Использование редактора блок-схем при решении математических задач на Паскале
методическая разработка по информатике и икт (10 класс) по теме
Материал содержит конспект урока на тему "Использование редактора блок-схем при решении математических задач на Паскале", презентацию к уроку!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использованеи редактора блок-схем | 102.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка конспекта урока по информатике и ИКТ по теме: «Использование редактора блок - схем при решении математических задач на языке Паскаль»
Методическое обоснование темы
Школьный учебный предмет "Информатика" характеризуется глубокой прикладной направленностью. Перед нами может стоять задача, для решения которой на компьютере уже имеется готовая программа. Если у нас есть право на её использование, то мы можем применить эту программу. Так, для работы с текстом, графическим изображением, для типовых расчетов чаще всего используют разработанное специалистами прикладное программное обеспечение. Одной из таких программ, завоевавших репутацию надежного инструмента для повседневного аналитического труда, является Редактор блок-схем.
Тема «Использование редактора блок - схем при решении математических задач на языке Паскаль» направлена на понимание сути алгоритмов и блок-схем, их свойств, способов описания, так как эта тема развивает: ясность и четкость мышления; способность предельно уточнять предмет мысли; внимательность, аккуратность, обстоятельность, убедительность в суждениях; умение абстрагироваться от конкретного содержания и сосредоточиться на структуре своей мысли.
Методические рекомендации по проведению занятия
Программирование традиционно относят к сложным темам школьного курса информатики, признавая при этом, что именно построение алгоритмов при решении задач разного типа в максимальной степени способствует развитию алгоритмического стиля мышления, который формирует общеучеб- ные навыки. Действительно, для успешного решения задачи, требующей составления алгоритма и написания программы, учебные занятия надо проводить таким образом, чтобы ученик мог:
- четко понять задачу, провести ее детализацию и формализацию;
- проанализировать, к какому классу задач она относится, какими способами (алгоритмами) ее можно решить;
- составить алгоритм решения задачи;
- составить блок-схему, иллюстрирующую этот алгоритм;
- проверить, правильно ли написан алгоритм, ту ли задачу он решает;
- в случае обнаружения ошибки необходимо проделать все (или некоторые) вышеперечисленные действия заново с целью исправления ошибки.
План занятия
Тема урока: «Использование редактора блок - схем при решении математических задач на языке Паскаль».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: смешанный.
Цели урока:
-обучающая: сообщение учащимся понятий программы и среды программирования, знакомство учащихся с программой «Редактор блок-схем»,
алгоритмическим способом решения математических задач в информатике;
-развивающая: закрепить и научиться применять полученные знания с помощью практической работы, развитие навыка самоконтроля;
-воспитательная: формирование таких личностных качеств как исполнительность, дисциплинированность, внимательность, уверенность, уравновешенность, ответственность, активность, увлеченность
Материально-техническое обеспечение: компьютерный класс, оснащенный современной техникой и лицензированным программным обеспечением, установлены ОС Windows 7, программа ABC Pascal, бесплатная программа «Редактор блок схем», мультимедиа проектор с экраном, авторская презентация.
Межпредметные и внутрипредметные связи. Алгоритмическая линия формирует навыки алгоритмического и логического мышления, проектной работы и моделирования. Данная тема способствует развитию алгоритмического мышления, развивает умение читать алгоритмы и строить по ним блок-схемы, умение составить алгоритм для различных жизненных ситуаций и анализировать обстоятельства.
Алгоритмизация, как раздел информатики, который изучает процессы создания алгоритмов, традиционно относится к теоретической информатике вследствие своего фундаментального характера. При этом сторонники «пользовательского» подхода при изучении школьной информатики говорят об отсутствии практической значимости этого раздела для развития навыков пользователя современного программного обеспечения. Вследствие развития новых информационных технологий появляется возможность в пределах раздела «Основы алгоритмизации и программирования» давать общенаучные понятия информатики и в то же время формировать и развивать умение и навыки, необходимые пользователю при работе с современным программным обеспечением, т.е. появляется возможность сделать раздел «Основы алгоритмизации» мостиком между теоретической и практической информатикой.
