"Площадь. Формула площади прямоугольника"
методическая разработка по алгебре

Сандецкая Людмила Евгеньевна

Материалы содержат конспект урока и презентацию к уроку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока «Площадь. Формула площади прямоугольника»

1.  ФИО

2.  Место работы

3.  Должность

4.  Предмет

5.  Класс

6.  Тема и номер урока в теме

7.  Базовый учебник

Сандецкая Людмила Евгеньевна

ГБОУ СОШ № 79 Калининского района Санкт-Петербурга

учитель математики

математика

5

Площадь. Формула площади прямоугольника  (урок обобщения)

Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2012.

8. Цель урока: совершенствование практических навыков решения основных задач на площадь прямоугольника

9. Планируемые результаты: 

предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать формулы периметра и площади квадрата, уметь решать основные типы задач на применение формулы площади прямоугольника

 личностные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения

 метапредметные: уметь воспроизводить смысл понятия площадь; уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности

10. Задачи: 

образовательные (формирование познавательных УУД):

обеспечить осознанное усвоение площади при решении задач; закрепить навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на площадь прямоугольника; создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении задач по теме «Площадь. Формула площади прямоугольника».

 Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

 развивающие (формирование регулятивных УУД):

способствовать развитию творческой активности учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез - правил решения задач, умений анализировать способы решения задач); развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.

11. Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

12. Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная

13. Необходимое оборудование: доска, экран, проектор, компьютер, карточки самооценивания.

 


Технологическая карта урока «Площадь. Формула площади прямоугольника»

№ этапа

Этап урока

Время

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Оценка результата деятельности ученика

1

Организационный

2 мин

Создание благоприятного психологического настроя на работу

Приветствует  учащихся, проверяет  готовность  к  уроку, организовывает внимание детей.

У каждого из вас на столах лежат листы самооценивания (Приложение 1). Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:

"+" - справился с задачей без затруднений,

"±" - справился с задачей, но возникали сложности,

"-" - не справился с задачей.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, слушают учителя

Личностные: мотивация учения Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Готовы к сотрудничеству, внимательны, собраны

2

Актуализация знаний

5 мин

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Организация устного счета и повторения основных формул (формула пути, периметра и площади  квадрата,  прямоугольника)

Устный счет

Используя данный шифр, прочитайте слово

7500

Ф

19000

О

70000

Р

1000000

М

15000

У

94000

Л

3100

А

 4*19*25           19000-о

8*15*125          15000-у

250*35*8          70000-р

50*75*2            7500-ф

16*47*125         94000-л

40*8*25*125    1000000-м

31*25*4            31000-а

Формулирует задание:

- Какие формулы вы знаете?

- Перечислите свойства площадей.

- Как найти площадь прямоугольника, квадрата?

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы

Считают устно, проверяют правильность выполнения, заполняют таблицу

Отвечают на вопросы учителя

. Личностные:  оценивание усваиваемого материала. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Участие в устной работе, понимание необходимости совершенствования умения быстрого счёта, знаний зависимости пути от скорости и времени, формул периметра и площади прямоугольника,  квадрата, знание свойств площадей

3

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3 мин

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Загадывает математическую шараду, разгадав которую, учащиеся узнают тему урока.

Первую находим- вычисляем,

 Много формул для нее мы знаем,

На второй же – митинги, парады,

Погулять по ней всегда мы рады.

(Площадь)

Формулируют тему урока, записывают тему в тетрадь

4

Применение знаний при решении задач

15 мин

Формирование навыка нахождения площади прямоугольника  при решении задач.

Организует работу над решением задач с последующей проверкой ответов и алгоритма рассуждений.

Решают задачи, работают в паре.

Решают устно

Работают с учебником, решают задачи самостоятельно с последующей проверкой

Заполняют таблицу, проверку проводят обменявшись тетрадями (работа в паре), ответы на слайде

Личностные: самоопределяются, осознают ответственность за работу пары

Познавательные: самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу

Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, учитывают мнение в паре, координируют свои действия

Проговаривают формулу площади прямоугольника, свойства фигур, умножение и  деление натуральных чисел; на конкретных примерах учатся их применять

                         

               4 дм                            дм  3дм        

     6 дм                        8 дм

                                  2 дм

              6 дм      

                    5 дм          2 дм  

                                             2 дм  

6 дм

 - Что можно вычислить у этих фигур?  (периметр, площадь)    

- По каким формулам можно вычислить периметр?

- Вычислите  (20 дм, 22 дм, 24 дм, 18 дм) (фигуры начерчены на доске)

- По каким формулам можно вычислить площадь?

- Вычислите площади фигур (24 дм2, 24 дм2, 36 дм2, 14 дм2 .)                      

