МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ «ЭЛЕМЕНЫ КОМБИНАТОРИКИ»
методическая разработка по алгебре (7 класс)
Методическая разработка урока 7 класса «ЭЛЕМЕНЫ КОМБИНАТОРИКИ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_matematiki_po_teme.docx | 39.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ
«ЭЛЕМЕНЫ КОМБИНАТОРИКИ»
Шарова Ольга Леонидовна
учитель, ГБОУ СОШ №12 с углубленным изучением английского языка
Василеостровского района Санкт – Петербурга
Тема урока: Элементы комбинаторики
Цели занятия.
Создать условия для:
Знакомства обучающихся с новым разделом математики: "Комбинаторика", применения основных понятий элементов комбинаторики при решении задач, использования комбинаторных навыков в практических целях и в жизни человека, опираясь на математические подсчеты.
Развития у обучающихся умения решать комбинаторные задачи на «перестановки», «сочетания», «размещения» по формулам, практических навыков и умений, аналитических способностей, логического мышления.
Формирования активности личности обучающегося, умения работать в группе, дл привития интереса обучающихся к данной науке, понимания того, что решения комбинаторных задач возникли из практических потребностей человека.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, тесты, учебники математики Ю.М. Калягин.
Технологическая карта урока:
Этапы урока | Деятельность преподавателя | Деятель-ность обучаю-щихся |
Органи-зационный момент. | Взаимное приветствие преподавателя и обучающихся. Проверка отсутствующих. | |
Постановка целей урока. | Настроить на позитив. Математику, физику и психологу задают одну и ту же задачу: "Монету бросили 100 раз, и все 100 раз выпала решка. Что выпадет в 101-ый раз?" Математик:"С вероятностью 1/2 выпадет орёл" Физик: "Эксперимент показал, что должна выпасть решка" Психолог: "Выпадет орёл". Математик с физиком: "Но почему?" -Ну, как же, всё решка да решка! Орлу ведь тоже хочется! Задаёт вопросы обучающимся: Знакома ли вам тема урока? Какую цель можно поставить? (знакомство с новой темой, применение на практике и в жизни человека) | Слушают преподава-теля, проявляют интерес. Цель формули-руют обучаю- щиеся. |
Актуали-зация знаний. | Разминка Итак, начнем наш урок с разминки. Сегодня она будет в другой форме - в виде соревнования. Я задаю вопросы, и кто быстрее поднимет руку, тот и будет отвечать. 1) Портной имеет кусок сукна в 16 м, от которого он ежедневно отрезает по 2 метра. По истечении скольких дней он отрежет последний кусок? (7 дней) 2) Разделить 5 яблок между пятью лицами так, чтобы каждый получил по яблоку, и одно осталось в корзине? (Один берет корзину вместе с яблоком) 3) Как представить цифру 4 тремя пятерками? (4=5-5:5) 4) Шесть ног, а бежит не быстрее, чем на четырех. (всадник на коне) 5) Какие часы показывают верное время только два раза в сутки? (которые остановились) 6) В известной сказке «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что» царь послал стрелка Андрея за «тридевять земель». Тридевять - это сколько? (27) 7) Шел Кондрат в Ленинград, а навстречу 12 ребят. У каждого по 3 лукошка, в каждом лукошке - кошка. У каждой кошки - 12 котят. У каждого котенка В зубах по 4 мышонка. И задумался старый Кондрат: «Сколько мышат и котят ребята несут в Ленинград?» Как бы вы ответили на этот вопрос? (Один Кондрат шел в Ленинград) 8) В мешке лежат шарики белого и черного цвета. Сколько нужно взять шариков, чтобы 2 было одинакового цвета? (3) | Отвечают на вопросы. |
