«Использование средних статистических характеристик при решении различных задач »
план-конспект урока по алгебре (7 класс)

Солдатова Ирина Викторовна

Урок - практикум

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-praktikum.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-практикум

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДНИХ СТАТИСТИЧЕСКИХ
ХАРАКТЕРИСТИК ПРИ РЕШЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ ЗАДАЧ

Цели: продолжить формировать умение использовать средние статистические характеристики (размах, мода, среднее арифметическое, медиана) при решении различных задач (вычисление и интерпретация).

Ход урока

I. Устная работа.

1. Педагогический стаж восьми учителей школы, работающих в старших классах одной школы, следующий:

5 лет, 8 лет, 15 лет, 12 лет, 8 лет, 14 лет, 18 лет, 9 лет.

Найдите моду и медиану этой выборки.

2. Найдите среднее арифметическое и размах ряда:

2; 3; 5; 6; 14; 15; 17; 18.

II. Проверочная работа.

Вариант 1

1. Найдите медиану упорядоченного ряда:

а) ;

б) 11, 12, 18, 23, 29, 31, 37, 42.

2. Найдите медиану неупорядоченного ряда:

8, 11, 4, 17, 35, 21, 19, 50.

Вариант 2

1. Найдите медиану упорядоченного ряда:

а) ;

б) 0,5; 1,2; 1,8; 2,5; 3,5; 4,8; 5,1; 5,9.

2. Найдите медиану неупорядоченного ряда:

21, 13, 18, 11, 27, 32, 23, 41.

III. Формирование умений и навыков.

На данном уроке обобщаются знания по теме «Статистические характеристики». Учащимся предлагаются задания на нахождение всех характеристик и их интерпретацию в зависимости от условия задачи.

Сильным учащимся можно предложить для решения задачи повышенной сложности.

1. В  таблице  показано  число  посетителей  выставки  в  разные  дни недели:

День недели

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

Число посетителей

604

638

615

636

625

710

724

Найдите медиану указанного ряда данных. В какие дни недели число посетителей выставки было больше медианы?

Решение:

Число членов в ряду п = 7. Для нахождения медианы упорядочим ряд: 604, 615, 625, 636, 638, 710, 724.

Медиана Ме = 636. Число посетителей было больше медианы во вторник, субботу и воскресенье.

Ответ: 636; вторник, суббота, воскресенье.

2. Ниже указана среднесуточная переработка сахара (в тыс. ц) заводами сахарной промышленности некоторого региона:

12,2;  13,2;  13,7;  18,0;  18,6;  12,2;  18,5;  12,4;  14,2;  17,8.

Для представленного ряда данных найдите среднее арифметическое, моду, размах и медиану. Что характеризует каждый из этих показателей?

Решение:

Число членов ряда п = 10. Упорядочим ряд:

12,2; 12,2; 12,4; 13,2; 13,7; 14,2; 17,8; 18,0; 18,5; 18,6.

Среднее арифметическое характеризует средний уровень значений и общую сумму всех значений:

Х = 15,08.

Мода Мо = 12,2 показывает значение, встречающееся чаще других (в данном случае слабо выражена, значение 12,2 встречается только 2 раза).

Размах A = xmax – xmin = 18,6 – 12,2 = 6,4 характеризует величину разброса наблюдаемых значений.

Медиана Me =  = 13,95 показывает, что половина членов ряда не превосходит по величине 13,95.

Ответ: 15,08; 12,2; 6,4; 13,95.

3. Девочки седьмого класса на уроке физкультуры при прыжках взяли высоты, величины которых (в см) учитель записал в журнал:

90;  125;  125;  130;  130;  135;  135;  135;  140;  140;  140.

Какая высота прыжка наилучшим образом характеризует спортивную подготовку девочек класса?

Решение:

Ряд наблюдений упорядочен: п = 11.

Ряд имеет две моды: Мо1 = 135, Мо2 = 140.

Среднее арифметическое ряда равно Х  129,5.

Медиана Ме = 135.

Наилучшей характеристикой спортивной подготовки девочек следует признать медиану: мода неоднозначна (135 и 140), а среднее значение занижено за счет одного очень плохого результата 90 см (если этот результат отбросить, то Х = 133,5 см).

Ответ: 135 см.

