Программа подготовки к ОГЭ по математике детей "группы риска"
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (9 класс)
Программа подготовки к ОГЭ по математике детей "Группы риска"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_gia.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа подготовки к экзаменам по математике детей «группы риска»
План совместной работы родителей и педагога
Актуальность психологической подготовки к ГИА в 9 классе трудно недооценить. Это связано с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией и с тем, что ОГЭ и ГИА, как форма экзамена, появился сравнительно недавно и ввиду внедрения каждый год меняются требования к проведению экзамена, и с тем, что такая форма проведения экзамена для многих выпускников является непривычной и пугающей. Все это привело к необходимости создания тренинговой программы, позволяющей помочь учащимся более эффективно подготовиться к экзамену и справиться с волнением.
Психолого-педагогическое сопровождение предполагает целостный и непрерывный комплекс мер, предусматривающий применение адекватных форм, методов, приемов взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования определены в
25 раздела III федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (далее-ФГОС), в которых указаны вариативные формы и
вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников
образовательного процесса в рамках ФГОС, включающих организацию
психологической подготовки к экзаменам в формате ОГЭ и направленных на:
- сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся;
-формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;
- мониторинг возможностей и способностей обучающихся;
- выявление и поддержку одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и др.
Психологическая подготовка старшеклассников к сдаче выпускных экзаменов
ГИА является одним из основных и приоритетных направлений работы педагога и родителей результатом проведения работы на протяжении всего периода обучения,
а не последних дней или месяцев работы.
Организация системного подхода в выявлении и проработке возникающих у
обучающихся трудностей на разных этапах обучения является главной задачей в
работе педагога.
Подготовка к итоговой аттестации включает в себя формирование и развитие
психологической, педагогической и личностной готовности у всех субъектов
образовательного процесса – обучающихся, учителей, родителей.
Проблемы психологической готовности к экзаменационным испытаниям
рассматриваются, прежде всего, через трактовку понятия «готовность».
Под психологической готовностью подразумевают эмоциональный «настрой»,
внутреннюю психологическую настроенность на определенное поведение,
ориентированность на целесообразные действия, актуализацию и приспособление
возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена.
Педагогическая готовность включает в себя знания, умения и навыки по
предмету.
Личностная готовность – это опыт, особенности личности, необходимые для
прохождения процедуры итоговой аттестации .
Цель: оказание психологической помощи учителям, выпускникам 9 классов и их родителям в подготовке к ОГЭ
Методы и техники, используемые на занятиях:
Мини-лекции.
Дискуссии.
Релаксационные методы.
Метафорические притчи и истории.
Психофизиологические методики.
Упражнения с элементами арттерапии.
Диагностические методики
Задачи:
1. Повышение сопротивляемости стрессу.
2. Отработка навыков поведения на экзамене.
3. Развитие уверенности в себе.
4. Развитие коммуникативной компетентности.
5. Развитие навыков самоконтроля.
6. Помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок.
7. Обучение приёмам эффективного запоминания
Субъекты программы: выпускники 9-х классов, их родители, учителя.
Программа включает 5 направлений:
1. Диагностическое направление.
2. Психокоррекционная и развивающая работа со школьниками.
3. Консультирование учащихся, родителей, педагогов по вопросам психологической готовности к экзаменационным испытаниям.
4. Профилактическая работа.
5.Организационно-методическая работа.
Ожидаемые результаты:
Психологическая готовность участников ОГЭ и ГИА:
1. Снижение уровня тревожности.
2. Развитие концентрации внимания.
3. Развитие чёткости и структурированности мышления.
4. Повышение сопротивляемости стрессу.
5. Развитие эмоционально-волевой сферы.
6. Развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.
7. Развитие навыков конструктивного взаимодействия (и всех психических процессов, необходимых при сдаче ОГЭ).
Особое внимание при подготовке к экзаменам нужно уделять детям «группы риска»
Цель психологической подготовки к ОГЭ – составление системы работы
с учащимися «групп риска», испытывающими трудности обучения.
