Программа по математике 1 курс
рабочая программа по алгебре
Программа по дисциплине Математика 1 курс ( 6 часов в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_matematike_1_kurs.docx | 54.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
общеобразовательной учебной дисциплины «Математика»
для социально-экономического профиля профессионального образования
Смоленск 2018
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» для социально-экономического профиля профессионального образования разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» для профессиональных образовательных организаций.
Организация-разработчик: областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Смоленская академия профессионального образования» (ОГБПОУ СмолАПО).
Разработчики:
Чернышева Л. В., преподаватель ОГБПОУ СмолАПО, г. Смоленск
Рассмотрена на заседании кафедры Информатики, вычислительной техники, информационной безопасности и программирования.
Протокол № 1 от 30. 08. 2018г.
Зав. кафедрой __________ Кудрявцева Т. В.
Утверждена Научно - методическим советом ОГБПОУ СмолАПО.
Протокол №__ от ___________ 2018г.
Содержание
Пояснительнаязаписка...........................................................................4
Общая характеристика учебной дисциплины .....................................6
Место учебной дисциплины в учебном плане.....................................10
Результаты освоения учебной дисциплины........................................11
Объем учебной нагрузки обучающегося и виды учебной работы… 15
Тематическое планирование.................................................................16
Характеристика основных видов деятельности…………………….25
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины ........................................................35
Рекомендуемая литература...................................................................37
- Пояснительная записка
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Математика» предназначена для изучения математики в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Математика» для профессиональных образовательных организаций.
Содержание программы «Математика» направлено на достижение следующих целей:
- обеспечение сформированности представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математики;
- обеспечение сформированности логического, алгоритмического и математического мышления;
- обеспечение сформированности умений применять полученные знания при решении различных задач;
- обеспечение сформированности представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
В рабочую программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих; программы подготовки специалистов среднего звена.
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» определяет содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику рефератов, виды самостоятельных работ, учитывая специфику программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, осваиваемой профессии или специальности.
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной ОПОП СПО на базе основного общего образования.
2.Общая характеристика учебной дисциплины
«Математика»
Математика является фундаментальной общеобразовательной дисциплиной со сложившимся устойчивым содержанием и общими требованиями к подготовке обучающихся.
В пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучение математики имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования.
При освоении профессий СПО и специальностей СПО социально-экономического профиля профессионального образования математика изучается более углубленно, как профильная учебная дисциплина, учитывающая специфику осваиваемых профессий или специальностей.
Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения студентами, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Общие цели изучения математики традиционно реализуются в четырех направлениях:
- общее представление об идеях и методах математики;
- интеллектуальное развитие;
- овладение необходимыми конкретными знаниями и умениями;
- воспитательное воздействие.
Профилизация целей математического образования отражается на выборе приоритетов в организации учебной деятельности обучающихся. Для социально-экономического профиля профессионального образования выбор целей смещается в прагматическом направлении, предусматривающем усиление и расширение прикладного характера изучения математики, преимущественной ориентации на алгоритмический стиль познавательной деятельности. Изучение математики как профильной общеобразовательной учебной дисциплины, учитывающей специфику осваиваемых студентами профессий СПО или специальности СПО, обеспечивается:
- выбором различных подходов к введению основных понятий;
- формированием системы учебных заданий, обеспечивающих эффективное осуществление выбранных целевых установок;
- обогащением спектра стилей учебной деятельности за счет согласования с ведущими деятельностными характеристиками выбранной профессии / специальности.
Профильная составляющая отражается в требованиях к подготовке обучающихся в части:
- общей системы знаний: содержательные примеры использования математических идей и методов в профессиональной деятельности;
- умений: различие в уровне требований к сложности применяемых алгоритмов;
- практического использования приобретенных знаний и умений: индивидуального учебного опыта в построении математических моделей, выполнении исследовательских проектов.
Содержание учебной дисциплины разработано в соответствии с основными содержательными линиями обучения математике:
- алгебраическая линия, включающая систематизацию сведений о числах; изучение новых и обобщение ранее изученных операций (возведение в степень, извлечение корня, логарифмирование, синус, косинус, тангенс, котангенс и обратные к ним); изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и прикладных задач;
- теоретико-функциональная линия, включающая систематизацию и расширение сведений о функциях, совершенствование графических умений; знакомство с основными идеями и методами математического анализа в объеме, позволяющем исследовать элементарные функции и решать простейшие геометрические, физические и другие прикладные задачи;
- линия уравнений и неравенств, основанная на построении и исследовании математических моделей, пересекающаяся с алгебраической и теоретико-функциональной линиями и включающая развитие и совершенствование техники алгебраических преобразований для решения уравнений, неравенств и систем; формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных и специальных дисциплин;
- геометрическая линия, включающая наглядные представления о пространственных фигурах и изучение их свойств, формирование и развитие пространственного воображения, развитие способов геометрических измерений, координатного и инвекторного методов для решения математических и прикладных задач;
- стохастическая линия, основанная на развитии комбинаторных умений, представлений о вероятностно-статистических закономерностях окружающего мира.
