэтом, никогда не достигнет совершенства в математике.

                                                                                                        К. Вейерштрасс

Из всех языков мира самый лучший  - это искусственный, весьма сжатый язык математики.

                                                                                                    Н.И. Лобачевский

Счет и внимание - основы порядка в голове.

                                                                                                       И.Г. Песталоцци

Твой ум без числа ничего не постигает.

                                                                                                            Н. Кузанский

Дома у вас было задание написать сочинение-миниатюру на одно из высказываний. (Зачитывается несколько сочинений).

Учитель математики: Сегодня на уроке вы успешно справились с заданиями. Что полезного, важного, нового вы узнали на уроке?

(Один из ответов ученика: «Я понял, что предметы алгебра и русский язык связаны между собой. На уроках алгебры я учусь логически мыслить, а это пригодится мне также на уроках русского языка при разборе предложения, при изучении орфограмм, при составлении текстов).

Дополнительные задания. Приложение 5, Приложение 6.

Приложение  5

Тест «Составление   уравнений к задачам»

1. Одна сторона треугольника на 2 см меньше второй, и на 3 см меньше третьей. Периметр треугольника равен 26 см. Найти стороны треугольника.

Если обозначить буквой Х см длину первой стороны треугольника, то можно составить уравнение:

  1. Х+(Х-2)+(Х-3)=26,
  2. Х+(Х+2)+(Х+3)=26,
  3. Х+2Х+3Х=26,
  4. Х+(Х+2)+(Х+3)=0.

2.  У мышки было золота в два раза больше, чем у Кощея. Когда она заплатила налог, отдав Кощею 13 кг золота, то золота стало у них поровну. Сколько золота было у мышки?

Если обозначить буквой Х кг первоначальный вес золота Кощея, то можно составить  уравнение:

  1. 2Х-13=Х+13,
  2. 2Х-13=Х,
  3. 2(Х+13)=Х,
  4. 2Х+13=Х+13.      
  1. В первой коробке было в два раза меньше карандашей, чем во второй.

После того, как из первой коробки переложили во вторую два карандаша, во второй коробке стало карандашей в 4раза больше, чем в первой. Сколько карандашей было во второй коробке?

Если обозначить буквой Х шт. первоначальное  число карандашей в первой коробке, то можно составить уравнение:

1.4(Х-2)=2Х+2,

2.Х-2=4(2Х+2),

3.4(Х+2)=2Х-2,

4.4(Х-2)=(2+Х)+2.

Приложение 6

  Задача№ 2

По реке плывут два катера с одной и той же скоростью. Если первый увеличит скорость на 10 км/час, а второй на 10 км/час уменьшит, то первый катер за 2 часа пройдет такое же расстояние, какое второй за 3 часа. С какой скоростью плывут катера?      

                                                                                                      (Ховрах В. Ученик 7Б класса)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики (алгебры) по теме: «Решение задач с помощью систем уравнений второй степени».

Урок математики (алгебры) по теме: «Решение задач с помощью систем уравнений второй степени». Урок для учащихся 9 класса. Применение индивидуальных карточек на уроке помогает учащимся решать самостоят...

Конспект урока алгебры по теме: "Решение задач с помощью уравнений".

Цель: - используя игровые формы, проверить умения и навыки учащихся при составлении квадратных и рациональных уравнений для практических задач; - с помощью экспресс - тестирования выяснить характ...

Урок алгебры 7 класс. Решение задач с помощью уравнений

                                                    ...

интегрированный урок по алгебре 7 класс "Решение задач с помощью уравнений"

урок содержит нестандартные задачи, составленные на основе исторических сведений о городе Туле, на уроке идет рассказ об основных этапах развития и становления города...

Интегрированный урок алгебры и экологии "Решение задач с помощью уравнений" 7 класс

Цели урокаФормирование умений решать задачи средствами создания математических моделей (уравнений, таблиц, схем)Формирование экологической культуры. Формы и методы обученияФронтальная, групповая,...

Интегрированный урок по математике и истории. "Решение задач с помощью линейных уравнений. Третий поход Ивана Грозного на Казань"

Конспект интегрированного урока по математике и  истории. Тема по математике "Решение задач с помощью линейных уравнений" . Тема по истории "Третий поход Ивана Грозного на Казань&q...