Интегрированный урок по алгебре и русскому языку "Решение задач с помощью уравнений"
план-конспект урока по алгебре (7 класс)
Интегрированный урок по алгебре и русскому языку для 7 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок алгебры и русского языка в 7-м классе
"Решение задач с помощью уравнений"
Цели:
- способствовать формированию у учащихся умения решать задачи с помощью уравнений, то есть умения выбирать величину, которую будем считать неизвестной, умения выражать величины через переменные;
- повторить правописание корня -равн- -ровн-;
- способствовать развитию речи учащихся, умению выражать свои мысли ясно, лаконично;
- совершенствовать умения анализировать, сравнивать, доказывать, опровергать;
- формировать у учащихся гуманное отношение друг к другу.
Оборудование:
- цитата на доске: «Нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе». (С.В. Ковалевская);
- плакат с высказываниями о математике (Приложение 4);
- раздаточный материал на цветной бумаге:
- Приложение 1 (розовая),
- Приложение 2 (желтая),
- Приложение 3 (белый лист),
- Приложение 5 (тест, задачи из журналов «Математика в школе»),
- Приложение 6 (задача №2 на голубой бумаге);
- магнитофон, диск с записью песни «Чему учат в школе».
Ход урока
Звучит музыка.
Учитель русского языка.
В школе учат всему:
И математике
И русскому языку.
Учитель математики. Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок - урок алгебры и русского языка. На уроке вы будете не только решать задачи с помощью уравнений, но и применять правила русского языка, для того чтобы грамотно вести записи при решении задач.
Учитель русского языка. Запишите тему урока, вставив пропущенные буквы.
Р..шение задач(?) с помощью ур..внений.
Задание. Объясните орфограммы: решение, задач , уравнение.
Почему в слове уравнение пишется – а? (Ответ: равный)
Подберите синонимы к слову равный (одинаковый).
Этот корень с чередованием – -равн-/-ровн-. Подберите синоним к слову ровный (прямой).
Подберите и запишите по 2 слова с корнем -равн-/-ровн-.
Учитель математики. На доске записаны уравнения:
х+3х=44;
х+(х+20)+(х+30)=200.
По данным уравнениям составьте устно задачи.
Молодцы…
А сейчас мы решим задачу, которую составил ваш одноклассник. Приложение 1
Задача №1
На автостоянке стояли машины. На первом этаже было в 3 раза меньше машин, чем на втором. После того, как со второго этажа уехало 6 машин, а 12 машин приехало на первый, машин на этажах стало поровну. Сколько машин было на каждом этаже автостоянки?
Беседа.
О каких объектах идет речь в задаче?
Условие и вопрос задачи.
Каковы известные и неизвестные величины?
Какую величину удобно выбрать за Х?
Ученики составляют уравнение и решают задачу. Задача проверена. На доске записано все решение и учитель обращает внимание на последние строки х=9.
Ответ: 9 машин было на первом этаже, 27 машин было на втором этаже.
Учитель русского языка. Задание. Запишите словами: х=9. (Икс равен девяти).
Найдите сказуемое, выделите окончание. Почему окончание нулевое?
Задание. Выполнить синтаксический разбор последнего предложения в ответе задачи.
Физкультминутка. Вспомним и повторим корни с чередованием. Я называю слово, а вы показывайте: "о" – руки вверх, "а" – в сторону.
Кто неправильно покажет,
Тот нам правило расскажет.
Касательная, пригореть, расположиться, равновеликий, выращенный, равны, подровнять, слагаемые, загар, уровень, росток, коснуться, приравнять, излагать, равнобедренный.
Молодцы!
Учитель математики. Возьмите белый лист с задачей (Приложение 3, задача записана крупными буквами на листе формата А4).
Приложение 3
Три друга Коля, Паша и Максим играли в фудбол, и забыли преготовить уроки. На следующий день они дапустили 13 ашибак в дектанте. Коля зделал ашибак в 2 раза меньше Паше , а Максим на 3 ашипки меньше, чем Коля. Сколько ашибак допустил каждый?
Прочитайте задачу. Что необычного в этой задаче? ( Слова в ней с орфографическими ошибками).
Учитель русского языка. (Работа в парах). Отредактируйте текст задачи и объясните орфограммы.
Учитель математики. Давайте решим задачу. Самостоятельно запишите условие задачи, составьте уравнение и решите его (один из учеников представляет свое решение у доски).
Учитель русского языка. На доске висит плакат с высказываниями о математике известных людей. (Приложение 4). (Они зачитываются).
