Программа подготовки к ОГЭ по математике детей "группы риска"
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (9 класс)

Васильева Елена Папиевна

Программа подготовки к ОГЭ по математике  детей "Группы риска"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_gia.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Программа подготовки к экзаменам по математике детей «группы риска»

План совместной работы родителей  и педагога

Актуальность психологической подготовки к   ГИА  в 9 классе трудно недооценить. Это связано с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией и с тем, что ОГЭ и ГИА,  как форма экзамена, появился сравнительно недавно и ввиду внедрения каждый год меняются требования к проведению экзамена, и с тем, что такая форма проведения экзамена для многих выпускников является непривычной и пугающей. Все это привело к необходимости создания тренинговой программы, позволяющей помочь учащимся более эффективно подготовиться к экзамену и справиться с волнением.

Психолого-педагогическое сопровождение предполагает целостный и непрерывный комплекс мер, предусматривающий применение адекватных форм, методов, приемов взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования определены в

 25 раздела III федерального государственного образовательного стандарта

основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (далее-ФГОС), в которых указаны вариативные формы и

вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников

образовательного процесса в рамках ФГОС, включающих организацию

психологической подготовки к экзаменам в формате ОГЭ и направленных на:

- сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся;

-формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;

- мониторинг возможностей и способностей обучающихся;

- выявление и поддержку одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и др.

Психологическая подготовка старшеклассников к сдаче выпускных экзаменов

ГИА является одним из основных и приоритетных направлений работы педагога и родителей  результатом проведения работы на протяжении всего периода обучения,

а не последних дней или месяцев работы.

Организация системного подхода в выявлении и проработке  возникающих у

обучающихся трудностей на разных этапах обучения является главной задачей в

работе педагога.

 Подготовка к итоговой аттестации включает в себя формирование и развитие

психологической, педагогической и личностной готовности у всех субъектов

образовательного процесса – обучающихся, учителей, родителей.

Проблемы психологической готовности к экзаменационным испытаниям

рассматриваются, прежде всего, через трактовку понятия «готовность».

Под психологической готовностью подразумевают эмоциональный «настрой»,

внутреннюю психологическую настроенность на определенное поведение,

ориентированность на целесообразные действия, актуализацию и приспособление

возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена.

Педагогическая готовность включает в себя знания, умения и навыки по

предмету.

Личностная готовность – это опыт, особенности личности, необходимые для

прохождения процедуры итоговой аттестации .

       

Цель: оказание психологической помощи учителям, выпускникам 9 классов и их родителям в подготовке к ОГЭ

Методы и техники, используемые на занятиях:

Мини-лекции.

Дискуссии.

Релаксационные методы.

Метафорические притчи и истории.

Психофизиологические методики.

Упражнения с элементами арттерапии.

Диагностические методики

Задачи:

1. Повышение сопротивляемости стрессу.

2. Отработка навыков поведения на экзамене.

3. Развитие уверенности в себе.

4. Развитие коммуникативной компетентности.

5. Развитие навыков самоконтроля.

6. Помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок.

7. Обучение приёмам  эффективного запоминания

Субъекты программы: выпускники 9-х  классов, их родители, учителя.

Программа включает 5 направлений:

1. Диагностическое направление.

2. Психокоррекционная  и  развивающая  работа  со  школьниками.

3. Консультирование  учащихся, родителей, педагогов по вопросам психологической готовности к экзаменационным испытаниям.

4. Профилактическая  работа.

5.Организационно-методическая  работа.

Ожидаемые результаты:

Психологическая готовность участников ОГЭ и ГИА:

1. Снижение уровня тревожности.

2. Развитие концентрации внимания.

3. Развитие чёткости и структурированности мышления.

4. Повышение сопротивляемости стрессу.

5. Развитие эмоционально-волевой сферы.

6. Развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.

7. Развитие навыков конструктивного взаимодействия (и всех психических процессов, необходимых при сдаче  ОГЭ).

Особое внимание при подготовке к экзаменам нужно уделять детям «группы риска»

Цель психологической подготовки к ОГЭ  – составление системы работы

с учащимися «групп риска», испытывающими трудности обучения.

