"Формирование мотивации учебно-исследовательской деятельности учащихся подросткового возраста"
статья по алгебре (7 класс)

Ивашкевич Светлана Анатольевна

В современной школе развитие и формирование познавательных мотивов актуальны как никогда. По сути, исследовательская деятельность учащихся - зто творческая и одновременно научная деятельность. Данная статья посвящена методам формирования мотивации у учащихся к учебно-исследовательской деятельности. Данная деятельность учащихся позволяет поддерживать познавательный интерес детй на высоком уровне, дает возможность не только раскрыть и реализовать скрытые таланты всех учащихся, но и позволяет корректировать психологические особенности "трудных детей" - осознать свои возможности, найти свой жизненный путь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_motivatsii_uid_uch-sya.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование мотивации учебно-исследовательской

деятельности учащихся подросткового возраста

Федеральный Государственный Образовательный стандарт (ФГОС) общего образования задает формирование познавательного интереса учебной деятельности и готовность к саморазвитию и непрерывному образованию. Во ФГОС второго поколения большое внимание уделяется активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, а также построению учебной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся. Организация учебно-исследовательской деятельности (УИД) должна являться неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. УИД обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным, национально значимым и научным ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта второго поколения.

С первых дней жизни любой ребёнок является исследователем. Он познает окружающий мир, наблюдая, трогая, пробуя на вкус, слушая и т.д. Ежеминутно он анализирует полученную информацию, запоминает её и, в случае необходимости, использует.

Почему же со временем познавательный интерес детей становится узконаправленным или исчезает совсем?

Формирование мотивации учения можно назвать одной из центральных проблем современного образования. Чтобы сохранить тягу к познаниям, родители и педагоги должны проводить ежедневно кропотливую работу по поддержанию и развитию познавательного интереса. Выпускникам средних образовательных учреждений понадобятся такие качества как: познавательная активность и самостоятельность; оперативная ориентация в информационных потоках; креативность мышления и способность к осознанному выбору своих решений, суждений, поступков; коммуникативная культура и умение работать «в команде».

Весьма значимой для разрешения вопросов формирования мотивации школьников к учению выступает учебно-исследовательская деятельность (УИД), основной функцией которой должно являться инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире. Психологи  и педагоги, изучающие проблему УИД, определяют учебно-исследовательскую деятельность учащихся как творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения [4].

При формировании исследовательских умений учащихся необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

  • Мотивировать школьников на исследовательскую деятельность, т.е. помочь увидеть смысл в их творческой деятельности, найти способ самовыражения и самореализации.
  • Систематичность и целенаправленность: исследовательская деятельность должна проводиться от урока к уроку, соответствовать общей образовательной системе и демонстрировать конкретные результаты.
  • Творческая атмосфера призвана поддерживать интерес учащихся к исследовательской работе.
  • Психологический комфорт позволяет учащимся достигнуть максимального самовыражения посредством поощрения и похвалы со стороны учителя.
  • Возрастные особенности учащихся: при выборе темы исследования учитель должен учитывать уровень восприятия информации, посильность, интересность и полезность проводимого исследования.

Систематическое осуществление учебно-исследовательской деятельности способствует интенсивному развитию у субъектов метапредметных компетенций. Педагог, в данном случае, выступает как организатор формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которым у ученика формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции. Поэтому одной из наиболее существенных задач становится разрешение вопроса о способах формирования внутренней мотивации, то есть переведение внешней необходимости поиска неизвестного во внутреннюю потребность. Все усилия по организации системы исследовательской деятельности учащихся должны быть направлены именно на эту задачу, а не на абстрактную подготовку ученика к взрослой жизни, к развитию у него тех или иных умений и навыков, к получению определенных специальных знаний. Как отмечают Алексеев Н.Г., Александрова Т.К., Леонтович А.В. большая социальная значимость ярче проявляется в том случае, когда мотив проведения исследования является внутренней потребностью ученика, а проблема, которую он раскрывает – субъективно интересна и значима для него [1], [2], [7].

Именно поэтому весьма существенным становится вопрос выбора и определения темы и проблемы исследования ученика совместно с учителем. Учитель не должен вести ученика «за руку» к ответу, а лишь как человек более опытный в поиске ответов на вопросы, которые ставит жизнь, или которые он ставит сам перед собой, совместно с учеником искать решение. Как отмечают педагоги и психологи в самой «формуле» сотрудничества заложен принцип равноправия, который достигается благодаря тому, что никто из сторон не знает однозначно «правильной» истины, хотя бы потому, что она не достижима.  

Высокий уровень мотивации учебно-исследовательской деятельности необходим для достижения успеха в учебе и в этом вклад мотивации УИД в общую успешность деятельности школьника.

Анализ теоретического материала позволяет нам выдвинуть следующую гипотезу: для повышения интереса учащихся к основам УИД необходимо выявлять и более полно учитывать истинные мотивы, цели, потребности и интересы школьника.

