№ | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Затраты времени (мин,) |
1 | Тема урока не записывается. Для нее оставляется пустыми 2-3 строчки. Устный счет : - Вычислить (Ответ. 96)
- Сократить дробь (Ответ. .
- Во сколько раз больше чем (Ответ. В n раз).
- Найти число перестановок шести различных элементов. (Ответ. 720).
- Сколько различных четырехзначных чисел можно получить из цифр 2, 5, 7 и 9 без их повторения в записи числа ? (Ответ. 24).
- Сколько различных четырехзначных чисел можно получить из цифр 2, 0, 7 и 9 без их повторения в записи числа ? (Ответ. 18).
- О какого типа комбинациях (выборках) идет речь в задаче : «Из 27 учеников класса выбирают двух для участия в соревнованиях …» (Ответ. О сочетаниях).
- О какого типа комбинациях идет речь в задаче : «Из 27 учеников класса выбирают двух учеников : одного для участия в кроссе, а другого – для участия в шахматном турнире…» (Ответ. О размещениях).
- Предложите текст задачи, в которой для нахождения числа комбинаций (выборок) используется выражение .
- Предложите текст задачи, в которой для нахождения числа комбинаций используется выражение
| Знакомятся с листом рефлексии. Отвечают на вопросы учителя. | 3 мин. |
2 | Опыт с монетой. В данном опыте обучающиеся должны: 1.Подготовиться к введению понятия «относительная частота события». 2.Подготовиться к восприятию статистического определения вероятности. 3.Убедиться в равновозможности двух исходов испытания при увеличении числа испытаний. | Каждый обучающийся выполняет эксперимент с подбрасыванием монеты (эксперимент с монетой). Результаты вносит в таблицу : Кол-во подбрасываний | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Выпал «орел» (n) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Выпала «решка» (m) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| p= |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Что можно ждать (какого исхода) при проведении данного опыта ? Как часто выпадала «решка» ? А «орел» ? Как изменяется отношение при увеличении числа испытаний ? Какую гипотезу можно выдвинуть ? Как ее обосновать ? | 3 мин. |
3 | Выберите верное утверждение : - В опыте с монетой может выпасть «орел» и «решка» одновременно.
- В опыте с монетой у «орла» столько же шансов «выпасть», как и у «решки».
- В опыте с монетой чаще выпадет «решка».
- В опыте с монетой выпадет либо «орел», либо «решка».
- В опыте с монетой у «орла» и «решки» разные шансы «выпасть».
Верными являются утверждения 2, 4. | Слушают, оценивают истинность утверждений. Приведите примеры верных и ложных высказываний в опыте с монетой. | 2 мин. |
4 | Инструктирует, разъясняет содержание задания. | Выполнение заданий по тексту учебника. 1 | Найди в тексте п.34 , запиши и постарайся запомнить определение случайного события. | События, которые могут произойти, а могут не произойти называются случайными. | 2 | Из списка выбери случайные события : - Получение учеником неудовлетворительной отметки.
- Наступление мая после апреля.
- Получение числа 8 при нахождении значения выражения
- Получение числа 8 при нахождении значения выражения
- Вариант КИМ ГИА-9 по математике, доставшийся выпускнику.
- Выбор девочки при выборе одного из учеников класса.
- Количество дней в году равно 365.
- Выпадение «решки» при бросании монеты.
- Выпадение 6 очков при бросании игральной кости.
- Выпадение не более 6 очков при бросании игральной кости.
| Случайными являются события с номерами 1, 5, 6, 7, 8, 9. | 3 | А каким же является событие, которое: - Никогда не произойдет (№10, №3 и №4) из предыдущего списка) ?
- Которое произойдет однозначно (№2 из предыдущего списка) ?
| 1.Невозможое. 2.Достоверное. | 4 | Что такое «относительная частота случайного события ? | Относительной частотой случайного события в серии испытаний называется отношение числа испытаний, в которых это событие наступило, к числу все испытаний. | 5 | Найдите относительную частоту случайного события : - Выпадение одного очка при однократном бросании игральной кости.