Шаги в этом направлении делали авторы многих школьных программ по информатике. Стоит вспомнить работы А.Г.Кушниренко, Ю.А.Первина, A.JI.Семенова по внедрению «конструктивистской» парадигмы при изучении теоретической информатики. Одним из принципов этой парадигмы является самостоятельное добывание учениками знаний, которые формируются при работе с реальными и виртуальными объектами. Реализация этого принципа основывается на использовании творческих деятельностных сред, таких как ЛогоМиры, Кумир, Роботландия.
Эти творческие среды, конечно, развивают алгоритмическое мышление, но напрямую не связаны ни с какой практической деятельностью. Поэтому лучше пойти другим путем. Используя принципы развивающего обучения, постараться акцентировать проблемы алгоритмизации при изучении всех (в том числе и традиционно «технологических») тем курса информатики. Это позволяет развивать и реализовывать алгоритмические способности школьников не только при работе в различных программных средах, но и при формировании знаний, умений и навыков работы в различных прикладных программах (при создании текстовых документов, электронных таблиц, презентаций).
Технологическая карта урока.
Дидактическая структура занятия | Методическая подструктура урока | Признаки решения дидактических задач | ||||
Методы обучения | Форма деятельности | Методические приемы и их содержание | Средства обучения | Способы организации деятельности | ||
Организационный момент. | беседа | фронтальная | наблюдение | - | Коллективная | Подготовка учащихся к работе на уроке |
Подготовка к изучению нового материала (ознакомление с планом и целью занятия). | беседа | фронтальная | наблюдение | Проектор, интерактивная доска, ПК | Коллективная | Кратковременность организационного момента; полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм, организация внимания всех учащихся |
Повторение пройденного материала | опрос | фронтальная | Формулирование вопросов различной сложности | - | Коллективная | Активизация мыслительной деятельности. Актуализация пройденного материала |
Изучение нового материала. | лекция | фронтальная | Формирование проблемных вопросов; разъяснения нового материала | Проектор, интерактивная доска, ПК | Коллективная | Активизация мыслительной деятельности. Развитие внимания. Активность познаватель- |
ной деятельности учащихся на последующих этапах. | ||||||
По ходу урока учащиеся конспектируют определения и отвечают на вопросы. | Работа в тетрадях | индивидуальная | Закрепление знаний | Проектор, интерактивная доска, ПК | Индивидуаль ная | Активизация мыслительной деятельности. Развитие внимания. Активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах. |
Закрепление темы занятия | Практические упражнения | групповая | Координация работы учащихся по заданиям; работа за ПК | Проектор, интерактивная доска, ПК | Групповая | Способность учащихся к самостоятельной работе, правильность выполнения практической работы и активное участие класса в подведении итогов практической работы. |
Подведение итогов урока. | беседа | групповая | Опрос по группам и выставление оценок | ПК | Групповая | Развитие умения учащихся оценивать свои возможности, обобщать и делать выводы. Адекватность самооценки учащихся и |
оценки учителя. Осознание учениками значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей | ||||||
Задание на дом | Работа с лекцией | фронтальная | Вопросы | Проектор, интерактивная доска, ПК | Коллективная | Творческий характер выполнения домашнего задания. Правильное выполнение домашнего задания всеми учениками |
Дидактический материал к занятию: Алгоритмические задачи по математике (задания на слайдах презентации); практикум по решению задач (на карточках, в текстовом виде).
Список литературы (источников) для учащихся:
- Угринович Н. Д. «Информатика и ИКТ. Профильный уровень. 10-й класс», изд. «БИНОМ», 2010 г.
- http://kpolvakov.narod.ru
- http://klyaksa.net
Список литературы (источников) для педагога:
- УМК «Информатика и ИКТ. Профильный уровень», авторы Угринович Н. Д. 10-й класс
- http://festival. 1 september.ru
- http://www.metod-kopilka.ru
- http://kpolyakov.narod.ru
- http://klyaksa.net
- http://infoschool.narod.ru
Ход урока
- Организационный момент. (2 мин)
- Подготовка к изучению нового материала (ознакомление с планом и целью занятия). (3 мин)
- Изучение нового материала. (Просмотр презентации Слайды + текст лекции.) (15 мин)
- По ходу урока учащиеся конспектируют важные моменты.
- Закрепление темы занятия (решение задач, работа уч-ся на компьютере). Решение алгоритмических задач по математике.(15 мин)
- Подведение итогов. Выставление оценок.(2 мин)
- Задание на дом (выучить определения, привести примеры математических алгоритмов из жизненной практики.) (3 мин)
Подготовка к изучению нового материала
Основные цели нашего занятия сегодня:
- Разобрать алгоритмы решения математических задач и построение по ним блок-схем;
- Выработать практические умения работы с программой Редактор блок-схем при написании программ на языке Паскаль
Изучение нового материала.
