Информационно – познавательный проект по математике " Математика в жизни"
проект по алгебре (7 класс)

Новокрещенова Светлана Сергеевна

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………… 2

  1. Основная часть.
  1. Исторические сведения……………………………………………………3
  2. Математика в современной жизни………………………………………4-7
    • Математика в профессиях…………………………………………4
    • Математика в быту………………………………………………..5-6
    • Математика в увлечениях………………………………………… 7
  1. Практическая часть……………………………………………………………….. 8
  2. Заключение…………………………………………………………………………9
  3. Приложение

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_matematika_v_zhizni_cheloveka.docx545.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 28»

Математика в жизни

Информационно – познавательный проект по математике

Новокрещенова Светлана Сергеевна

учитель математики

Коркино

2019

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………… 2

  1. Основная часть.
  1. Исторические сведения……………………………………………………3
  2. Математика в современной жизни………………………………………4-7
  • Математика в профессиях…………………………………………4
  • Математика в быту………………………………………………..5-6
  • Математика в увлечениях………………………………………… 7
  1. Практическая часть……………………………………………………………….. 8
  2. Заключение…………………………………………………………………………9
  3. Приложение

Введение

Математика окружает нас везде. Благодаря ей мы решаем множество вопросов в повседневной жизни. Мало кто задумывался, что математика окружает нас с первых дней жизни. Любой ребенок даже, который не изучал арифметику сталкивался с цифрами. Он знает свой возраст. А еще он не один раз за день столкнется с различными задачами по подсчету игрушек в комнате или конфет, чтобы угостить своих друзей.

Я выбрала эту тему, потому что мне стало интересно узнать: «А для чего нужна математика? Для чего мы учим различные уравнения и теоремы? Почему математику мы изучаем с детского сада?»  Я попыталась узнать всю важность этого предмета.

Актуальность состоит в том, что математика нужна всем людям на свете. Без математики человек не сможет решать, мерить и считать. Без математики невозможно построить дом, сосчитать деньги в кармане, измерить расстояние. Если бы человек не знал математики, он бы не смог изобрести самолёт и автомобиль, стиральную машину и холодильник, телевизор и компьютер.  В нашей повседневной жизни мы настолько привыкли к математике, что даже не замечаем, что пользуемся ею постоянно.

Цель: изучить, где математика встречается в жизни и доказать ее необходимость.

Задачи:

  1. С помощью учебной и научной литературы изучить возникновение слова «Математика»
  2. Узнать, нужна ли математика человеку в обычной жизни, в профессиях, в увлечениях?
  3. Провести опрос между одноклассниками на тему «Нужна ли математика в жизни»
  4. Составить статью на тему «Математика в жизни»

Продукт проекта: статья «Математика в жизни»

  1. Историческая справка

Математика – точная дисциплина, которую называют царицей всех наук. Принято считать, что первые числа появились тысячи лет тому назад, вместе с речью. По этому поводу Ф. Энгельс писал, что самый древний источник математических знаний – это пальцы рук. Среди самых древних математических документов, дошедших до наших дней, считают записи вавилонян. По оценкам ученых, они сделаны более восьми тысяч лет назад. Математические записи встречаются и у других народов.

Как появилась математика, и кто ее придумал?

 Никто точно не может сказать, как появилась математика. Сведения о ней содержатся в разных письменах у различных народов. Самые древние сведения, дошедшие до наших дней – клинописные таблички. Найденные артефакты эпохи Вавилона показывают, что даже шесть тысяч лет тому назад люди вели подсчеты домашних расходов, торговых сделок, решали математические задачки. Позже вавилоняне начали решать сложные алгебраические задачки, кубические и квадратные вычисления. Даже сегодня в математике совершаются различные открытия. Это связано с тем, что математика – наука, которая не стоит на месте, а постоянно движется вперед.

  1. Математика в современной жизни

Математика в профессиях

Можно привести очень много наглядных примеров профессий, где необходима математика. Рассмотрим некоторые из них:

             Математика в торговле важнее всего. Работники торговли должны хорошо знать числа, уметь их складывать и вычитать, умножать и делить. Без этого продавцы не смогли бы сосчитать товар в магазине. Не могли бы вести ведомости расхода и прихода прибыли в магазине. С помощью математических вычислений продавцы считают стоимость приобретённого покупателем товара, отсчитывают сдачу.