4. № 257*.

Решение:

а) Среднее арифметическое увеличится:  Х1 =  = x + 0,5.

б) Размах увеличится:  A1 = (xmax + 6) – xmin = (xmax – xmin) + 6 = A = 6.

в) Мода не изменится.

г) Медиана не изменится, так как в упорядоченном ряду, соответствующем исходному, величина и порядок членов не изменится, кроме величины последнего члена, что не влияет на величину медианы.

Ответ: а) увеличится на 0,5; б) увеличится на 6; в) нет; г) нет.

5. Владелец одного частного предприятия уволил бльшую часть рабочих, а оставшимся снизил зарплату на 20 %. После этого он заявил, что средний заработок его рабочих повысился. Так ли это?

Заработок
до увольнения

Заработок
после увольнения

1000 р.

400 р.

800 р.

320 р.

Число рабочих

200

800

200

120

Решение:

Вычисляем средние статистические характеристики:

мода до увольнения Мо = 400;

мода после увольнения Мо = 800;

медиана до увольнения Ме = 400;

медиана после увольнения Ме = 800;

среднее арифметическое

                до увольнения X =  = 520;

                после увольнения X =  = 620.

Вычисления подтверждают, что средние характеристики действительно увеличились. Однако простой взгляд на таблицу подтверждает, что жизнь рабочих не улучшилась, а, наоборот, ухудшилась! Не говоря уже о тех, кто потерял работу. Здесь итоги решения математической задачи противоречат здравому смыслу. Математическая модель не всегда адекватна практической ситуации.

В данном случае средние характеристики не являются типичными представителями статистических данных, поэтому их использование приводит к ложному выводу.

Пример этой задачи показывает учащимся, что необходимо не только формально вычислять средние характеристики, но и уметь правильно истолковывать статистическую информацию.

IV. Итоги урока.

– Какие средние статистические характеристики вы узнали?

– Как вычисляются размах ряда? мода? Что они характеризуют?

– Как вычисляется среднее арифметическое ряда? Для чего служит эта характеристика?

– Как вычисляется медиана упорядоченного ряда с четным числом членов? нечетным? Что она характеризует?

Домашнее задание:

1. Найдите размах, моду и медиану ряда:

а) 1; 3; –2; 4; –2; 0; 2; 3; 1; –2; 4;

б) 0,2; 0,4; 0,1; 0,5; 0,1; 0,2; 0,3; 0,5; 0,4; 0,6.

2. В вашем классе соберите данные о месяцах рождения учеников. Месяцы удобнее перечислять не по названиям, а по номерам.

Найдите: а) размах; б) моду; в) среднее арифметическое для экспериментальной выборки.

3. Для упорядоченного ряда, содержащего т чисел, где т – четное число, укажите номера двух последовательных членов, между которыми заключена медиана, если т равно:

а) 6;        б) 18;                в) 56;                г) 240.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование графических возможностей Excel для решения математических задач

Данная статья посвящена использованию Excel для построения графиков элементарных и сложных функций, изучение графических способов решения уравнений и систем уравнений, а также построения трехмер...

Использование редактора блок-схем при решении математических задач на Паскале

Материал содержит конспект урока на тему "Использование редактора блок-схем при решении математических задач на Паскале", презентацию к уроку!...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕОРИИ МНОЖЕСТВ ПРИ РЕШЕНИИ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 Современные математики больше имеют дело с множествами и операциями над ними, поэтомунеобходимо изучать в школе множества и учить применять полученные знания на практике.Прежде всего надо...

Использование координатно - векторного метода при решении стереометрических задач

Изучение данного метода является неотъемлемой частью школьного курса геометрии. Но нельзя забывать, что при решении задач координатно- векторным  методом необходим навык алгебраических вычислений...

Использование диаграмм Эйлера-Венна при решении логических задач

урок "Использование  диаграмм Эйлера-Венна  при  решении логических  задач"...

Мастер-класс "Использование прикладного программного обеспечения для решения познавательных задач на уроках математики"

Мастер-класс "Использование прикладного программного обеспечения для решения познавательных задач на уроках математики"...

7 класс Алгебра Использование средних статистических характеристик при решении различных задач

Презентация к уроку Использование средних статистических характеристик при решении различных задач...