Формулирует задание

Решите № 718, 722

Формулирует задание

Заполните таблицу

S

12 см2

?

210 дм2

162 см2

a

?

60 м

70 дм

18 см

b

2 см

?

?

5

Физкультминутка

3 мин

Смена деятельности.  Обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Шеей крутим осторожно

Шеей крутим осторожно -

Голова кружиться может.

Влево смотрим - раз, два, три.

Так. И вправо посмотри.

(Вращение головой вправо и влево.)

Вверх потянемся, пройдёмся, (Потягивания — руки вверх, ходьба на месте.)

И за парты вновь вернёмся.

 (Дети садятся за парты.)

Сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

6

Самостоятельная работа по закреплению изученного ранее

10 мин

Обеспечение усвоения алгоритма решения задач  на формулы, площадь прямоугольника; выявление качества и уровня усвоения знаний, а также причин выявленных ошибок.

Учитель предлагает выполнить самостоятельную работу

Приложение 2

Учатся применять знания в процессе индивидуальной работы

Личностные: стараются следовать в поведении моральным нормам

Познавательные: самостоятельно выполняют действия по алгоритму

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу, контролирую свои действия

Коммуникативные: осознают применяемый алгоритм с достаточной полнотой

Решают задачи

7

Занимательная страничка урока

4 мин

Повышение интереса к предмету, мотивации в обучении

Учитель знакомит учащихся с методами  измерений Древней Руси

Приложение 3

Знакомятся  с методами измерений  Древней Руси

Личностные: мотивация учения

Познавательные: формирование интереса к изучению предмета.

8

Подведение итогов урока, рефлексия

3 мин

Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке

Организует обсуждение:

Какова была тема урока?

Какую задачу ставили? Каким способом решали поставленную задачу?

Предлагает учащимся оценить свою успешность на уроке  по схеме:

На уроке                                        

  • Было трудно …
  • Было интересно …
  • Я научился …
  • Меня удивило …
  • У   меня……………настроение

 

Проводят самооценку результатов своей деятельности и деятельности всего класса.

Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха)

Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий

Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений

Учащиеся сдают листы самооценивания.

9

Домашнее задание

2 мин

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

Дает комментарий к домашнему заданию

№ 701, 708 (а)

Для желающих № 700

Записывают  в дневники домашнее задание.

Приложение 1.

Лист самооценки

Задания

Оценивание

(+; +/-; -)

1. Устный счет

2. Математическая шарада

3. Решение задач по готовым чертежам

4. Решение задач из учебника

5. Заполнение таблицы

6. Самостоятельная работа

Приложение 2.

Самостоятельная работа по теме « Площадь. Формула площади прямоугольника»

Вариант  1.

  1. Найдите площадь прямоугольника, если его длина равна 7 см, а ширина – 4 см.
  2. Чему равна сторона квадрата с площадью 121 см2?
  3. Длина прямоугольника в 4 раза больше его ширины. Запишите формулу для нахождения площади такого прямоугольника, обозначив его ширину  за a см. найдите значение площади при a = 3 см.

Вариант 2.

  1. Найдите площадь прямоугольника, если его длина равна 5 см, а ширина – 3 см.
  2. Чему равна сторона квадрата с площадью 144 см2?
  3. Длина прямоугольника в 6 раза больше его ширины. Запишите формулу для нахождения площади такого прямоугольника, обозначив его ширину  за a см. найдите значение площади при a = 2 см.

Приложение 3.

Методы измерений Древней Руси

В Древней Руси существовали свои измерения. Древнейшими мерами длины являются локоть и сажень. Локтем являлась длина от локтя до переднего сустава среднего пальца, которая равнялась половине английского ярда. Название сажень происходит от славянского слова «сяг» — «шаг». Сначала оно означало расстояние, на которое можно шагнуть. Затем стали различать сажени  маховую, косую, казенную, мерную, большую, греческую, церковную, царскую, морскую, трубную. Этой мерили только длину труб на соляных промыслах. Маховая или мерная сажень — расстояние между вытянутыми пальцами раскинутых рук (176 см). Сажень простая (152 см) — расстояние между размахом вытянутых рук человека от большого пальца одной руки до большого пальца другой. Сажень косая (248 см) — расстояние между подошвой левой ноги и концом среднего пальца вытянутой вверх правой руки.

Небольшие расстояния на Руси измерялись четвертями, пядями и аршинами. Четверть — расстояние между раздвинутыми большим и указательным пальцами, пядь — расстояние от конца большого пальца до конца мизинца при наибольшем возможном их раздвижении. Четыре четверти составляли аршин, который, в свою очередь, трижды вмещался в косую сажень. Мера длины, равная 0,1 дюйма, называлась линией (очевидно, потому, что ее можно было отложить при помощи линейки). К наиболее мелким старинным русским мерам длины относится точка, равная 0,1 линии. Возможно, отсюда появилось слово «точность».