- Игральную кость бросили 10 раз. При этом 2 очка выпало 3 раза. Событие состоит в выпадении двух очков.
- Выпадение «орла» при бросании монеты. Монету бросили 17 раз. «Орел» выпал 8 раз.
| - 0,3.
|
| 8 мин. |
5 | Сформулируйте первую часть темы урока и запишите ее в тетрадь, | Общая тема урока выглядит так : Относительная частота случайного события. Вероятность равновозможных событий». |
6 | Решение задач. | Выполнить задания с записью решения на доске. №793. р(А)= р(А)= р(А)= р(А)= р(А)=. №795. Взойдет штук семян. | 2 мин. |
7 | В каждом испытании есть исходы (результаты), соответствующие (благоприятные) условию задании и не соответствующие ему. Найдите в тексте п.35 описание благоприятных исходов. Какими являются события в испытании с монетой : А - выпадение «решки» ? В – выпадение «орла» ?
| Находят ответ на вопросы учителя на стр. 191.
Исходы, при которых происходит некоторое событие, называются благоприятными исходами для этого события. А, В – равновозможные, т.е. имеющие равные шансы произойти (случиться). | 1 мин |
8 | Как называют отношение числа благоприятных исходов к числу равновозможных исходов ? Сформулируйте и запишите в тетрадь вторую часть темы урока. | Вероятностью случайного события (см. п.35). Записывают на доске обозначение вероятности : , где n – общее число равновозможных исходов, m – число благоприятных исходов. Это классическое определение вероятности. |
9 | Провокация. Двойное неравенство является верным. Прокомментируйте его. А если Р(А)=0 или Р(А)=1, то какое это событие ? | Р(А) – это вероятность случайного события. Ее значение принадлежит отрезку [0;1].
Если Р(А)=0, то А - событие невозможное. Если Р(А)=1, то А – событие достоверное.
Установите соответствие : Невозможное событие |
| 1 | Случайное событие | Р(А)=0 | Достоверное событие | Р(А)=1 |
| 1 мин |
10 | Сложные вопросы (на понимание и систематизацию): - Являются ли выпадение «орла» или выпадение «решки» в опыте с монетой равновозможными событиями ? (Да).
- Чему равна вероятность выпадения «орла» при однократном бросании монеты ? (0,5).
- Монету бросили 17 раз. «Орел» выпал 11 раз. Чему равна относительная частота этого случайного события ?
- Монету бросили 17 раз. «Орел» выпал 11 раз. Чему равна относительная частота этого случайного события ?
- Как же тогда соотносятся относительная частота и вероятность случайного события ?
Вероятность совпадает с относительной частотой при неограниченном числе испытаний. При увеличении числа испытаний в опыте с монетой относительная частота выпадения «решки» будет все ближе к Это статистическое определение вероятности. Далее мы познакомимся и с другими определениями вероятности. | Слушают, участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы.
Прочитают абзацы 3-5 на стр. 189 в учебнике. | 2 мин. |
11 | Решение задачи. Цель : формирование ориентировочной основы действий при освоении навыков использования теории. После задачи обучающимся нужно дать ориентировку : При нахождении вероятности число исходов подсчитывается либо перебором либо по формулам комбинаторики. | Задача : Найти вероятность выпадения семи очков (в сумме) при бросании двух игральных костей. Решение. Здесь порядок (т.е. варианты (2;5) и (5;2) идентичны) выпадения неважен. Выполним перебор всех возможных вариантов : 11 12 13 14 15 16 |
22 23 24 25 26 |
33 34 35 36 |
44 45 46 |
55 56 |
66 | Всего вариантов 21, из них благоприятных три. Тогда Р(А)= |
| 2 мин. |
12 | Проанализировать, прокомментировать и объяснить предлагаемое решение.
