«Исследование зависимости емкостного и индуктивного сопротивления от частоты переменного тока».
методическая разработка по физике (11 класс) по теме

Широкова Людмила Николаевна

Изучить зависимость емкостного и индуктивного сопротивления от частоты переменного тока при постоянных параметрах элементов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:

«Исследование зависимости емкостного и индуктивного сопротивления от частоты  переменного тока».

Цель урока:

Изучить зависимость емкостного и индуктивного сопротивления от частоты переменного тока при постоянных параметрах элементов.

 

Урок по данной теме проведён

в 11 классе

в МОУ «СОШ № 75» г. Чусового

учителем физики

Широковой

Людмилой Николаевной

(Районный семинар физиков)

Учебно-методический комплекс

(1час в кабинете информатики)

Тема учебного занятия:  

«Исследование зависимости емкостного и индуктивного сопротивления от частоты  переменного тока».

Форма учебного занятия: комбинированный урок с использованием информационных технологий.

Класс: 11 класс «Средняя общеобразовательная школа № 75»

Цель урока: Изучить зависимость емкостного и индуктивного сопротивления от частоты переменного тока при постоянных параметрах элементов.

Задачи урока:

`продолжить усвоение понятий «емкостного» и  «индуктивного» сопротивлений в цепи переменного тока

`формирование практических навыков экспериментирования в виртуальной физической лаборатории

`продолжить формирование умений самостоятельно работать с полученной  информацией  

Тип урока: комбинированный (с использованием ИКТ).

Оборудование:  

        компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, конструктор -  

       «Виртуальная лаборатория», лист отчета.

Ход урока.

I. Актуализация знаний.

Организационный момент. Тема. Цель урока.

Слайд № 5, 6, 7

Повторение

  ∙ Что понимают под емкостным сопротивлением? От чего оно  зависит?

  ∙ Что понимают под индуктивным сопротивлением? От чего оно зависит?

Мы это постараемся проверить сегодня на уроке,  но вспомним  закон Ома.

II. Лабораторная работа

Слайд № 8, 9

Ход работы

собираем виртуальную схему на монтажном столе ПК;

записываем показания вольтметров на листе отчета обеих схем;

выполняем  математические вычисления в тетради;

строим график в тетради;

делаем вывод;

отвечаем на контрольный вопрос;

сдаем тетрадь вместе с листом отчета.

Выполнение работы

    а) катушка в цепи переменного тока

       собираем виртуальную цепь, указанную на схеме отчетного листа,

        задаем параметры элементов цепи:

- резистор R = 100 Ом

- мощность Р = 500 Вт

- индуктивность катушки L = 100мГн = 0,1гн

- напряжение на генераторе  U = 100в

Изменяя частоту генератора, записать показания вольтметров (напряжения на резисторе UR и напряжение на катушке  UL) в таблицу 1

ν, Гц

50

100

150

300

UR, В

95

84

72

46

UL, В

29

53

68

88

I, А

0,95

0,84

0,72

0,46

ХL, Ом

30,5

63

94,4

191

б) конденсатор в цепи переменного тока

       собираем виртуальную цепь, указанную на схеме отчетного листа,

        задаем параметры элементов цепи:

- рабочее напряжение  U = 400В

- емкость конденсатора  С = 10 мкФ

- резистор сопротивлением R = 100.Ом

Изменяя частоту генератора, записать показания вольтметров (напряжения на резисторе UR и напряжение на катушке  UС) в таблицу 2

ν, Гц

50

100

150

300

UR, В

29

53

68

88

UС, В

95

84

72

46

I, А

0,29

0,53

0,68

0,88

ХL, Ом

328

158

106

52

Построить, и проанализировать графики зависимости индуктивного и  емкостного сопротивлений от  частоты переменного тока.

Сформулировать вывод.

Ответить на контрольный вопрос.

 По окончании работы тетради сдаются учителю.

 

Подведение итогов, рефлексия.

Слайд № 10,11,12 Подведение итогов урока

Я научился собирать виртуальные электрические цепи, производить измерения и убедился, что индуктивное сопротивление прямо пропорционально частоте переменного тока, а емкостное сопротивление обратно пропорционально частоте переменного тока,

и это подтверждает правильность теории.

