Информационно-познавательный проект по математике "Математические лайфхаки. Как быстро считать в уме"
проект по математике (7 класс)
Предварительный просмотр:
МБОУ «Берлинская СОШ»
ИНФОРМАЦИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
ПО МАТЕМАТИКЕ на тему:
«Математические лайфхаки. Как быстро считать в уме»
Выполнил: ученик 7 класса
Хаснутдинов Тимур
Руководитель: учитель физики
и математики
Бобряшова И.В.
п.Берлин, 2023г.
Содержание
1.Введение. Обоснование выбора темы исследования, цели, задачи работы, актуальность исследования, методы, гипотеза, объект и предмет исследования 3-4
2.История возникновения вычислений 5-8
3. Практическое применение быстрого счета 9-11
3.1. Умножение для числа 9 9
3.2.Умножение на 11 числа, сумма цифр которого не превышает 10 9
3.3. Умножение на 11 числа, сумма цифр которого больше 10 9
3.4. Умножение на 111, 1111 и т. д. числа, сумма цифр которого не превышает 10 10
3.5. Умножение двузначного числа на 111, 1111, 1111 и т.д., сумма цифр которого равна или больше 10 10
3.6. Квадрат чисел, заканчивающихся на 5 11
4. Заключение 12
5.Литература………………………………………………………………… 13
6. Приложение 14
ВВЕДЕНИЕ
Во все времена математика была и остается одним из основных предметов в школе, потому что математические знания необходимы всем людям. Не каждый школьник, обучаясь в школе, знает, какую профессию он выберет в будущем, но каждый понимает, что математика необходима для решения многих жизненных задач: расчеты в магазине, оплата за коммунальные услуги, расчет семейного бюджета и т.д. Кроме того, всем школьникам необходимо сдавать экзамены в 9-м классе и в 11-м классе, а для этого, обучаясь с 1-го класса, необходимо качественно осваивать математику и прежде всего, нужно научиться считать.
Сейчас, на этапе стремительного развития информатики и вычислительной техники, современные школьники не хотят утруждать себя счетом в уме. Я считаю, что основные проблемы при изучении математики в школе связаны с вычислительными навыками и поэтому целью моей работы является изучение лайфхаков быстрого счета и доказательство необходимости умения быстрого счёта и эффективного использования этих лайфхаков.
Актуальность моего исследования состоит в том, что в наше время все чаще на помощь ученикам приходят калькуляторы, и все большее количество учеников не может считать устно. А ведь изучение математики развивает логическое мышление, память, гибкость ума, приучает человека к точности, к умению видеть главное, сообщает необходимые сведения для понимания сложных задач, возникающих в различных областях деятельности современного человека. Поэтому в своей работе я хочу показать, как можно считать быстро и правильно и что процесс выполнения действий может быть не только полезным, но и интересным занятием.
Гипотеза исследования: если показать, что применение приемов быстрого счета, облегчает вычисления, то можно добиться того, что повысится вычислительная культура учащихся, и им будет легче решать практические задачи.
Я поставил перед собой следующие задачи:
1. Изучить историю возникновения вычислений
2. Рассмотреть правила вычислений, которыми пользовались в древности и которыми пользуются сейчас.
3. Освоить правила быстрого счета.
Объект исследования: лайфхаки для быстрого счета.
Предмет исследования: процесс вычислений.
Данная работа относится к прикладным исследованиям, так как в ней показывается роль применения приемов быстрого счета для практической деятельности.
При выполнении работы я пользовалась следующими методами: поисковый метод с использованием научной и учебной литература, а также поиск необходимой информации в сети Интернет, практический метод выполнения вычислений с применением нестандартных алгоритмов счета, анализ полученных в ходе исследования данных.
История возникновения вычислений.
