Информационно-познавательный проект «Старинные русские меры длины»
проект (7 класс) на тему
Проект «Старинные русские меры длины» знакомит с единицами древнерусских мер длины. Автор обращается к истории преобразований старинных мер длины, также показал, что множество различных систем измерения длины, которые характерны для какой- то одной местности, страны или даже времени можно выразить через международную метрическую систему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
starinnye_russkie_mery_dliny.rar | 1.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Южно-Степная средняя общеобразовательная школа»
Тема проекта:
«Старинные русские меры длины»
Содержание стр.
Введение……………………………………………………….... .…4-5
- Теоретическая часть
1.1. Старинные русские меры длины………...……………...…6-7
1.2.Система древнерусских мер длины…………………..…….7-11
1.3. Старинные меры длинны в литературных произведениях
и русском фольклоре…………………………………………..11-13
1.4. Пословицы и поговорки со старинными мерами длины и их толкование ……..…………………………………………. …. .. 13-14
- Практическая часть
2. 1.Таблица роста членов семьи в различных единицах длины…..15
Заключение............................................................................... …… …16-17
Список литературы: ……….….……………………........................... 18
Таблица перевода мер длины в различных единицах
(Приложение №1)………………………………………… . …….19
Пословицы и поговорки с использованием старинных русских мер длины и их толкование (Приложение№2)……………………………………….20-21
Аннотация наставника
Проект «Старинные русские меры длины» знакомит с единицами древнерусских мер длины. Автор обращается к истории преобразований старинных мер длины, также показал, что множество различных систем измерения длины, которые характерны для какой- то одной местности, страны или даже времени можно выразить через международную метрическую систему.
Тип проекта: информационно- познавательный.
Продукт проекта: информационный буклет.
Работа носит познавательный характер и будет полезна какинформационный справочный материал для учителей и учащихся на классных часах, на уроках математики, истории, литературы, технологии.
Данная работа способствует развитию познавательных и регулятивных учебных действий, а также информационному поиску и использование информационных ресурсов для выполнения учебных задач.
Введение
Актуальность.
В этом учебном году я начал изучать новый предмет – физику. Изучение этой новой для меня науки началось со знакомства с различными физическими величинами и их единицами измерения. Я узнал, что с 1963 г. в России и других странах принимается международная система единиц СИ (система интернациональная). В этой системе основной единицей длины является метр, а единицей массы – килограмм.
При изучении русской литературы, которую я люблю, мне неоднократно попадались произведения, в которых часто встречаются слова, обозначающие единицы измерения длины и массы Древней Руси, но мы не знаем значения этих слов, поэтому не всегда правильно понимаем смысл прочитанного. И я решил побольше узнать об этих мерах единицы измерения длины и установить взаимосвязь между старой и новой измерительными системами.
Вопрос о значимости единиц измерения всегда актуален, так как метрология всегда находится в центре внимания человеческой деятельности. Поэтому эта тема меня заинтересовала, появился интерес к истории математики, к истории нашей Родины. Я решил защитить проект.
Цель проекта: установить старинные меры длины, сравнить их с новой измерительной системой и найти отражение этих мер в русских пословицах и поговорках, в литературных произведениях.
Задачи:
• узнать больше о старинных мерах длины;
• исследовать пословицы, поговорки с упоминанием старинных мер длины;
• подобрать в литературных произведениях упоминания о старинных мерах длины.
• составить таблицу перевода мер длины в различных единицах;
• подсчитать рост членов семьи в различных единицах длины.
Практическая значимость:
• поделиться с учащими и учителями школы сведениями о старинных мерах длины;
• составить таблицу преобразований, научить пользоваться ею при чтении литературных произведений и пословиц.
Продукт проекта: информационный буклет.
- Теоретическая часть
1.1 Старинные русские меры длины
Нельзя представить себе жизнь человека, который не производил бы какие-нибудь, хотя бы самые простые, измерения. У каждого человека найдутся дома линейка и сантиметровая лента. Они нужны для того, чтобы измерять длины. Небольшие расстояния мы нередко определяем шагами. Конечно, у разных людей величина шага различна, но брали некоторую среднюю величину.
