Научная статья на тему: "Симметрические многочлены"
статья по алгебре

Иргит Эреге Шолбановна

Научная статья на тему: "Симметрические многочлены"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл simmetricheskie_mnogochleny.docx20.01 КБ
Файл simmetricheskie_mnogochleny.pptx334.72 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВНАЯ ТЕОРЕМА О СИММЕТРИЧЕСКИХ МНОГОЧЛЕНАХ.

В математике часто приходится рассматривать многочлены, зависящие не от одного, а от двух и более неизвестных, которые вызывают у школьников некоторые затруднения при решении.

Существуют многочлены, в которые все неизвестные входят симметрическим образом и не меняются при перестановке неизвестных.  Такие многочлены называются симметрическими. Примерами симметрических многочленов будут: сумма и произведение всех неизвестных, сумма квадратов или сумма кубов всех неизвестных и т.д.

В данной статье подробно рассмотрим симметрические многочлены от двух неизвестных, а также основную теорему о симметрических многочленах от двух переменных и разберем примеры решения задач по применению основной теоремы.

Симметрические многочлены от x и у.

Многочлен от x и y называют симметрическим, если он не изменяется при замене x на y, а y на x.[4]

Например,  – симметрический. Напротив, многочлен 2 не является симметрическим, так как при замене x на y, а y на x, он превращается в многочлен 2, который не равняется первоначальному.

Также приведем важнейшие примеры симметрических многочленов.

Как известно из арифметики, сумма двух чисел при перестановке слагаемых не меняется, x+y=y+x для любых чисел x и y. Из этого равенства следует, что многочлен x+y является симметрическим. Точно так же из закона коммутативности умножения xy=yx следует, что произведение xy является симметрическим многочленом. Эти многочлены являются самыми простыми, и их называют элементарными симметрическими многочленами от x и y. Обозначим: =x+y, =xy. [4]

Далее сформулируем основную теорему о симметрических многочленах от двух переменных:

Любой симметрический многочлен от x и y можно представить в виде многочлена от =x+y и =xy. [4]

Главная цель моей работы состоит в том, чтобы показать примеры решения задач по применению основной теоремы о симметрических многочленах. Для этого рассмотрим следующие примеры. 

Применения к элементарной алгебре.

1. Решение систем уравнений.

Часто встречаются системы уравнений, у которых левые части симметрично зависят от неизвестных x, y. В этом случае удобно ввести новые неизвестные =x+y и =xy.

Пример:

Пусть =x+y и =xy. Так как , находим

Получаем неравенство:    Отсюда находим , подставив  в первое    уравнение:  => .

Итак, , = > получаем следующую систему уравнений   Решая методом подстановки получаем:

2. Квадратные уравнения.

Задачи, в которых требуется вычислить некоторые выражения, содержащие корни заданного квадратного уравнения, также с успехом решается при помощи симметрических многочленов.

Пример: Составить квадратное уравнение , корнями которого являются числа ,

 , где - корни квадратного уравнения

Для решения снова воспользуемся формулами Виета: ,

Далее вычислим p и q.

 =>  искомое квадратное уравнение.

3. Неравенства.

С помощью симметрических многочленов можно привести доказательство многих неравенств.

Пример: Доказать, что если a и b – действительные числа, удовлетворяющие неравенству ,    то

Так как по условию задачи  то неравенство  доказано.

Рассмотрев довольно непростые примеры решения задач приходим к выводу, что основной проблемой для школьников является решение систем уравнений и неравенств высших степеней. Поэтому существует метод, основанный на использовании теории так называемых симметрических многочленов. И в отличие от метода исключения, он приводит не к повышению, а к понижению степени уравнений. Теория симметрических многочленов по сути несложная, в принципе понятная и позволяет решать не только системы уравнений, но и различные другие алгебраические задачи.

