Элективный курс "Избранные вопросы математики"
рабочая программа по алгебре (11 класс)
Данный курс предполагает компактное и четкое изложение теории, решение типовых задач на изложенную теоретическую часть курса, самостоятельную работу, как на уроке, так и дома.
ПредлагаВыпускник получит возможность научиться:
- оперировать понятием определения, основными видами определений, основными видами теорем;
- свободно определять тип и выбирать метод решения уравнений и неравенств, содержащих знак модуля; тригонометрических уравнений и неравенств, их систем;
- решать основные типы уравнений и неравенств с параметрами;
- свободно владеть стандартным аппаратом математического анализа для вычисления производных функции одной переменной;
- владеть понятиями вторая производная,
- уметь применять для решения задач свойства плоских и двугранных углов, трехгранного угла, теоремы косинусов и синусов для трехгранного угла;
- владеть понятиями центральное и параллельное проектирование;
- применять при решении задач формулу расстояния от точки до плоскости;
емые задания различны по уровню сложности: от простых задач на применение изученных приемов до достаточно трудных задач, предлагаемых в части С на ЕГЭ по математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izbrannye_voprosy_matematiki.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
элективного курса
«Избранные вопросы математики»
(11 класс)
Оглавление
Введение……………………………………………………………………… | |
1. Цели и задачи курса …………………………………………………….. | 3 |
2. Содержание обучения……………………………………………………. | 7 |
3.Календарно - тематическое планирование …………………………… | 8 |
Заключение | 10 |
Литература | 11 |
Интернет- ресурсы | 12 |
Цели курса:
- восполнить некоторые содержательные пробелы основного школьного курса по темам « Многогранники», «Уравнения и неравенства с модулем», «Метод координат в пространстве», «Задачи с параметрами»;
- показать некоторые нестандартные приемы решения достаточно сложных стереометрических задач, неравенств и задач с параметрами;
- помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы;
- формировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые человеку для жизни в современном обществе.
Задачи курса: научить учащихся решать стереометрические задачи c помощью векторов и координатного метода, уравнения и неравенства более высокой сложности, по сравнению с обязательным уровнем, овладеть рядом технических и интеллектуальных математических умений на уровне свободного их использования; приобрести определенную математическую культуру; помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Данный курс предполагает компактное и четкое изложение теории, решение типовых задач на изложенную теоретическую часть курса, самостоятельную работу, как на уроке, так и дома.
Предлагаемые задания различны по уровню сложности: от простых задач на применение изученных приемов до достаточно трудных задач, предлагаемых в части С на ЕГЭ по математике.
Планируемые результаты
Выпускник научится:
- Свободно оперировать понятиями: уравнение, неравенство, равносильные уравнения и неравенства, уравнение, являющееся следствием другого уравнения, уравнения, равносильные на множестве, равносильные преобразования уравнений;
- владеть методами решения уравнений, неравенств и их систем, уметь выбирать метод решения и обосновывать свой выбор;
- использовать метод интервалов для решения неравенств, в том числе дробно-рациональных и включающих в себя иррациональные выражения;
- решать алгебраические уравнения и неравенства и их системы с параметрами алгебраическим и графическим методами;
- владеть разными методами доказательства неравенств;
- выполнять оценку правдоподобия результатов, получаемых при решении различных уравнений, неравенств и их систем при решении задач других учебных предметов;
- владеть понятиями тригонометрические функции; строить их графики и уметь применять свойства тригонометрических функций при решении задач;
- применять при решении задач преобразования графиков функций;
- владеть понятиями: производная функции в точке, производная функции;
- вычислять производные элементарных функций и их комбинаций;
- исследовать функции на монотонность и экстремумы;
- строить графики и применять к решению задач, в том числе с параметром;
- Решать разные задачи повышенной трудности;
- анализировать условие задачи, выбирать оптимальный метод решения задачи, рассматривая различные методы;
- строить модель решения задачи, проводить доказательные рассуждения при решении задачи;
- исследовать чертежи, включая комбинации фигур, извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную на чертежах;
- решать задачи геометрического содержания, в том числе в ситуациях, когда алгоритм решения не следует явно из условия, выполнять необходимые для решения задачи дополнительные построения, исследовать возможность применения теорем и формул для решения задач;
