Информационно – познавательный проект по математике Тема: «Числовые забавы»
материал по математике
Информационно – познавательный проект по математике
Тема: «Числовые забавы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionno_-_poznavatelnyy_proekt_po_matematike.docx | 82.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационно – познавательный проект по математике
Тема: «Числовые забавы»
Выполнила: ученица 9 «А»
МБОУ Купинской школы-интерната №1
Мухортова Кристина
Наставник: Роенко А. Н.
учитель математики и информатики
Купино 2022 г
Содержание
Введение……………………………………………………………………………….………..3 Понятия числовых забав
1.1 Числовая забава и классификация числовых забав ...................................................4
1.2 Числовые фокусы……………………………………………………………….……..4
1.3 Магические квадраты………………………………………………………………....5
1.4 Числовые ребусы……………………………………………………………………...6
Заключение ……………………………………………………………………………………11
Список литературы……………………………………………………………………………12
«Числа управляют миром»
Введение.
Мир математики многообразен и не так скучен, как может показаться на первый взгляд. Числовые забавы могут завлечь и развлечь, ничуть не меньше, чем компьютерные игры. Умное обращение с цифрами дает возможность каждому попасть в удивительный мир математики.
Числовые забавы очень просты в своем исполнении. Не нужно проводить долгих тренировок, дополнительного реквизит не требуется, но эффектность проведения таких забав вам гарантирована. Головоломки, числовые фокусы, ребусы отлично подходят для учащихся, желающих удивлять своих сверстников и не только! Смысл любой числовой забавы в угадывании чисел. Главный секрет - отсутствие секрета! Все чудеса основаны на реальных математических закономерностях, поэтому эта тема актуальна в наше время. Существует достаточно много числовых свойств, о которых простому ученику не известно и даже неинтересно, но нам в своей работе хочется приоткрыть занавес для тех, кто стоит только в начале своих математических открытий. Провести всех в загадочный мир «числовой иллюзии».
Цель работы: изучение и знакомство с числовыми забавами по математике.
Задачи:
1. Дать определение термину «числовая забава»;
2. Классифицировать числовые забавы.
3. Привести примеры различных числовых забав.
4. Показать в классе самые интересные числовые забавы.
5. Создать презентацию
Методы исследования: поиск, изучение, систематизация, применение
Практическая значимость состоит в том, что материалы данного проекта могут применяться на классных часах, уроках математики и во внеурочной деятельности.
Понятия числовых забав
1.1 Числовая забава и классификация числовых забав
К числовым играм можно относиться по - разному, неоспоримым является тот факт, что любой способ, позволяющий, заинтересоваться и увлечься предметом, уже хорош сам по себе, потому что позволяет развивать устный счет, логику, мышление. Толковый словарь Ожегова дает нам такое обозначение слова «забава» - развлечение, игра! Мы уверены, что немногие свяжут слово игра и математика в одно единое, оттого наше исследование становится еще интереснее. Что же такое числовая забава в нашем понимании? Головоломки, иллюзии, фокусы, или все это вместе взятое?
Числовая забава – это математическая закономерность, позволяющая изучать мир точных наук с помощью игры.
Классификация числовых забав.
Проведя наше исследование можно выделить несколько видов числовых забав:
∙ Числовые фокусы
∙ Магические квадраты
∙ Числовые ребусы
1.2 Числовые фокусы
В каждом уголке нашей большой планеты можно найти человека, увлекающимся числовыми фокусами. И это закономерно. “Гимнастика ума” полезна для каждого. Разгадывание таких числовых забав тренируют память, развивают смекалку, вырабатывают упорство, учат мыслить логически, анализировать, систематизировать и сопоставлять.
Числовой фокус – это математическая закономерность, в основе которой лежит не иллюзия, как может показаться на первый взгляд, а конкретное правило действий с числами.
Приведем пример числового фокуса.
Задание:
Угадать день рождения постороннего человека. Необходимо:
1. Увеличить в два раза число, являющееся днем рождения.
2. Прибавить пятерку, к получившемуся результату.
3. Полученную сумму умножить на 50.
4. К этому произведению необходимо прибавить номер месяца рождения
5. Произнести получившееся число.
Через некоторое время можно назвать день рождения этого постороннего человека.
Секрет фокуса:
От произнесенного в результате вычислений числа надо отнять 250. Получается трехзначное или четырехзначное число. Дата рождения это первая и вторая цифры. Месяц рождения - две последние.
1.3 Магические квадраты.
Арифметические действия с числами известны человеку с древних времен. Постепенно развивая математическую науку, люди обнаружили самостоятельную жизнь чисел, удивительную, таинственную.
Магические квадраты можно найти в математических работах арабов, индусов, после чего они стали известны и получили свою популярность в Римской империи, после чего появились и в Западной Европе. Им приписывали волшебные свойства, поэтому методы их получения заинтересовали ума многих ученых. В мистическую силу люди верили, поэтому магические квадраты использовали для изготовления всевозможных амулетов и оберегов.