В тематическом плане рабочей программы учебный материал представлен в форме чередующегося развертывания основных содержательных линий (алгебраической, теоретико-функциональной, уравнений и неравенств, геометрической, стохастической), что позволяет гибко использовать их расположение и взаимосвязь, глубину изучения материала, уровень подготовки студентов по предмету.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Математика» завершается подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения основной ОПОП СПО с получением среднего общего образования.
3.Место учебной дисциплины в учебном плане
Учебная дисциплина «Математика» является учебным предметом обязательной предметной области «Математика и информатика» ФГОС среднего общего образования.
Учебная дисциплина «Математика» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
В учебном плане учебная дисциплина «Математика» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
4. Результаты освоения учебной дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины «Математика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
- личностных:
- сформированность представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, идеях и методах математики;
- понимание значимости математики для научно-технического прогресса, сформированность отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для освоения смежных естественно-научных дисциплин и дисциплин профессионального цикла, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- готовность и способность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;
- готовность к коллективной работе, сотрудничеству со сверстниками в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- метапредметных:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств для их достижения;
- целеустремленность в поисках и принятии решений, сообразительность и интуиция, развитость пространственных представлений; способность воспринимать красоту и гармонию мира;
- предметных:
- сформированность представлений о математике как части мировой культуры и месте математики в современной цивилизации, способах описания явлений реального мира на математическом языке;
- сформированность представлений о математических понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;
- владение методами доказательств и алгоритмов решения, умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
- владение стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств;
- сформированность представлений об основных понятиях математического анализа и их свойствах, владение умением характеризовать поведение функций, использование полученных знаний для описания и анализа реальных зависимостей;
- владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать геометрические фигуры на чертежах, моделях и в реальном мире; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;
- сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, статистических закономерностях в реальном мире, основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин;
- владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач.
5. Объем учебной нагрузки обучающегося и виды учебной работы
Учебная нагрузка | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка | 352 |
Объем учебной аудиторной нагрузки учебной дисциплины | 234 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 148 |
практические занятия | 84 |
контрольная работа | 2 |
Самостоятельная внеаудиторная работа | 118 |
Промежуточная аттестация | Экзамен |
6. Тематическое планирование
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Математика» для социально-экономического профиля в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования учебная аудиторная нагрузка обучающихся составляет 234 часа, включая 84 часа практических занятий и 118 часов внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Наименование и содержание разделов, тем | Количество часов | ||
Аудит. | Самост. | ||
Введение. Математика в науке, технике, экономике, информационных технологиях и практической деятельности. Цели и задачи изучения математики при освоении профессий НПО и специальностей СПО. | 2 | ||
Раздел 1. Развитие понятия о числе | 8 | 5 | |
Тема 1.1 Действительные числа и действия с ними. Комплексные числа. Действительная и мнимая часть комплексного числа. | 2 | ||
Самостоятельная работа по теме: 1. Подготовка сообщения и презентации по теме «История возникновения комплексных чисел». | 3 | ||
Тема 1.2 Геометрическая интерпретация комплексных чисел | 2 | ||
Тема 1.3 Арифметические действия над комплексными числами | 2 | ||
Практические занятия по теме: 1. Выполнение арифметических действий над комплексными числами. | 2 | ||
Самостоятельная работа по теме: 1. Решение заданий по теме «Арифметические действия над комплексными числами» | 2 | ||
Раздел 2. Функции | 10 | 6 | |
Тема 2.1 Числовые функции. Основные понятия | 2 | ||
Самостоятельная работа по теме: 1. Выполнение упражнений по теме «Числовые функции» | 2 | ||
Тема 2.2 Основные свойства функций | 2 | ||
Практические занятия по теме: 1. Определение основных свойств функции по графику. | 2 | ||
Самостоятельная работа по теме: 1. Выполнение упражнений по теме «Основные свойства функции». | 2 | ||
Тема 2.3 Простейшие преобразования графиков функций | 2 | ||