Постановка проблемы. Мотивация. | Предлагает решить задачу. Ставит проблему. Туристическая фирма планирует посещение туристами в Италии трех городов: Венеции, Рима и Флоренции. Сколько существует вариантов такого маршрута? ВРФ ВФР РФВ РВФ ФРВ ФВР (6) Задачи такого типа называются комбинаторными. Сообщает тему урока. «Элементы комбинаторики». | Слушают преподава-теля, пытаются понять проблему урока. Записывают тему урока в тетрадях. |
Объяснение нового материала. | Лекция преподавателя (исторические данные) Комбинаторика – раздел математики, который занят поисками ответов на вопросы: сколько всего есть комбинаций в том или ином случае, как из всех этих комбинаций выбрать наилучшую. Слово «комбинаторика» происходит от латинского слова «combinare», что в переводе на русский означает – «сочетать», «соединять». Термин "комбинаторика" был введён знаменитым Готфридом Вильгельмом Лейбницем, - всемирно известным немецким учёным. Комбинаторика - ветвь математики, изучающая комбинации и перестановки предметов. Еще комбинаторику можно понимать как перебор возможных вариантов. Комбинаторика возникла в XII веке. Долгое время она лежала вне основного русла развития математики. С задачами, в которых приходилось выбирать те или иные предметы, располагать их в определенном порядке и отыскивать среди разных расположений наилучшие, люди столкнулись еще в доисторическую эпоху, выбирая наилучшее положение охотников во время охоты, воинов - во время битвы, инструментов - во время работы. Комбинаторные навыки оказались полезными и в часы досуга. Нельзя точно сказать, когда наряду с состязаниями в беге, метании диска, прыжках появились игры, требовавшие, в первую очередь, умения рассчитывать, составлять планы и опровергать планы противника. Со временем появились различные игры (нарды, карты, шашки, шахматы и т.д.). В каждой из этих игр приходилось рассматривать различные сочетания фигур, и выигрывал тот, кто их лучше изучил, знал выигрышные комбинации и умел избегать проигрышных. Не только азартные игры давали пищу для комбинаторных размышлений математиков. Еще с давних пор дипломаты, стремясь к тайне переписки, изобретали сложные шифры, а секретные службы других государств пытались эти шифры разгадать. Стали применять шифры, основанные на комбинаторных принципах, например, на различных перестановках букв, заменах букв с использованием ключевых слов и т.д. Задачи, в которых идет речь о тех или иных комбинациях объектов, называются комбинаторными. Область математики, в которой изучаются комбинаторные задачи, называется комбинаторикой. Комбинаторику можно рассматривать как часть теории множеств - любую комбинаторную задачу можно свести к задаче о конечных множествах и их отображениях Раздел комбинаторики, в котором рассматривается лишь вопрос о подсчете числа решений комбинаторной задачи, теорией перечислений. Комбинаторика как наука стала развиваться в XIII веке параллельно с возникновением теории вероятностей, так как для решения вероятностных задач необходимо было подсчитать число различных комбинаций элементов. Первые научные исследования по комбинаторике принадлежат итальянским ученым Дж. Кардано, Н. Тарталье (1499-1557), Г. Галилею (1564-1642) и французским ученым Б. Паскалю (1623-1662) и П. Ферма. Комбинаторику как самостоятельный раздел математики первым стал рассматривать немецкий ученый Г. Лейбниц в своей работе «Об искусстве комбинаторики», опубликованной в 1666 году. Он также впервые ввел термин «комбинаторика». Значительный вклад в развитие комбинаторики внес Л.Эйлер. Комбинаторные задачи делятся на несколько групп. Группы, составленные из каких-либо элементов называются соединениями.
