Научная статья на тему: "Симметрические многочлены"
статья по алгебре
Научная статья на тему: "Симметрические многочлены"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
simmetricheskie_mnogochleny.docx | 20.01 КБ |
simmetricheskie_mnogochleny.pptx | 334.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСНОВНАЯ ТЕОРЕМА О СИММЕТРИЧЕСКИХ МНОГОЧЛЕНАХ.
В математике часто приходится рассматривать многочлены, зависящие не от одного, а от двух и более неизвестных, которые вызывают у школьников некоторые затруднения при решении.
Существуют многочлены, в которые все неизвестные входят симметрическим образом и не меняются при перестановке неизвестных. Такие многочлены называются симметрическими. Примерами симметрических многочленов будут: сумма и произведение всех неизвестных, сумма квадратов или сумма кубов всех неизвестных и т.д.
В данной статье подробно рассмотрим симметрические многочлены от двух неизвестных, а также основную теорему о симметрических многочленах от двух переменных и разберем примеры решения задач по применению основной теоремы.
Симметрические многочлены от x и у.
Многочлен от x и y называют симметрическим, если он не изменяется при замене x на y, а y на x.[4]
Например, – симметрический. Напротив, многочлен 2 не является симметрическим, так как при замене x на y, а y на x, он превращается в многочлен 2, который не равняется первоначальному.
Также приведем важнейшие примеры симметрических многочленов.
Как известно из арифметики, сумма двух чисел при перестановке слагаемых не меняется, x+y=y+x для любых чисел x и y. Из этого равенства следует, что многочлен x+y является симметрическим. Точно так же из закона коммутативности умножения xy=yx следует, что произведение xy является симметрическим многочленом. Эти многочлены являются самыми простыми, и их называют элементарными симметрическими многочленами от x и y. Обозначим: =x+y, =xy. [4]
Далее сформулируем основную теорему о симметрических многочленах от двух переменных:
Любой симметрический многочлен от x и y можно представить в виде многочлена от =x+y и =xy. [4]
Главная цель моей работы состоит в том, чтобы показать примеры решения задач по применению основной теоремы о симметрических многочленах. Для этого рассмотрим следующие примеры.
Применения к элементарной алгебре.
1. Решение систем уравнений.
Часто встречаются системы уравнений, у которых левые части симметрично зависят от неизвестных x, y. В этом случае удобно ввести новые неизвестные =x+y и =xy.
Пример:
Пусть =x+y и =xy. Так как , находим
Получаем неравенство: Отсюда находим , подставив в первое уравнение: => .
Итак, , = > получаем следующую систему уравнений Решая методом подстановки получаем:
2. Квадратные уравнения.
Задачи, в которых требуется вычислить некоторые выражения, содержащие корни заданного квадратного уравнения, также с успехом решается при помощи симметрических многочленов.
Пример: Составить квадратное уравнение , корнями которого являются числа ,
, где - корни квадратного уравнения
Для решения снова воспользуемся формулами Виета: ,
Далее вычислим p и q.
=> искомое квадратное уравнение.
3. Неравенства.
С помощью симметрических многочленов можно привести доказательство многих неравенств.
Пример: Доказать, что если a и b – действительные числа, удовлетворяющие неравенству , то
Так как по условию задачи то неравенство доказано.
Рассмотрев довольно непростые примеры решения задач приходим к выводу, что основной проблемой для школьников является решение систем уравнений и неравенств высших степеней. Поэтому существует метод, основанный на использовании теории так называемых симметрических многочленов. И в отличие от метода исключения, он приводит не к повышению, а к понижению степени уравнений. Теория симметрических многочленов по сути несложная, в принципе понятная и позволяет решать не только системы уравнений, но и различные другие алгебраические задачи.
Литература
- Курош А.Г. Курс высшей алгебры. –М.,1971.