Практические занятия по теме: 1. Преобразования графиков функций путем растяжения, сжатия, параллельного переноса и симметрии. | 2 | ||
Самостоятельная работа по теме: 1. Выполнение упражнений по теме «Простейшие преобразования графиков функций». | 2 | ||
Раздел 3. Основы тригонометрии | 24 | 16 | |
Тема 3.1 Градусная и радианная мера угла. Синус, косинус, тангенс и котангенс числового аргумента | 2 | ||
Практические занятия по теме: 1. Нахождение синуса, косинуса, тангенса и котангенса аргумента, выраженного в градусной и радианной мере. | 2 | ||
Самостоятельная работа по теме: 1. Изготовление модели тригонометрического круга. 2. Выполнение расчетно-графической работы «Измерения на тригонометрическом круге». 3. Составление таблицы тригонометрических значений часто используемых аргументов. 4. Выполнение упражнений по теме «Градусная и радианная мера угла. Синус, косинус, тангенс и котангенс числового аргумента» | 6 | ||
Тема 3.2 Тригонометрические функции. Графики и свойства тригонометрических функций | 2 | ||
Практические занятия по теме: 1. Определение по графику свойств тригонометрических функций. | 2 | ||
Самостоятельная работа по теме: 1. Выполнение расчетно-графической работы «Преобразование графиков тригонометрических функций». | 3 | ||
Тема 3.3 Основные формулы тригонометрии
| 2 2 | ||
Практические занятия по теме: 1. Нахождение значений неизвестных тригонометрических функций по одной заданной. 2. Применение основных тригонометрических формул для преобразования тригонометрических выражений. | 2 2 | ||
Самостоятельная работа по теме: 1. Составление таблицы тригонометрических формул. 2. Выполнение упражнений по теме «Основные тригонометрические формулы. Тригонометрические преобразования» | 3 | ||
Тема 3.4 Тригонометрические уравнения и неравенства
| 2 2 2 | ||
Практические занятия по теме: 1. Решение тригонометрических уравнений и неравенств. | 2 | ||
Самостоятельная работа по теме: 1. Составление опорного конспекта по теме «Тригонометрические уравнения и неравенства». 2. Выполнение упражнений по теме «Тригонометрические уравнения и неравенства». | 4 | ||
Раздел 4. Степенная, показательная и логарифмическая функции | 40 | 18 | |
Тема 4.1 Корни натуральной степени из числа и их свойства. | 2 | ||
Тема 4.2 Иррациональные уравнения | 2 | ||
Самостоятельная работа по теме: 1. Решение заданий по теме «Иррациональные уравнения» | 2 | ||
Тема 4.3 Обобщение понятия степени
| 2 2 | ||
Практические занятия по теме:
| 2 2 | ||
Самостоятельная работа по теме: 1. Решение заданий по теме «Степени с действительными показателями и их свойства» | 2 | ||
Тема 4.4 Понятие логарифма
| 2 2 | ||
Практические занятия по теме:
| 2 2 | ||
Самостоятельная работа по теме: 1. Подготовка сообщения и презентации по теме «История возникновения логарифмов». 2. Решение заданий по теме «Логарифм. Свойства логарифмов» | 5 | ||
Тема 4.5 Степенная функция, её свойства и график | 2 | ||
Самостоятельная работа по теме: 1. Выполнение упражнений по теме «Степенная функция, её свойства и график». | 2 | ||
Тема 4.6 Показательные и логарифмические функции, их свойства и графики | 2 | ||
Практические занятия по теме: 1. Определение свойств показательных и логарифмических функций по графику. | 2 | ||
Тема 4.7 Показательные уравнения и неравенства
| 2 2 | ||
Практические занятия по теме: 1. Решение показательных уравнений и неравенств | 2 | ||
Самостоятельная работа по теме: 1. Выполнение упражнений по теме «Показательные уравнения и неравенства» | 2 | ||
Тема 4.8 Логарифмические уравнения и неравенства
| 2 2 1 1 | ||
Практические занятия по теме: 1. Решение логарифмических уравнений и неравенств | 2 | ||
Самостоятельная работа по теме: 1.Выполнение упражнений по теме «Логарифмические уравнения и неравенства» 2. Подготовка исследовательского проекта «Графическое решение показательных и логарифмических уравнений» | 5 | ||
Раздел 5. Прямые и плоскости в пространстве | 12 | 5 | |
Тема 5.1 Основные понятия и аксиомы стереометрии | 1 | ||
Тема 5.2 Взаимное расположение прямых в пространстве | 1 | ||
Самостоятельная работа по теме: 1. Составление схемы «Взаимное расположение прямых в пространстве». | 1 | ||
Тема 5.3 Взаимное расположение прямой и плоскости | 2 | ||
Практические занятия по теме: 1. Решение задач на применение признаков и свойств расположения прямых и плоскостей. | 2 | ||
Самостоятельная работа по теме: 1. Составление схемы «Взаимное расположение прямой и плоскости в пространстве ». | 1 | ||
Тема 5.4 Взаимное расположение плоскостей. Двугранный угол | 2 | ||
Практические занятия по теме: 1.Решение задач на применение признаков и свойств расположения плоскостей в пространстве. | 2 | ||
Самостоятельная работа по теме: 1. Составление схемы «Взаимное расположение плоскостей в пространстве». 2. Выполнение упражнений по теме «Взаимное расположение плоскостей. Двугранный угол» | 3 | ||
Систематизация и обобщение материала по темам «Показательные уравнения и неравенства» и «Логарифмические уравнения и неравенства » | 2 | ||
Раздел 6. Математический анализ | 70 | 30 | |
Тема 6.1 Последовательности. Предел последовательности | 2 | ||
Тема 6.2 Приращение аргумента. Приращение функции | 2 | ||
Самостоятельная работа по теме: 1. Выполнение упражнений по теме «Приращение аргумента. Приращение функции» | 2 | ||
