Урок в 9 классе "Прогрессии"
план-конспект занятия по алгебре (9 класс)
Урок по теме "Прогрессии" проведён в 9 классе в начале изучения этой темы. Исторический материал подобран с помощью книг Я.И.Перельмана, что значительно помогло учащимся глубже понять новую тему и удивиться её глубине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyyurok.doc | 45.5 КБ |
progressii.pptx | 1.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Сумма первых n членов геометрической прогрессии
1).Цель:
Ввести понятие суммы первых n членов геометрической прогрессии.
Задачи:
-образовательные:
- вывести формулу суммы п первых членов геометрической прогрессии
- сформировать умение использовать формулу при решении задач
-развивающие:
- способствовать развитию логического мышления
- продолжить процесс формирования самостоятельного мышления
- помочь расширению кругозора учащихся
-воспитательные:
- развитие познавательного интереса
- воспитание культуры устной речи
- способствовать развитию умения работать в коллективе
- воспитание культуры жителя Санкт-Петербурга
2). Место урока в теме – текущий
3). Тип урока – комбинированный (повторение и систематизация знаний + изучение нового материала)
4). Отбор содержания согласно цели (педаг. кредо)
5). Выбор методов: - объяснительно-иллюстративный
- репродуктивный
6). Формы организации учебной деятельности: - фронтальная
- коллективная
- индивидуальная
7). Использование УМК: - экзаменац. сборники;
- наглядность
8). Полнота познавательного цикла:
- восприятие
- осмысление
- запоминание
- применение
9). Оценочная деятельность
10). Д/З
Цель: 1)запоминание + применение формулы
2)развитие логического мышления
3)навык поисковой деятельности
Вариативность: 1) задание из учебника
2) задания по вариантам из экзам. сборника
3) творческое задание
Тип: 1) репродуктивный
2) поисковый
3) творческий
11). Удовлетворённость учащихся уроком
12). Удовлетворённость учителя уроком
- Сумма первых n членов геометрической прогрессии.
1). Организационный момент
2). Проверка домашнего задания ( по желанию, по вариантам): записать на доске первое и последнее слагаемые в искомой сумме.
Записать формулу суммы n первых членов арифметической прогрессии.
3). Актуализация знаний:
а) б)
Х = 3 С =
Х = 243 С =
Найти знаменатель. Найти пятый член.
4). На прошлом уроке мы решали задачу о поливке огорода из книги Я.И.Перельмана «Занимательная алгебра», выводили формулу суммы первых n членов арифметической прогрессии способом, предложенным Яковом Исидоровичем.
Сегодня мы снова вернёмся в мир книг Перельмана. Итак, - «Живая математика».
ПРИХОД РАСХОД
1 рубль 1 день 1 коп.
2 рубля 2 день 2 коп.
3 рубля 3 день 4 коп.
… … …
14 рублей 14 день 2 коп.
Арифм. прогрессия Геометр. Прогрессия
ИТОГ
5). Вывод формулы суммы первых n членов геометрической прогрессии:
( 1—читаем со слайда, разбираем
2—закрыть слайд, вспоминаем шаги доказательства
3—записать вывод формулы в тетрадь)
6). Вернёмся к задаче
Ответ: богач оказался в убытке на 58 руб.83 коп.
7). Ещё одна задача, предложенная Перельманом – «Покупка лошади»:
Решение:
8). Обобщение:
? Для нахождения суммы первых п членов геометрической прогрессии что необходимо знать? ( первый член и знаменатель)
? Для нахождения суммы первых п членов арифметической прогрессии что необходимо знать? (первый и последний члены, разность) можно выразить через
первый и разность
9). Домашнее задание:
А) учебник №420 (2,4,6) – вычислить по формуле
Б) экзам. сборник стр. 132 № 6.9(по вариантам)
В) индивидуальное творческое задание:
Городские слухи.
В провинциальный город с 50-тысячным населением приехал в 8 часов утра житель столицы и привёз свежую, всем интересную новость. В доме, где приезжий остановился, он сообщил новость только трём местным жителям; это заняло четверть часа. Узнав эту новость, каждый из трёх граждан поспешил рассказать её трём другим. Это потребовало также четверти часа. Сколько жителей города узнают эту новость к половине одиннадцатого утра?
Легенда о шахматной доске.
Шахматная игра была придумана в Индии, и когда индусский царь Шерам познакомился с нею, он был восхищён её остроумием. Узнав, что она изобретена одним из его подданных, царь приказал его позвать, чтобы лично наградить за удачную выдумку: «Я желаю достойно вознаградить тебя, Сета, я достаточно богат, чтобы исполнить самое смелое твоё пожелание». «Повелитель,- сказал Сета,- прикажи выдать мне за первую клетку шахматной доски одно пшеничное зерно. За вторую клетку – 2 зерна, за третью – 4, за четвёртую – 8…». Царь обещал к утру выдать награду. Как велика награда царя, если известно, что кубический метр пшеницы вмещает около 15 миллионов зёрен?
Награда. Полководец Теренций, по приказу императора, совершил победоносный поход и с трофеями вернулся в Рим. Император желал наградить Теренция: «В моём казначействе лежит 5 миллионов медных брассов. Ты войдёшь в казначейство, возьмёшь одну монету в руки, вернёшься сюда и положишь её к моим ногам. На другой день вновь пойдёшь в казначейство, возьмёшь монету, равную 2 брассам, и положишь здесь рядом с первой. В третий день принесёшь монету, стоящую 4 брасса, в четвёртый – стоящую 8 брассов, в пятый – 16, и так далее, всё удваивая стоимость монеты. И когда заметишь, что уже не можешь поднять монету – остановись. Все монеты, которые удастся тебе вынести останутся твоими». На восемнадцатый день Теренций был совершенно измучен: «Довольно, не могу больше…». Какова масса монеты, которую Теренций вынес в последний день, если масса монеты в 1 брасс равна 5 граммам? Какую сумму вынес Теренций?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверка домашнего задания
«…чтобы привлечь внимание к чересчур знакомым предметам, надо показать их в новом свете, раскрыть незнакомые стороны»
Прогрессии в книгах Я.Перельмана словно оживают : мы читаем о забавных на первый взгляд ситуациях, о весёлых случаях, о затруднительных положениях, которые разрешаются благодаря математике
Задача мудрого бедняка
Сумма первых n членов геометрической прогрессии
Ответ: за 24 подковных гвоздя пришлось уплатить 4 193 303¾ коп., т.е. около 42 тысяч рублей. При таких условиях не обидно дать и лошадь в придачу.
Задачи , предложенные Я. И. Перельманом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...