Презентация и конспект обобщающего урока по теме "Функция" для учащихся 9 класса.
план-конспект урока по алгебре (9 класс)
Материал содержит презентацию и конспект к уроку по теме "Функция" для учащихся 9-х классов. В ходе урока учащимся нужно выполнить нестандартные задания, используя определение функции, её свойства, уметь связать математические термины с событиями или предметами окружающей жизни и наоборот.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_teme_funktsiya.doc | 61.5 КБ |
tema_uroka.ppt | 1.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Функция» Урок обобщения и систематизации знаний для учащихся 9-10 классов. Цель урока: Систематизация знаний учащихся по теме «Функция». Задачи урока: 1.Показать связь темы с практической жизнью человека, доступность понятий. 2.Прививать навыки самоанализа, самоконтроля, самооценки. 3.Развивать творческие способности учащихся. 4.Обучать работе в парах, умению отстаивать свою точку зрения и искать компромисс. Оборудование урока: Компьютер, проектор, математические таблицы, раздаточный материал. Методы и формы обучения: работа в парах, фронтальная работа, самостоятельная работа, работа с интерактивной доской. Виды и формы контроля: Устные ответы и работа у доски отдельных учащихся, самопроверка выполненных заданий с помощью ответов на слайдах, проверка базовых знаний в форме кроссворда, самостоятельная работа. По окончании урока ученик должен:
| |
Текст учителя | Деятельность учеников |
Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок будет посвящён функциям (слайд 1). На ваших столах лежат комплекты заданий, которые вы будете выполнять в парах. После выполнения каждого задания вам надо оценить свой труд самостоятельно, а в конце урока вывести среднюю отметку. | На столах – раздаточные материалы. |
Что же такое функция? Впервые функция вошла в математику под именем «переменная величина» в труде французского математика и философа Рене Декарта в 1637 г (слайд 2). Функции и реальный мир неотделимы. Они описывают явления в природе, устанавливают закономерности, помогают открывать законы, которые служат человечеству. Ребята, а какие сферы жизнедеятельности человека, использующие это понятие, знаете вы? Каждая область знаний: химия, физика, биология, социология и др. имеет свои объекты изучения, устанавливает свойства и взаимосвязи между этими объектами в реальном мире. Многие науки берут на вооружение математический аппарат. Такие функциональные зависимости как рост деревьев, развитие амебы изучает наука биология. Функции помогают описывать процессы механического движения тел, небесных и земных. Сегодня мы постараемся оглянуться вокруг себя, чтобы увидеть этот бесконечный мир закономерностей. | Зависимость между величинами Физика, химия, экономика |
Существует несколько основных способов задания функций. Давайте перечислим их (слайд 3). Аналитический способ – это способ задания функции с помощью формулы. Рассмотрим жизненные ситуации. 1) «По трассе двигается автомобиль со скоростью V0 = 15 м/с и начинает разгон с ускорением а =5 м/с2. Тогда его скорость в определённый момент времени t будет вычисляться по формуле V = 15 + 5t (слайд 4). Вы, конечно, узнали математическую функцию под именем линейная. Её аналог в математике у= кх +l. 2) Грамотный руководитель без труда вычислит количество товара N, которое надо изготовить, если ему известна величина спроса F на этот товар. Ведь для этого достаточно выбрать разумную цену С (слайд 5).Тогда N = F/C – обратная пропорциональность – математическая функция у=к/х. 3) Маятник часов совершает колебательные движения с амплитудой колебания А = 0,1 м и циклической частотой ω =2π рад/с. Тогда его отклонение от положения равновесия Х будет вычисляться Х = 0.1sin(2π t) (слайд 6). Тригонометрическая функция у=sinx. 4) Клетка некоторого живого организма каждую минуту делится на две дочерние клетки. Тогда количество клеток N через период времени t окажется равным N=2t (слайд 7). А с этой функцией вы познакомитесь в 11 классе, называется она показательной и задаётся уравнением у= ах. Попробуйте сами составить модели к более привычным для нас житейским ситуациям и распознать в них математические (на работу – 2 минуты, далее три ученика по очереди читают задачи и своё решение, одновременно с их ответами открываются слайды 8,9,10).