Тема 6.3 Производная элементарных функций | 2 | ||
Практические занятия по теме: 1. Нахождение производных элементарных функций с помощью таблицы. 2. Применение правил дифференцирования для нахождения производных функций. | 2 2 | ||
Самостоятельная работа по теме: 1. Составление таблицы производных и правил дифференцирования. 2. Выполнение упражнений по теме «Производная элементарных функций » | 4 | ||
Тема 6.4 Физический и геометрический смысл производной
| 2 2 | ||
Практические занятия по теме: 1. Решение физических задач с помощью производной. 2. Решение геометрических задач с помощью производной. | 2 2 | ||
Самостоятельная работа по теме: 1. Составление опорного конспекта по теме «Физический и геометрический смысл производной» 2. Выполнение упражнений по теме «Физический и геометрический смысл производной» | 3 | ||
Тема 6.5 Исследование свойств функции с помощью производной
| 2 2 2 | ||
Практические занятия по теме: 1. Применение производной к нахождению промежутков монотонности функции. 2. Применение производной к исследованию функции на экстремум. | 2 2 | ||
Самостоятельная работа по теме: 1.Выполнение упражнений по теме «Исследование свойств функции с помощью производной» | 2 | ||
Тема 6.6 Исследование функций с помощью производной
| 2 2 | ||
Практические занятия по теме: 1. Исследование степенных функций по общей схеме. 2. Исследование тригонометрических, показательных и логарифмических функций по общей схеме. | 2 2 | ||
Самостоятельная работа по теме: 1. Выполнение расчетно-графической работы «Исследование функции и построение графика» 2. Выполнение упражнений по теме «Общая схема исследования функции. Схематическое построение графика» | 5 | ||
Тема 6.7 Наибольшее и наименьшее значение функции
| 2 2 | ||
Практические занятия по теме: 1. Решение прикладных задач методом поиска наибольшего или наименьшего значения функции на промежутке. | 2 | ||
Самостоятельная работа по теме: 1. Подготовка сообщения и презентации по теме «Основоположники дифференциального и интегрального исчисления». 2. Выполнение упражнений по теме «Наибольшее и наименьшее значение функции на промежутке». | 5 | ||
Тема 6.8 Неопределенный интеграл
| 2 2 2 2 | ||
Практические занятия по теме: 1. Нахождение первообразных различных функций. 2. Нахождение неопределенных интегралов по основным правилам. | 2 2 | ||
Самостоятельная работа по теме: 1. Составление таблицы интегралов и правил интегрирования. 2. Выполнение упражнений по теме «Неопределенный интеграл». | 4 | ||
Тема 6.9 Определенный интеграл
| 2 2 2 2 2 1 | ||
Практические занятия по теме: 1. Нахождение определенных интегралов по основным правилам. 2. Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла. | 2 2 | ||
Самостоятельная работа по теме: 1. Выполнение расчетно-графической работы «Площадь криволинейной фигуры». 2. Выполнение упражнений по теме «Определенный интеграл» | 5 | ||
Контрольная работа 2 по темам «Определенный интеграл» и «Неопределенный интеграл» | 1 | ||
Раздел 7. Координаты и векторы в пространстве | 12 | 4 | |
Тема 7.1 Прямоугольная декартова система координат | 2 | ||
Тема 7.2 Векторы в пространстве | 2 | ||
Практические занятия по теме: 1. Определение координат и абсолютной величины вектора в пространстве. | 2 | ||
Самостоятельная работа по теме: 1. Выполнение упражнений по теме «Векторы в пространстве». | 2 | ||
Тема 7.3 Действия над векторами | 2 | ||
Практические занятия по теме: 1. Выполнение действий над векторами в координатной и векторной форме. | 2 | ||
Самостоятельная работа по теме: 1. Выполнение упражнений по теме «Действия над векторами». | 2 | ||
Тема 7.4 Разложение вектора по ортам | 2 | ||
Раздел 8. Геометрические тела | 36 | 24 | |
Тема 8.1 Многогранники
| 2 2 | ||
Практические занятия по теме: 1. Решение задач на нахождение элементов многогранников. | 2 | ||
Самостоятельная работа по теме: 1. Подготовка сообщения и презентации по теме «Многогранники вокруг нас». 2. Решение задач на нахождение элементов многогранников. | 7 | ||
Тема 8.2 Площади поверхностей и объёмы многогранников
| 2 2 2 2 | ||
Практические занятия по теме: 1. Решение задач на нахождение площадей поверхностей призм и параллелепипедов. 2. Решение задач на нахождение площадей поверхностей пирамид. 3. Решение задач на нахождение объёмов многогранников. | 2 2 2 | ||
Самостоятельная работа по теме: 1. Составление таблицы площадей поверхностей многогранников. 2. Изготовление моделей многогранников. 3. Выполнение упражнений по теме «Площади поверхностей и объёмы многогранников». | 7 | ||
Тема 8.3 Тела вращения
| 2 2 | ||
Практические занятия по теме: 1. Решение задач на нахождение элементов тел вращения. | 2 | ||
Самостоятельная работа по теме: 1. Выполнение упражнений по теме «Тела вращения». | 2 | ||
Тема 8.4 Площади поверхностей и объёмы тел вращения
| 2 2 2 | ||
Практические занятия по теме:
| 2 2 | ||
Самостоятельная работа по теме: 1. Составление таблицы площадей поверхностей и объёмов тел вращения. 2. Изготовление моделей тел вращения. 3. Решение задач по теме «Площади поверхностей и объёмы тел вращения». | 8 | ||
Раздел 9. Элементы комбинаторики, теории вероятностей и математической статистики | 20 | 10 | |
Тема 9.1 Элементы комбинаторики | 2 | ||