Литература

  1. Курош А.Г. Курс высшей алгебры. –М.,1971.
  2. Ван дер Варден Б.Л. Алгебра. –М., 1979
  3. Куликов Л.Я. Алгебра и теория чисел. –М.,1979
  4. Болтянский Н.Г., Виленкин Н.Я. Симметрия в алгебре.  –М.,2002
  5. Агаханов Н.Х. Всероссийские олимпиады школьников по математике 1993 – 2006. –М., Издательство МЦНМО, 2007

                   

                       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Симметрические многочлены от x и y Многочлен от x и y называют симметрическим , если он не изменяется при замене x на y , а y на x . Например: Многочлен y + x — симметрический . Напротив, многочлен -3 не является симметрическим , т.к. -3 ≠ - 3 x + y и xy – элементарные симметрические многочлены = x + y , = xy

Слайд 2

Основная теорема о симметрических многочленах от двух переменных: Любой симметрический многочлен от x и y можно представить в виде многочлена от и Главная цель моей работы: продемонстрировать решение задач по применению основной теоремы о симметрических многочленах. Для этого рассмотрим следующие два примера.

Слайд 3

ПРИМЕНЕНИЯ К ЭЛЕМЕНТАРНОЙ АЛГЕБРЕ + =5 1. Решить иррациональное уравнение =y; =z  y + z=5 + =x+(97-x)=97

Слайд 4

Введение неизвестных: = y + x ; = yz  или  Так как , то =16, =81

Слайд 5

2. Дано квадратное уравнение +6 x + 10 = 0; составить новое квадратное уравнение, корнями которого являются квадраты корней данного уравнения. Для решения этой задачи обозначим корни данного уравнения через x 1 и x 2, корни искомого — через y 1 и y 2, а коэффициенты искомого уравнения — через p и q .

Слайд 6

По теореме Виета: = x 1 + x 2 = - 6, = x 1 x 2=10 и, точно так же, y 1+ y 2 = - p , y 1 y 2= q . Но, по условию задачи, имеем y 1= , y 2 = , и поэтому p = - ( y 1+ y 2)= - ( + ) = - s 2 = - ( - 2 )= -16, q = y 1 y 2= =100 Таким образом, искомое квадратное уравнение имеет вид: - 16 y + 100 = 0.

Слайд 7

Литература: 1) Курош А.Г. Курс высшей алгебры. –М.,1971. 2) Ван дер Варден Б.Л. Алгебра. –М., 1979 3) Куликов Л.Я. Алгебра и теория чисел. –М.,1979 4) Болтянский Н.Г., Виленкин Н.Я. Симметрия в алгебре. –М.,2002 5) Агаханов Н.Х. Всероссийские олимпиады школьников по математике 1993 – 2006. –М., Издательство МЦНМО, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная статья "Научно-популярный текст на уроках английского языка"

 Статья опубликована в сборнике "Педагогический вестник Карелии №4 (23) 2008....

ТЕМА «СИММЕТРИЧЕСКИЕ И ВОЗВРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ»

Лекция 1. Симметрические уравнения третьей и четвертой степени.Лекция 2. Возвратные уравнения.Лекция 3. Уравнения четвертой степени с дополнительными условиями на коэффициенты.Семинар 1. Решение...

Научная статья в сборник IV международной научно-практической конференции «Семья в контексте педагогических, психологических и социологических исследований»

Тематическое направление статьи - семейное насилие, семейные конфликты.Практическая психолого-педагогическая работа с подростками по проблеме семейного насилияВ представленной статье рассматривается п...

Федосеева Т.А. Учебно-исследовательская работа школьников: методические проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы коммуникативного образования в 21 веке: сборник научных статей по материалам VII Международной научно-практической конференция (28 ап

Федосеева Т.А. Учебно-исследовательская работа школьников: методические проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы коммуникативного образования в 21 веке: сборник научных статей по материалам V...

ПУБЛИКАЦИЯ В СБОРНИКЕ НАУЧНЫХ СТАТЕЙ III МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ"

Публикация в сборнике статей  III Международной научно-образовательной конференции "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ",МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАЗАНСКИЙ (П...

3.3. Опубликованные научные статьи, методические и дидактические разработки, имеющие выходные данные: научная статья, интернет-публикация.

Журнал Федерального центра дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей «Юннатский вестник»Юннаты Калмыкии: прошлое и настоящее-.Выпуск №2 (78), апрель.-ФГБОУ...

Статья в сборнике научных статей 7-й Международной молодежной научной конференции Том. 2. Гуманитарные науки «Будущее науки – 2019»«Использование дифференцированных заданий на уроках русского языка способ повышения качества знаний»

Индивидуально-дифференцированный подход в обучении позволяет вы-являть и развивать задатки и способности обучающихся. Предлагаемыйматериал будет полезен учителя- словесникам общеобразовательныхшкол....