Для измерения больших расстояний шаг был слишком мелкой единицей. Древние римляне расстояния измеряли пассами или двойными шагами (шаг левой ногой, шаг правой). Тысяча двойных шагов составляла милю (лат. «милле» — тысяча). Первые единицы для измерения величин были не слишком точными. У многих народов была мера расстояния стрела, то есть дальность полета стрелы. До сих пор существуют выражения: не подпускать на пушечный выстрел.Но и разные пушки стреляют на разные расстояния.
У наших предков были и весьма любопытные и интересные способы измерения.
У славян была такая мера длины, как “вержение камня”– бросок камнем, “перестрел” –расстояние, которое пролетала стрела, выпущенная из лука. Расстояния измерялись и так: “ Печенегия отстояла от хазар на пять дней пути, от алан на шесть дней, от Руси на один день, от мадьяр на четыре дня и от болгар дунайских наполдня пути”.
В старинных грамотах о пожаловании земли можно прочитать: “От погоста во все стороны на бычачий рев”, это значило – на расстояния с которых еще слышен рев быка. Подобные меры были и у других народов – “коровий крик”, “петушиный крик”.
Мерой служило и время “пока закипит котел воды”.
Эстонские моряки говорили, что до берега еще “три трубки” (время затраченное на выкуривание трубок).
Когда в Японии еще не знали подков для лошадей и обували их соломенными подошвами, появилась мера “соломенный башмак” – расстояние, на котором этот башмак изнашивался.
В Испании известна мера расстояния – сигара: путь, который может пройти человек, куря сигару.
В Сибири в стародавние времена употреблялась мера расстояния – бука. Это расстояние, на котором человек перестает видеть раздельно рога быка.
Шаги, мили, переходы – всё это было хорошо для измерения расстояний на земле. Рост человека, рулон ткани шагами не измеришь. Здесь применяли новые единицы измерения. В ход пошли те измерительные приборы, которые всегда были при себе. При измерениях длин стали использовать ширину пальца, длину сустава пальца, расстояние от локтя до кончика среднего пальца, размах руки. Первым счетным прибором человека были пальцы рук и ног.
- Система древнерусских мер длины
На Руси существовали свои измерения. Было выяснено, что первыми измерительными приборами были части тела: пальцы рук, ладонь, ступня, шагичеловека. Человек как бы всегда носит их с собой и может пользоваться ими в любых условиях. Я выяснил, что наиболее распространенными старинными мерами длины являются перст, вершок, пядь, сажень, локоть, аршин.
Перст указующий. В старину палец руки называли перстом. Так же нарекли и самую маленькую единицу длины. Русский перст был равен ширине указательного пальца, что составляет примерно 2 см. Хотя перст и не входил в официальную систему мер, долгое время он использовался для определения размеров мелких предметов.
Вершок.С длиной пальца связана и другая старая русская мера длины – вершок. Говоря о вершке как о единице длины, имели в виду верх перста. Первоначально вершок определялся длиной двух фаланг указательного пальца, а это приблизительно 4см 4 мм.
Дюйм- единица длины, родственная персту и вершку, так как также ведет происхождение от пальца. Такое название закрепилось за меркой, первоначально равной длине фаланги большого пальца, примерно 2 см 5 мм.
Слово «дюйм» голландского происхождения и появилось в русском языке благодаря Петру I. Сама же единица длины была заимствована им у англичан и вскоре вошла в официальное употребление наравне с вершком.