В профессии бухгалтера математика просто необходима. Бухгалтер начисляет зарплату, пособия, отпускные, исчисляет налоги, страховые взносы и т.п.

Математика в кулинарии имеет большое значение, так как для приготовления любого блюда должен соблюдаться рецепт. В рецепте указывается точное соотношение продуктов, которое необходимо соблюдать в процессе приготовления. При взвешивании продуктов в кулинарии используются математические величины масса и объём. Ими тоже необходимо уметь пользоваться. Единицы времени играют далеко не последнюю роль в приготовлении блюд.  Приготовленные блюда нужно умело делить на порции, в чём нам опять же поможет математика.

В строительстве без математики никак не обойтись. Нужно уметь измерять высоту, ширину, длину предметов.  Так же уметь вычислять размеры дверей, окон, комнат, квартир. Подсчитать количество нужного строительного материала.

Астроному математика помогает определить пути далёких звёзд.

Инженер с помощью математики рассчитывает реактивный самолёт, корабль или новую электростанцию.

Учёному-физику математика открывает законы, а моряку указывает путь корабля в океане.

Доктору, чтобы рассчитать приём лекарств для больного.

Математика в жизни общества затрагивает огромное количество областей. Некоторые профессии без нее немыслимы, многие появились только благодаря развитию отдельных ее направлений.  Современный технический прогресс тесно связан с усложнением и развитием математического аппарата. Компьютеры и телефоны, самолеты и космические аппараты никогда бы не появились, не будь людям известна царица наук.

Математика в быту

Многие известные математики говорят, что главное в математике — научить человека мыслить, ставя порою перед ним очень сложные задания.  Математика тесно связана с нашей повседневной жизнью. Математика встречается в нашей жизни практически на каждом шагу и не такая уж она серая и скучная, а разноцветная и веселая...

Математика и режим дня

Например, наш распорядок дня - режим, не что иное как определение времени и его планирование в течение дня при помощи несложных математических вычислений.

Уроки в школе – это тоже распределение времени между изучением разных предметов и отдыхом на переменах.

После школы нам нужно успеть сходить на дополнительные занятия (например, кружки и спортивные секции), сделать уроки, поужинать, отдохнуть и лечь спать, чтобы хорошенько выспаться и с новыми силами, и в хорошем настроении начать новый день.

И вот так мы весь день следим за временем по часам и учимся правильно его распределять, чтобы не опаздывать и не прибегать раньше, чем нужно.

Семейный бюджет

Моя мама ведет тетрадку, в которой планирует семейный бюджет. Она говорит, что так ее научила делать мама, а если просто тратить деньги, то их может не хватить на какие-нибудь большие покупки или, например, на приобретении планшета.

В этой тетрадке мама сделала таблицу. В одной графе – прибыль, т.е. сколько денег приходит в семейный бюджет. В другой графе – расходы, т.е. сколько денег можно потратить.

В начале каждого месяца, мама садится, открывает тетрадь и рассчитывает, как будут потрачены деньги. Она планирует расходы:

  • оплата коммунальных платежей (за электричество, за газ и т.д.)
  • на питание (мама уже знает сколько обычно нужно потратить)
  • на семейный праздник (если в этом месяце планируется большое семейное торжество и планируется много гостей, то на это нужно отложить деньги заранее)
  • на летний отдых (для отдыха нужно копить деньги несколько месяцев, т.к. он дорого стоит)
  • остаток (любые покупки, которые мы заранее не планировали).

Покупка продуктов

В магазине нам постоянно приходится производить математические расчеты. Например, нам нужно пойти в магазин и купить продуты по списку: колбаса 0,5 кг, хлеб,, сахар 2 кг., кефир 1 литр, яйцо 2 десятка, яблоки 1,5 кг.

Дома нам придется рассчитать сколько денег нужно взять с собой, чтобы в магазине не пришлось переживать: «Хватит ли нам денег на продукты?»

Приготовление пищи

Каждый день мы готовим пищу.

Мама и бабушка большинство рецептов помнят наизусть и готовят, как им кажется, «на глазок». Но когда я прошу меня научить, то тут к всеобщему удивлению снова начинается урок математики.

Оказывается, чтобы приготовить такие простые котлеты нужно взять 300 гр. говядины, 200 гр. баранины, 150 гр. лука, 5 гр. соли, 3 гр. перца, 100 гр. хлеба, 1 яйцо, растительное масло 20 гр. для жарки.