Основные направления коррекционно-развивающей работы педагога:
- развитие познавательной сферы учащихся: мышления, внимания,
памяти, воображения и т.д.;
-формирование адекватной самооценки, снятие тревожности;
- развития произвольности, навыков самоорганизации и самоконтроля;
Кроме этого, в систему следует включить следующие направления:
- обучение способам снятия эмоционального и физического напряжения и релаксации;
- повышение стрессоустойчивости;
- актуализация внутренних ресурсов .
Целью психологической профилактики является предупреждение
возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных
индивидуальных рекомендаций для родителей, педагогических работников по
оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.
Задача психопрофилактической работы по психологической подготовке к ОГЭ
и предупреждение трудностей в интеллектуальном и личностном развитии, по
управлению психическим состоянием, организации коррекционных мероприятий. Это
подразумевает следующие направления работы:
- обучение методам психосаморегуляции;
- выработка навыков мобилизации в стрессовых ситуациях;
- формирование уверенности в своих возможностях;
- развитие творческого потенциала.
Психопрофилактическая работа осуществляет все виды работ педагога .
Это происходит и на развивающих занятиях, и на консультациях, и,
естественно, при проведении психологической диагностики.
6. Психопросвещение в системе психологического сопровождения
обуючащихся при подготовке к ОГЭ.
Психологическое просвещение – это формирование у обучающихся и их
родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей
потребности использовать психологические знания в интересах собственного
развития; создание условий для личностного развития и полноценного
самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в
своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности.
Задачи психологического просвещения в рамках психологической подготовки к
ОГЭ.:
- информирование обучающихся и их родителей о процедуре проведения
ОГЭ.
- развитие у обучающихся знаний о своих психологических особенностях
и умений эффективно организовывать свою учебную деятельность в соответствии с
этими особенностями;
-создание условий для получения необходимых психолого-
педагогических знаний и навыков, которые помогут педагогам выстроить работу с
обучающимися, имеющими трудности в обучении;
- ознакомление родителей с проблемами детей и рекомендациями с
формами детско-родительского общения, подходящими на данном этапе развитии
Оказание помощи обучающимся в выборе учебных предметов для сдачи
ОГЭ
В вопросе выбора предметов для сдачи ОГЭ необходимы психодиагностика и консультация педагога, классного руководителя которые помогут
обучающимся понять, какие дополнительные предметы ОГЭ сдавать, как
правильно оценить собственные возможности, профессиональные наклонности,
интересы, понять и учесть специфику учебного заведения. Эту работу
начинать необходимо с 7- 8 класса (некоторые обучающие определяются с будущей
профессией намного раньше), чтобы осталось время для подготовки, для устранения
пробелов в знаниях. Школьные дисциплины условно делят на физико-техническую,
гуманитарную, естественнонаучную группы.
План работы.
Вилы деятельности | содержание | сроки | ответственный |
Работа с учащимися (диагностика) | Выявление уровня тревожности у учеников | сентябрь | |
Практическая работа | 1.Подготовка рекомендаций выпускникам по подготовке к ГИА 2.Помощь учащимся в окончательном выборе экзамена. | ||
Индивидуальные и групповые работы | Сообщение, как лучше подготовиться к экзаменам | ||
Оформление стенда для выпускников | Информация о подготовке к экзаменам | ||
Работа с родителями | – познакомить родителей с правилами и порядком проведения итоговой аттестации, в том числе с ОГЭ - Познакомить родителей с изменениями в ОГЭ в 2020г – проанализировать подготовленность детей к предстоящим испытаниям; – дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к итоговой аттестации | ||
. Подготовка методических рекомендаций родителям. Памятка Ознакомление родителей с результатами пробных экзаменов. | |||
Консультирование | Индивидуальное информирование и консультирование по вопросам, связанных с ОГЭ | ||
Работа классного руководителя | Психологическая помощь в период подготовки к ЕГЭ и ГИА | ||
Нормативная документация | . Составление и утверждение плана работы по подготовке выпускников к ЕГЭ и ГИА. | сентябрь | |
Оформление протоколов родительских собраний. |
1.