Подсчитывать предметы люди научились ещё в древнем веке - палеолите, десятки тысяч лет назад. Как это происходило? Сначала люди лишь на глаз сравнивали разные количества одинаковых предметов. Они могли определить, в какой из двух куч больше плодов, в каком стаде больше оленей и т.д. Если одно племя меняло пойманных рыб на сделанные людьми другого племени каменные ножи, не нужно было считать, сколько принесли рыб и сколько ножей. Достаточно было положить рядом с каждой рыбой по ножу, чтобы обмен между племенами состоялся.
Чтобы с успехом заниматься сельским хозяйством, понадобились арифметические знания. Без подсчета дней трудно было определить, когда надо засевать поля, когда начинать полив, когда ждать потомства от животных. Надо было знать, сколько овец в стаде, сколько мешков зерна положено в амбары.
И вот более восьми тысяч лет назад древние пастухи стали делать из глины кружки – по одному на каждую овцу. Чтобы узнать, не пропала ли за день хоть одна овца, пастух откладывал в сторону по кружку каждый раз, когда очередное животное заходило в загон. И только убедившись, что овец вернулось столько же, сколько было кружков, он спокойно шел спать. Но в его стаде были не только овцы – он пас и коров, и коз, и ослов. Поэтому пришлось сделать из глины и другие фигурки. А земледельцы с помощью глиняных фигурок вели учет собранного урожая, отмечая, сколько мешков зерна положено в амбар, сколько кувшинов масла выжато из оливок, сколько соткано кусков льняного полотна. Если овцы приносили приплод, пастух прибавлял к кружкам новые, а если часть овец шла на мясо, несколько кружков приходилось убирать. Так, еще не умея считать, занимались древние люди арифметикой.
Затем в человеческом языке появились числительные, и люди смогли называть число предметов, животных, дней. Обычно таких числительных было мало. Например, у племени реки Муррей в Австралии было два простых числительных: энэа (1) и петчевал (2). Другие числа они выражали составными числительными: 3= «петчевал–энэа», 4 «петчевал–петчевал» и т. д. Ещё одно австралийское племя – камилороев имело простые числительные мал (1), булан (2), гулиба (3) . И здесь другие числа получались сложением меньших: 4=«булан–булан», 5=«булан–гулиба», 6=«гулиба–гулиба» и т.д.
У многих народов название числа зависело от подсчитываемых предметов. Если жители островов Фиджи считали лодки, то число 10 называли «боло»; если они считали кокосовые орехи, то число 10 называли «каро». Точно так же поступали живущие на Сахалине у берегов Амура нивхи. Ещё в XIX веке одно и то же число они называли разными словами, если считали людей, рыб, лодки, сети, звёзды, палки.
Мы и сейчас используем разные неопределённые числительные со значением «много»: «толпа», «стадо», «стая», «куча», «пучок» и другие.
С развитием производства и торгового обмена люди стали лучше понимать, что общего у трёх лодок и трёх топоров, десяти стрел и десяти орехов. Племена часто вели обмен «предмет за предмет»; к примеру, обменивали 5 съедобных кореньев на 5 рыб. Становилось ясно, что 5 одно и то же и для кореньев, и для рыб; значит, и называть его можно одним словом.
Постепенно люди начали использовать для счёта камешки, палочки, части собственного тела. Вот как известный русский учёный Н.Н. Миклуха–Маклай описывал счёт папуасов: «Папуас загибает один за другим пальцы руки, причём издаёт определённый звук, например «бе, бе, бе…». Досчитав до пяти, он говорит: «Ибон–бе» (рука). Затем он загибает пальцы другой руки, снова повторяя «бе, бе…», пока не дойдёт до «ибон–али» (две руки). Затем он идёт дальше, приговаривая «бе, бе…», пока не дойдёт до «самба–бе» (одна нога) и «самба–али» (две ноги). Если нужно считать дальше, папуас пользуется пальцами рук и ног кого – нибудь другого». Похожие способы счёта применяли и другие народы. Так возникли нумерации, основанные на счёте пятёрками, десятками, двадцатками.
До сих пор я рассказывал об устном счёте. А как записывали числа? Поначалу, ещё до возникновения письменности, использовали зарубки на палках, насечки на костях, узелки на верёвках. Найденная волчья кость в Дольни – Вестонице (Чехословакия), имела 55 насечек, сделанных более 25 000 лет назад.