Природа говорит языком математики: буквы этого языка – круги, треугольники и иные математические приборы.
Г. Галилей
Математику уже за тем учить следует, что она ум в порядок приводит.
М.В. Ломоносов
Полет – это математика!
В.П. Чкалов
Математик, который не является отчасти поэтом, никогда не достигнет совершенства в математике.
К. Вейерштрасс
Из всех языков мира самый лучший - это искусственный, весьма сжатый язык математики.
Н.И. Лобачевский
Счет и внимание - основы порядка в голове.
И.Г. Песталоцци
Твой ум без числа ничего не постигает.
Н. Кузанский
Дома у вас было задание написать сочинение-миниатюру на одно из высказываний. (Зачитывается несколько сочинений).
Учитель математики: Сегодня на уроке вы успешно справились с заданиями. Что полезного, важного, нового вы узнали на уроке?
(Один из ответов ученика: «Я понял, что предметы алгебра и русский язык связаны между собой. На уроках алгебры я учусь логически мыслить, а это пригодится мне также на уроках русского языка при разборе предложения, при изучении орфограмм, при составлении текстов).
Дополнительные задания. Приложение 5, Приложение 6.
Приложение 5
Тест «Составление уравнений к задачам»
1. Одна сторона треугольника на 2 см меньше второй, и на 3 см меньше третьей. Периметр треугольника равен 26 см. Найти стороны треугольника.
Если обозначить буквой Х см длину первой стороны треугольника, то можно составить уравнение:
- Х+(Х-2)+(Х-3)=26,
- Х+(Х+2)+(Х+3)=26,
- Х+2Х+3Х=26,
- Х+(Х+2)+(Х+3)=0.
2. У мышки было золота в два раза больше, чем у Кощея. Когда она заплатила налог, отдав Кощею 13 кг золота, то золота стало у них поровну. Сколько золота было у мышки?
Если обозначить буквой Х кг первоначальный вес золота Кощея, то можно составить уравнение:
- 2Х-13=Х+13,
- 2Х-13=Х,
- 2(Х+13)=Х,
- 2Х+13=Х+13.
- В первой коробке было в два раза меньше карандашей, чем во второй.
После того, как из первой коробки переложили во вторую два карандаша, во второй коробке стало карандашей в 4раза больше, чем в первой. Сколько карандашей было во второй коробке?
Если обозначить буквой Х шт. первоначальное число карандашей в первой коробке, то можно составить уравнение:
1.4(Х-2)=2Х+2,
2.Х-2=4(2Х+2),
3.4(Х+2)=2Х-2,
4.4(Х-2)=(2+Х)+2.
Приложение 6
Задача№ 2
По реке плывут два катера с одной и той же скоростью. Если первый увеличит скорость на 10 км/час, а второй на 10 км/час уменьшит, то первый катер за 2 часа пройдет такое же расстояние, какое второй за 3 часа. С какой скоростью плывут катера?
(Ховрах В. Ученик 7Б класса)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики (алгебры) по теме: «Решение задач с помощью систем уравнений второй степени».
Урок математики (алгебры) по теме: «Решение задач с помощью систем уравнений второй степени». Урок для учащихся 9 класса. Применение индивидуальных карточек на уроке помогает учащимся решать самостоят...
Конспект урока алгебры по теме: "Решение задач с помощью уравнений".
Цель: - используя игровые формы, проверить умения и навыки учащихся при составлении квадратных и рациональных уравнений для практических задач; - с помощью экспресс - тестирования выяснить характ...
интегрированный урок по алгебре 7 класс "Решение задач с помощью уравнений"
урок содержит нестандартные задачи, составленные на основе исторических сведений о городе Туле, на уроке идет рассказ об основных этапах развития и становления города...
Интегрированный урок алгебры и экологии "Решение задач с помощью уравнений" 7 класс
Цели урокаФормирование умений решать задачи средствами создания математических моделей (уравнений, таблиц, схем)Формирование экологической культуры. Формы и методы обученияФронтальная, групповая,...
Интегрированный урок по математике и информатике "Решение задач с помощью уравнений, сводящихся к линейным, с использованием электронных таблиц Ms Excel."
Урок комплексного применения знаний и умений...
Интегрированный урок по математике и истории. "Решение задач с помощью линейных уравнений. Третий поход Ивана Грозного на Казань"
Конспект интегрированного урока по математике и истории. Тема по математике "Решение задач с помощью линейных уравнений" . Тема по истории "Третий поход Ивана Грозного на Казань&q...