Основные направления коррекционно-развивающей работы педагога:

- развитие познавательной сферы учащихся: мышления, внимания,

памяти, воображения и т.д.;

-формирование адекватной самооценки, снятие тревожности;

- развития произвольности, навыков самоорганизации и самоконтроля;

Кроме этого, в систему следует включить следующие направления:

- обучение способам снятия эмоционального и физического напряжения и релаксации;

- повышение стрессоустойчивости;

- актуализация внутренних ресурсов .

Целью психологической профилактики является предупреждение

возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных

индивидуальных рекомендаций для родителей, педагогических работников по

оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.

Задача психопрофилактической работы по психологической подготовке к ОГЭ

и предупреждение трудностей в интеллектуальном и личностном развитии, по

управлению психическим состоянием, организации коррекционных мероприятий. Это

подразумевает следующие направления работы:

- обучение методам психосаморегуляции;

- выработка навыков мобилизации в стрессовых ситуациях;

- формирование уверенности в своих возможностях;

- развитие творческого потенциала.

Психопрофилактическая работа осуществляет все виды работ педагога .

 Это происходит и на развивающих занятиях, и на консультациях, и,

естественно, при проведении психологической диагностики.

6. Психопросвещение в системе психологического сопровождения

обуючащихся при подготовке к ОГЭ.

Психологическое просвещение – это формирование у обучающихся и их

родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей

потребности использовать психологические знания в интересах собственного

развития; создание условий для личностного развития и полноценного

самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в

своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности.

Задачи психологического просвещения в рамках психологической подготовки к

ОГЭ.:

- информирование обучающихся и их родителей о процедуре проведения

ОГЭ.

- развитие у обучающихся знаний о своих психологических особенностях

и умений эффективно организовывать свою учебную деятельность в соответствии с

этими особенностями;

-создание условий для получения необходимых психолого-

педагогических знаний и навыков, которые помогут педагогам выстроить работу с

обучающимися, имеющими трудности в обучении;

- ознакомление родителей с проблемами детей и рекомендациями с

формами детско-родительского общения, подходящими на данном этапе развитии

Оказание помощи обучающимся в выборе учебных предметов для сдачи

ОГЭ

В вопросе выбора предметов для сдачи ОГЭ  необходимы психодиагностика и консультация педагога, классного руководителя  которые помогут

обучающимся понять, какие дополнительные предметы ОГЭ сдавать, как

правильно оценить собственные возможности, профессиональные наклонности,

интересы, понять и учесть специфику  учебного заведения. Эту работу

начинать необходимо с 7- 8 класса (некоторые обучающие определяются с будущей

профессией намного раньше), чтобы осталось время для подготовки, для устранения

пробелов в знаниях. Школьные дисциплины условно делят на физико-техническую,

гуманитарную, естественнонаучную группы.

План работы.

Вилы деятельности

содержание

сроки

ответственный

Работа с учащимися

(диагностика)

Выявление уровня тревожности у учеников

сентябрь

Практическая работа

1.Подготовка рекомендаций выпускникам по подготовке к ГИА

2.Помощь учащимся в окончательном выборе экзамена.

Индивидуальные и групповые работы

Сообщение, как лучше подготовиться к экзаменам

Оформление стенда для выпускников

Информация о подготовке к экзаменам

Работа с родителями

–        познакомить родителей с правилами и порядком проведения итоговой аттестации, в том числе  с ОГЭ

- Познакомить родителей с изменениями в ОГЭ в 2020г

–        проанализировать подготовленность детей к предстоящим испытаниям;

–        дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к итоговой аттестации

. Подготовка методических рекомендаций  родителям. Памятка

Ознакомление родителей с результатами пробных экзаменов.

Консультирование

Индивидуальное информирование и консультирование по вопросам, связанных с ОГЭ

Работа классного руководителя

Психологическая помощь в период подготовки к ЕГЭ и ГИА

Нормативная документация

. Составление и утверждение плана работы по подготовке выпускников к ЕГЭ и ГИА.

сентябрь

Оформление протоколов родительских собраний.