Педагогам хорошо известно, что результаты экзамена не всегда определяются уровнем знаний ученика. Порой те, кто готовился не щадя сил, без сна и отдыха и, казалось бы, знает все назубок, получают худшие оценки, чем те, кто ничем не жертвовал, работал в меру, без перенапряжения. Иногда говорят «повезло», но дело не в везении, а в том, что успех на экзамене зависит не только и не столько от уровня знаний, сколько от способности ребенка справиться с волнением, сосредоточиться, мобилизоваться, правильно рассчитать силы. Реакция на эмоциональный стресс во многом определяет результат ОГЭ.
Любой экзамен – испытание, которое связано с физическим, интеллектуальным и эмоциональным стрессом. Существуют два основных варианта реакции на него. Первый – активизация, мобилизация, концентрация всех усилий. В этом случае сохраняется способность спокойно и адекватно оценивать вопросы и задания, соотносить их со своими знаниями, а также объективно относиться к возникающим трудностям. Для второго варианта характерны растерянность, страх неудачи, паника. Тогда теряется способность адекватно реагировать, и хорошо сдать экзамены сложно даже тем, кто знает материал.
Основные факторы, вызывающие или усиливающие экзаменационный стресс: негативный настрой; ситуации неопределенности и ограничения времени; сомнения в полноте т прочности знаний, в собственных способностях – логическом мышлении, умении анализировать. Кроме того, причинами могут быть особенности организации деятельности, присущие каждому отдельному ребенку, например медленный темп, длительное врабатывание, трудности планирования, психофизиологические качества – сниженная работоспособность, повышенная утомляемость, сложности концентрации и переключения внимания, низкая стрессоустойчивость; индивидуальные особенности нервной системы, физическое и интеллектуальное перенапряжение, а также груз ответственности перед родителями и школой.
Встает закономерный вопрос, может ли педагог снизить влияние этих факторов, безусловно, это в силах педагога. Задача педагога – сделать все, чтобы снизить волнение и страх неудачи. Правильно организованные пробные экзамены позволят снять неопределенность, научить детей использовать индивидуальные особенности организации деятельности, сформировать навыки работы с тестовыми заданиями, позитивную установку. Обучение школьников навыкам эффективной работы с информацией и простейшим приемам аутотренинга поможет устранить сомнения в собственных силах и способностях. Педагог и родители должны помочь каждому ученику правильно распределить нагрузку, установить режим занятий и отдыха, обратить внимание на значение здорового питания.
Я надеюсь, что данная программа поможет детям при сдаче экзаменов. Удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа подготовки к ЕГЭ по математике. 11 класс
Программа подготовки к ЕГЭ по математике (11 класс) содержит разделы: ;Календарно-тематическое планирование", "Содержание поурочного планирования", "Контроль реализации программы", "Поурочное пл...
Из опыта работы по подготовке к ЕГЭ по математике ( группа риска)
Данная презентация предназначена для учащихся 10-11 класса, входящих в группу риска. Она позволит овладеть некоторыми приемами и навыками для успешной сдачи ЕГЭ по математике. В ней рассмотрены пример...
План работы с учащимися «группы риска» 9 класса по подготовке к ГИА по математике в 2013-2014 учебном году
План работыс учащимися «группы риска» 9 класса по подготовке к ГИА по математике в 2019-2020 учебном году...
Рабочая программа "Подготовка к ОГЭ по математике"
Данная рабочая программа предназначена для подготовки к ОГЭ индивидуальные занятия и по группам. Данный материал будет полезен, как начинающим учителям, так учителям и со стажем....
рабочая программа " Подготовка к ОГЭ по математике "
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта.Программой отводится - 34 часа (1 час – в неделю )...
Программа подготовки к ВПР по математике (Бурмистрова Е.Ю.)
Программа подготовки к ВПР по математике (Бурмистрова Е.Ю.)...
Программа подготовки к ОГЭ "Практическая математика"
Программа подготовки к ОГЭ "Практическая математика". Программа помогает закрепить пройденный материал, изучить новое и уверенно решать задачи из контрольных вариантов ОГЭ....