И тогда мы получим 8 поджаристых и вкусных котлет. Но прежде чем мы сможем насладиться котлетами, нам потребуется отметить необходимое количество продуктов, а если мы ждем гостей и одной порцией котлет не обойтись, то придется все еще и умножить, например, на 2. И это только котлеты! А сколько других сложных рецептов и вкусных блюд существует на свете.

Ремонт дома

Если мы соберемся делать дома ремонт, то тут нам точно не обойтись без математики. Нам потребуется сделать много расчетов. От точности, которых будет зависеть ровные ли у нас будут стены и потолки, а также хватит ли нам обоев, чтобы оклеить комнату.

Математика в увлечениях

Моё увлечение – это спорт. Я увлекаюсь хоккеем.  Математика в хоккее присутствует везде, начиная с инвентаря, заканчивая правилами игры.

Например:  Хоккейная шайба -  спортивный снаряд для игры в хоккей. Толщина шайбы 2,54 см, диаметр 7,62 см, вес 105- 185 г. Во время игры хоккейная шайба после броска достигает скорости до 160 км/ч из-за этого представляет опасность для зрителей.

Продолжительность игры: Матч по хоккею с шайбой состоит из трёх периодов по 20 мин. чистого времени. Перерывы между периодами длятся 15 мин. В случае ничейного результата по окончании трёх периодов, возможно назначении дополнительного времени(овертайма). В случае ничьей по окончании овертайма пробиваются штрафные броски(буллиты). Необходимость овертайма, а также его продолжительность, необходимость и количество штрафных бросков оговариваются отдельно в регламенте турнира.

Состав команды   На матч обычно приходят 20- 25 игроков от одной команды. Минимальное и максимальное количество игроков определяется регламентом турнира.  Одновременно на поле со стороны одной команды находится шесть игроков: пять полевых и один вратарь. Допускается замена вратаря на шестого полевого игрока.

Хоккей- это математика. Знания этого предмета тоже очень нужны в хоккее. (Приложение 1)

  1. Практическая часть.

         В школе мы изучаем математику с первого класса и до окончания школы, потом математике  учат в университете, в училище , в колледже.  С каждым годом курс расширяется становиться более углубленным, все больше предметов связанно с математикой. Наш кругозор расширяется. Мы можем понимать, видеть то, что раньше нам казалось неясным. Математические науки развивают наше мышление, учат нас думать. Цели изучения математики сводятся к формированию у учащихся процессов логического мышления (рассуждать, анализировать, обобщать, систематизировать, абстрагировать, применять в практической деятельности и т.д.).  Наша жизнь все более требует элементарных математических знаний (вычислений, геометрических представлений, работы с таблицами, графиками и др.)

Я  провела опрос между учащимися моего класса,  и выяснила,  насколько они осознают значимость математики в повседневной жизни. Ребятам были предложены следующие вопросы:

  1. Нравится ли вам предмет математика?
  2. Считаете ли вы, что математика трудный предмет, для изучения?
  3. Как вы думаете, необходимо ли изучать математику?
  4. Применяете ли Вы в  жизни знания по математике?

Результаты исследования показали:

  1. Половине учащихся нравится предмет математика.
  2.  Большая  часть опрошенных детей считают, что математика трудный предмет
  3. Все дети считают, что изучать этот предмет надо.
  4. Все учащиеся применяют в своей жизни знания по математике.

На последнем этапе своей работы я составила статью, в которой рассказала, где встречаем мы математику в нашей жизни

  1. Заключение.

 В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:

  • трудно назвать такую отрасль человеческой деятельности, которая обходится без математики;
  • математика встречается в решении бытовых задач, задач экономики, сельского хозяйства, научных исследованиях, технических вопросах;
  • математика нужна и учителю, и врачу, и артисту, и художнику, и  ребенку, и домохозяйке.

Человек постоянно решает задачи, и не только математические.  Математика следует за человеком везде: дома, во время учебы в вузе, на работе, помогает решать задачи, делает жизнь намного удобнее.

       Математика - это важный, интересный, увлекательный и  главное  необходимый  предмет во  всех  отраслях  жизнедеятельности   человека. Поэтому с самого детства надо полюбить ее, и она окажет большую помощь на протяжении всей жизни.