Проверку этой гипотезы мы осуществляем с помощью педагогического эксперимента, состоящего из нескольких этапов:

  1. констатирующий эксперимент: анкетирование учащихся и учителей;
  2. формирующий эксперимент: разработка и апробация программы «Пять шагов к УНИО (Ученическое Научно-исследовательское Общество)»;
  3. мониторинг результатов формирующего эксперимента

В ходе констатирующего эксперимента нас интересуют следующие вопросы: насколько учащиеся мотивированы на учебную деятельность, какую ценность она представляет для них, и хотят ли они развивать свои интересы и потребности в приобретении знаний. Для ответа на эти вопросы учащимся предлагается специально разработанная анкета (Приложение №1).

Учебный процесс основан на сотрудничестве учителей с учащимися, и в ходе констатирующего эксперимента нашего исследования очень важно выяснить мнения учителей-предметников по проблеме формирования мотивации у детей. Важно узнать, как учителя характеризуют уровень развития мотивации учения учащихся, выяснить, что сами учителя делают для того, чтобы повысить познавательный интерес учеников, а также выявить их отношение к исследовательской деятельности учащихся в рамках работы детских самодеятельных объединений (Приложение №2).

Формирующий эксперимент связан с разработкой и апробированием специальной программы «ПЯТЬ ШАГОВ К УНИО». В процессе разработки данной программы должны быть сформулированы два блока целей и задач: для педагогов и для учащихся.

Объединив цели и ценности двух блоков (взрослых и детей), создаем, как итоговый результат, программу «ПЯТЬ ШАГОВ К УНИО» для младших школьников.

Шаг первый – человек любознательный и неравнодушный;

Шаг второй – человек умелый;        

Шаг третий - человек активный и самостоятельный;

Шаг четвертый - человек веселый, который любит и понимает шутку, юмор, умеет сам делать радость для себя и для других;

Шаг пятый - человек среди друзей.

Данная программа реализуется через систему классных часов, используя кейс- технологии. В процессе реализации программы «ПЯТЬ ШАГОВ К УНИО» применяются следующие методики: методика «Незаконченные предложения», методика «Составь расписание на неделю», методика «Определение уровня развития познавательных интересов по учебным предметам» и другие.

В ходе мониторинга формирующего эксперимента нас интересуют следующие вопросы: насколько изменилась мотивация учебной деятельности, динамика изменения потребности в приобретении знаний в сфере дополнительного образования посредством в различных познавательных самодеятельных организациях. 

Таким образом,  для формирования мотивации  учебно-исследовательской деятельности  учащихся подросткового возраста  и в целях эффективного развития детского познавательного самодеятельного творчества в рамках такой структуры, как Ученическое Научно-исследовательское Общество (УНИО) необходимо как можно более полно и глубоко изучить интересы, мотивы учения школьников, их отношение к различным учебным предметам. Начинать подобное изучение следует уже с четвертого – пятого класса, так как уже пятиклассники имеют возможность активно включиться в деятельность УНИО.

В условиях современного образовательного процесса учебно-исследовательская деятельность учащихся является одним из актуальных направлений его развития и совершенствования. Мотивировать данный вид деятельности, придать ему глубоко осознаваемую учащимися личностно значимую ценность – важная, но весьма непростая профессионально-педагогическая задача.

Приложение №1

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

КЛАСС ________________

  1. Нравится ли тебе учиться в школе (выбрать один вариант ответа и обозначить его знаком v)
  • Очень нравиться  учиться
  • Учеба мне безразлична
  • Не люблю учиться
  • В общем, нравиться учиться
  • Не очень нравиться учиться
  1. Закончите, пожалуйста, предложение:

Мой самый любимый предмет в школе____________________________________________

  1. Почему именно он нравиться тебе больше всего? (выбрать один вариант ответа и обозначить его знаком v)
  • Он интересный
  • Он легкий
  • У меня по нему хорошие оценки
  • Мне нравиться учиться
  • Другие причины (написать)________________________________________________
  1. Как ты сам оцениваешь свою успеваемость в школе? (выбрать один вариант ответа и обозначить его знаком v)
  • Учусь очень хорошо и очень стараюсь
  • Учусь не очень хорошо, но стараюсь учиться лучше
  • Учусь плохо, но стараюсь учиться лучше
  • Учусь плохо и не стараюсь
  1. Что побуждает тебя учиться лучше и старательно? (выбрать два варианта и обозначить их знаком v)
  • Мне нравиться узнавать новое
  • От этого зависит мое будущее (поступление в университет, выбор профессии т.д. и т.п.)
  • Хочу быть образованным человеком
  • Это помогает получить необходимые для жизни знания и умения
  • Мне нравиться, когда меня хвалят и ставят в пример
  • Это помогает мне выделиться среди моих товарищей, повысить свой авторитет в классе
  • Я люблю получать хорошие оценки
  • Другой вариант__________________________________________________________
  1. Хотел(а) бы ты, чтобы в школе была познавательная ученическая организация (например ученическое общество, малая академия наук и т.д.), где бы ты мог получать дополнительные знания, самостоятельно выполнять интересные задания?