При затруднениях разобрать пример 4 из текста учебника (стр. 194). | Анализ решения. «Группа туристов, в которой 6 юношей и 5 девушек, выбирает по жребию четырех дежурных. Какова вероятность, что будут выбраны 3 девушки и 1 юноша ?» Решение. Число исходов при выборе четырех дежурных равно Все эти исходы равновозможны. Пусть А – событие, при котором выбраны 3 девушки и 1 юноша. Выбрать 1 юношу из 6 можно способами, а выбрать три девушки из пяти можно способами. Поскольку выбор одного юноши и трех девушек необходимо совершить одновременно, то для подсчета числа благоприятных исходов воспользуемся комбинаторным правилом умножения: . Тогда Ответ..
| 3 мин. |
13 | Решение задач (с записью на доске). | Выполнить решения заданий №799(б). Ответ. №800. Ответ. №801. Ответ. №803. Воспользоваться таблицей на стр.193. Ответ. Андрей. №804. Ответ. №806. Ответ. №807. Выполнить устно. №809. Ответ. 0,8. №810. Ответ.
| 11 мин. |
14 | Итоговое тестирование | Выполняют тестовые задания (индивидуально)
| 5 мин. |
№ | ВОПРОС, УТВЕРЖДЕНИЕ | А | В | С | Верный ответ | 1 | Чему равна вероятность выпадения четного числа очков при бросании игральной кости ? | | | | С | 2 | Вероятность достоверного события равна… | | | | А | 3 | Каким является событие А – «выпадение семи очков при бросании игральной кости» ? | Случайным | Достоверным | Невозможным | С | 4 | Какой исход не может произойти при бросании игральной кости ? | Выпадение менее 12 очков. | Выпадение более 12 очков. | Выпадение менее четырех очков. | В | 5 | Укажи допустимое численное значение вероятности случайного события: | | | | С | 6 | Исход наблюдения или эксперимента, который может произойти, а может и не произойти, называется… | Невозможным событием | Случайным событием | Вероятностью случайного события | В | 7 | Вероятность какого события в испытании с игральной костью равна ? | Выпадение числа очков более двух | Выпадение числа очков, кратного пяти | Выпадение нечетного числа очков | С | 8 | В каком ответе указано событие, не являющееся случайным ? | Выпадение более десяти очков при бросании игральной кости. | Выпадение менее десяти очков при бросании игральной кости. | Выпадение пяти очков при бросании игральной кости. | В | 9 | Укажи недопустимое численное значение относительной частоты случайного события : | | | | А | 10 | Найти вероятность выпадение «орла» в серии испытаний с монетой : всего монету подбросили 50 раз. При этом «орел» выпал 24 раза.
| | | | А | 11 | Ученик пришел на экзамен, зная лишь 10 из 25 вопросов. Какова вероятность того, что ученик не знает взятый им вопрос ? | | | | С | 12 | Вероятность невозможного события равна… | | | | С | 13 | Событие А-«выпадение «орла» и «решки» при бросании монеты» является… | случайным | невозможным | достоверным | В | 14 | Найти вероятность выпадения пяти очков при бросании игральной кости. | | | | А | 15 | Отношение числа благоприятных исходов общему числу исходов равно… | Относительной частоте события | Вероятности события | Достоверности события | В |
Критерии оценивания : Оценка | 5 | 4 | 3 | 2 | Кол-во верных ответов | 14-15 | 11-13 | 8-10 | 0-7 |
|
15 | Домашнее задание. | П.34,35. Выучить определения относительной частоты и вероятности случайного события. Решить задачи № 790 (практический эксперимент), 808, 811. | 1 мин |
16 | Заполнение листа рефлексии. | Оценивают свою работу на уроке. | 1 мин |
1 | В течение урока менялось мое эмоциональное состояние. | да | нет | 2 | В течение урока у меня возникало непонимание материала. | да | иногда | нет | 3 | Большая часть непонимания в течение урока была ликвидирована. | да | Только немного понял | нет | 4 | В течение урока я вступал в диалог с учителем и одноклассниками | Несколько раз | 1-2 раза | нет | 5 | На уроке были моменты, когда я удивлялся. | да | иногда | нет |
|