Когда появилась письменность, появились и цифры для записи чисел. Сначала цифры напоминали зарубки на палках: в Египте и Вавилоне, в Этрурии и Финики, в Индии и Китае небольшие числа записывали палочками или чёрточками. Например, число 5 записывали пятью палочками. Индейцы ацтеки и майя вместо палочек использовали точки. Затем появились специальные знаки для некоторых чисел, таких, как 5 и 10. В то время почти все нумерации были не позиционными, а похожими на римскую нумерацию. Лишь одна вавилонская шестидесятеричная нумерация была позиционной. Но и в ней долго не было нуля, а также запятой, отделяющей целую часть от дробной. Поэтому одна и та же цифра могла означать и 1, и 60, и 3600. Угадывать значение числа приходилось по смыслу задачи.
За несколько столетий до новой эры изобрели новый способ записи чисел, при котором цифрами служили буквы обычного алфавита. Первые 9 букв обозначали числа десятки 10, 20,…, 90, а ещё 9 букв обозначали сотни. Такой алфавитной нумерацией пользовались до 17 в. Чтобы отличить «настоящие» буквы от чисел, над буквами–числами ставили чёрточку (на Руси эта чёрточка называлась «титло»). Во всех этих нумерациях было очень трудно выполнить арифметические действия. Поэтому изобретение в VI веке индийцами десятичной позиционной нумерации по праву считается одним из крупнейших достижений человечества. Индийская нумерация и индийские цифры стали известны в Европе от арабов, и обычно их называют арабскими. При записи дробей ещё долгое время целую часть записывали в новой десятичной нумерации, а дробную – в шестидесятеричной. Но в начале XV в. самаркандский математик и астроном аль–Каши стал употреблять в вычислениях десятичные дроби. Числа, с которыми мы работаем с положительными и отрицательными числами. Но, оказывается, что это не все числа, которые используют в математике и других науках. И узнать о них можно не дожидаясь старшей школы, а гораздо раньше, если изучать историю возникновения чисел в математике.
Практическое применение быстрого счета.
1.Умножение для числа 9.
9·1, 9·2 … 9·10 – легче выветривается из памяти и труднее пересчитывается вручную методом сложения, однако именно для числа 9 умножение легко воспроизводится» на пальцах». Растопырьте пальцы на обеих руках и поверните руки ладонями от себя. Мысленно присвойте пальцам последовательно числа от 1 до 10, начиная с мизинца левой руки и заканчивая мизинцем правой руки (это изображено на рисунке). Допустим, хотим умножить 9 на 7. Загибаем палец с номером, равным числу, на которое мы будем умножать 9. В нашем примере нужно загнуть палец с номером 7. Количество пальцев слева от загнутого пальца показывает нам количество десятков в ответе, количество пальцев справа – количество единиц. Слева у нас 6 пальцев не загнуто, справа – 3 пальца. Таким образом, 9·7=63. Ниже на рисунке детально показан весь принцип «вычисления».
Еще пример: нужно вычислить 9·9=? По ходу дела скажем, что в качестве «счетной машинки» не обязательно могут выступать пальцы рук. Возьмите, к примеру, 10 клеточек в тетради. Зачеркиваем 9-ю клеточку. Слева осталось 8 клеточек, справа – 1 клеточка. Значит 9·9=81. Все очень просто.
2. Умножение на 11 числа, сумма цифр которого не превышает 10.
Чтобы умножить на 11 число, сумма цифр которого 10 или меньше 10, надо мысленно раздвинуть цифры этого числа, поставить между ними сумму этих цифр, а затем к первой цифре прибавить 1, а вторую и последнюю (третью) цифру оставить без изменения.
72х11=7(7+2)2=792;
35х11=3(3+5)5=385;
3. Умножение на 11 числа, сумма цифр которого больше 10.