Каждый человек в повседневной жизни, во время учебы или на работе решает огромное количество задач самой разной сложности. Некоторые задачи просты и привычны, мы решаем их, не задумываясь (собраться в школу, закрыть дверь на ключ, перейти улицу). Другие задачи, так трудны, что требуется длительный срок для поиска решения и достижения поставленной цели. Решение даже самой простой задачи обычно осуществляется за несколько последовательных шагов. Рассмотрим сегодня на уроке ряд задач из математики.
Один из важнейших этапов решения таких задач с использованием ЭВМ - составление алгоритма и последующее построение блок-схемы к нему. Алгоритм, реализованный на компьютере с помощью какого- либо языка программирования называется программой. Рассмотрим более подробно этапы решения математических задач на Паскале с использованием Редактора блок-схем
Демонстрация слайда 3.
- Постановка задачи;
2. Выбор метода решения (построение математической модели);
3. Разработка алгоритма и построение блок – схемы к нему с помощью Редактора блок-схем;
4. Отладка и тестирование программы на языке Паскаль;
5. Анализ полученных результатов.
Далее остановимся на рассмотрении конкретной задачи:
Демонстрация слайда 4.
Условие задачи: даны длина (a) и ширина (b) прямоугольника. Вычислить его периметр (P) и площадь (S), выяснить выполняется ли соотношение P/S=3/2?
Демонстрация слайда 5.
Решение: составим алгоритм решения данной задачи.
Алгоритм «Прямоугольник» :
Нач
- ввести значения длины (a) и ширины (b) прямоугольника с клавиатуры;
- вычислить периметр прямоугольника по формуле P=2*(a+b);
- вычислить площадь прямоугольника по формуле S=a*b;
- составить отношение P/S и проверить равно ли оно 3/2;
- если да, то вывести на экран «верно» иначе вывести «не верно»;
Кон
Закрепление темы:
Рассмотренная нами задача ярко иллюстрирует технологию использования Редактора блок-схем для правильного написания задачи на языке Паскаль. А теперь постарайтесь сами справиться с похожим заданием, разбившись предварительно на две группы. Одна из групп решает одну часть задачи, а вторая- другую. После завершения работы мы соединим результаты в единую готовую программу на Паскале.
Демонстрация слайда 7.
Составить алгоритм, блок – схему и программу на языке Паскаль для задачи.
Условие: Даны три стороны треугольника (a,b,c). Вычислить его площадь (S) и периметр (P), определить его вид (равносторонний, равнобедренный, прямоугольный, разносторонний) и проверить верно ли, что P/S=2/3?
Подведение итогов. Выставление оценок.
Задание на дом: выучить определения, привести примеры алгоритмов из жизненной практики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование Excel при решении математических задач
Предложенная тема имеет особое значение в связи с широкой сферой применения и одновременно, как показывает практика, представляет собой некоторые трудности для усвоения учащимися. Формулы и функ...
Использование графических возможностей Excel для решения математических задач
Данная статья посвящена использованию Excel для построения графиков элементарных и сложных функций, изучение графических способов решения уравнений и систем уравнений, а также построения трехмер...
Использование алгоритма ветвления при решении физико-математических задач на Паскале
Материал содержит разбор задач физико-математической направленности, для решения которых необходимо использовать ветвление. Среда программирования - язык Паскаль. Предназначен для использования на уро...
Использование Excel при решении математических задач
Существует значительное количество специализированных математических пакетов, таких как MatLab, MatbCad, Math, Mathematica, Maple и др. Все они охватывают основные разделы математики и позволяют произ...
Использование табличного процессора Microsoft Excel для решения математических задач
Данная презентация актуальна при изучении табличного процессора Microsoft Excel....
План-конспект практического занятия "Использование координат и векторов при решении математических и прикладных задач"
Раздел 3. ГеометрияТема 3.5. Координаты и векторыЗанятие 31. Использование координат и векторов при решении математических и прикладных задач Цель занятия: ознакомление с использованием координат...
Блок схема по теме "Решение задач на смешивание растворов"
Блок схема по теме "Решение задач на смешивание растворов"...