1.

Педагогам хорошо известно, что результаты экзамена не всегда определяются уровнем знаний ученика. Порой те, кто готовился не щадя сил, без сна и отдыха и, казалось бы, знает все назубок, получают худшие оценки, чем те, кто ничем не жертвовал, работал в меру, без перенапряжения. Иногда говорят «повезло», но дело не в везении, а в том, что успех на экзамене зависит не только и не столько от уровня знаний, сколько от способности ребенка справиться с волнением, сосредоточиться, мобилизоваться, правильно рассчитать силы. Реакция на эмоциональный стресс во многом определяет результат ОГЭ.

Любой экзамен – испытание, которое связано с физическим, интеллектуальным и эмоциональным стрессом. Существуют два основных варианта реакции на него. Первый – активизация, мобилизация, концентрация всех усилий. В этом случае сохраняется способность спокойно и адекватно оценивать вопросы и задания, соотносить их со своими знаниями, а также объективно относиться к возникающим трудностям. Для второго варианта характерны растерянность, страх неудачи, паника. Тогда теряется способность адекватно реагировать, и хорошо сдать экзамены сложно даже тем, кто знает материал.

Основные факторы, вызывающие или усиливающие экзаменационный стресс: негативный настрой; ситуации неопределенности и ограничения времени; сомнения в полноте т прочности знаний, в собственных способностях – логическом мышлении, умении анализировать. Кроме того, причинами могут быть особенности организации деятельности, присущие каждому отдельному ребенку, например медленный темп, длительное врабатывание, трудности планирования, психофизиологические качества – сниженная работоспособность, повышенная утомляемость, сложности концентрации и переключения внимания, низкая стрессоустойчивость; индивидуальные особенности нервной системы, физическое и интеллектуальное перенапряжение, а также груз ответственности перед родителями и школой.

Встает закономерный вопрос, может ли педагог снизить влияние этих факторов, безусловно, это в силах педагога. Задача педагога – сделать все, чтобы снизить волнение и страх неудачи. Правильно организованные пробные экзамены позволят снять неопределенность, научить детей использовать индивидуальные особенности организации деятельности, сформировать навыки работы с тестовыми заданиями, позитивную установку. Обучение школьников навыкам эффективной работы с информацией и простейшим приемам аутотренинга поможет устранить сомнения в собственных силах и способностях. Педагог и родители  должны помочь каждому ученику правильно распределить нагрузку, установить режим занятий и отдыха, обратить внимание на значение здорового питания.

Я надеюсь, что данная программа поможет детям при сдаче экзаменов. Удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа подготовки к ЕГЭ по математике. 11 класс

Программа подготовки к ЕГЭ по математике (11 класс)  содержит разделы: ;Календарно-тематическое планирование", "Содержание поурочного планирования", "Контроль реализации программы", "Поурочное пл...

Из опыта работы по подготовке к ЕГЭ по математике ( группа риска)

Данная презентация предназначена для учащихся 10-11 класса, входящих в группу риска. Она позволит овладеть некоторыми приемами и навыками для успешной сдачи ЕГЭ по математике. В ней рассмотрены пример...

План работы с учащимися «группы риска» 9 класса по подготовке к ГИА по математике в 2013-2014 учебном году

План работыс учащимися «группы риска» 9 класса по подготовке к ГИА по математике в 2019-2020 учебном году...

Рабочая программа "Подготовка к ОГЭ по математике"

Данная рабочая программа предназначена для подготовки к ОГЭ индивидуальные занятия и по группам.  Данный материал будет полезен, как начинающим учителям, так учителям и со стажем....

рабочая программа " Подготовка к ОГЭ по математике "

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта.Программой отводится  - 34 часа (1 час – в неделю )...

Программа подготовки к ВПР по математике (Бурмистрова Е.Ю.)

Программа подготовки к ВПР по математике (Бурмистрова Е.Ю.)...

Программа подготовки к ОГЭ "Практическая математика"

Программа подготовки к ОГЭ "Практическая математика". Программа помогает закрепить пройденный материал, изучить новое и уверенно решать задачи из контрольных вариантов ОГЭ....