2) Ремонтная бригада закупила несколько коробок кафельной плитки разного размера. В каждой коробке по 10 плиток, имеющих форму квадрата со стороной а. Для создания орнамента им необходимо знать площадь S кафеля в каждой отдельной коробке. 3) Вася очень любит шоколад. И у него есть 200 рублей. Какое количество N плиток шоколада он может купить по цене С рублей за одну штуку? Составление аналитической модели – одна из самых трудных задач. Оцените правильность выполнения работы самостоятельно. | Аналитический, графический, табличный, словесный. Раздаточный материал Лист №1. P= 20t (у=kx). Прямая проп-ность. S = 10a2 (y=kx2). Квадратичная функция. N = 200/C (у=к/х). Обратная проп-ность. |
Функции – это математические портреты устойчивых закономерностей. Пословица – тоже отражение устойчивых закономерностей, выверенное многовековым опытом народа. С их помощью я продемонстрирую, как от словесного способа описания функции можно перейти к графическому. «Тише едешь – дальше будешь» (слайд 11). «Чем дальше в лес, тем больше дров» (слайд 12). «У семи нянек дитя без глазу» (слайд 13). А как бы вы графически донесли смысл следующих поговорок: «Недосев хуже пересева», «Выше меры конь не скачет», «Как аукнется, так и откликнется»? Давайте посмотрим, что у вас получилось (Ученики выносят решение на доску). А вот мои версии (слайды 14-16). И, если у вас они не такие же, то в этом нет ничего страшного. Ведь мы имели дело с народным творчеством. Оцените свою работу. Вот на следующем этапе вам придётся посмотреть на работу глазами автора. На ваших столах имеются листы с построенными графиками и листы с описанием различных ситуаций. Найдите соответствие между словесным и графическим описанием. Проверим, насколько одинаково мыслите вы и автор (слайд17). Выполните самооценку работы. | Раздаточный материал Лист №2 (2мин). Раздаточный материал Лист №3 (5 мин) |
Нам осталось вспомнить ещё об одном способе, самом распространённом вокруг нас – табличном. Табличный способ очень удобен, ведь с его помощью без труда можно узнать значение функции по значению аргумента. Таблицы мы видим ежедневно: в газетах, автобусах, кафе. Где сейчас можно наблюдать функции, заданные таблицами? | Ребята указывают на математические таблицы. |
Если преподаватель литературы рекомендует летом прочитать роман «Война и мир», то задача вам ясна. А если учитель математики просит прочитать график, то какую задачу он ставит перед учениками? Давайте вместе вспомним, какими свойствами могут обладать функции. Но сделаем это немного необычно. Совместим эту процедуру с физкультминуткой. Я буду показывать вам упражнения, и читать небольшой стишок. А - вы повторять упражнение и угадывать, о каком свойстве идёт речь. 1) То бегу, то спотыкаюсь То совсем приторможу, Перепрыгну кучу чисел, Но про X всё расскажу. 2) Слева выросла гора, В зеркальном отражении – Выросла её сестра - Похожа без сомнения. Я сестрёнку разверну, Кверху ножками поставлю, Стала ямкой, ну и ну! Что-то рифма потерялась…. | Перечислить свойства. Область определения Чётность – нечётность |
3) Вот я строго вверх стремлюсь И ни за что не изменюсь! Здесь я с горки вниз стремлюсь, Надеюсь, в столб я не влеплюсь?! 4) Надо мной забор построен, Перепрыгнуть не смогу. Видно так уж я устроен. Тогда согнусь-ка я в дугу. 5) Эверест – моя родня, Он точно выше всех, как я! Впадины моря, ущелья, долины, Ямки, овраги – мои побратимы. 6) Шаг вправо, шаг вправо, И я повторяюсь Копируюсь снова, И вдаль устремляюсь. | Возрастание-убывание Ограниченность Наибольшее и наименьшее значение функции Периодичность |
Теперь вы без труда сумеете справиться со следующей серией заданий. На листе с номером № 4 несколько рисунков, и к каждому дано задание, связанное с одним из свойств функций. Проверьте правильность выполнения заданий с помощью слайдов (слайд18). Самостоятельно оцените свою работу. | Раздаточный материал. Лист № 4 (3 мин). |
Повторим ключевые понятия темы, разгадывая этот небольшой кроссворд (слайд 19). | Кроссворд |
Последнее задание – построить график по заданным условиям – выполните индивидуально. Проверю его я. | Раздаточный материал. Лист № 5 (7 мин). |
Домашнее практическое задание: как с помощью батона колбасы получить синусоиду (слайд 20)? Перед уходом из кабинета, попрошу вас изучить рисунок, на котором построены три разноцветных графика: возрастающей, убывающей и стационарной функций. Пусть они задают зависимость полученных вами на уроке знаний, умений, позитивных эмоций от потраченных времени и усилий. Выберите тот, который соответствует вашему положению и прикрепите к нему стикер того же цвета. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Переменная величина. 1637 г.