Чтобы умножить на 11 число, сумма цифр которого 10 или больше 10, надо мысленно раздвинуть цифры этого числа, поставить между ними сумму этих цифр, а затем к первой цифре прибавить 1, а вторую и последнюю (третью) цифру оставить без изменения.
78х11=7(7+8)8=7(15)8=858;
94х11=9(9+4)4=9(13)4=1034;
4. Умножение на число 111, 1111 и т. д., зная правила умножения двузначного числа на число 11.
Если сумма цифр первого множителя меньше 10, надо мысленно раздвинуть цифры этого числа на 2, 3 и т.д. шага, сложить цифры и записать соответствующее количество раз их сумму между раздвинутыми цифрами. Количество шагов всегда меньше количества единиц на 1.
Пример:
24х111=2(2+4) (2+4)4=2664 (количество шагов - 2)
24х1111=2(2+4)(2+4)(2+4)4=26664 (количество шагов - 3)
При умножении числа 72 на 111111 цифры 7 и 2 надо раздвинуть на 5 шагов. Эти вычисления можно легко произвести в уме.
72 х 111111 = 7999992 (количество шагов – 5)
Если единиц во втором множителе 7, то шагов будет на один меньше, т.е. 6.
Если единиц 8, то шагов будет 7 и т.д.
61 х 11111111 = 677777771
Эти вычисления можно легко произвести в уме.
5. Умножение двузначного числа на 111, 1111, 1111 и т.д., сумма цифр которого равна или больше 10.
Немного сложнее выполнить устное умножение, если сумма цифр первого множителя равна 10 или более 10.
Примеры:
48 х 111 = 4 (4+8) (4+8) 8 = 4 (12) (12) 8 = (4+1) (2+1) 28 = 5328.
В этом случае к первой цифре нужно прибавить 1 получим 5.
Далее 2 + 1 = 3. А последние цифры 2 и 8 оставляем без изменения.
56 х 11111 = 5 (5+6) (5+6) (5+6) (5+6) 6 = 5 (11) (11) (11) (11) 6 = 622216
67 х 1111 = 6 (6+7)…7 = 6 (13)…7 = 74437
6. Квадрат чисел, заканчивающихся на 5
Чтобы возвести в квадрат числа, заканчивающиеся на 5. Алгоритм прост. Число до последней пятерки, умножаем на это же число плюс единица. К оставшемуся числу приписываем 25.
- 152 = (1*(1+1)) 25 = 225
- 252 = (2*(2+1)) 25 = 625
- 852 = (8*(8+1)) 25 = 7 225
Это верно и для более сложных примеров:
1552 = (15*(15+1)) 25 = (15*16)25 = 24 025
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как мы видим, быстрый счёт это уже не тайна за семью печатями, а научно разработанная система. Раз есть система, значит, её можно изучать, ей можно следовать, ею можно овладевать.
Все рассмотренные мною методы устного умножения говорят о многолетнем интересе ученых, и простых людей к игре с цифрами.
Используя некоторые из этих методов на уроках или дома, можно развить скорость вычислений, привить интерес к математике, добиться успехов в изучении всех школьных предметов.
Результаты своей работы я оформил в памятку, которую предложу всем своим одноклассникам и ученикам 5 и 7 класса. Возможно, что с первого раза не у всех получится быстро, с ходу выполнять вычисления с применением этих приемов, даже если сначала не получится использовать прием, показанный в памятке, ничего страшного, просто нужна постоянная вычислительная тренировка. Она и поможет приобрести полезные навыки быстрого счета.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1989. – 287 с.: ил.
- Перельман Я.И. Живая математика. - Екатеринбург, Тезис, 1994.
- Перельман Я.И. Занимательная алгебра. - Екатеринбург, Тезис, 1994.
Борода Л.Я., Борисов А.М. Некоторые формы по привитию интереса к математике. //Математика в школе. - 1990, №11.– с.39-44.
ПРИЛОЖЕНИЕ
АНКЕТА
1. Зачем нужно уметь считать?