- Ван дер Варден Б.Л. Алгебра. –М., 1979
- Куликов Л.Я. Алгебра и теория чисел. –М.,1979
- Болтянский Н.Г., Виленкин Н.Я. Симметрия в алгебре. –М.,2002
- Агаханов Н.Х. Всероссийские олимпиады школьников по математике 1993 – 2006. –М., Издательство МЦНМО, 2007
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основная теорема о симметрических многочленах от двух переменных: Любой симметрический многочлен от x и y можно представить в виде многочлена от и Главная цель моей работы: продемонстрировать решение задач по применению основной теоремы о симметрических многочленах. Для этого рассмотрим следующие два примера.
ПРИМЕНЕНИЯ К ЭЛЕМЕНТАРНОЙ АЛГЕБРЕ + =5 1. Решить иррациональное уравнение =y; =z y + z=5 + =x+(97-x)=97
Введение неизвестных: = y + x ; = yz или Так как , то =16, =81
2. Дано квадратное уравнение +6 x + 10 = 0; составить новое квадратное уравнение, корнями которого являются квадраты корней данного уравнения. Для решения этой задачи обозначим корни данного уравнения через x 1 и x 2, корни искомого — через y 1 и y 2, а коэффициенты искомого уравнения — через p и q .
По теореме Виета: = x 1 + x 2 = - 6, = x 1 x 2=10 и, точно так же, y 1+ y 2 = - p , y 1 y 2= q . Но, по условию задачи, имеем y 1= , y 2 = , и поэтому p = - ( y 1+ y 2)= - ( + ) = - s 2 = - ( - 2 )= -16, q = y 1 y 2= =100 Таким образом, искомое квадратное уравнение имеет вид: - 16 y + 100 = 0.
Литература: 1) Курош А.Г. Курс высшей алгебры. –М.,1971. 2) Ван дер Варден Б.Л. Алгебра. –М., 1979 3) Куликов Л.Я. Алгебра и теория чисел. –М.,1979 4) Болтянский Н.Г., Виленкин Н.Я. Симметрия в алгебре. –М.,2002 5) Агаханов Н.Х. Всероссийские олимпиады школьников по математике 1993 – 2006. –М., Издательство МЦНМО, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научная статья "Научно-популярный текст на уроках английского языка"
Статья опубликована в сборнике "Педагогический вестник Карелии №4 (23) 2008....
ТЕМА «СИММЕТРИЧЕСКИЕ И ВОЗВРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ»
Лекция 1. Симметрические уравнения третьей и четвертой степени.Лекция 2. Возвратные уравнения.Лекция 3. Уравнения четвертой степени с дополнительными условиями на коэффициенты.Семинар 1. Решение...
Научная статья в сборник IV международной научно-практической конференции «Семья в контексте педагогических, психологических и социологических исследований»
Тематическое направление статьи - семейное насилие, семейные конфликты.Практическая психолого-педагогическая работа с подростками по проблеме семейного насилияВ представленной статье рассматривается п...
Федосеева Т.А. Учебно-исследовательская работа школьников: методические проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы коммуникативного образования в 21 веке: сборник научных статей по материалам VII Международной научно-практической конференция (28 ап
Федосеева Т.А. Учебно-исследовательская работа школьников: методические проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы коммуникативного образования в 21 веке: сборник научных статей по материалам V...
ПУБЛИКАЦИЯ В СБОРНИКЕ НАУЧНЫХ СТАТЕЙ III МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ"
Публикация в сборнике статей III Международной научно-образовательной конференции "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ",МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАЗАНСКИЙ (П...
3.3. Опубликованные научные статьи, методические и дидактические разработки, имеющие выходные данные: научная статья, интернет-публикация.
Журнал Федерального центра дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей «Юннатский вестник»Юннаты Калмыкии: прошлое и настоящее-.Выпуск №2 (78), апрель.-ФГБОУ...
Статья в сборнике научных статей 7-й Международной молодежной научной конференции Том. 2. Гуманитарные науки «Будущее науки – 2019»«Использование дифференцированных заданий на уроках русского языка способ повышения качества знаний»
Индивидуально-дифференцированный подход в обучении позволяет вы-являть и развивать задатки и способности обучающихся. Предлагаемыйматериал будет полезен учителя- словесникам общеобразовательныхшкол....