В наше время в дюймах измеряют самые разные величины: толщину досок и плитки, диаметр труб и некоторых деталей, размеры автомобильных шин и дисков, параметры различных устройств и носителей информации, например, диагональ экрана монитора или диаметр жесткого диска. Пядь(или пядень)-наиболее древняя рукотворная мера . Название мерки произошло по одной версии от славянского глагола «пяти» - растягивать, а по другой от слова «пясть» - кисть руки.Известно о трех древнерусских пядях. Малая пядь определялась расстоянием между концами растянутых большого и указательного пальцев. Великая пядь равнялась расстоянию между концами большого пальца и мизинца. Наконец, добавив к малой пяди две длины сустава указательного (по некоторым источникам – среднего) пальца, можно было получить пядь с кувырком. Если оценить величину каждой меры в сантиметрах, то получится примерно 19 см, 23 см и 27 см.
До нас название мерки дошло в образных выражениях и крылатых словах, поэтому используется, как правило, в переносном смысле. Иногда под «пядью» понимают малую часть чего-либо.
Локоть. К старинным мерам длины, использовавшимся на Руси повсеместно, относился также локоть, о чем свидетельствует, в частности, «Русская правда» Ярослава Мудрого (XI в.). Величина локтя определялась расстоянием от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца или сжатой в кулак кисти руки, что составляло примерно 46см и 38см соответственно.
В некоторых документах упоминается также большой локоть, равный длине руки от основания плеча до большого пальца, а это приблизительно 54см или две пяди с кувырком.В качестве мерила локоть широко использовался (наряду с) в строительном деле. Особое значение он приобрел в торговле: при розничной пядью и саженью продаже тканей считался основной единицей длины, а при оптовых закупках играл роль контрольной мерки.
Аршин — старинная мера длины в России равная примерно 72 см. А началось всё с локтя! Но только до тех пор, пока не поняли, что руки – то у всех разные. У одного – чуть не по земле волочатся. У другого - короткие. Вот тогда – то и появился аршин. Возможно, это слово произошло от персидского слова «арши» — «мера длины». Аршинами и вершками на Руси обычно мерили человеческий рост. Были специальные линейки, планки, равные аршину. Такая линейка так и называлась — «аршин». На ней обычно были нанесены деления в вершках. Аршин также использовался в торговле. Об аршинах сохранились и множество пословиц и поговорок. «Как аршин проглотил», «Мерит – де всё на свой аршин» В первом случае подчёркивается стройность человека. Аршин это ведь и линейка ещё! Второй случай подчёркивает эгоизм человека. «Пишешь аршинными буквами» - то есть крупно.
Сажень.Название образовано от глагола «сягать» - насколько можно было дотянуться рукой. Различают несколько разновидностей сажени: маховую, косую, казенную, мерную, большую, греческую, церковную, царскую, морскую, трубную. Маховая или мерная сажень–расстояние между вытянутыми пальцами раскинутых рук (176 см). Сажень простая (152 см) – расстояние между размахом вытянутых рук человека от большого пальца одной руки до большого пальца другой. Сажень косая (248 см) – расстояние между подошвой левой ноги и концом среднего пальца вытянутой вверх правой руки.
Шаг – средняя длина человеческого шага 71см. Сохранились сведения об использовании шага для определения расстояния между городами.
Шагами отмерялось расстояния, на которое должны были сходиться противники во время дуэли.
Так, с расстояния 10 шагов на Черной речке под Петербургом 27 января 1837года на дуэли Дантес стрелял и ранил смертельно А.С.Пушкина.
В 1841году 15 июля недалеко от Пятигорска Мартынов произвел свой роковой выстрел с расстояния 15 шагов и убил М.Ю.Лермонтова.
линии. Возможно, отсюда появилось слово точность.
Верста или поприще. Русская путевая мерадля измерения больших расстояний. Верста - от слова вертеть. Первоначально - расстояние от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Длина версты 1060 м. Верста как мера длины на Руси встречается с 11 века. Длина версты в разное время была различной – от 500 до 750 саженей. Да и верст-то было не одна, а две: путевая – ею измеряли расстояние пути и межевая – ею меряли земельные участки.
Миля – от латинского слова "милия" – тысяча (шагов) - русская мера длины. Использовалось как единица для измерения больших расстояний, равна семи верстам или ≈7468 м. Когда-то были специальные ходоки, которые помогали составлять карты: они отмеряли расстояние, считая шаги. Тысяча двойных шагов называлась милей. Величина её была от 1,4 до 1,9 километра. По указу Петра I русская миля = 7 верстам (≈7,47 км).
