Рабочая программа элективного курса по географии на тему « Познание мира по картам» для 9 класса
элективный курс по географии (9 класс)
Рабочая программа элективного курса по географии на тему "Познание мира по картам" позволит подготовить учащихся к итоговой аттестации по географии за курс основной школы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЧЕЛХОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Принята решением педагогического совета от 31.08.2020 г., протокол №1 | Утверждена приказом №49 по МБОУ Челховской ООШ от 31.08.2020 г. |
Рабочая программа
элективного курса по географии на тему
« Познание мира по картам»
для 9 класса
на 2020-2021 учебный год
Учитель: Радченко Е.В.
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по географии для 9 класса «Познание мира по картам» разработана на основе :
- Федерального государственного образовательного стандарта по географии,
- Примерной программы основного общего образования по географии,
- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по ГЕОГРАФИИ,
-ФИПИ. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. География. Москва, издательский центр «Экзамен».
Учебных пособий:
-В.В. Барабанова «Основной государственный экзамен. География. Комплекс материалов для подготовки учащихся» (М.: Интеллект-Центр, 2020),
-О.В. Чичериной, Ю.А. Соловьевой «География: большой сборник тематических заданий для подготовки к ОГЭ» (М.:АСТ, 2019).
Программа рассчитана на 34 часа, предназначена для подготовки обучающихся к ОГЭ и рассчитана на учеников 9 класса. Курс позволит познакомить обучающихся со структурой и содержанием КИМов и проверить свои знания. В программу включены методические рекомендации для выпускников, построенные в форме ответов на типичные вопросы, начиная от того, как заполнять бланки ОГЭ. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами географии являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.Рабочая программа курса построена таким образом, что позволит расширить и углубить знания учащихся по всем основным разделам школьного курса географии основной школы, а также ликвидировать возможные пробелы.
Целью курса является повышение уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов).
Основные задачи:
- осуществить информационное, методическое, психолого-педагогическое обеспечение итоговой аттестации выпускников 9 классов;
- выявить соответствие подготовки выпускников требованиям образовательных стандартов;
- обеспечить психологический комфорт и правовую защищенность всех участников образовательного процесса в ходе проведения итоговой аттестации;
- закрепить, систематизировать и расширить знания учащихся по всем основным курсам географии основной школы;
- формировать навыки аналитической деятельности, прогнозирования результатов для различных вариативных ситуаций;
- развивать познавательный интерес , интеллектуальные способности в процессе поиска решений;
- формировать индивидуальные образовательные потребности в выборе дальнейшего профиля обучения.
Место элективного курса в учебном плане
Рабочая программа реализуется за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса. Согласно учебному плану школы на изучении элективного курса по географии в 9 классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели). В соответствии с календарным учебным графиком и расписанием занятий (на 01.09.2020г) изучить содержание курса планируется за 33 часа, 1 урок совпадает с праздничной датой .
Планируемые результаты освоения учащимися 9 класса элективного курса
(Личностные, метапредметные и предметные результаты)
В результате освоения учащимися 9 класса элективного курса по географии будут достигнуты следующие личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли и её крупных районов и стран, о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
4) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование экологического сознания на основе при% знания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
11) развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ компетенции).
Предметные результаты
Ученики научатся:
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- выделять, описывать, объяснять существенные признаки географических объектов и явлений
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий;
- приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения поясного времени;
- чтения карт различного содержания;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию.
Ученики получат возможность научиться:
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- составлять описание природного комплекса;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
- сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
- объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;
- оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;
- делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
- наносить на контурные карты основные формы рельефа;
- выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала; - оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;
- объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России
- выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
- обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;
- выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;
- объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
- оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России
Содержание учебного предмета
Введение(1ч)
Особенности проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов по географии в форме ОГЭ. Особенности экзаменационной работы по географии, структура и демонстрационные версии контрольных измерительных материалов.
Источники географической информации(5ч)
Масштаб. Навыки практической работы по использованию масштаба, указанного в различной форме. Определение направлений на глобусе, плане и карте. Градусная сетка на глобусе и картах, выполненных в различных картографических проекциях.