Список литературы

  1. Аксенова. М. Д. - Энциклопедия для детей.Т. 11. Математика/ Главный ред. М.Д. Аксенова. - М. Аванта+, 1998.
  2. Глейзер.Г.И.   «История математики в школе»
  3. Сергеев И.С.   «Примени математику»
  4. Спивак  А.В.   Математический праздник. 4.1 - М.: Бюро Квантум, 2000 (Приложение к журналу «Квант», №2/2000).
  5. Шалаева Г.П.  Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. Москва «Слово»  1997,1999.
  6. Материалы интернет ресурсов  ( www.webmath.ru,  ru.wikipedia.org)

Приложение 1.

Математика в увлечениях

C:\Users\Виктор\Desktop\Новая папка (2)\IMG-20200216-WA0003.jpg

C:\Users\Виктор\Desktop\Новая папка (2)\IMG-20200216-WA0004.jpg

C:\Users\Виктор\Desktop\Новая папка (2)\IMG-20200216-WA0009.jpg

C:\Users\Виктор\Desktop\Новая папка (2)\IMG-20200216-WA0011.jpg

Статья «Математика вокруг нас»

Когда речь идёт о чём-нибудь очень простом, понятном, мы часто говорим: «Дело ясно, как дважды два — четыре!». А ведь прежде чем додуматься до того, что дважды два — четыре, людям пришлось учиться много, много тысяч лет.

 Многие известные математики говорят, что главное в математике — научить человека мыслить, ставя порою перед ним очень сложные задания. «Математика развивает логическое мышление, умение самостоятельно решать проблемы, способность быстро уловить суть и найти к жизненной задаче наиболее подходящий и простой подход».

 Математика в жизни общества затрагивает огромное количество областей. Некоторые профессии без нее немыслимы, многие появились только благодаря развитию отдельных ее направлений.  Современный технический прогресс тесно связан с усложнением и развитием математического аппарата. Компьютеры и телефоны, самолеты и космические аппараты никогда бы не появились, не будь людям известна царица наук.

Математика тесно связана с нашей повседневной жизнью. Она  встречается в нашей жизни практически на каждом шагу и не такая уж она серая и скучная, а разноцветная и веселая...

 В нашей повседневной жизни мы настолько привыкли к математике, что даже не замечаем, что пользуемся ею постоянно. Например, наш распорядок дня - режим, не что иное как определение времени и его планирование в течение дня при помощи несложных математических вычислений;  люди планируют семейный бюджет, например   оплата коммунальных платежей (за квартиру, электричество, телефон),на питание, на семейный праздник; чтобы приготовить блюдо нужно рассчитать количество продуктов; если мы соберемся делать дома ремонт, то тут нам точно не обойтись без математики. Нам потребуется сделать много расчетов и многое другое.

 Математика присутствует везде, она помогает нам в жизни, делает ее понятнее. Нужно только ее старательно учить и вникать в каждую теорему и в каждый закон. Развивать свое мышление и тогда математика будет помогать во всем на протяжении всей жизни. Одно можно сказать наверняка: завтра математика станет ещё могущественнее, ещё важнее и нужнее людям, чем сегодня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-познавательный проект «Старинные русские меры длины»

Проект «Старинные русские меры длины» знакомит с единицами древнерусских мер длины. Автор обращается к истории преобразований  старинных мер длины, также показал, что  множество ...

Информационно-познавательный проект "БЕЗМОЛВНАЯ АРКТИКА. (РОССИЙСКИЙ СЕКТОР АРКТИКИ)"

Богата природа Арктики, но суровые условия не позволяли долгое время в полном объеме исследовать ее недра. В связи с тем, что исследования Арктики сегодня становятся всё актуальнее, я решил рассмотре...

Информационно-познавательный проект "БЕЗМОЛВНАЯ АРКТИКА (ОСВОЕНИЕ АРКТИКИ)"

На сегодня внимание многих стран мира, в том числе и России, приковано к Арктике не случайно. Для нашей страны Арктика – это северный форпост страны. Богата природа Арктики, но суровые условия не поз...

Презентация к внеклассному мероприятию по экологии "Информационно-познавательный проект "Зеленый город""

Презентация составлена по сценарию информационно-познавательного проекта "Зеленый город" экологической направленности....

Реферат. Информационно-познавательный проект 7 класс " Достопримечательности города Магнитогорск"

Реферат. Информационно-познавательный проект по теме: " Если бы экскурсоводом был я. Достопримечательности города Магнитогорск"...

Информационно – познавательный проект по математике Тема: «Числовые забавы»

Информационно – познавательный проект по математике Тема: «Числовые забавы»...