а) пригодится в жизни, например, считать деньги;
б) чтобы хорошо учиться в школе; в) чтобы быстро решать;
г) чтобы быть грамотным; д) не обязательно уметь считать.
2. Перечисли, при изучении каких школьных предметов тебе понадобится правильно считать?
а) математика; б) физика; в) химия; г) технология; д) музыка;
е) физическая культура; ж) ОБЖ; з) информатика; и) география;
к) русский язык; л) литература.
3. Знаешь ли ты приемы быстрого счета?
а) да, много; б) да, несколько; в) нет, не знаю.
4. Применяешь ли ты при вычислениях приемы быстрого счета?
а) да; б) нет.
5. Хотели бы вы узнать приемы быстрого счета, чтобы быстро считать?
а) да; б) нет.
АНКЕТА
1. Зачем нужно уметь считать?
а) пригодится в жизни, например, считать деньги;
б) чтобы хорошо учиться в школе; в) чтобы быстро решать;
г) чтобы быть грамотным; д) не обязательно уметь считать.
2. Перечисли, при изучении каких школьных предметов тебе понадобится правильно считать?
а) математика; б) физика; в) химия; г) технология; д) музыка;
е) физическая культура; ж) ОБЖ; з) информатика; и) география;
к) русский язык; л) литература.
3. Знаешь ли ты приемы быстрого счета?
а) да, много; б) да, несколько; в) нет, не знаю.
4. Применяешь ли ты при вычислениях приемы быстрого счета?
а) да; б) нет.
5. Хотели бы вы узнать приемы быстрого счета, чтобы быстро считать?
а) да; б) нет.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Быть умным вдвойне, посчитаем все в уме !» У́стный счёт — математические вычисления , осуществляемые человеком без помощи дополнительных устройств (компьютер, калькулятор, счеты и т. п.) и часто без приспособлений (ручка, карандаш, бумага и т. п.).
Цель: найти и рассмотреть нестандартные лайфхаки устного быстрого счёта, которые не рассматриваются в школьном курсе математики.
Актуальность Устный счет на уроках математики на современном этапе повышает скорость вычислительной работы, что ценно, а главное - развивает мышление Вычислительные навыки необходимы как в практической жизни каждого человека, так и в учении. Ни один пример, ни одну задачу по математике, физике, химии и т. д. нельзя решать, не обладая элементарными способами вычислений Серьёзный шаг в жизни каждого выпускника – Единый государственный экзамен (ЕГЭ) , развитые вычислительные умения и наличие навыков устного счета -залог успешной его сдачи
Гипотеза: В старину говорили : «Умножение – мое мученье». Значит, раньше было сложно и трудно умножать. Просты ли наши современные способы различных вычислений, а не только умножения? Овладение приёмами устного счёта позволит повысить качество и скорость вычислений моих одноклассников.
Задачи : 1. Изучить историю возникновения вычислений 2. Рассмотреть лайфхаки вычислений, которыми пользовались в древности и которыми пользуются сейчас. 3. Освоить правила быстрого счета. 4. Показать математические лайфхаки своим одноклассникам и старшеклассникам. Объект исследования : лайфхаки для быстрого счета. Предмет исследования : процесс вычислений.
Зачем нужно уметь считать?
Перечисли, при изучении каких школьных предметов тебе понадобится правильно считать?
Знаешь ли ты приемы быстрого счета?
Применяешь ли ты при вычислениях приемы быстрого счета?
Хотели бы вы узнать приемы быстрого счета, чтобы быстро считать?