Магический квадрат - это таблица, которая составлена из целых чисел. В ней сумма чисел в каждых строках и столбцах, а так же в любой из двух диагоналей должна равняться одному и тому же числу.
Приведем пример.
Задание: Клеточки квадрата нужно заполнить числами от 1 до 9. Сумма чисел во всех столбцах и строках, а так же по диагоналям квадрата должна равняться числу 15.
1. Прибавим средний столбец и в среднюю строку к исходному квадратику дополнительные окошки. 2. Выделим диагональные клетки, их мы будем заполнять числами в первую очередь.
3. В выделенные клетки записываем числа от 1 до 9.
4. Передвинем числа из дополнительных окошек внутрь квадрата, пример показан в таблице.
1.4 Числовые ребусы
Числовые ребусы – это математические примеры на сложение, вычитание, умножение и деление, часть цифр в которых заменена на различные символы. Это могут быть и буквы, и значки, и какие-то объекты. Задача состоит в том, чтобы расшифровать эти выражения.
Для разгадывания таких ребусов необходимо подставить нужную цифру так, чтобы это выражение стало верным.
Можно выделить три вида числовых ребусов:
1. Буквенный. Такие ребусы называются криптарифмами. В них разгадываемые цифры заменены буквами.
Приведем пример буквено - числового ребуса.
Задание:
2. Символьно - численный. В нем присутствуют и числа, и символы.
Приведем пример символьно - числового ребуса.
Задание: Ответ:
3. Символьный. В нем, все разгадываемые цифры, спрятаны только за всевозможные символы.
Задание:
Ответ: Квадратом является 2
|
Одинаковые фигуры это одинаковые цифры. Необходимо найти эти цифры.
Заключение
В математике много различных числовых забав, если хорошо пофантазировать, можно придумать их самому. Математика — это не только утомительная учёба. Фокусы, ребусы, магические квадраты можно использовать в качестве игры, используя числа и фантазию. Задачи, представленные в увлекательной форме, очень занимательны. Трудный путь поиска ответов развивает желание невозможное сделать реальным, а именно использовать математику для забавы, игры.
Так же учебное пособие дает учащимся возможность понять, что числовые забавы могут завлечь и развлечь, ничуть не меньше, чем компьютерные игры. После опроса обучающихся 5 класса, я понял, что «Числовые забавы» не только полезный комплекс заданий, но и интересное занятие для работы в большой аудитории, на уроке и на классных часах. Цель моего проекта изучение и знакомство с числовыми забавами по математике достигнута, задачи решены: познакомились с термином «числовая забава»; получилось классифицировать числовые забавы; привели примеры различных числовых забав; показали в классе самые интересные числовые забавы; создать презентацию Процесс выполнения упражнений приносит много положительных эмоций. Таким образов, работая над проектом. Я могу сделать следующие выводы «Числовые забавы» действительно полезны и интересны, и данный комплекс упражнений можно использовать для индивидуальных и групповых занятий.
Список литературы
1. http://eqworld.ipmnet.ru/ru/pastime/puzzles.htm
2. http://kvant.mccme.ru/1991/02/chislovye_fokusy.htm
3. http://www.kakprosto.ru/kak-105258-kak-reshat-matematicheskie-rebusy
4. http://infourok.ru/proekt_po_matematike_matematicheskie_fokusy-118665.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-познавательный проект «Старинные русские меры длины»
Проект «Старинные русские меры длины» знакомит с единицами древнерусских мер длины. Автор обращается к истории преобразований старинных мер длины, также показал, что множество ...
Информационно-познавательный проект "БЕЗМОЛВНАЯ АРКТИКА. (РОССИЙСКИЙ СЕКТОР АРКТИКИ)"
Богата природа Арктики, но суровые условия не позволяли долгое время в полном объеме исследовать ее недра. В связи с тем, что исследования Арктики сегодня становятся всё актуальнее, я решил рассмотре...
Информационно-познавательный проект "БЕЗМОЛВНАЯ АРКТИКА (ОСВОЕНИЕ АРКТИКИ)"
На сегодня внимание многих стран мира, в том числе и России, приковано к Арктике не случайно. Для нашей страны Арктика – это северный форпост страны. Богата природа Арктики, но суровые условия не поз...
Презентация к внеклассному мероприятию по экологии "Информационно-познавательный проект "Зеленый город""
Презентация составлена по сценарию информационно-познавательного проекта "Зеленый город" экологической направленности....
Реферат. Информационно-познавательный проект 7 класс " Достопримечательности города Магнитогорск"
Реферат. Информационно-познавательный проект по теме: " Если бы экскурсоводом был я. Достопримечательности города Магнитогорск"...
Информационно-познавательный проект презентация 7 класс " Если бы экскурсоводом был я. Достопримечательности города Магнитогорск"
Информационно-познавателный проект презентация 7 класс " Если бы экскурсоводом был я. Достопримечательности города Магнитогорск...
Информационно-познавательный проект на тему "Сам себе финансист: проценты и скидки"
В своей работе «Сам себе финансист: проценты и скидки», автор выясняет понятие «процентов» и «скидок», основные закономерности, как на основании изученной литератур...