Определение по карте географических координат указанной точки. Решение задач на определение относительного местоположения точек с указанными географическими координатами.
Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия
Природа Земли и человек(9ч)
Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле.
Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. Стихийные явления в литосфере.
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Стихийные явления в атмосфере.
Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. Стихийные явления в гидросфере.
Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Условия образования почв разных типов.
Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные.
Материки, океаны, народы и страны(8ч)
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли.
Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы.
Материки и страны. Основные черты природы Африки. Австралии. Северной и Южной Америки. Антарктиды. Евразии. Население материков. Особенности Тихого, Атлантического, Индийского, Северного Ледовитого океанов. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Многообразие стран, их основные типы.
Природопользование и геоэкология(1ч)
Влияние хозяйственной деятельности людей на природу. Основные типы природопользования.
География России(9ч)
Особенности географического положения России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые пояса. Административно-территориальное устройство России.
Природа России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны.
Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных регионов: Север и Северо-Западная Россия, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части России, Урал, Сибирь, Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал.
Тематический план
№ | Название темы | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Источники географической информации | 5 |
3 | Природа Земли и человек | 9 |
4 | Материки, океаны, народы и страны | 8 |
5 | Природопользование и геоэкология | 1 |
6 | География России | 9 |
7 | Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа за курс 9 класса | 1 |
Всего | 34 |
Тематическое планирование уроков элективного курса по географии
Дата | № урока | Тема урока | |
План | Факт | ||
Введение(1ч) | |||
1 | Особенности ОГЭ по географии. Кодификатор элементов содержания и спецификация КИМ. | ||
Источники географической информации(5ч) | |||
2 | Источники географической информации. Географическая карта. Градусная сеть. | ||
3 | Источники географической информации. План местности: условные знаки, расстояния, направления. | ||
4 | Географическая карта. План местности. | ||
5 | Работа с таблицами и графиками (по материалам темы "Миграции") | ||
6 | Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия | ||
Природа Земли и человек(9ч) | |||
7 | Земная кора и литосфера. | ||
8 | Формы рельефа. Полезные ископаемые | ||
9 | Ат Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. | ||
10 | Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды. | ||
11 | Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. | ||
12 | Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. | ||
13 | Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. | ||
14 | Почва как особое природное образование. Условия образования почв разных типов. | ||
15 | Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, | ||
Материки, океаны, народы и страны(8ч) | |||
16 | Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. | ||
17 | Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. | ||
18 | Основные черты природы и населения Африки и Австралии. | ||
19 | Основные черты природы и населения Северной и Южной Америки. | ||
20 | Основные черты природы и населения Евразии. | ||
21 | Основные черты природы и населения Антарктиды. | ||
22 | Особенности Тихого и Индийского океанов. | ||
23 | Особенности Атлантического и Северного Ледовитого океанов. | ||
Природопользование и геоэкология(1ч) | |||
24 | Влияние хозяйственной деятельности людей на природу. Основные типы природопользования. | ||
География России(9ч) | |||
25 | Особенности географического положения России. Границы. Часовые пояса. Административно-территориальное устройство России. | ||
26 | Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. | ||
27 | Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. | ||
28 | Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. | ||
29 | Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных регионов: Север и Северо-Западная Россия. | ||
30 | Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных регионов: Центральная Россия, Поволжье. | ||
31 | Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных регионов: Юг Европейской части России, Урал. | ||
32 | Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных регионов: Сибирь. | ||
33 | Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных регионов: Дальний Восток. | ||
34 | Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа за курс 9 класса(1ч) |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЧЕЛХОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Принята решением педагогического совета от 31.08.2020 г., протокол №1 | Утверждена приказом №49 по МБОУ Челховской ООШ от 31.08.2020 г. |
Рабочая программа
элективного курса по географии на тему
« Познание мира по картам»
для 9 класса
на 2020-2021 учебный год
Учитель: Радченко Е.В.
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по географии для 9 класса «Познание мира по картам» разработана на основе :
- Федерального государственного образовательного стандарта по географии,
- Примерной программы основного общего образования по географии,
- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по ГЕОГРАФИИ,
-ФИПИ. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. География. Москва, издательский центр «Экзамен».
