Статья "Требования ФГОС ООО к школьному уроку математики"
статья по алгебре
Перемены в стране определили новый социальный заказ.В связи с этим изменилась и цель образования. Ученик - главное действующее лицо на уроке, он хозяин своей деятельности; учитель - организатор.
В статье рассмотрены виды УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trebovaniya_fgos_ooo_k_shkolnomu_uroku_matematiki.docx | 17.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Требования ФГОС ООО к школьному уроку математики.
За последние годы в нашей стране произошли перемены, которые определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. В связи с запросами общества изменяется цель образования. В новых условиях на первый план выходит личность ученика, его способность к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решения и доведению его до исполнения. Ученик должен получать удовлетворение от результатов своего труда. Поэтому важно вооружить ребенка умениями, которые помогут ему ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленной цели.
В связи с этим учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. В нынешних условиях актуальны слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет». Процесс обучения должен быть направлен на получение новых результатов, УУД: личностных, метапредметных и предметных.
Стандарт основного общего образования выдвигает три группы требований:
- требования к результатам освоения основной образовательной программы ООО;
- требования к структуре основной образовательной программы ООО;
- требования к условиям реализации основной образовательной программы ООО.
Главной целью образования становится развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, находить пути их реализации, контролировать и оценивать результаты своих действий.
Заложенные в федеральном государственном образовательном стандарте 2-го поколения основы формирования универсальных учебных действий подчеркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодежь принимать активную гражданскую позицию. Школа должна: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе».
Главным действующим лицом на уроке должен быть ученик. Учитель организует урок так, чтобы в каждого ученика формировались универсальные учебные действия.
Сегодня – это не просто вопрос успешности человека в жизни, но это еще и вопрос безопасности и конкурентоспособности страны в целом, условие ее расцвета и мирного развития.
Цель системно - деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе.
Структура урока математики с позиций системно - деятельностного подхода состоит в следующем:
- учитель создает проблемную ситуацию;
- ученик принимает проблемную ситуацию;
- вместе выявляют проблему;
- учитель управляет поисковой деятельностью;
- ученик осуществляет самостоятельный поиск;
- обсуждение результатов.
Учитель должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).
Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Ученик должен быть хозяином своей деятельности:
- ставить цели,
- решать задачи,
- отвечать за результаты.
В учебной деятельности действие ученика состоит из взаимосвязанных задач:
• Принятие цели и принятие решения.
• Сформированность оценочного действия.
Анализ, планирование и рефлексия нацелены на самостоятельность ученика, его самоопределение, действие. В рамках деятельностного подхода он овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи.
Виды УУД:
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Планирование урока при реализации системно - деятельностного подхода представляет последовательное выполнение учителем следующих действий:
1. Формулировка целей урока.
2.Подбор вопросов и заданий для этапа актуализации знаний и действий.
3.Придумывание ситуации, в которой у обучающихся может возникнуть потребность в формулировании цели, побуждающей к «открытию» нового знания.
4. Выбор способа организации деятельности обучающихся.
5. Подбор дидактических средств.
6.Разработка заданий, побуждающих обучающихся распознавать конкретные ситуации на основе нового задания и воспроизводить их.
7. Разработка способов организации выполнения обучающимися этих заданий.
8. Составление заданий для контрольного этапа урока.
Современной формой планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся является технологическая карта урока.
Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Формы таких карт могут быть самыми разнообразными. Задача технологической карты урока - отразить деятельностный подход в обучении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация ФГОС общего образования на уроках математики.
В статье рассмотрены составляющие общего приема решения задач....
Содержание ФГОС применительно к школьному курсу математики.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Содержание ФГОС ООО применительно к школьному курсу математики. Фундаментальное ядро содержания общего образования....
Методологические основы построения содержания школьного курса математики. Возможности содержания темы школьного курса математики в реализации Программы развития УУД в ООО
Тема: «Степень с отрицательным целым показателем». 8 класс....
«Методологические основы построения содержания школьного курса математики. Возможности содержания темы школьного курса математики в реализации Программы развития УУД в ООО».
Логико-дидактический анализ понятий и теорем темы «Сложение и вычитание натуральных чисел»...
Выступление на школьном методическом объединении учителей математики "Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках математики."
quot;Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках математики."...
Выступление на заседании школьного методического объединения учителей математического цикла по теме «Современные педагогические технологии на уроках математики в условиях введения ФГОС»
Виды современных педагогических технологий на уроках математики в условиях введения ФГОС и их применение....
Выступление на школьном методическом объединении учителей математики РАБОТА СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИЧИН И ПУТИ их решения неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Ко...