Да   /   нет

  1. Если да, то чем именно ты хотел(а) бы заниматься, какой предметной областью или конкретной проблемой (темой)? Укажи, пожалуйста, эту область, проблему, тему ___________________________________________________________________
  2. В какой форме ты бы хотел(а) заниматься дополнительным образованием? (Например: изучать литературу, проводить опыты, посещать музеи, выставки, экскурсии и т.д.)_________________________________________________________

________________________________________________________________________

СПАСИБО!!!

Приложение №2

АНКЕТА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

  1. Насколько у учащихся в классах, в которых Вы работаете, в целом развита познавательная деятельность?  (выбрать один вариант и отметить его знаком V)
  • Учащиеся охотно стремятся получить знания вне школьной программы
  • Учатся с интересом, в основном ограничиваясь рамками школьной программы
  • Интерес к учению неустойчив, школьную программу знают удовлетворительно
  • Не проявляют интерес к приобретению знаний
  • Равнодушны к учению
  1. Какими приемами Вы пользуетесь в своей практике, чтобы вызвать у учащихся познавательный интерес к своему предмету? (перечислите)

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие проблемы, трудности усложняют Вашу работу с учащимися по формированию интереса к Вашему предмету? (перечислите)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Нужны ли, по-вашему мнению, в современной школе детские самодеятельные познавательные организации (ученические научно-исследовательские общества, детские клубы любознательных, малые академии наук), развивающие творчество учащихся, их познавательный интерес?

Да    /    нет

Обоснуйте свой выбор____________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

  1. Знакомы ли Вы с примерами деятельности детских познавательных организаций, а именно: УНИО, малых академий наук, детских клубов?

Да   /   нет

  1. Приходилось ли Вам изучать опыт работы таких организаций?

Да   /    нет

  1. Если да, то приведите наиболее запомнившийся Вам пример ___________________
      ________________________________________________________________________

   ________________________________________________________________________

   ________________________________________________________________________

СПАСИБО!!!

Литература

  1. Александрова Т.К. Возможность реализации профильного обучения в условиях современной гимназии (из опыта гимназии №73 «Ломоносовская гимназия» Выборгского района Санкт-Петербурга). Материалы Всероссийской научно-практической конференции «200 лет Российскому гимназическому образованию». Т 1/ Т.К. Александрова. – СПб.: Осипов, 2007
  2. Алексеев Н.Г. О целях обучения школьников исследовательской деятельности //  VII юношеские чтения им. В.И, Вернадского: Сб. методических материалов. – М., 2000
  3. Выготский Л.С. Сборник сочинений в шести томах. – М.: Педагогика, 1987
  4. Исследовательская деятельность учащихся. Научно-методический сборник в двух томах./ Под общей ред. А.С. Обухова. Т.1: Теория и методика. – М.: Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь», 2007
  5. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. - М.: Наука, 1988
  6. Леонтьев А.Н. Эмоции. Мотивы. Личность. Избранные психологические произведения в двух томах. – М., 1983
  7. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся (сборник статей). – М.: МГДД(Ю)Т, 2003
  8. Леонтович А.В. К проблеме исследований в науке и образовании.// Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. –  М.: Народное образование, 2001
  9. Леонтович А.В. Разговор об исследовательской деятельности: Публицистические статьи и заметки./ Под ред. А.С. Обухова. М.: журнал «Исследовательская работа школьников», 2006
  10. Психология подростка. Полное руководство. Под общей ред. А.А. Реане. – СПб., 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психофизиологические особенности учащихся подросткового возраста

Подростковый возраст - остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные ...

"Построение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов в рамках курсовой подготовки учащихся подросткового возраста" (внеурочная деятельность)

Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного...

Применение системно-деятельностного подхода в обучении, как условие формирования навыков учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся

Современные условия определяют новые требования к социальному предназначению школы. Новые стандарты предполагают, что обучение будет направлено на овладение школьниками универсальными учебными д...

Формирование навыков многоголосного пения у учащихся подросткового возраста на занятиях вокального ансамбля

Данная работа создана на основе анализа психологической, педагогической и методической литературы. Цель данной работы - выявить приемы и методы, направленные на формирование навыков многоголосного пен...

Презентация "Особенности мотиваций учебной деятельности в подростковом возрасте"

Мотивация является одной из фундаментальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Что побуждает человека к деятельности, каков мотив, ради чего он её осуществляет? Ответы на эти...

Формирование положительной мотивации к познавательной деятельности учащихся с использованием ИКТ в среднем звене

выступление на творческой лаборатории учителей. Содержит формы работы с ИКТ на уроках биологии в среднем звене...

Формирование мотивации к здоровому образу жизни у учащихся подросткового возраста на уроках биологии

Здоровье и здоровый образ жизни (ЗОЖ) подрастающего поколения - тема особо актуальна. Особую важность данная тема приобретает среди учащихся школ подросткового возраста, так как их образ жизни только ...