Практические занятия по теме: 1. Решение задач нахождения количества перестановок, размещений и сочетаний. | 2 | ||
Самостоятельная работа по теме: 1. Выполнение упражнений по теме «Элементы комбинаторики» | 2 | ||
Тема 9.2 Элементы теории вероятностей
| 2 2 | ||
Практические занятия по теме: 1. Нахождение вероятностей событий. | 2 | ||
Самостоятельная работа по теме: 1. Выполнение упражнений по теме «Элементы теории вероятностей» | 2 | ||
Тема 9.3 Элементы математической статистики | 2 | ||
Практические занятия по теме: 1. Решение практических задач на обработку числовых данных, вычисление их характеристик. | 2 | ||
Самостоятельная работа по теме: 1. Выполнение упражнений по теме «Элементы математической статистики» | 2 | ||
Систематизация и обобщение изученного материала. Повторение тем «Производная элементарных функций», «Неопределенный интеграл», «Определенный интеграл» | 6 | ||
Самостоятельная работа по теме: 1. Выполнение упражнений по теме «Производная элементарных функций». 2. Выполнение упражнений по теме «Определенный интеграл» | 4 | ||
Итого | 234 | 118 |
7. Характеристика основных видов учебной деятельности
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Введение | Ознакомление с ролью математики в науке, технике, экономике, информационных технологиях и практической деятельности. Ознакомление с целями и задачами изучения математики при освоении профессий СПО и специальностей СПО. |
АЛГЕБРА | |
Развитие понятия о числе | Выполнение арифметических действий над числами, сочетая устные и письменные приемы. Нахождение приближенных значений величин и погрешностей вычислений (абсолютной и относительной); сравнение числовых выражений. Нахождение ошибок в преобразованиях и вычислениях (относится ко всем пунктам программы). Ознакомление с комплексными числами. |
Корни, степени, логарифмы | Ознакомление с понятием корня n-й степени, свойствами радикалов и правилами сравнения корней. Формулирование определения корня и свойств корней. Вычисление и сравнение корней, выполнение прикидки значения корня. Преобразование числовых и буквенных выражений, содержащих радикалы. Выполнение расчетов по формулам, содержащим радикалы, осуществляя необходимые подстановки и преобразования. Определение равносильности выражений с радикалами. Решение иррациональных уравнений. Ознакомление с понятием степени с действительным показателем. Нахождение значений степени, используя при необходимости инструментальные средства. Записывание корня n-й степени в виде степени с дробным показателем и наоборот. Формулирование свойств степени. Вычисление степеней с рациональным показателем, выполнение прикидки значения степени, сравнение степеней. Преобразование числовых и буквенных выражений, содержащих степени, применяя свойства. Решение показательных уравнений. Ознакомление с применением корней и степеней при вычислении средних, делении отрезка в «золотом сечении». Решение прикладных задач на сложные проценты |
Преобразование алгебраических выражений | Выполнение преобразований выражений, применение формул, связанных со свойствами степеней и логарифмов. Определение области допустимых значений логарифмического выражения. Решение логарифмических уравнений. |
ОСНОВЫ ТРИГОНОМЕТРИИ | |
Основные понятия | Изучение радианного метода измерения углов, изучения связи с градусной мерой. Изображение углов вращения на окружности, соотнесение величины угла с его расположением. Формулирование определений тригонометрических функций для углов поворота и острых углов прямоугольного треугольника и объяснение их взаимосвязи. |
Основные тригонометрические тождества | Применение основных тригонометрических тождеств для вычисления значений тригонометрических функций по одной из них |
Преобразования простейших тригонометрических выражений | Изучение основных формул тригонометрии: формулы сложения, удвоения, преобразования суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму и применение при вычислении значения тригонометрического выражения и упрощения его. Ознакомление со свойствами симметрии точек на единичной окружности и применение их для вывода формул приведения. |
Простейшие тригонометрические уравнения и неравенства | Решение по формулам и тригонометрическому кругу простейших тригонометрических уравнений. Применение общих методов решения уравнений (приведение к линейному, квадратному, метод разложения на множители, замены переменной) при решении тригонометрических уравнений. Умение отмечать на круге решения простейших тригонометрических неравенств. |
Арксинус, арккосинус, Арктангенс арккотангенс числа | Ознакомление с понятием обратных тригонометрических функций. Изучение определений арксинуса, арккосинуса, арктангенса, арккотангенса числа, формулирование их, изображение на единичной окружности, применение при решении уравнений. |
ФУНКЦИИ, ИХ СВОЙСТВА И ГРАФИКИ | |
Функции. Понятие о непрерывности функции | Ознакомление с понятием переменной, примерами зависимостей между переменными. Ознакомление с понятием графика, определение принадлежности точки графику функции. Определение по формуле простейшей зависимости, вида ее графика. Выражение по формуле одной переменной через другие. Ознакомление с определением функции, формулирование его. Нахождение области определения и области значений функции |