Линия-мера длины, равная 1/10 дюйма (очевидно, потому, что ее можно было отложить при помощи линейки).
Точка- наиболее мелкая старинным русским мерам длины-0,254 мм.
Фут (от англ. foot — ступня) — единица измерения длины в английской системе мер. «Международный» фут стал равняться в точности 0,3048 м.
Ярд — британская и американская единица измерения расстояния, которая равна 91,44 см.
Из вышеизложенного видно, что соотношения между единицами мер самые разнообразные. У всех народов складывалась сложная и запутанная система мер. Каждое, даже самое маленькое государство, каждый город стремились измерять своими мерами. Это вносило большую неразбериху при учете ценностей и особенно в торговле.
Я составил таблицу соотношения современных различных единиц измерения со старинными (Приложение 1).
- Старинные меры длинны в литературных произведениях и русском фольклоре.
Названия старинных единиц измерения длины я встретил в произведениях поэтов и писателей на уроках литературы.
Александр Сергеевич Пушкин «Зимняя дорога»
« Ни огня, ни чёрной хаты,
Глушь и снег… навстречу мне
Только вёрсты полосаты
Попадаются одне…» .
Фёдор Иванович Тютчев «Умом Россию не понять…»
«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить» .
Иван Сергеевич Тургенев « Муму»
« Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина 12 вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья».
( Дело в том, что раньше рост человека составлялся из аршин и вершков, а поскольку рост взрослого человека редко бывал менее двух аршин (142 см) , в данном случае речь идёт именно о двенадцати вершках(54 см) сверх двух аршин — то есть примерно 195 см.)
Петр Ершов «Конек-горбунок»
«Да еще рожу конька
Ростом только 3 вершка,
На спине с двумя горбами
Да аршинными ушами».
Рост: 4 см 5мм • 3 = 13см 5мм. Длина ушей: 71 см .
Ганс Христиан Андерсен «Дюймовочка»
«… в чашечке его сидела живая девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом. Потому её так и прозвали… «Дюймовочка».
Дюйм = 2 см 5 мм – это ширина большого пальца.
Николай Алексеевич Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
«…Старый Мазай любит до страсти
Свой низменный край.
За сорок верст в Кострому прямиком
Сбегать лесами ему нипочем.
… С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам: уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину».
Длина меньше 2 м 13 см, ширина меньше 71 см.
-40 верст • 1 км 068 м = 42 км 672 м.
- 1 верста – 1, 068 км
Шарль Перро «Спящая красавица»
«А добрая фея, которая спасла его дочь от смерти, пожелав ей столетнего сна, была в то время далеко, за 12 тысяч миль от замка. Но она сразу же узнала об этом несчастье от маленького карлика-скорохода, у которого были семимильные сапоги». 7 миль = 7км.
С.Я. Маршак Пьеса «Про козла»
Эй, не плачьте, баба с дедом!
Накормлю я вас обедом.
Испеку пирог грибной
В два аршина шириной!
1аршин = 71 см 1 мм х 2= 142см=1м 42 см.
1.4. Пословицы и поговорки со старинными мерами длины и их толкование
Старинные меры длины упоминаются в разговоре: можно услышать о веревке «толщиной в палец» или дыре «шириной в ладонь». Представление о величине каждого из названных предметов строится на основе словесного описания, которое приобретает особое значение, так как упомянутые «живые мерки» есть у каждого человека.
Мы часто даем толкование некоторым пословицам и поговоркам, которые использовались в старину.
Я выяснил, что означают пословицы и поговорки, в которых встречаются названия старинных мер длины и перевел старинные меры в пословицах и поговорках в современные. (Приложение 2).
1.«Один, как перст» — человек, не имеющий ни родных, ни близких.
2.«Семи пядей во лбу» — когда хотят сказать об очень умном человеке.