Сколькими способами можно расставить 3 различные книги на книжной полке? abc acb bac bca cab cba ответ: 6. Это задача на перестановки Перестановками из n элементов называются такие соединения из n элементов, которые отличаются друг от друга лишь порядком следования элеметов. Pn =A= n(n-1) (n-2)…321 Pn = n! Произведение всех последовательных натуральных чисел от 1 до n обозначается n! n! = 1 · 2 · 3 · ... · n. Факториалы растут удивительно быстро (записывает на доске пример): n 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 n! 1 4 6 24 120 720 5040 40 320 362 880 3 628800
У нас имеется 5 книг, что у нас всего одна полка, и что на ней вмещается лишь 3 книги. Сколькими способами можно расставить на полке 3 книги? Выбираем одну из 5-ти книг и ставим на первое место на полке. Это мы можем сделать 5-ю способами. Теперь на полке осталось два места и у нас осталось 4 книги. Вторую книгу мы можем выбрать 4-мя способами и поставить рядом с одной из 5-ти возможных первых. Таких пар может быть 5·4. Осталось 3 книги и одно место. Одну книгу из 3-ёх можно выбрать 3-мя способами и поставить рядом с одной из возможных 5·4 пар. Получится 5·4·3 разнообразных троек. Значит всего способов разместить 3 книги из 5-ти 5·4·3 = 60. Это размещения. Размещением из n элементов по m называются такие соединения, которые отличаются друг от друга либо самими элементами (хотя бы одним), либо порядком их следования. Число размещений из n элементов по m обозначаются символом: А= n(n-1) (n-2)… (n-(m-1)). А= n!m!
Сколькими способами можно расставить 3 тома на книжной полке, если выбирать их из имеющихся в наличии внешне неразличимых 5 книг? Книги внешне неразличимы. Но они различаются, и существенно! Эти книги разные по содержанию. Возникает ситуация, когда важен состав элементов выборки, но несущественен порядок их расположения. 123 124 125 134 135 145 234 235 245 345 ответ: 10 Это сочетания. Сочетаниями из n элементов по m называются такие соединения, которые отличаются друг от друга хотя бы одним элементом. Число сочетаний из n элементов по m обозначают символом C= | Слушают преподава-теля. Приложение (Презентация «Из истории комбинато-рики») Записывают определение в тетрадях. Пользуются учебником математики Н.В. Богомолов, с. 371 (формулы 16.2, 16.3,16.4, 16.5), с. 372 Записывают определение в тетрадях. Пользуются учебником математики Н.В. Богомолов, (формула 16.1), с. 371 Записывают определение в тетрадях. Пользуются учебником математики Н.В. Богомолов, (формулы16.6, 16.7, 16.8, 16.9, 16.10), с. 372 |
Закрепление полученных знаний. | 1 Задача. Сколькими способами можно расставить 8 участниц финального забега на восьми беговых дорожках? P8 = 8!= 1 ∙2∙ 3 ∙4∙ 5 ∙6∙ 7 ∙8 = 40320 2 Задача. Квартет Проказница Мартышка Осёл, Козёл, Да косолапый Мишка Затеяли играть квартет … Стой, братцы стой! – Кричит Мартышка, - погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите… И так, и этак пересаживались – опять музыка на лад не идет. Вот пуще прежнего пошли у них разборы И споры, Кому и как сидеть… Сколькими способами можно рассадить четырех музыкантов? P = 4! = 1 * 2 * 3 * 4 = 24 Задаёт вопрос: какой тип комбинаторной задачи? (перестановки). 3 Задача. Обучающиеся изучают 9 предметов. Сколькими способами можно составить расписание на один день, чтобы в нём было 4 различных предмета? A =9!/5! = 6∙ 7∙ 8∙ 9 = 3024 Задаёт вопрос: какой тип комбинаторной задачи? (размещения). | Решение у доски. Записывают в тетрадях. Отвечают на вопрос. Решение у доски. Записывают в тетрадях. Отвечают на вопрос. |
Индиви-дуальная работа. Тест. | Сколькими способами можно составить расписание одного учебного дня из 5 различных уроков? 1) 30 2) 100 3) 120 4) 5 2. В 9«Б» классе 12 учащихся. Сколькими способами можно сформировать команду из 4 человек для участия в математической олимпиаде? 1) 128 2) 495 3) 36 4) 48 3. Сколько существует различных двузначных чисел, в записи которых можно использовать цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, если цифры в числе должны быть различными? 1) 10 2) 60 3) 20 4) 30 № задания 1 2 3 № ответа 3 2 4 | Работают на месте. На экране (Тест). Взаимопро-верка с помощью мульти-медия, коррекция. |