СПОСОБЫ ЗАДАНИЯ ФУНКЦИИ: Аналитический Графический Табличный Словесный
у = kх + l 1. «По трассе двигается автомобиль со скоростью V 0 = 15 м/с и начинает разгон с ускорением а = 5 м/с 2 . Тогда его скорость в определённый момент времени t будет вычисляться по формуле V = 15 + 5 t
у = k / х 2. Грамотный руководитель малого бизнеса без труда вычислит количество товара N , которое надо изготовить, если ему известна величина спроса F на этот товар. Ведь для этого достаточно выбрать разумную цену С . Тогда N = F / C
у = sinx 3. Маятник часов совершает колебательные движения с амплитудой колебания А = 0,1 и циклической частотой ω = 2π рад/с. Тогда его отклонение от положения равновесия Х будет вычисляться Х = 0.1 sin (2π t )
у = а х 4. Клетка некоторого живого организма каждую минуту делится на две дочерние клетки. Тогда количество клеток N через период времени t окажется равным N = 2 t
у = kх 5.На пустой склад ежечасно выгружают 20 коробок готовой продукции. Как найти количество P готовой продукции на складе через время t ? P = 20 t
y = kx 2 6.Ремонтная бригада закупила несколько коробок кафельной плитки разного размера. В каждой коробке по 10 плиток, имеющих форму квадрата со стороной а . Для создания орнамента им необходимо знать площадь S кафеля в каждой отдельной коробке. S = 10 a 2
у = k / х 7. Вася очень любит шоколад. И у него есть 200 рублей. Какое количество N плиток шоколада он может купить по цене С рублей за одну штуку? N = 200/ C
ТИШЕ ЕДЕШЬ – ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ.
ЧЕМ ДАЛЬШЕ В ЛЕС, ТЕМ БОЛЬШЕ ДРОВ.
У СЕМИ НЯНЕК ДИТЯ БЕЗ ГЛАЗУ.
НЕДОСЕВ ХУЖЕ ПЕРЕСЕВА.
ВЫШЕ МЕРЫ КОНЬ НЕ СКАЧЕТ.
КАК АУКНЕТСЯ, ТАК И ОТКЛИКНЕТСЯ.
Ф о р м у л а а р г У м е н т о р д и Н а т а д е К а р т т а б л и Ц а п е р И о д п Я т ь
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Как с помощью батона колбасы получить синусоиду?
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и конспект урока для 9-го класса по теме:"Реформа политической системы:Цели,этапы,итоги". Перестройка 1985-1991 гг.
Презентацию по теме:" Реформа политической системы: цели, этапы, итоги".Перестройка в СССР 1985-1964 гг. Удобно использовать для сопровождения урока в 9-м классе по этой теме.План: 1. Кадровая революц...
Обыкновенные и десятичные дроби. Презентация к уроку обобщающего повторения в 5 классе.
Урок-игра по теме "Обыкновенные и десятичные дроби" с использованием данной презентации позволяет в короткое время повторить и систематизировать один из ключевых вопросов математики ...
Игра - презентация к повторительно - обобщающему уроку в старших классах
Викторина по обществознанию...
Конспект обобщающего урока в 7 классе по теме "Традиции, праздники, фестивали"
Повторение по теме «Праздники и традиции» Задачи урока: активизировать и совершенствовать актуальный словарный запас обучающихся, повторить пройденный грамматический материал; развивать настойчивость ...
Презентация педагогического проекта " Формирование предметной мотивации учащихся класса скрипки средствами ансамблевого музицирования"(отрывки)
В проекте обоснована необходимость использования ансамблевого музицирования как формы преподавания: -сочетающей в себе такие важные виды работы ...
"Грибы" - конспект обобщающего урока в 5 классе
Конспект обобщающего урока по теме "Грибы" в 5 классе...
План-конспект урока гимнастики для учащихся класса
Закрепление, совершенствование и учёт выполнения гимнастических упражнений...