3.«От горшка два вершка, а уже указчик» — молодой человек, не имеющий жизненного опыта, но самонадеянно поучающий всех.
4.«Ни пяди» (не отдать, не уступить) — даже самой малой части; («чужой земли — не надо, но и своей не отдадим ни пяди»).
5.« На аршин голова, да ума на пядь» — о взрослом, но глупом человеке.
6.«Косая сажень в плечах» – говорят о широкоплечем человеке.
7. «Видит на три аршина под землю» — об очень проницательном человеке.
8.Когда хотят сказать о человеке, который обо всём судит по себе, употребляют выражение: «Меряет на свой аршин».
9. «Близок локоть да не укусишь», « Близок локоток, да ум короток» — о каком-нибудь простом, но невыполнимом деле.
10.«Любовь не верстами меряется. Сто верст молодцу не крюк» — расстояние не может быть препятствием для любви.
11. «Правда , как солнце: ее ладонью не прикроешь».
12.« Ни шагу назад», т. е. не отступать.
13. «Москва верстой далека, а сердцу рядом» – так русские люди характеризовали свое отношение к столице.
- Практическая часть
Мной были проведены некоторые исследования.
Исследование 1.
Двое ребят нашего класса измерили длину класса шагами.
Расстояние одинаковое, но количество шагов получилось разное. Почему?
Дело в том, что у них разные мерки, разная длина шага.
Мы сделали вывод: сравнивать длины можно только тогда, когда есть единая мерка.
Исследование 2.
Я измерил рост членов семьи и выразил в различных старинных единицах длины.
Таблица роста членов семьи в различных единицах длины
Измеряемый | Метр | Вершок | Малая пядь | Дюйм | Локоть | Большой локоть | Аршин |
Мама | 1,54 | 35 | 8,11 | 61,6 | 3,35 | 2,85 | 2,39 |
Папа | 1,71 | 39,86 | 9 | 68,4 | 3,72 | 3,17 | 2,17 |
Я | 1,45 | 32,95 | 7,63 | 58 | 3,15 | 2,69 | 2,04 |
Брат Саша | 1,38 | 31,36 | 7,26 | 55,2 | 3 | 2,56 | 1,94 |
Сестра Карина | 1,14 | 25,9 | 6 | 45,6 | 2,48 | 2,1 | 1,6 |
Сестра Алина | 0,93 | 21,14 | 4,89 | 37,2 | 2,02 | 1,72 | 1,31 |
Вычисляя рост членов семьи через различные единицы длины, пришел к выводу, что это трудоемкий и неточный подсчет, что каждая из единиц длины может быть представлена через общепринятую метрическую систему мер, а следовательно, становится понятной для любого человека.
Выводы по исследованию.
Подводя итог по исследованию можно сказать, что:
- Без измерений современный человек обходиться не может. В древности люди тоже не могли обходиться без измерений.
- Существовали разные меры длины, которые отличались друг от друга.
- Старинные единицы длины были неточными. Поэтому сейчас используются более точные, общие для всех стран единицы измерения: миллиметр, сантиметр, метр, километр.
Заключение.
Работая над этой темой, мне удалось узнать много интересной информации.
В далёкие исторические времена человеку приходилось постепенно постигать искусство измерений. Изготовляя простейшие орудия труда, строя жилища, добывая пищу, возникает необходимость измерять расстояния, а затем площади, ёмкости, массу, время. А ведь это и есть измерение.
С древности мерой длины и веса всегда был человек: насколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т.д. Пальцы, руки, ноги и другие части тела послужили образцами для создания первых мер длины, а небольшие расстояния мы и в настоящее время нередко определяем шагами. Человеческое тело было не только первым мерным эталоном, но и весьма удобным – всегда при себе.
Не было народа, который не избрал бы свои единицы измерения. Русский народ создал собственную систему мер. В словаре Владимира Ивановича Даля мы находим определение: «Мера – способ определения количества по принятой единице».
