Рабочая программа учебного курса "Решение нестандартных задач"
рабочая программа по алгебре (9 класс)
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: математика (элективный курс)
Решение нестандартных задач
Ступень обучения: основное общее образование
Сроки реализации программы: 1 год (9 класс)
Составил: Першина Галина Евгеньевна
р.п. Таловая, 2017
АннотацияРабочая программа по математике для основной школы разработана на основе:
- Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. №1897.
- Примерной программы по математике 5-9 классы разработанной А.А.Кузнецовым, М.В. Рыжаковым, А.М. Кондаковым.
- Учебного плана МКОУ Таловской СОШ 2017-2018 учебный год.
Математика - предмет, изучающийся с первого по выпускной класс; объем содержательных единиц, которыми должен оперировать старшеклассник по математике, чрезвычайно велик. Следовательно, велик и объем накопившихся у учащихся за годы обучения пробелов. Программа дает широкие возможности повторения, обобщения и углубления курса алгебры. Отличительной особенностью данной программы является выявление умений решать задачи, значимые с точки зрения полноценного и качественного углубленного усвоения курса, а также возможности последующего изучения математики на профильном уровне. Занятия курса направлены на систематизацию знаний, на углубление индивидуализации процесса обучения. Основным результатом является успешное выполнение заданий экзамена.
Изучение разноуровневой программы направлено на достижение следующих целей: систематизация знаний и способов деятельности учащихся по математике за курс основной школы, подготовка обучающихся 9 класса и успешная сдача ОГЭ по математике в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.
I В направлении личностного развития:
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; - представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
II В метапредметном направлении:
- первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
III В предметном направлении:
- овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
- умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
- овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой; умение использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
- овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
- умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей геометрических фигур.
Задачи курса:
формирование познавательных и логических УУД
- формирование "базы знаний" по алгебре, геометрии и реальной математике, позволяющей беспрепятственно оперировать математическим материалом вне зависимости от способа проверки знаний;
- развить навыки решения тестов;
- научить эффективно распределять время, отведенное на выполнение задания;
- подготовить к успешной сдаче ОГЭ по математике;
формирование регулятивных УУД
- умение ставить перед собой цель – целеполагание, как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся, и того, что еще неизвестно;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
формирование коммуникативных и личностных УУД
- формировать умение слушать и вступать в диалог;
- воспитывать ответственность и аккуратность;
- участвовать в коллективном обсуждении, при этом учиться умению осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- смыслообразование т.е. установлению уч-ся связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом-продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется, самоорганизация.
Место элективного курса в базисном учебном
(образовательном) плане
Государственною (итоговую) аттестацию (в новой форме) по алгебре за курс основной школы сдают все учащиеся 9-х классов.
Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой.
В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время: на факультативных и индивидуальных занятиях.
Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются элективные курсы, которые позволяют расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу.
Учитывая новую форму сдачи государственных экзаменов в форме единого государственного экзамена, предлагается элективный курс по алгебре: «Решение нестандартных задач».
Данный курс имеет основное назначение – введение открытой, объективной независимой процедуры оценивания учебных достижений учащихся, результаты которой будут способствовать осознанному выбору дальнейшего пути получения образования, а так же могут учитываться при формировании профильных 10 классов; развивает мышление и исследовательские знания учащихся; формирует базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов.
Экзаменационные материалы реализуют современные подходы к построению измерителей, они обеспечивают более широкие по сравнению с действующим экзаменом дифференцирующие возможности, ориентированы на сегодняшние требования к уровню подготовки учащихся.
Планируемые результаты изучения элективного курса
Числа и выражения. Преобразование выражений
Выпускник научится:
- использовать начальные представления о множестве действительных чисел;
- оперировать понятием квадратного корня, применять его в вычислениях;
- использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин.
- оперировать понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие буквенные данные; работать с формулами;
- выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми показателями и квадратные корни;
- выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями;
- выполнять разложение многочленов на множители.