Домашнее задание. | Раздает карточки с домашним заданием. Поясняет как решить. 1.В коробке находится 10 белых и 6 черных шаров. Сколькими способами из коробки можно вынуть один шар любого цвета? 2.Ольга помнит, что телефон подруги оканчивается тремя цифрами 5, 7, 8 но забыла, в каком порядке эти цифры расположены. Укажите наибольшее число вариантов, которые ей придется перебрать, чтобы дозвониться подруге. 3. В магазине “Филателия” продается 8 разных наборов марок, посвященных спортивной тематике. Сколькими способами можно выбрать из них 3 набора? 4. Проект «История комбинаторики» | Слушают преподава-теля. |
Подведение итогов, рефлексия. | Задаёт вопросы обучающимся: Может ли нам комбинаторика помочь в реальной жизни? Решение комбинаторных задач развивает творческие способности. Области применения комбинаторики: учебные заведения ( составление расписаний) -сфера общественного питания (составление меню) -лингвистика (рассмотрение вариантов комбинаций букв) -спортивные соревнования (расчёт количества игр между участниками) -агротехника (размещение посевов на нескольких полях) -география (раскраска карт) -биология (расшифровка кода ДНК) -химия (анализ возможных связей между химическими элементами) -экономика (анализ вариантов купли-продажи акций) азартные игры (подсчёт частоты выигрышей) -криптография (разработка методов шифрования) -доставка почты (рассмотрение вариантов пересылки) -военное дело (расположение подразделений) Решение задачи с профессиональной направленностью (укроп, петрушка, редис). Как посадить растения, используя комбинаторные задачи: размещения, перестановки, сочетания? Как посадить растения с учетом солнца и образования тени (межпредметная связь с физикой). Какова была цель урока? Достигнута ли она? Чем обусловлен выбор правила комбинаторики? Чем обусловлен выбор формулы? Перспектива последующей работы. Настрой на позитив: "МАТЕМАТИКУ - сдам!" Оцените степень сложности урока Вам было на уроке:
Оцените степень вашего усвоения материала
| Отвечают с места. Выходят к доске и показывают применение формул на комбинато-рику. Отвечают с места. Отмечают в карточках. |
Литера-тура. | 1. «Математика» 1 сентября №1 2012г И.Р. Высоцкий «В10 –вероятность» «ЕГЭ 2012. Типовые тестовые задания» Электронные ресурсы: Открытый банк заданий по математике СтатГрад МИОО |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока математики по теме "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами длины, массы, стоимости, "
Конспект урока математики 6 класса по теме "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами длины, массы, стоимости". При подборе материала использованы материалы учебника, интернета....
Методическая разработка урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей".
Урок в технологии деятельностного метода. 5 класс. УМК Виленкин Н. Я....
Методическая разработка урока математики по теме "Исследование функций по графику. Построение графиков функций"
Пояснительная записка Характеристика учебной группы. Открытый урок по дисциплине «Математика» проводится в группе по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания» ...
Методическая разработка урока математики по теме "Обыкновенные дроби" (5 класс)
Данный урок разработан по новым образовательным стандартам (ФГОС). Тип урока: урок ознакомления с новым материалом. На уроке дети узнают, что такое дроби, как они читаются и записываются, каков содерж...
Методическая разработка урока математики по теме "Уравнения" (5 класс)
Урок начинается с демонстрации математического фокуса "Угадай задуманное число", что, в свою очередь, обеспечивает активность учащихся на уроке и их заинтересованность в результатах своей работы. Пред...
Методическая разработка урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Сложение и вычитание десятичных дробейСоздание условий для прочного усвоения учебного материала по теме урока; ознакомление учащихся с правилами сложения вычитания десятичных дробейУрок «освоени...