Много преобразований потерпели старинные меры длины. В 1793 году во Франции приняли метрическую систему мер «на все времена». 10 декабря 1799 года считается днём рождения метрической системы единиц. Метр стал эталоном измерений. В современном мире мы пользуемся одинаковыми единицами измерения длины: километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр.
В 1960 собралась Генеральная конференция по мерам и весам, на которую прибыли представители 32 стран. Была принята Международная система единиц–система интернациональная (СИ). С1963 года ею пользуются во всех областях науки, техники и народного хозяйства.
Люди не могут существовать без системы мер, которая в процессе развития человечества развивается и совершенствуется. И этому подтверждение слова великого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева, который сказал, что «Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Точная наука немыслима без меры».
Вывод:
Цели, поставленные в начале работы, были достигнуты:
- я узнал много интересного о старинных и современных единицах измерения, как русских, так и других стран;
- имею возможность поделиться своими знаниями с другими учениками;
- получил хорошую практику по переводу единиц из одной системы в другую;
- я научился, переводить старинные меры длины в современные, когда читал литературные произведения.
- приобрел навыки работы на компьютере.
Надеюсь, что эта работа будет интересна ребятам и учителям начальных классов, русского языка и литературы, математики, истории.
Я хотел бы продолжить данную работу и исследовать старинные меры веса, объема, площадей на Руси. Возможно, это станет моей следующей исследовательской работой.
Проведенное исследование показывает, что в России существовало огромное количество всевозможных единиц. В рамках своей работы, я доказал неточность старинных русских мер длины, неудобство их в применении, что и привело к созданию единой метрической системы.
Список используемых источников:
1. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика 5 класс. - М.: Мнемозина, 2008.
2. Глейзер Г.И. История математики в школе. – М.: Просвещение, 1982.
3. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики - М.: Просвещение, 1989.
4. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.Е. Математическая шкатулка. М.: Просвещение, 1984.
5. Рыбаков Б.А. Русские системы мер длины Х1-ХУ веков. // Советская этнография, 1949 г., №1.
6. НагибинФ.Ф., Канин Е.Е. Математическая шкатулка. М.: Просвещение, 1984 .
7. Интернет ресурсы:
- сайт «Фестиваль педагогических идей – открытый урок».
- www. iro. ru /resours/ distant/mant/metrol _3.htm Меры длины
-ru.wikipedia.org›Русская система мер
8.С.И. Ожегов Толковый словарь. Москва, 2002
7. Литературные произведения
Приложение 1.
Таблица перевода старинных мер длины в современные различные единицы
№ | Название старинной русской меры длины | СМ | М | км |
1 | Аршин | 71,12см | 0,7112м | 0,0007112км |
2 | Шаг | 71см | 0,71м | 0,00071км |
3 | Малая пядь | 17,78см | 0,1778м | 0,0001778км |
4 | Большая пядь | 22см | 0,22м | 0,00022км |
5 | Пядь с кувырком | 28см | 0,28м | 0,00028км |
6 | Верста | 106680см | 1066,8м | 1,0668км |
7 | Межевая верста | 216000см | 2160м | 2,16км |
8 | Маховая сажень | 176см | 1,76м | 0,00176м |
9 | Косая сажень | 248см | 2,48м | 0,00248км |
10 | Локоть | 47см | 0,47м | 0,00047км |
11 | Перст | 2см | 0,02м | 0,00002км |
12 | Вершок | 4,44см | 444м | 0,00444км |
13 | 1дюйм | 2,54см | 0,0254м | 0,0000254км |
15 | 1 линия | 25,4см | 0,254м | 0,000254км |
14 | 1 точка | 2,54см | 0,0254м | 0,0000254км |
15 | 1 географическая миля | 742100см | 7421м | 7,421км |
16 | 1 морская миля | 185200см | 1852м | 1,852км |
17 | 1 ярд | 91,44см | 0,9144м | 0,0009144км |
Приложение №2
Пословицы и поговорки с использованием старинных русских мер длины и их толкование
Широкое распространение среди людей старинных мер длины доказывают сложенные русским народом пословицы и поговорки .