- уметь формулировать и доказывать геометрические утверждения;
- иметь представление о скрещивающихся прямых в пространстве и уметь находить угол и расстояние между ними;
- применять теоремы о параллельности прямых и плоскостей в пространстве при решении задач;
- уметь применять параллельное проектирование для изображения фигур;
- уметь применять перпендикулярности прямой и плоскости при решении задач;
- владеть понятиями ортогональное проектирование, наклонные и их проекции, уметь применять теорему о трех перпендикулярах при решении задач;
- владеть понятиями расстояние между фигурами в пространстве, общий перпендикуляр двух скрещивающихся прямых и уметь применять их при решении задач;
- владеть понятием угол между прямой и плоскостью и уметь применять его при решении задач;
- владеть понятиями двугранный угол, угол между плоскостями, перпендикулярные плоскости и уметь применять их при решении задач;
- владеть понятиями призма, параллелепипед и применять свойства параллелепипеда при решении задач;
- владеть понятием прямоугольный параллелепипед и применять его при решении задач;
- владеть понятиями пирамида, виды пирамид, элементы правильной пирамиды и уметь применять их при решении задач;
- владеть понятием площади поверхностей и объёмов многогранников и уметь применять его при решении задач;
- использовать основные методы доказательства, проводить доказательство и выполнять опровержение;
- применять векторно-координатный метод при решении задач;
Выпускник получит возможность научиться:
- оперировать понятием определения, основными видами определений, основными видами теорем;
- свободно определять тип и выбирать метод решения уравнений и неравенств, содержащих знак модуля; тригонометрических уравнений и неравенств, их систем;
- решать основные типы уравнений и неравенств с параметрами;
- свободно владеть стандартным аппаратом математического анализа для вычисления производных функции одной переменной;
- владеть понятиями вторая производная,
- уметь применять для решения задач свойства плоских и двугранных углов, трехгранного угла, теоремы косинусов и синусов для трехгранного угла;
- владеть понятиями центральное и параллельное проектирование;
- применять при решении задач формулу расстояния от точки до плоскости;
Содержание курса
Уравнения и неравенства (16 часов).
1.Решения уравнений и неравенств, содержащих модули (2 часа).
Раскрытие модуля по определению. Равносильность уравнений и неравенств. Совокупность
систем неравенств. Решение уравнений с использованием тождества .Теорема о знаках разности модулей двух выражений.
2. Графический метод решения уравнений и неравенств, содержащих знак модуля (2 часа).
Построение графиков функций, содержащих знак модуля. Построение графика функции y = f (|x|). Построение графика функции y = |f(х)|. Построение графика функции y = |f(|х|)|. Геометрическая интерпретация уравнений вида /x-a/+/x-b/=c; /x-a/-/x-b/=c. Изображение фигур на плоскости, задаваемых неравенствами.
3. Графический метод решения уравнений и неравенств с модулями при наличии параметров(4 часа).
Решение уравнений и неравенств, содержащих знак модуля, с параметрами графическим методом.
4. Абсолютная величина в нестандартных уравнениях и неравенствах (2 часа).
Определение, свойства, геометрический смысл модуля, преобразование выражений, содержащих модуль. Решение уравнений и неравенств, содержащих несколько модулей.
5. Решение тригонометрических неравенств (2 часа).
Графический способ решения тригонометрических неравенств. Использование тригонометрической окружности в решении неравенств. Использование периода функций при решении задач. Метод подстановки в решении тригонометрических неравенств.
6. Использование монотонности функций при решении уравнений и неравенств(4 часа).
Свойства монотонных функций. Теорема о корне. Сумма и разность монотонных функций. «Встречная» монотонность. Преобразование к монотонным функциям.
Стереометрия (18 часов).
7. Проектирование. Нахождение расстояния и угла между скрещивающимися прямыми (4 часа).
Определение расстояния между скрещивающимися прямыми. Алгоритм построения расстояния между скрещивающимися прямыми. Угол между скрещивающимися прямыми. Составление алгоритма построения угла между прямыми; особенности построения угла между прямыми в пространстве.
Признак скрещивающихся прямых в пространстве, основные свойства.
Четыре метода вычисления расстояния между скрещивающимися прямыми:
-как длины построенного общего перпендикуляра
-как расстояния между построенными параллельными плоскостями, содержащими исходные прямые,
-как расстояния от точки на одной из скрещивающихся прямых до параллельной плоскости, на которой находится вторая скрещивающаяся прямая;
-метод ортогонального проектирования;
-алгоритм применения метода ортогонального проектирования.
8. Решение задач на вычисление углов и расстояний в пространстве векторно-координатным методом (4 часа).
