Технология создания когнитивной карты урока
методическая разработка по алгебре
Количество цифровых и электронных образовательных ресурсов очень велико. Тем не менее ни один из них не соответствует нашим притязанием полностью. Почему же это происходит? Ответ прост: способы и методологии отбора ресурсов у всех разные. Так же в настоящее время имеет место паллиативная дидактическая среда, для которой характерна быстрые перемены: одни цифровые ресурсы исчезают, появляются новые. Нельзя раз и навсегда решить вопрос дидактического сопровождения рабочей программы, ее раздела, конкретной темы или урока. Поэтому педагоги вынуждены постоянно актуализировать используемую дидактическую среду. С целью оптимизации данного процесса необходимо разработать механизмы и алгоритмы поддержания данной среды в рабочем состоянии. Стандарт профессиональной деятельности педагога закрепляет ответственность за содержание своей работы, методическое и дидактическое сопровождение. Возникает вопрос: как же это сделать чтоб потратить меньше ресурсов и обеспечить высокое качество? Одним из выходов в данной ситуации – это методология создания когнитивных карт урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методология составления когнитивной карты урока | 39.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология создания когнитивной карты урока.
С целью формирования электронной дидактики, основанной на имеющихся электронных ресурсах и методическом мастерстве очень удобным с моей точки зрения является такой инструмент как когнитивная карта урока.
Количество цифровых и электронных образовательных ресурсов очень велико. Тем не менее ни один из них не соответствует нашим притязанием полностью. Почему же это происходит? Ответ прост: способы и методологии отбора ресурсов у всех разные. Так же в настоящее время имеет место паллиативная дидактическая среда, для которой характерна быстрые перемены: одни цифровые ресурсы исчезают, появляются новые. Нельзя раз и навсегда решить вопрос дидактического сопровождения рабочей программы, ее раздела, конкретной темы или урока. Поэтому педагоги вынуждены постоянно актуализировать используемую дидактическую среду. С целью оптимизации данного процесса необходимо разработать механизмы и алгоритмы поддержания данной среды в рабочем состоянии. Стандарт профессиональной деятельности педагога закрепляет ответственность за содержание своей работы, методическое и дидактическое сопровождение. Возникает вопрос: как же это сделать чтоб потратить меньше ресурсов и обеспечить высокое качество? Одним из выходов в данной ситуации – это методология создания когнитивных карт урока.
Рассмотрим основные компоненты, используемые при создании урока: УМК, ЭОР, сервисы.
Основное назначение сервиса - это поиск источника информации.
Данные три компонента позволяют создать современный урок, который обладает следующими характеристиками:
1.Содержательность урока обеспечивается использованием УМК.
2.Урок интересен для обучающихся так как они воспринимают цифровую среду как естественную среду обитания.
3.Использование данных трех компонентов обеспечивает сценарий когнитивной карты каждого урока.
Этапы проектирования когнитивной карты можно представить следующим образом:
Этап | Содержание |
Проектирование целей урока | - определение целей; - определение состава задач, решение которых приведет к реализации цели; - определение состава УУД |
Ресурсное обеспечение | - поиск типов и видов ресурсов; - отбор технологий взаимодействия (адекватно целям и задачам урока, используемым ресурсам) |
Создание сценария | - поиск соответствия задача-технология-ресурс; - организация методического сопровождения; - обеспечение вариативности |
Реализация | - определение места когнитивной карты в личной информационно-коммуникационной среде (ЛИКС) педагога; - определение места когнитивной карты в системе электронного сопровождения рабочей программы, ООП в целом; - коллективное использование когнитивной карты (КК- это ресурс, который может использовать любой другой педагог) |
Выбор темы урока определяется используемым УМК. Необходимо четко зафиксировать границы урока, то есть определить перечень и масштаб изложения тех предметных понятий и явлений, которые необходимо сформировать на данном уроке. При проектировании элементной базы урока важно не забывать, что современная дидактическая среда паллиативна. По аналогии с технологией «Кейсов» недастаток или избыток информации, содержащейся в ЭОР это один из способов обучения поиску информации, ее анализу и созданию собственной модели познания. Если в качестве реализации когнитивной карты выбрана технология «Интерактивного плаката», то последний этап – создание интерактивной карты. Результатом проделанной работы станет Таблица элементов когнитивной карты. Столбцы данной таблицы — это этапы урока, а строки – ресурсы, обеспечивающие реализацию определенного этапа. Множество доступных ресурсов вносим в ячейки таблицы. Количество строк и столбцов в
Таблица элементов когнитивной карты урока.
Элемент урока/ресурс | Поиск источников информации | Анализ информационных источников | Текст учебника | Рисунок, схема, таблица | Разбор примера в учебнике | Видеоролик | Творческое задание |
Актуализация знаний | |||||||
Открытие нового | |||||||
Первичное закрепление | |||||||
обобщение | |||||||
Инициализация будущего | |||||||
……. |
Данная таблица элементов когнитивной карты позволяет учителю собрать все доступные источники информации по определенной теме, систематизировать их. Таким образом, когнитивная карта урока– это универсальная матрица доступных ресурсов, на основе которой легко сконструировать несколько сценариев урока по одному предметному содержанию для определенного класса с учетом особенностей классного коллектива. Таким образом можно использовать данную карту, периодически обновляя ее ресурсы.
Такие схемы можно строить в бумажном варианте, но специализированные инструменты откроют гораздо больше возможностей. Я нашла семь удобных и функциональных конструкторов карт, поэтому каждый имеет выбор с каким конкретно ресурсом работать.
Для придания интерактивности карты можно использовать ресурс http://www.genil.ly
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная технология и технологические карты уроков как средство развития познавательной компетенции учащихся
Реформирование современной общеобразовательной школы направлено на создание педагогических условий для развития личности школьника. И предлагает приоритет компетентностного подхода, когда на пер...
Практикум по созданию технологических карт уроков русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Представляю две технологические карты уроков. Урок литературы в 7 классе и урок русского языка (развития речи) в 6 классе. В технологических картах представлены виды деятельности учителя и учеников. О...
Конструктор создания технологической карты урока по ФГОС
Данный конструктор поможет учителю подготовить технологическую карту и самоанализ урока по ФГОС. Материал был найден на просторах Интернета. К большому сожаленью, не могу точно сказать с сайта какой ш...
Технология создания индивидуальной карты
Индивидуальная карта – карта помогающая отследить занятость обучающихсяво внеурочной деятельности. В индивидуальной карте занятости обучающегося во внеурочной деятел...
Мастер-класс "Создание технологической карты урока"
Матеиалы мастер-класса по созданию технологической карты урока по теме "Умножение десятичных дробей на натуральное число"...
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО СОЗДАНИЮ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА
Класс:6Название и автор УМК: « New Millennium English. Английский нового тысячелетия» Деревянко Н.Н.Тема урока и название тематического модуля уроков: «Favourite books», 7 урок...
Подходы к созданию технологической карты уроков музыки
Подходы к созданию технологической карты уроков музыки...