Верста (1,067 км)
- «Москва верстой далека, а сердцу рядом» – так русские люди характеризовали своё отношение к столице, Москва на 1,067 км далека, а сердцу рядом.
- «От слова до дела – целая верста» - так говорят, чтобы человек хвастался сделанным делом, а не словами, от слова до дела — 1,067 км.
- «Верстой ближе – пятаком дешевле»
- «На версту отстанешь – на десять догоняешь» -на 1,067 км отстанешь, на 10,67км догоняешь.
- «Семь верст молодцу не крюк» - 7,469 км молодцу не крюк.
- «Его за версту видно» - о хорошем или плохом человеке, дела которого заметны далеко, его видно за 1,067 км.
- «Врёт семь верст до небес, и все лесом» — врёт 7,469 км до небес, и все лесом.
Вершок (4,4 см)
1.«От горшка два вершка, а уже указчик» - молодой человек, не имеющий жизненного опыта, но самонадеянно поучающий всех.
2. «У нее суббота через пятницу на два вершка вылезла» - о неаккуратной женщине, у которой нижняя рубашка длинней юбки.
3. «Борода с вершок, а слов с мешок» — борода с 4,4 см, а слов с мешок».
Аршин (71,1 см)
- «Видит на три аршина под землю» - об очень проницательном человеке на 2,13 м в землю видит.
- «На аршин борода, да ума на пядь» — на 71 см борода, а ума на 27 см.
- «Каждый купец на свой аршин меряет» - о человеке, который всё судит по себе, исходя из собственных интересов, каждый купец на свои 71 см меряет.
Сажень (2,13 м)
- «У него косая сажень в плечах» - то есть у него 2,13 м в плечах, говорят о сильном и могучем человеке.
2.«Видеть, на сажень сквозь землю» - отличаться большой проницательностью.
3. «Полено к полену – сажень» - о накоплении запасов, богатства путем экономии.
Локоть
- «Близок локоть, да не укусишь», «Близок локоток, да ум короток» - о невыполнимом деле.
- «Сам с ноготок, а борода - с локоток » - До Петра I борода, особенно у бояр, служила признаком знатности рода и происхождения. Чем больше и длиннее была борода, тем больше должно было быть уважение к ее хозяину. Сам с ноготок, а борода 38—46 см.
- «Жили с локоть, а жизнь с ноготь» - т.е. жили долго, а жизнь оказалась короткой.
Пядь
- «Не уступить ни пяди» - не отдать даже самой малости, не уступить ни 27 см.
- «Семь пядей во лбу» - об очень умном человеке, 189 см во лбу.
Ладонь (10,16 см)
- «Кто родом кулак, тому не разогнуться в ладонь» - о сильном человеке, который и по жизни будет сильным.
- «Правда – как солнце – ладонью не прикроешь» - всё тайное всегда становится явным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
старинные русские меры длины
Предмет: математикаТема: Отрезок. Длина отрезка.Урок: «Старинные русские меры длины»Основная цель проекта: развитие кругозора познавательной деятельности у учащихся.Обучающий аспект проекта:Форм...
Старинные русские меры длины, веса, объёма
Старинные русские меры длины, веса, объёма....
Урок в 5 классе. Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги.
Нетрадиционный урок математики в 5 классе "Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги". Прилагается конспект урока и презентация....
Учебный проект "Старинные русские меры длины"
Разработка направлена на организацию проектной деятельности на уроке, интегрирует знания по матеамтике, информатике и истории...
Исследовательский проект "Старинные русские меры длины"
Исследовательский проект "Старинные русские меры длины" (5 класс)....
Проект"Старинные русские меры длинны"
Презеентация проекта...
Математическая игра по станциям (для закрепления) «Русская Ярмарка» Математика 5-6 класс Старинные русские меры длины
Актуальность работы заключается в том, что в современном мире редко пользуются старинными мерами длины, многие школьники не знают, как измеряли раньше, но хотели бы узнать, ведь с этими величинами ста...