Умножение на пальцах Лайфхак для 9 класса
Лайфхак для 5,7 классов
. М етод Ферроля ( у множение на 11) 4 5 ∙ 11 = 4 9 5 4 ( 4 + 5 ) 5 2 3 4 ∙ 11 = 2 57 4 2 ( 2 +3 )(3+ 4 ) 4 Так же выполняем умножение: 8324*11=91564 11278*11=124058 9874122*11=108615342 « Краешки сложи, в серединку положи »
. М етод Ферроля умножение на 111 4 5 ∙ 111 = 4 99 5 4 ( 4 + 5 ) ( 4 + 5 ) 5 При умножении двузначного числа, сумма цифр которого меньше 10, на 111, надо в середину между цифрами вставить два раза сумму цифр
Умножение на 99, 999,99999 и т.д. Для того чтобы найти произведение числа написанного одними девятками на число имеющее с ним одинаковое количество цифр, надо от множителя отнять единицу и к получившемуся числу приписать другое число все цифры которого дополняют цифры указанного получившегося числа до 9, а последнюю до 10. Например: 8 * 9= 72 46 * 99= 4554 137 * 999= 136 863 3562 * 9999= 35616438 564*999=563436 81245*99999=8124418755 Записал, и считать не нужно!!! Хотите, проверьте!
Умножение двузначных чисел, близких к 100 95 ∙ 87 = 8265 - 5 - 13 98 ∙ 76 = 7448 - 2 - 24 Умножение двузначных чисел, близких к 10 1 4 ∙ 1 2 = 16 8 1 ∙ 2 + 4 ∙ 1 = 6 21 ∙ 13 = 273 2 ∙ 3 + 1 ∙ 1 = 7
Возведение в степень чисел, оканчивающихся на 5 6 5 ∙ 6 5 = 42 25 6 ∙ 7 10 5 ∙ 10 5 = 110 25 10 ∙ 11 8 5 ∙ 8 5 = 72 25 8 ∙ 9 30 5 ∙ 30 5 = 930 25 30 ∙ 31
Вывод «Не мыслям учим, а учим мыслить» Э. Кант В наш век высоких технологий и повсеместного использования компьютера умение быстро и правильно производить в уме достаточно сложные вычисления ни в коем случае не утратило своей актуальности. Используя различные приемы устного счета, можно развить скорость вычислений, привить интерес к математике, добиться успехов в изучении всех школьных предметов Такие навыки помогут школьникам в учебе, в быту, в профессиональной деятельности. Кроме того, быстрый счет - настоящая гимнастика для ума, приучающая в самых сложных жизненных ситуациях находить в кратчайшее время хорошие и нестандартные решения.
Спасибо з а внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку Учимся быстро считать
Материал может быть использован на уроке в любом классе с 6 по 9 класс...
Информационно-познавательный проект «Старинные русские меры длины»
Проект «Старинные русские меры длины» знакомит с единицами древнерусских мер длины. Автор обращается к истории преобразований старинных мер длины, также показал, что множество ...
Информационно-познавательный проект "БЕЗМОЛВНАЯ АРКТИКА. (РОССИЙСКИЙ СЕКТОР АРКТИКИ)"
Богата природа Арктики, но суровые условия не позволяли долгое время в полном объеме исследовать ее недра. В связи с тем, что исследования Арктики сегодня становятся всё актуальнее, я решил рассмотре...
Информационно-познавательный проект "БЕЗМОЛВНАЯ АРКТИКА (ОСВОЕНИЕ АРКТИКИ)"
На сегодня внимание многих стран мира, в том числе и России, приковано к Арктике не случайно. Для нашей страны Арктика – это северный форпост страны. Богата природа Арктики, но суровые условия не поз...
Информационно-познавательный индивидуальный проект по теме "Рейтинг мобильных приложений"
В своей работе «Рейтинг мобильных приложений», автор выясняет историю мобильного интернета, мобильных приложений, анализирует основные виды мобильных приложений, рейтинги мобильных приложе...
Информационно-познавательный индивидуальный проект "Безопасность в интернете"
В своей работе «Безопасность в интернете», автор исследует скрытые и открытые угрозы интернета, анализирует классификацию интернет-угроз, выделяет способы защиты от интернет-угроз. В своем...
Аркадий Гайдар - обыкновенная биография в необыкновенное время. Информационно-познавательный школьный проект
Информационно-познавательный школьный проект "Аркадий Гайдар - обыкновенная биография в необыкновенное время" рассказывает о личности и творчестве писателя. Имеется продукт (презентация)....