Учебных пособий:
-В.В. Барабанова «Основной государственный экзамен. География. Комплекс материалов для подготовки учащихся» (М.: Интеллект-Центр, 2020),
-О.В. Чичериной, Ю.А. Соловьевой «География: большой сборник тематических заданий для подготовки к ОГЭ» (М.:АСТ, 2019).
Программа рассчитана на 34 часа, предназначена для подготовки обучающихся к ОГЭ и рассчитана на учеников 9 класса. Курс позволит познакомить обучающихся со структурой и содержанием КИМов и проверить свои знания. В программу включены методические рекомендации для выпускников, построенные в форме ответов на типичные вопросы, начиная от того, как заполнять бланки ОГЭ. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами географии являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.Рабочая программа курса построена таким образом, что позволит расширить и углубить знания учащихся по всем основным разделам школьного курса географии основной школы, а также ликвидировать возможные пробелы.
Целью курса является повышение уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов).
Основные задачи:
- осуществить информационное, методическое, психолого-педагогическое обеспечение итоговой аттестации выпускников 9 классов;
- выявить соответствие подготовки выпускников требованиям образовательных стандартов;
- обеспечить психологический комфорт и правовую защищенность всех участников образовательного процесса в ходе проведения итоговой аттестации;
- закрепить, систематизировать и расширить знания учащихся по всем основным курсам географии основной школы;
- формировать навыки аналитической деятельности, прогнозирования результатов для различных вариативных ситуаций;
- развивать познавательный интерес , интеллектуальные способности в процессе поиска решений;
- формировать индивидуальные образовательные потребности в выборе дальнейшего профиля обучения.
Место элективного курса в учебном плане
Рабочая программа реализуется за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса. Согласно учебному плану школы на изучении элективного курса по географии в 9 классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели). В соответствии с календарным учебным графиком и расписанием занятий (на 01.09.2020г) изучить содержание курса планируется за 33 часа, 1 урок совпадает с праздничной датой .
Планируемые результаты освоения учащимися 9 класса элективного курса
(Личностные, метапредметные и предметные результаты)
В результате освоения учащимися 9 класса элективного курса по географии будут достигнуты следующие личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли и её крупных районов и стран, о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
4) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование экологического сознания на основе при% знания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
11) развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ компетенции).
Предметные результаты
Ученики научатся:
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- выделять, описывать, объяснять существенные признаки географических объектов и явлений
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий;
- приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения поясного времени;
- чтения карт различного содержания;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию.
Ученики получат возможность научиться:
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- составлять описание природного комплекса;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
- сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
- объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;
- оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;
- делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
- наносить на контурные карты основные формы рельефа;
- выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала; - оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;
- объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России
- выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
- обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;
- выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;
- объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
- оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России
Содержание учебного предмета
Введение(1ч)
Особенности проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов по географии в форме ОГЭ. Особенности экзаменационной работы по географии, структура и демонстрационные версии контрольных измерительных материалов.
Источники географической информации(5ч)
Масштаб. Навыки практической работы по использованию масштаба, указанного в различной форме. Определение направлений на глобусе, плане и карте. Градусная сетка на глобусе и картах, выполненных в различных картографических проекциях.
Определение по карте географических координат указанной точки. Решение задач на определение относительного местоположения точек с указанными географическими координатами.
Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия
Природа Земли и человек(9ч)
Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле.
Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. Стихийные явления в литосфере.
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Стихийные явления в атмосфере.
Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. Стихийные явления в гидросфере.
Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Условия образования почв разных типов.
Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные.
Материки, океаны, народы и страны(8ч)
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли.
Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы.
Материки и страны. Основные черты природы Африки. Австралии. Северной и Южной Америки. Антарктиды. Евразии. Население материков. Особенности Тихого, Атлантического, Индийского, Северного Ледовитого океанов. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Многообразие стран, их основные типы.
Природопользование и геоэкология(1ч)
Влияние хозяйственной деятельности людей на природу. Основные типы природопользования.