Свойства функции. Графическая интерпретация. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях | Ознакомление с примерами функциональных зависимостей в реальных процессах из смежных дисциплин. Ознакомление с доказательными рассуждениями некоторых свойств линейной и квадратичной функций, проведение исследования линейной, кусочно-линейной, дробно-линейной и квадратичной функций, построение их графиков. Построение и чтение графиков функций. Исследование функции. Составление видов функций по данному условию, решение задач на экстремум. Выполнение преобразований графика функции. |
Степенные, показа- тельные, логарифмические и тригонометрические функции. Обратные тригонометрические функции | Вычисление значений функций по значению аргумента. Определение положения точки на графике по ее координатам и наоборот. Использование свойств функций для сравнения значений степеней и логарифмов. Построение графиков степенных и логарифмических функций. Решение показательных и логарифмических уравнений и неравенств по известным алгоритмам. Ознакомление с понятием непрерывной периодической функции, формулирование свойств синуса и косинуса, построение их графиков. Ознакомление с понятием гармонических колебаний и примерами гармонических колебаний для описания процессов в физике и других областях знания. Ознакомление с понятием разрывной периодической функции, формулирование свойств тангенса и котангенса, построение их графиков. Применение свойств функций для сравнения значений тригонометрических функций, решения тригонометрических уравнений. Построение графиков обратных тригонометрических функций и определение по графикам их свойств. Выполнение преобразования графиков. |
НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА | |
Последовательности | Ознакомление с понятием числовой последовательности, способами ее задания, вычислениями ее членов. Ознакомление с вычислением суммы бесконечного числового ряда на примере вычисления суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии. Решение задач на применение формулы суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии |
Производная и ее применение | Ознакомление с понятием производной. Изучение и формулирование ее механического и геометрического смысла, изучение алгоритма вычисления производной на примере вычисления мгновенной скорости и углового коэффициента касательной. Составление уравнения касательной в общем виде. Усвоение правил дифференцирования, таблицы производных элементарных функций, применение для дифференцирования функций, составления уравнения касательной. Изучение теорем о связи свойств функции производной, формулировка их. Проведение с помощью производной исследования функции, заданной формулой. Установление связи свойств функции и производной по их графикам. Применение производной для решения задач на нахождение наибольшего, наименьшего значения и на нахождение экстремума. |
Первообразная и интеграл | Ознакомление с понятием интеграла и первообразной. Изучение правила вычисления первообразной и теоремы Ньютона—Лейбница. Решение задач на связь первообразной и ее производной, вычисление первообразной для данной функции. Решение задач на применение интеграла для вычисления физических величин и площадей. |
УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА | |
Уравнения и системы уравнений Неравенства и системы неравенств с двумя переменными | Ознакомление с простейшими сведениями о корнях алгебраических уравнений, понятиями исследования уравнений и систем уравнений. Изучение теории равносильности уравнений и ее применения. Повторение записи решения стандартных уравнений, приемов преобразования уравнений для сведения к стандартному уравнению. Решение рациональных, иррациональных, показательных и тригонометрических уравнений и систем. Использование свойств и графиков функций для решения уравнений. Повторение основных приемов решения систем. Решение уравнений с применением всех приемов (разложения на множители, введения новых неизвестных, подстановки, графического метода). Решение систем уравнений с применением различных способов. Ознакомление с общими вопросами решения неравенств и использование свойств и графиков функций при решении неравенств. Решение неравенств и систем неравенств с применением различных способов. Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики. Интерпретирование результатов с учетом реальных ограничений. |
ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНАТОРИКИ, ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И СТАТИСТИКИ | |
Основные понятия комбинаторики | Изучение правила комбинаторики и применение при решении комбинаторных задач. Решение комбинаторных задач методом перебора и по правилу умножения. Ознакомление с понятиями комбинаторики: размещениями, сочетаниями, перестановками и формулами для их вычисления. Объяснение и применение формул для вычисления размещений, перестановок и сочетаний при решении задач. Ознакомление с биномом Ньютона и треугольником Паскаля. Решение практических задач с использованием понятий и правил комбинаторики. |
Элементы теории вероятностей | Изучение классического определения вероятности, свойств вероятности, теоремы о сумме вероятностей. Рассмотрение примеров вычисления вероятностей. Решение задач на вычисление вероятностей событий. |
