Статья "Требования ФГОС ООО к школьному уроку математики"
статья по алгебре

 

Перемены в стране определили новый социальный заказ.В связи с этим изменилась и цель образования. Ученик - главное действующее лицо на уроке, он хозяин своей деятельности; учитель - организатор.

В статье рассмотрены виды УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trebovaniya_fgos_ooo_k_shkolnomu_uroku_matematiki.docx17.06 КБ

Предварительный просмотр:

Требования ФГОС ООО к школьному уроку математики.

За последние годы в нашей стране произошли перемены, которые определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. В связи с запросами общества  изменяется цель образования. В новых условиях на первый план выходит личность ученика, его способность к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решения и доведению его до исполнения. Ученик должен получать удовлетворение от результатов своего труда. Поэтому важно вооружить ребенка умениями, которые помогут ему ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленной цели.

В связи с этим учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. В нынешних условиях актуальны слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет». Процесс обучения должен быть направлен на получение новых результатов, УУД: личностных, метапредметных и предметных.

Стандарт основного общего образования выдвигает три группы требований:

  • требования к результатам освоения основной образовательной программы  ООО;
  • требования к структуре основной образовательной программы  ООО;
  • требования к условиям реализации основной образовательной программы  ООО.

Главной целью образования становится развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, находить пути их реализации, контролировать и оценивать результаты своих действий.

Заложенные в федеральном государственном образовательном стандарте 2-го поколения основы формирования универсальных учебных действий подчеркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодежь принимать активную гражданскую позицию. Школа должна: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе».

Главным действующим лицом на уроке должен быть ученик. Учитель организует урок так, чтобы в каждого ученика формировались универсальные учебные действия.

Сегодня  это не просто вопрос успешности человека в жизни, но это еще и вопрос безопасности и конкурентоспособности страны в целом, условие ее расцвета и мирного развития.

Цель системно - деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе.

Структура урока математики с позиций системно - деятельностного подхода состоит в следующем:

- учитель создает проблемную ситуацию;

- ученик принимает проблемную ситуацию;

- вместе выявляют проблему;

- учитель управляет поисковой деятельностью;

- ученик осуществляет самостоятельный поиск;

- обсуждение результатов.

Учитель  должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).

Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. 

Ученик должен быть хозяином своей деятельности: 

  • ставить цели, 
  • решать задачи, 
  • отвечать за результаты.

В учебной деятельности действие ученика состоит из взаимосвязанных задач:

•    Принятие цели и принятие решения. 

•   Сформированность оценочного действия.

Анализ, планирование и рефлексия нацелены на самостоятельность ученика, его самоопределение, действие. В рамках деятельностного подхода он овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи.

Виды УУД:

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. 

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. 

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. 

Планирование урока при реализации системно - деятельностного подхода представляет последовательное выполнение учителем следующих действий: 

1. Формулировка целей урока.

2.Подбор вопросов и заданий для этапа актуализации знаний и действий.

3.Придумывание ситуации, в которой у обучающихся может возникнуть потребность в формулировании цели, побуждающей к «открытию» нового  знания.

4. Выбор способа организации деятельности обучающихся.

5. Подбор дидактических средств.

6.Разработка заданий, побуждающих обучающихся распознавать конкретные ситуации на основе нового задания и воспроизводить их.

7. Разработка способов организации выполнения обучающимися этих заданий.

8. Составление заданий для контрольного этапа урока. 

Современной формой планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся является технологическая карта урока. 

Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Формы таких карт могут быть самыми разнообразными. Задача технологической карты урока - отразить деятельностный подход в обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГОС общего образования на уроках математики.

В статье рассмотрены  составляющие общего  приема решения задач....

Содержание ФГОС применительно к школьному курсу математики.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Содержание ФГОС ООО применительно к школьному курсу математики. Фундаментальное ядро содержания общего образования....

Выступление на школьном методическом объединении учителей математики РАБОТА СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИЧИН И ПУТИ  их  решения неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Ко...