Слайд № 13 Домашнее задание

Перышкин А.В. § 32 -34 повторить

Рымкевич А.П. № 974,975,978,979.

Виртуальная лабораторная работа.

Тема урока: «Исследование зависимости емкостного и индуктивного сопротивления от частоты переменного тока

Цель урока: Изучить зависимость емкостного и индуктивного сопротивления от частоты переменного тока при постоянных параметрах  элементов.

Порядок выполнения работы:

I). Катушка в цепи переменного тока.

      1. собрать цепь, задать параметры →

      катушка  - индуктивности L = 0,1Гн; резистор – сопротивление R = 100.Ом

      2. Изменяя частоту генератора, записать показания вольтметров (напряжения на резисторе UR и

        напряжение на катушке  UL) в таблицу 1

ν, Гц

50

100

150

300

UR, В

UL, В

I, А

ХL, Ом

  3. Рассчитать значение токов, текущих в цепи, в зависимости от частоты (для этого надо напряжение    на резисторе разделить на его сопротивление I = UR /R). Запишите полученные данные в таблицу 1.

 4. Определите индуктивные сопротивления для соответствующих частот (для этого надо  напряжение

    на катушке разделить на силу тока ХL  = UL /I). Запишите данные в таблицу 1.

 5. Построить график зависимости индуктивного сопротивления от частоты переменного тока.

 6. Сформулируйте вывод.

ḬI). Конденсатор  в цепи переменного тока

    1. собрать цепь, задать параметры →

      Конденсатор - емкость  С = 1ОмкФ; резистор – сопротивление R = 100.Ом

     2. Изменяя частоту генератора, записать показания вольтметров (напряжения на резисторе UR и

       напряжение на конденсаторе UС) в таблицу 2.

ν, Гц

50

100

150

300

UR, В

UС, В

I, А

ХС, Ом

  3. Рассчитать значение токов, текущих в цепи, в зависимости от частоты (для этого надо напряжение

     на резисторе разделить на его сопротивление I = UR /R). Запишите полученные данные в таблицу 2.

 4. Определите емкостные сопротивления для соответствующих частот (для этого надо  напряжение на

     конденсаторе разделить на силу тока ХС  = UС /I). Запишите данные в таблицу 2.  

5. Построить график зависимости емкостного  сопротивления от частоты переменного тока.

 6. Сформулируйте вывод.

Контрольный вопрос: Почему с увеличением частоты индуктивное сопротивление увеличивается, а емкостное уменьшается?

V

V

R

L

V

V

R

С


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторная работа № 8 «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника»

Открытый урок в 8 кл по физике был показан при проведении семинара  РМО учителей физики. При проведении виртуаьной лабораторной работы использовались материалы ЦОР , программа "Лабораторные работ...

Бинарный урок физики по теме: Лабораторная работа «Исследование зависимости силы тока от сопротивления».

Бинарный урок физики с информатикой по теме: Лабораторная работа «Исследование зависимости силы тока от сопротивления».Для учащихся  класса....

Мастер-класс с использованием ИКТ "исследование зависимости силы тока от сопротивления"

Мастер-класс с использованием ИКТ "исследование зависимости силы тока от сопротивления"...

Методическая разработка " Практическая работа «Исследование зависимости сопротивления проволоки от ее длины»"

Данная разработка предназначена для проведения практической работы по физике в 8 классе при изучении темы «Электрическое сопротивление проводника». Работу следует выполнять после изучения ...

Методическая разработка "Исследование зависимости сопротивления проволоки от площади ее поперечного сечения"

Данная методическая разработка предназначена учителям физики, работающим в 8 классе и использующим цифровую лабораторию при проведении практических работ. Выполнять работы на цифровом оборудовании в 8...

Практическая работа «Исследование зависимости сопротивления металла от температуры и вычисление температурного коэффициента»

Данная методическая разработка предназначена учителям физики, работающим в 11 классе. Практическую работу «Исследование зависимости сопротивления металла от температуры и вычисление температурно...