Элементы математической статистики. Представление данных | Ознакомление с представлением числовых данных и их характеристиками. Решение практических задач на обработку числовых данных, вычисление их характеристик |
ГЕОМЕТРИЯ | |
Прямые и плоскости в пространстве | Формулировка и приведение доказательств признаков взаимного расположения прямых и плоскостей. Распознавание на чертежах и моделях различных случаев взаимного расположения прямых и плоскостей, аргументирование своих суждений. Формулирование определений, признаков и свойств параллельных и перпендикулярных плоскостей, двугранных и линейных углов. Выполнение построения углов между прямыми, прямой и плоскостью, между плоскостями по описанию и распознавание их на моделях. Применение признаков и свойств расположения прямых и плоскостей при решении задач. Изображение на рисунках и конструирование на моделях перпендикуляров и наклонных к плоскости, прямых, параллельных плоскостей, углов между прямой и плоскостью и обоснование построения. Решение задач на вычисление геометрических величин. Описывание расстояния от точки до плоскости, от прямой до плоскости, между плоскостями, между скрещивающимися прямыми, между произвольными фигурами в пространстве. Формулирование и доказательство основных теорем о расстояниях(теорем существования, свойства). Изображение на чертежах и моделях расстояния и обоснование своих суждений. Определение и вычисление расстояний в пространстве. Применение формул и теорем планиметрии для решения задач. Ознакомление с понятием параллельного проектирования и его свойствами. Применение теории для обоснования построений и вычислений. Аргументирование своих суждений о взаимном расположении пространственных фигур. |
Многогранники | Описание и характеристика различных видов многогранников, перечисление их элементов и свойств. Изображение многогранников и выполнение построения на изображениях и моделях многогранников. Вычисление линейных элементов и углов в пространственных конфигурациях, аргументирование своих суждений. Характеристика и изображение сечения, развертки многогранников, вычисление площадей поверхностей. Построение простейших сечений куба, призмы, пирамиды. Применение фактов и сведений из планиметрии. Ознакомление с видами симметрий в пространстве, формулирование определений и свойств. Характеристика симметрии тел вращения и многогранников. Применение свойств симметрии при решении задач. Использование приобретенных знаний для исследования и моделирования несложных задач. Изображение основных многогранников и выполнение рисунков по условиям задач. |
Тела и поверхности вращения | Ознакомление с видами тел вращения, формулирование их определений и свойств. Формулирование теорем о сечении шара плоскостью и плоскости, касательной к сфере. Характеристика и изображение тел вращения, их развертки, сечения. Решение задач на построение сечений, вычисление длин, расстояний, углов, площадей. Проведение доказательных рассуждений при решении задач. Применение свойств симметрии при решении задач на тела вращения, комбинацию тел. Изображение основных круглых тел и выполнение рисунка по условию задачи |
Измерения в геометрии | Ознакомление с понятиями площади, объема, аксиомами и свойствами. Решение задач на вычисление площадей плоских фигур с применением соответствующих формул и фактов из планиметрии. Изучение теорем о вычислении объемов пространственных тел, решение задач на применение формул вычисления объемов. Изучение формул для вычисления площадей поверхностей многогранников и тел вращения. Ознакомление с методом вычисления площади поверхности сферы. Решение задач на вычисление площадей поверхности пространственных тел. |
Координаты и векторы | Ознакомление с понятием вектора. Изучение декартовой системы координат в пространстве, построение по заданным координатам точек и плоскостей, нахождение координат точек. Нахождение уравнений окружности, сферы, плоскости. Вычисление расстояний между точками. Изучение свойств векторных величин, правил разложения векторов в трехмерном пространстве, правил нахождения координат вектора в пространстве, правил действий с векторами, заданными координатами. Применение теории при решении задач на действия с векторами. Изучение скалярного произведения векторов, векторного уравнения прямой и плоскости. Применение теории при решении задач на действия с векторами, координатный метод, применение векторов для вычисления величин углов и расстояний. Ознакомление с доказательствами теорем стереометрии о взаимном расположении прямых и плоскостей с использованием векторов. |
8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «Математика»
Освоение программы учебной дисциплины «Математика» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить обучающимся свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
- кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по математике, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
- состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Математика» входят:
- многофункциональный комплекс преподавателя;
- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых-математиков и др.);
- информационно-коммуникативные средства;
- экранно-звуковые пособия;
- комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
- библиотечный фонд.
- библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Математика», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научной, научно-популярной и другой литературой по математике.
- процессе освоения программы учебной дисциплины «Математика» студенты должны получить возможность доступа к электронным учебным материалам по математике, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.).
9. Рекомендуемая литература для студентов
Основная литература
1.Башмаков М.И. Математика: задачник: для НПО и СПО. – М., 2017
2.Башмаков М.И. Математика: учебник для НПО и СПО. – М., 2017
3.Григорьев С.Г. Математика: учебник для СПО / С.Г. Григорьев, С.В. Иволгина. - М., 2015
Дополнительная литература
Алимов Ш.А. и др. Математика:алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни).10—11 классы. — М., 2016.
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Математика:алгебра и начала математического анализа. Геометрия. Геометрия (базовый и углубленный уровни). 10—11классы. — М., 2016.
Башмаков М.И.Математика. Электронный учеб.-метод. комплекс для студ. Учреждений сред. проф. образования. — М., 2017.
Башмаков М.И. Математика(базовый уровень). 10класс. —М., 2017.
Башмаков М.И. Математика(базовый уровень). 11класс. —М., 2017.
Башмаков М.И. Алгебра и начала анализа, геометрия. 10класс. —М., 2016.
Башмаков М.И. Математика(базовый уровень). 10класс.Сборник задач: учеб. пособие. — М., 2017.
Башмаков М.И. Математика(базовый уровень). 11класс.Сборник задач: учеб. пособие. — М., 2017.
Гусев В.А., Григорьев С.Г., Иволгина С.В. Математика для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Колягин Ю.М., Ткачева М.В. Федерова Н.Е. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни). 10 класc / под ред. А.Б. Жижченко. — М., 2017.
Колягин Ю.М., Ткачева М.В.,Федерова Н.Е. и др. Математика:алгебра и начала математического анализа. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни). 11 класс / под ред. А.Б. Жижченко. — М., 2017
Для преподавателей
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «“Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Башмаков М.И. Математика: кн. для преподавателя: метод. пособие. —М., 2017
Башмаков М.И., Цыганов Ш.И. Методическое пособие для подготовки к ЕГЭ. —М., 2017.
Интернет-ресурсы
www.fcior.edu.ru (Информационные, тренировочные и контрольные материалы).
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному курсу "Математика" в 5-6 классах
Рабочая программа включает пять разделов: пояснительную записку, содержание рабочей программы, требования к уровню подготовки, учебно-методическое и информационное обеспечение курса, календарно-темати...
Рабочая программа по учебному курсу "Математика (алгебра и начала математического анализа)" в 10-11 классах
Рабочая программа включает пять разделов: пояснительную записку, содержание рабочей программы, требования к уровню подготовки, учебно-методическое и информационное обеспечение курса, календарно-темати...
Рабочая программа по учебному курсу "Математика (геометрия)" в 10-11 классах
Рабочая программа включает пять разделов: пояснительную записку, содержание рабочей программы, требования к уровню подготовки, учебно-методическое и информационное обеспечение курса, календарно-темати...
Рабочая программа по математике 8 класс,углубленный курс
Рабочая программа алгебры 8 класс составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Данная рабочая программа по математике ориентирована на уча...
Программа дистанционног факультативного курса по математике для учащихся 5 классов «Математика для любознательных»
Новые социальные ориентиры в системе образования проявились в различных направлениях: в построении системы непрерывного образования, в изменении ее структуры, в появлении форм альтернативного и ...
Рабочая программа по математике 1 курс. 147 часов
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» предназначена для изучения математики в учреждениях начального профессионального образования,реализующих образовательную программу с...
Авторская программа по математике «Углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса по математике. Подготовка к ЕГЭ» 10-11 классы
Предлагаемая программа относится к предметным курсам, задача которого – углубление и расширение знаний по математике, входящих в базовый учебный план школы. Выбор этого курса позволит учащимся изучить...