Выпускник получит возможность:
- развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в практике;
- развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби);
- понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения;
- понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных;
- выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приёмов;
- применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса (например, для нахождения наибольшего/наименьшего значения выражения).
Уравнения и системы уравнений
Выпускник научится:
- решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;
- понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
- применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными.
Выпускник получит возможность:
- овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
- применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.
Неравенства и системы неравенств
Выпускник научится:
- понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением неравенства, свойства числовых неравенств;
- решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; решать квадратные неравенства с опорой на графические представления;
- применять аппарат неравенств для решения задач из различных разделов курса.
Выпускник получит возможность научиться:
- разнообразным приёмам доказательства неравенств; уверенно применять аппарат неравенств для решения разнообразных математических задач и задач из смежных предметов, практики;
- применять графические представления для исследования неравенств, систем неравенств, содержащих буквенные коэффициенты.
Функции, координаты и графики
Выпускник научится:
- понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения);
- строить графики элементарных функций; исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;
- понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами.
Выпускник получит возможность научиться:
- проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно-заданные, с «выколотыми» точками и т. п.);
- использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса.
Арифметическая и геометрическая прогрессии
Выпускник научится:
- понимать и использовать язык последовательностей (термины, символические обозначения);
- применять формулы, связанные с арифметической и геометрической прогрессией, и аппарат, сформированный при изучении других разделов курса, к решению задач, в том числе с контекстом из реальной жизни;
- научится решать комбинированные задачи, задачи на проценты, задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу».
Выпускник получит возможность научиться:
- решать комбинированные задачи с применением формул n-го члена и суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессии, применяя при этом аппарат уравнений и неравенств;
- понимать арифметическую и геометрическую прогрессию как функции натурального аргумента; связывать арифметическую прогрессию с линейным ростом, геометрическую — с экспоненциальным ростом.
Геометрические фигуры и измерение геометрических величин
Выпускник научится:
- распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
- оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;
- решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств
- использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
- вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;
- вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
- решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин.
Выпускник получит возможность:
- приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;
- вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников,
- параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
- вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
- применять алгебраический и тригонометрический аппарат и идеи движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.
Содержание основного общего образования по элективному курсу
Числа и выражения. Преобразование выражений (2 ч)
Свойства степени с натуральным и целым показателями. Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной.
Уравнения и системы уравнений (2 ч)
Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробных рациональных и уравнений высших степеней).
Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения). Применение специальных приёмов при решении систем уравнений.
Неравенства и системы неравенств (2 ч)
Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Область определения выражения. Системы неравенств.
Функции, координаты и графики (2 ч)
Функции, их свойства и графики (линейная, обратно пропорциональная, квадратичная и др.) «Считывание» свойств функции по её графику. Анализ графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим видом. Уравнения прямых, парабол, гипербол. Геометрический смысл коэффициентов для уравнений прямой и параболы.
Арифметическая и геометрическая прогрессии (4 ч)
Определение арифметической и геометрической прогрессий. Рекуррентная формула. Формула н-ого члена. Характеристическое свойство. Сумма первых членов. Комбинированные задачи. Задачи на проценты. Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу».
Геометрические фигуры и измерение геометрических величин (3 ч)
Решение задач на вычисление, измерение геометрических величин. Площадь прямоугольника. Площади параллелограмма, треугольника и трапеции. Площадь многоугольника. Площадь круга и площадь сектора.