География России(9ч)
Особенности географического положения России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые пояса. Административно-территориальное устройство России.
Природа России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны.
Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных регионов: Север и Северо-Западная Россия, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части России, Урал, Сибирь, Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал.
Тематический план
№ | Название темы | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Источники географической информации | 5 |
3 | Природа Земли и человек | 9 |
4 | Материки, океаны, народы и страны | 8 |
5 | Природопользование и геоэкология | 1 |
6 | География России | 9 |
7 | Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа за курс 9 класса | 1 |
Всего | 34 |
Тематическое планирование уроков элективного курса по географии
Дата | № урока | Тема урока | |
План | Факт | ||
Введение(1ч) | |||
1 | Особенности ОГЭ по географии. Кодификатор элементов содержания и спецификация КИМ. | ||
Источники географической информации(5ч) | |||
2 | Источники географической информации. Географическая карта. Градусная сеть. | ||
3 | Источники географической информации. План местности: условные знаки, расстояния, направления. | ||
4 | Географическая карта. План местности. | ||
5 | Работа с таблицами и графиками (по материалам темы "Миграции") | ||
6 | Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия | ||
Природа Земли и человек(9ч) | |||
7 | Земная кора и литосфера. | ||
8 | Формы рельефа. Полезные ископаемые | ||
9 | Ат Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. | ||
10 | Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды. | ||
11 | Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. | ||
12 | Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. | ||
13 | Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. | ||
14 | Почва как особое природное образование. Условия образования почв разных типов. | ||
15 | Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, | ||
Материки, океаны, народы и страны(8ч) | |||
16 | Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. | ||
17 | Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. | ||
18 | Основные черты природы и населения Африки и Австралии. | ||
19 | Основные черты природы и населения Северной и Южной Америки. | ||
20 | Основные черты природы и населения Евразии. | ||
21 | Основные черты природы и населения Антарктиды. | ||
22 | Особенности Тихого и Индийского океанов. | ||
23 | Особенности Атлантического и Северного Ледовитого океанов. | ||
Природопользование и геоэкология(1ч) | |||
24 | Влияние хозяйственной деятельности людей на природу. Основные типы природопользования. | ||
География России(9ч) | |||
25 | Особенности географического положения России. Границы. Часовые пояса. Административно-территориальное устройство России. | ||
26 | Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. | ||
27 | Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. | ||
28 | Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. | ||
29 | Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных регионов: Север и Северо-Западная Россия. | ||
30 | Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных регионов: Центральная Россия, Поволжье. | ||
31 | Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных регионов: Юг Европейской части России, Урал. | ||
32 | Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных регионов: Сибирь. | ||
33 | Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных регионов: Дальний Восток. | ||
34 | Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа за курс 9 класса(1ч) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по географии « География туризма» 9 класс
В туризме заложены огромные возможности для воспитания, повышения культурного и образовательного уровня участвующих в нём людей. В туристских путешествиях пополняются знания людей о различных ст...

Рабочая программа элективного курса по географии для 10 класса «Роль географии в познании мира»
Целью изучения данного курса является формирование целостного представления о комплексе географических наук и их тесных взаимосвязей с другими науками, обозначение роли географии в современном мире ка...

Программа элективного курса по географии 10 класса «Города мира»
Программа элективного курса по географии 10 класса «Города мира»...

Программа элективного курса по географии 10 класса «Города мира»
Программа элективного курса по географии 10 класса «Города мира»...

Рабочая программа Элективного курса «Эксперименты и теории научного познания 10-11 класс
освоение методологии и методики биоэкологического эксперимента учащихся 10-11 классов, приобретение ими компетентных представлений о профессиях, связанных в сфере «Человек-природа»...
Рабочая программа элективного курса по географии «Подготовка к ОГЭ по географии»
Данный курс предполагает отработку тех умений и навыков, которым очень мало времени уделяется в основной программе учебного предмета «География 6-9 класс», а также углубленное изучение таких вопросов,...

Рабочая программа элективного курса "Глобальная география современного мира"
Элективный курс по географии 10-11 класс...