Программа элективного курса для 9 класса «Учимся решать текстовые задачи»
рабочая программа по алгебре (9 класс)

Программа элективного курса

«Учимся решать текстовые задачи»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

        Курс  «Учимся решать текстовые задачи» является предметно-ориентировнанным, предназначен для организации предпрофильной подготовки в 9 классах общеобразовательной школы.

        Создание профильных классов на сегодняшний день становится объективной необходимостью, которая обусловлена развитием общества, системы общественных отношений, влияющих на образование, требующих от него быстрого и адекватного ответа на задачи, поставленные на новом этапе исторического развития страны.

        Основной целью обучения в предпрофильной школе является развитие личности ребенка, распознавание и раскрытие его способностей, что в дальнейшем поможет школьникам сделать осознанный и правильный выбор профиля обучения в старшей школе.

        Предлагаемый курс предназначен для учащихся 9-ых классов. Программа рассчитана на 17 часов, является продолжением и расширением программного и базового материала по математике.

        Содержание курса не дублирует базовый курс математики основной школы, оно ориентировано на достижение повышенного уровня подготовки обучающихся.

        Курс намечает и использует ряд межпредметных связей :  с физикой, химией, экономикой, информатикой.

Цели и задачи курса.

        Цели курса:

- Создание условий для определения обучающимися уровня своего потенциала с точки зрения образовательной перспективы и развития устойчивого интереса к изучению математики;

- Повторить, систематизировать и углубить знания учащихся при решении текстовых задач.

        Задачи курса:

- Помочь сориентироваться в выборе профиля дальнейшего обучения, определить, хотят ли и могут ли они заниматься математикой на повышенном уровне;

- Ориентировать на профессии, существенным образом связанные с математикой или другими предметами естественно-научного профиля;

- Обобщить и систематизировать материал, связанный с решением текстовых задач, изученный в базовом курсе математики, развить и углубить знания обучающихся по данной теме;

- Развитие мыслительной деятельности: умение анализировать, обобщать, сравнивать;

- Развитие творческой деятельности: смекалки;

 - Развивитие у школьников представления о математике как инструменте познания окружающего мира.

Программа элективного курса

«Учимся решать текстовые задачи»

 (17часов)

Содержание тем курса

Тема 1.  Текстовые задачи, техника их решения (2 час)

        Решение текстовой задачи арифметическим и алгебраическим способами. Составление уравнения или неравенства, построение диаграммы или графика. Нахождение ответа на требование задачи посредством выполнения арифметических действий над числами.

Тема 2. Задачи на движение (4часа).

        Связь пройденного пути, скорости, времени. Понятие скорости сближения, скорости удаления. Основные допущения при решении задач на движение.

        Движение по прямой. Движение по течению и против течения.

Тема 3. Задачи на работу.(4 часа)

        Формула зависимости объема выполненной работы от производительности труда и времени ее выполнения.

 Особенности выбора переменных и методики решения задач на работу. Вычисление неизвестного времени работы. Задачи на «бассейн», наполняемый разными трубами одновременно. Составление таблицы данных задачи на работу и ее значение для составления математической модели.

Тема 4. Задачи на проценты (4 часов).

        Определение процента. Правило выражения процентов в виде десятичной дроби и выражение десятичной дроби в виде процентов. Нахождение процентов от данного числа. Нахождение числа по его процентам. Процентное отношение двух чисел. Примеры решения  простейших задач на проценты.

        Задачи на сплавы, смеси, растворы.

Тема 5.  Расчетные задачи с практической ориентацией. (2 часа)

        Показ широты применения в жизни текстовых задач. Обобщение и систематизация полученных знаний при решении задач. Задачи предлагаемые на государственной итоговой аттестации в 9 классе.

Тема 6. Заключительное занятие (1 час).

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Форма работы

Форма контроля

1.

 Текстовые задачи, техника их решения

2

1ч - обзорная лекция

40 мин - практическое занятие

20 мин-самостоятельная  работа

Самостоятельная работа

2.

Задачи на движение

4

1ч -  лекция

2ч - практическое занятие

1ч - самостоятельная работа

Самостоятельная работа

3.

Задачи на работу

4

1ч -  лекция

2ч - практическое занятие

1ч - самостоятельная работа

Самостоятельная работа

4.

Задачи на проценты

4

0,5ч- работа с учебником

0,5ч - беседа

1,5ч-практика

0,5ч-самостоятельная работа

Самостоятельная работа

5.

Расчетные задачи с практической ориентацией.

Задачи из государственной итоговой аттестации за 9 класс

2

1,5ч - практическое занятие

0,5ч -тест

Тест

6.

Итоговое занятие

1

1ч -  урок-соревнование

Прогнозируемые результаты

В результате изучения курса  учащиеся должны:

- знать основные понятия  «пройденный путь»,  «скорость»,   «прризводительность труда»,  «процент».

- правильно анализировать условия задачи и решать их разными методами и разными способами: алгебраическим и арифметическим ;

- знать широту применения расчетных задач  в жизни;

- применять полученные знания на практике.

В результате изучения курса учащиеся знакомятся:

- с экономическими понятиями: стоимость товара, прибыль, убытки, распродажа и др.;

- со сферой профессиональной деятельности, где используются такие понятия как бюджет, тарифы,  убытки, прибыль, смеси, сплавы, растворы.

В результате изучения курса учащиеся могут приобрести умения:

- решать текстовые задачи различными способами;

- совместно работать над проблемой;

- работать с учебником и дополнительной литературой.