Координаты точки и координаты вектора. Длина вектора. Скалярное произведение векторов. Вычисление углов между прямыми, прямой и плоскостью, между плоскостями. Нормаль. Направляющий вектор. Расстояние между скрещивающимися прямыми. Расстояние от точки до плоскости.
9. Решение стереометрических задач на нахождение максимумов и минимумов (4 часа).
Нахождение наибольшей (наименьшей) площади сечений многогранников. Шары наименьшего (наибольшего) радиуса, помещенные в прямоугольный параллелепипед. Применение производной для нахождения экстремума. Комбинации тел. Нахождение наименьшего и наибольшего объема.
10. Необходимые и достаточные условия существования вписанной и описанной сферы для многогранника (4 часа).
Сфера, вписанная в многогранник; сфера, описанная около многогранника. Шар, вписанный в многогранник; шар, описанный около многогранника. Комбинации шара с другими телами. Замечания о положении центра шара.
11. Вычисление объемов и площадей комбинации тел (2 часа).
Комбинации пространственных фигур, нахождение элементов вписанных и описанных цилиндров, конусов и сфер. Объёмы и площади поверхностей тел. Метод проецирования.
Использование свойств объема. Разбиение на простые тела.
Календарно-тематическое планирование
№ | Сроки прохождения программы № учебной недели | Название тем, разделов | Кол-во час. |
I.Уравнения и неравенства | 16 | ||
1-2 | Решения уравнений и неравенств, содержащих модули | 2 | |
3-4 | Графический метод решения уравнений и неравенств, содержащих знак модуля | 2 | |
5-8 | Графический метод решения уравнений и неравенств с модулями при наличии параметров | 4 | |
9-10 | Абсолютная величина в нестандартных уравнениях и неравенствах | 2 | |
11-12 | Решение тригонометрических неравенств | 2 | |
13-16 | Использование монотонности функций при решении уравнений и неравенств | 4 | |
II. Избранные вопросы стереометрии | 18 | ||
17-20 | Проектирование. Нахождение расстояния и угла между скрещивающимися прямыми. | 4 | |
21-24 | Решение задач на вычисление углов и расстояний в пространстве векторно-координатным методом | 4 | |
25-28 | Решение стереометрических задач на нахождение максимумов и минимумов | 4 | |
29-32 | Необходимые и достаточные условия существования вписанной и описанной сферы для многогранника | 4 | |
33-34 | Вычисление объемов и площадей комбинации тел | 2 |
Заключение.
Итак, программа элективного курса «Избранные вопросы математики»
поможет у обучающимся 11-ых классов, которые проявляют интерес и способности к математике, сформировать умение решать задачи повышенного уровня сложности, выходящие за рамки программы школьного курса математики.
Список литературы.
- Высоцкий В. С. Задачи с параметрами. – М.: Научный мир, 2011 (в электронном виде).
- Кожухов Я.К. Уравнения и неравенства с параметром. – Москва, 2014 (в электронном виде).
- Прокофьев А.А., Корянов А.Г. Методы решения неравенств с одной переменной. – Москва, 2011 (в электронном виде).
- Прокофьев А.А., Корянов А.Г. Планиметрические задачи на вычисление и доказательство. – Москва, 2014 (в электронном виде).
- Фарков А.В. Методы решения олимпиадных задач. 10-11 классы. – М.: Илекса, 2011.
Интернет-ресурсы.
- www.alexlarin.net.ru
- http://mathus.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по математике "Избранные вопросы математики" 9 класс
Программа и календарно-тематическое планирование элективного курса для учащихся 9 класса...
Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики"
Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. ...
Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики"
Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. ...
Рабочая программа элективного курса по математике «Избранные вопросы математики» для 8 класса
Программа элективного курса предназначена для коррекции знаний учащихся 8 класса, и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Данный курс направлен на коррекцию знаний у...
Программа элективного курса «Избранные вопросы математики» 9 класс, Галимова Нина Викторовна - учитель математики высшей категории
Программа элективного курса «Избранные вопросы математики» 9 класс, Галимова Нина Викторовна - учитель математики высшей категории...
Тематическое планирование элективного курса по математике по теме: «Избранные вопросы по математики. Нестандартные задачи» 10-11 классы, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории
Тематическое планирование элективного курса по математике по теме: «Избранные вопросы по математики. Нестандартные задачи» 10-11 классы, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей кате...
Элективный курс по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики"
Элективный курс по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики" расчитан на 17 часов. Проводится во 2 полугодии. Целью его является углублённое изучение математики и подготовка к ОГЭ....