Обобщающее повторение (2 ч)
Решение задач из контрольных измерительных материалов для ОГЭ.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
к рабочей программе по математике (элективный курс)
Решение нестандартных задач
Ступень обучения: основное общее образование
Класс: 9
Составил: Першина Галина Евгеньевна
№ урока | Содержание учебного материала | К-во часов | Дата | |
планируемая | фактическая | |||
Числа и выражения. Преобразование выражений (2 ч) | ||||
1 | Свойства степени с натуральным и целым показателями. Свойства арифметического квадратного корня. | 1 | ||
2 | Формулы сокращённого умножения, разложение на множители. | 1 | ||
Уравнения и системы уравнений (2 ч) | ||||
3 | Способы решения различных уравнений. | 1 | ||
4 | Различные методы решения систем уравнений. | 1 | ||
Неравенства и системы неравенств (2 ч) | ||||
5 | Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). | 1 | ||
6 | Системы неравенств. | 1 | ||
Функции, координаты и графики (2 ч) | ||||
7 | Функции, их свойства и графики. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. | 1 | ||
8 | Уравнения прямых, парабол, гипербол. Геометрический смысл коэффициентов для уравнений прямой и параболы. | 1 | ||
Арифметическая и геометрическая прогрессии (4 ч) | ||||
9 | Определение арифметической и геометрической прогрессий. Формула н-ого члена. | 1 | ||
10 | Сумма первых членов. | 1 | ||
11 | Комбинированные задачи. Задачи на проценты. | 1 | ||
12 | Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу». | 1 | ||
Геометрические фигуры и измерение геометрических величин (3 ч) | ||||
13 | Решение задач на вычисление, измерение геометрических величин. | 1 | ||
14 | Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника и трапеции. | 1 | ||
15 | Площадь многоугольника. Площадь круга и площадь сектора. | 1 | ||
Обобщающее повторение (2 ч) | ||||
16 | Решение задач из контрольных измерительных материалов для ОГЭ. | 1 | ||
17 | Решение задач из контрольных измерительных материалов для ОГЭ. | 1 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре: учебное пособие для 8-9 кл. с углубленным изучением математики. - М.: Просвещение, 2004. Макарычев
- Мордкович А.Г. Алгебра. Часть 1. Учебник. 79 классы. М.: «Мнемозина», 2015
- Лаппо Л.Д., Попов М.А. Практикум 9 класс. - М.: «Экзамен», 2017
- Кузнецова Л.В., Суворова С.Б. и др. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Алгебра. ФИПИ. - М.: «Интеллект-Центр», 2009.
- Семенов А.В. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Математика 2014.Учебное пособие./А.В.Семенов, А.С.Трепалин, И.В.Ященко, П.И.Захаров; под ред. И.В.Ященко; Московский Центр непрерывного математического образования._М.: Интеллект_Центр, 2015.
- Математика. 9 класс. ОГЭ - 2018. Тренажер для подготовки к экзамену. Алгебра, геометрия, реальная математика: учебно-методическое пособие. / Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов – на Дону, Легион, 2018
- Математика. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ОГЭ - 2018. Алгебра, геометрия, теория вероятностей и статистика: / учебно-методическое пособие. / Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов – на Дону, Легион, 2018
- Математика. 9 класс. Подготовка к ОГЭ - 2018. Учебно-тренировочные тесты по новой демоверсии / Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов – на Дону, Легион, 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса по математике "Нестандартные методы решения уравнений и неравенств"
Рабочая программа составлена на основе программы Р.И.Корзуновой. Курс направлен на углубленное изучение отдельных разделов курса математики и предусматривает изучение современных нестандартных методов...
Рабочая программа курса "Решение нестандартных физических задач" для 9 класса
Целью данного курса является совершенствование познавательной сферы учащихся и формирование у них умения решать нестандартные физические задачи....
Рабочая программа курса "Решение нестандартных задач по математике" для 8-9 классов.
Программа может быть использована для дополнительного обучения, факультативных занятий....
Календарно-тематическое планирование для дополнительной образовательной программы курса «Решение нестандартных задач»
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕдля дополнительной образовательной программы курса«Решение нестандартных задач»...
Программа элективного курса " Нестандартные задачи" , для углубленного изучения математики и подготовки к ЕГЭ в 10-11 классах.
Структура курса представляет собой восемь логически законченных и содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечит системность и практическую направленность знаний и умений учеников...
Рабочая программа кружка «Решение нестандартных задач по алгебре».
Рабочая программа кружка «Решение нестандартных задач по алгебре»....
Рабочая программа учебного курса "Решение задач с практическим содержанием" для обучающихся 7 классов
Срок реализации программы 1 год....