Литература

  1. Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2012.
  2. Поурочные разработки по математике. 5 класс.- 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2014.
  3. Контрольные и самостоятельные работы по математике: 5 класс: к учебнику Н. Я. Виленкин и др. «Математика, 5 класс» ФГОС (к новому учебнику)/ М. А. Попов. – 12-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2015


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Площадь. Формула площади прямоугольника» ГБОУ СОШ № 79 Учитель математики Сандецкая Л. Е.

Слайд 2

Цель урока совершенствование практических навыков решения основных задач на площадь прямоугольника

Слайд 3

Устный счет Используя шифр, прочитайте слово: 4*19*25 О 8*15*125 У 250*35*8 Р 50*75*2 Ф 16*47*125 Л 40*8*25*125 М 31*25*4 А 7500 19000 70000 1000000 15000 94000 3100 Ф О Р М У Л А

Слайд 4

Вопросы: - Какие формулы вы знаете? - Перечислите свойства площадей. - Как найти площадь прямоугольника, квадрата?

Слайд 5

Разгадайте математическую шараду Первую находим- вычисляем, Много формул для нее мы знаем, На второй же – митинги, парады, Погулять по ней всегда мы рады. площадь

Слайд 6

Заполните таблицу S 12 см 2 ? 210 дм 2 162 см 2 a ? 60 м 70 дм 18 см b 2 см 4м ? ?

Слайд 7

Физкультминутка Шеей крутим осторожно Шеей крутим осторожно - Голова кружиться может. Влево смотрим - раз, два, три. Так. И вправо посмотри. (Вращение головой вправо и влево.) Вверх потянемся, пройдёмся, (Потягивания — руки вверх, ходьба на месте.) И за парты вновь вернёмся. (Дети садятся за парты.)

Слайд 8

Самостоятельная работа Вариант 1. 1) Найдите площадь прямоугольника, если его длина равна 7 см, а ширина – 4 см. 2) Чему равна сторона квадрата с площадью 121 см 2 ? 3) Длина прямоугольника в 4 раза больше его ширины. Запишите формулу для нахождения площади такого прямоугольника, обозначив его ширину за a см. найдите значение площади при a = 3 см. Вариант 2. 1) Найдите площадь прямоугольника, если его длина равна 5 см, а ширина – 3 см. 2) Чему равна сторона квадрата с площадью 144 см 2 ? 3) Длина прямоугольника в 6 раза больше его ширины. Запишите формулу для нахождения площади такого прямоугольника, обозначив его ширину за a см. найдите значение площади при a = 2 см.

Слайд 9

Занимательная страничка урока

Слайд 10

Методы измерений Древней Руси В Древней Руси существовали свои измерения. Древнейшими мерами длины являются локоть и сажень.

Слайд 14

Подведение итогов урока На уроке Было трудно … Было интересно … Я научился … Меня удивило … У меня……………настроение

Слайд 15

Домашнее задание № 701, 708 (а) Для желающих № 700 № 701, 708 (а) Для желающих № 700


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный материал по теме: "Площадь. Формула площади прямоугольника и квадрата"

Данная разработка по теме: «Площадь. Формула площади прямоугольника и квадрата» Урок математики проводился в 5 классе «В», по учебно - методическому комплексу Н.Я. Виленкина (2008 – 2009 учебном год...

План-конспект урока по математике(5 класс) на тему:"Площадь. Формула площади прямоугольника."

Урок закрепления изучаемого материала. Вспомним о том как находить площади различных фигур.Цели урока:закрепление и осмысление усвоенных знаний,расширение представлений об изменении геометрических фиг...

Площадь. Формула площади прямоугольника

Данный урок нацелен на расширение представлений детей о площади, полученных в начальной школе, а также на применение формул площадей прямоугольника и квадрата при решении практических задач....

Самоанализ урока математики в 5 классе по теме "Площадь. Формула площади прямоугольника"

Самоанализ урока — это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения...

Площадь. Формула площади прямоугольника.

Конспект урока математики в 5 классе с презентациями....

Урок математики в 5 классе по теме "Площадь. Формула площади прямоугольника." по ФГОС

Урок математики в 5 классе по теме " Площадь. Формула площади прямоугольника." по ФГОС с технологической картой и презентацией к уроку....

Открытый урок математики по теме Площадь. Формула площади прямоугольника.

Материалы содержат Проезентацию к уроку, конспект урока и самоанализ....