  Система оценивания

          В целях стимулирования активной и творческой деятельности учащихся в процессе изучения предлагаемого элективного курса «Учимся решать текстовые задачи» система оценивания ЗУН строится на основе самооценки знаний учащимися посредством заполнения индивидуальной карты  «усвоение изученного материала», выраженной в процентах. Так в конце курса у каждого учащегося будет заполнена данная карта и выведен средний процент усвоения материала по каждому разделу курса.

№ проверочной работы

1

2

3

4

5

Средний % усвоения материала  курса «Учимся решать текстовые задачи»

% выполненного задания

45% - 60% - оценка «удовлетворительно»

61% -80% - оценка «хорошо»

81% - 100% - оценка «отлично»

Форма отчетности – индивидуальная карта учащегося (у учителя имеются копии карт, для сравнения результатов).

Методические рекомендации

        Приступая к изучению курса, рекомендуется познакомить учащихся с его целью, содержанием, формами работы, планируемыми результатами обучения, нацелить учащихся на то, что на последнем занятии будут подведены итоги обучения по элективному курсу в форме «урока-соревнования».

        Материал курса опирается на уже полученные учащимися теоретические знания и практические навыки в 5 -8 классах, поэтому на первых занятиях рекомендуется вспомнить уже знакомые понятия и правила и закрепить их при решении задач.                                              .          
         При решении задач, связанных с товарно-денежными отношениями, необходимо рассмотреть такие понятия как себестоимость товара, прибыль, процентный прирост. Повысить интерес учащихся к изучению курса поможет использование в текстах задач ситуаций из повседневной жизни.

        Активизировать познавательную деятельность учащихся можно при помощи разнообразных по типу и форме занятий, а также при использовании современных информационных технологий и  электронных   образовательных ресурсов. В конце курса запланировано обобщающее занятие по обобщению изученного материала и подведению итогов обучения в виде урока-соревнования.

Учебно-методический комплект

- учебно-тематическое планирование

- методические разработки учебных занятий.

Литература

Литература для учителя:

1. Артеменко А.Р., Задачи на концентрацию и процентное содержание.//Математика в школе №4, 1994.

2. Бескин Н.И. Роль задач в преподавании математики // Математика в школе №№4,5 1992.

3. Болтянский В.Г., Груденов Я.И. Как учить поиску решения задачи // Математика в школе №1  1988.

4. Булынин В. Применение графических методов при решении текстовых задач // Математика в школе №14  2005.

5. Дорофеев Г.В. и др. Изучение процентов в основной школе // Математика в школе №1, 2002 .

6.  Кочагина М.Н., Кочагин В.В.  ГИА- Математика 2008. Москва ,Эксмо 2008

7. Кузнецова Л.В. и др. Алгебра, Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. Москва, Просвещение 2006.

8. Лысенко Ф.Ф. и др. Алгебра 9класс Итоговая аттестация. Легион, 2008.

9. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др. Алгебра 9 класс. - М.: Просвещение, 2014.

10. Петров В.А., Элементы финансовой математики на уроках.// Математика в школе №8, 2002

11. Петрова И.Н., Проценты на все случаи жизни. – Челябинск, 1996.

12. Симонов А.С. Проценты и банковские расчеты // Математика в школе №4, 1998.

Литература для учащихся:

1. Кузнецова Л.В. и др. Алгебра, Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. М., Просвещение 2006.

2. Лурье М.В., Александров Б.И. Задачи на составление уравнений. – М.;  Наука, 1990.

3. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др. Алгебра 9 класс. - М.: Просвещение, 2014.

4. Перельман Я.И. Занимательная алгебра. – М.: АСТ-Астрель, 2002.

5. Пойа Д. Математическое открытие. - М.:Наука, 1976

6. Тоом А. Как я учу решать текстовые задачи. // Математика, 2004, № 46, № 47.

7. Шевкин А.В. Текстовые задачи в школьном курсе математики (5-9-е классы). – М.: Педагогический университет Первое сентября, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по математике "Учимся решать сложные задачи"

Рабочая программа элективного курса по математике для подготовки к ГИА в 9 классе....

Программа* элективного курса по физике "Учимся решать задачи" 8 класс

Программа* элективного курса по физике "Учимся решать задачи" 8 класс* Программа согласована и рекомендована к использованию в учебном процессе кабинетом естественно-математических дисциплин БелРИПКПП...

Элективный курс по теме: «РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ»

Умение решать текстовые задачи является одним из показателей уровня математического развития. Решение задач есть вид творческой деятельности, а поиск решения – процесс изобретательства.В настоящее вре...

Элективный курс по теме: «РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ»

Умение решать текстовые задачи является одним из показателей уровня математического развития. Решение задач есть вид творческой деятельности, а поиск решения – процесс изобретательства.В настоящее вре...

Элективный курс по теме: «РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ»

Умение решать текстовые задачи является одним из показателей уровня математического развития. Решение задач есть вид творческой деятельности, а поиск решения – процесс изобретательства.В настоящее вре...

Программа элективного курса для 9 классов: «Решение текстовых задач» - 16 часов.

Значительная часть учащихся испытывает серьёзные затруднения при решении текстовых задач.  В большей степени это связано с недостаточной сформированностью у учащихся умения составлять план действ...

Программа курса по выбору "Учимся решать текстовые задачи"

Предметно-ориентированный курс для организации предпрофильной подготовки. Тема предлагаемого курса актуальна, так как учащиеся и основной, и средней школы не в полной мере владеют навыками решения тек...