Формирование мотивации к здоровому образу жизни у учащихся подросткового возраста на уроках биологии
статья по биологии
Здоровье и здоровый образ жизни (ЗОЖ) подрастающего поколения - тема особо актуальна. Особую важность данная тема приобретает среди учащихся школ подросткового возраста, так как их образ жизни только формируется. Дети немало времени проводят в школе, поэтому очень важно правильно организовать в образовательном учреждении мероприятия, которые будут способствовать формированию мотивации к ЗОЖ у подростков. Также в этом может поучаствовать учитель биологии в рамках изучения школьного курса биологии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Автор: Озернюк Светлана Алексеевна
Учитель биологии СПб ГБОУ СОШ №120
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Актуальность. Здоровье и здоровый образ жизни (ЗОЖ) подрастающего поколения - тема особо актуальна. Особую важность данная тема приобретает среди учащихся школ подросткового возраста. Ученики в этом периоде, часто относятся пассивно к своему здоровью: недостаток физической активности, неправильное питание, вредные привычки, нарушенный режим дня. И как исход всего этого – возникновение различных заболеваний и переход их в хроническую форму.
У подростков активно формируется образ жизни и от того, какой он будет: здоровый или нездоровый, будет зависеть его здоровье, а также здоровье будущего поколения. Исходя из этого, подростку нужно и важно правильно сформировать мотивацию, научить укреплять свой собственный организм, а также обучить управлять своей психикой.
В последнее время в России стали больше внимания уделять профилактике и поддержанию здоровья, но пока это все в процессе развития.
Немаловажное влияние на развитие ЗОЖ среди подростков оказывает школа. В школе, помимо получения знаний, у учащихся формируется представление о здоровье и о том, как его сохранить. Происходит формирование мотивации к ведению здорового образа жизни. Научные источники отмечают, что мотивация к ЗОЖ закладывается до 15 лет жизни. И как раз этот период приходится на школьные годы. Именно поэтому школа оказывает немалое влияние на формирование образа жизни ребёнка. Особенно это действенно, если это происходит совместно с родителями.
Одним из основных звеньев в формировании ЗОЖ у школьников может быть школьный курс биологии. Учитель биологии может внести свой немалый вклад в развитие ЗОЖ у учащихся подросткового возраста на уроках. Особенно актуально поднимать данные темы учителю биологии во время прохождения курса «Анатомии человека» в 8 классе. По мере прохождения на уроках разных структур тела, систем органов, можно уделять время в рамках урока на рассказ о профилактике заболеваний, касаемо данной сферы, а также какое влияние на системы органов могут оказывать различные нездоровые вещества и мероприятия.
Опорно-двигательная система. Рассказ о гиподинамии (недостаток движения), демонстрация и рассказ о последствиях гиподинамии, рассказ о профилактических
мероприятиях. Совместно проделать небольшие упражнения для сохранения осанки и профилактики сутулости спины.
Сердечно-сосудистая система. Рассказ о влиянии алкоголя на сердечно-сосудистую систему человека. Демонстрация наглядного опыта: три пробирки – с водой, спиртом и азотной кислотой, в каждую из пробирок опускается сырой яичный белок. В алкоголе и азотной кислоте белок «застывает». Действие алкоголя подобно действию кислоты, он обезвоживает ткани и клетки.
Дыхательная система. Рассказа о действии курения на органы дыхания, демонстрация наглядных материалов. Проведение опыта: действие никотина на пророщенные семена гороха.
По теме урока пищеварительная система, уделять внимание принципам правильного питания, которые помогут избежать неприятных заболеваний. Совместно с учащимися составить памятку правильного питания подростка: КБЖУ, стоп-продукты и т.д.
Нервная система. Рассказ о влиянии наркотиков на нервную систему. Составление памятки о вреде наркотиков.
Выводы. Подростки небрежно относятся к своему здоровью и не стремятся его сохранить. Они считают, что проблемы со здоровьем только у стариков. Молодые люди мало что делают, для улучшения и поддержания своего здоровья. Они почти уверены, что будут здоровы, так как еще молодые, поэтому очень часто пренебрегают соблюдением принципов ЗОЖ. Очень важно в этом периоде объяснить, что здоровье формируется с молодых лет и проще заложить его в эти годы, чем в зрелом возрасте.
Школа оказывает немалое влияние на формирование образа жизни ребёнка. Образовательная организация не поддерживает здоровье ребенка и не заставляет его принимать тот или иной образ жизни, а объясняет, как правильно поступать со своим здоровьем и направляет на верный путь. В процессе формирования мотивации к ЗОЖ в стенах школы очень важно проводить:
- просветительскую и профилактическую работу на уроках биологии в 8-м классе учителем по теме ЗОЖ;
- воспитательную работу: беседы со школьным психологом, лекции, просмотр различных иллюстраций и видеороликов по теме;
- организацию оздоровительных мероприятий со стороны медицинского персонала;
- проведение спортивных мероприятий, проектная деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование мотивации к здоровому образу жизни
Из опыта работы...
Формирование здорового образа жизни и профилактика вредных привычек на уроках биологии в школе VIII вида
Уроки биологии способствуют решению важнейшей задачи общего школьного образования — формированию культуры здорового образа жизни. В процессе обучения биологии постоянно затрагиваются вопросы здо...
Формирование мотивации к здоровому образу жизни на уроках математики
Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, полезно на уроках рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями «знание своего тела», «гигиена тела», «правильное питание»...
Формирование здорового образа жизни и профилактика вредных привычек на уроках биологии в школе VIII вида
Уроки биологии способствуют решению важнейшей задачи общего школьного образования — формированию культуры здорового образа жизни. В процессе обучения биологии постоянно затрагиваются вопр...
Формирование здорового образа жизни и профилактика вредных привычек на уроках биологии в школе VIII вида
Формирование здорового образа жизни и профилактика вредных привычек на уроках биологии в школе VIII вида...
Формирование мотивации к здоровому образу жизни подростка через систему внеклассных мероприятий
Цель: воспитание потребности в здоровом образе жизни и ответственности перед обществом за собственное здоровье. Задачи:– воспитывать потребность в ЗОЖ и ответственность перед обществ...
Консультация для воспитателей "Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста»«Я не боюсь еще и еще раз повторять:забота о здоровье...