Программа элективного курса для 8 класса «Модуль»
рабочая программа по алгебре (8 класс)

Программа элективного курса для 8 класса  «Модуль»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

        Курс  «Модуль» является предметно-ориентировнанным, предназначен для учащихся 8 классов общеобразовательной школы.

        Создание профильных классов на сегодняшний день становится объективной необходимостью, которая обусловлена развитием общества, системы общественных отношений, влияющих на образование, требующих от него быстрого и адекватного ответа на задачи, поставленные на новом этапе исторического развития страны.

        Основной целью обучения в предпрофильной школе является развитие личности ребенка, распознавание и раскрытие его способностей, что в дальнейшем поможет школьникам сделать осознанный и правильный выбор профиля обучения в старшей школе.

        Предлагаемый курс предназначен для учащихся 8-ых классов. Программа рассчитана на 17 часов, является продолжением и расширением программного и базового материала по математике.

         Навыки решения уравнений, неравенств, содержащих модуль, и построение графиков элементарных функций, содержащих величину под знаком абсолютной величины, «нестандартные» методы решения уравнений необходимы любому ученику, желающему успешно сдать выпускной экзамен и продолжить обучение в профильном физико-математическом классе.

       Наряду с основной задачей обучения математики – обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений – данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, выбору профиля дальнейшего обучения.

Цели и задачи курса.

        Цели курса:

- Создание условий для определения обучающимися уровня своего потенциала с точки зрения образовательной перспективы и развития устойчивого интереса к изучению математики;

- Повторить, систематизировать и углубить знания учащихся в таких вопросах, как: преобразование выражений, содержащих модуль; решение уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком абсолютной величины; построение графиков элементарных функций, содержащих модуль.

        Задачи курса:

- Помочь сориентироваться в выборе профиля дальнейшего обучения, определить, хотят ли и могут ли они заниматься математикой на повышенном уровне;

- Ориентировать на профессии, существенным образом связанные с математикой или другими предметами естественно-научного профиля;

-  Научить учащихся преобразовывать выражения, содержащие модуль;

-  Научить учащихся решать уравнения и неравенства с модулем;

-  Научить строить графики, уравнений, содержащих абсолютную величину;

- Развитие мыслительной деятельности: умение анализировать, обобщать, сравнивать;

- Развитие творческой деятельности: смекалки;

 - Развивитие у школьников представления о математике как инструменте познания окружающего мира.

Программа элективного курса

«Модуль»

 (17часов)

Содержание тем курса

Тема 1.  Модуль. Общие сведения. Преобразование выражений, содержащих модуль. (2 часа)

        Определение модуля . Алгебраическая и  геометрическая интерпритация модуля. Некоторые свойства модуля. Вычисление значений выражений, содержащих модуль. Преобразование выражений, содержащих модуль.

Тема 2. Решение уравнений и неравенств  с модулем. (7 часов)

        Аналитический метод решения уравнений и неравенств с модулем. Решение уравнений и неравенств, содержащих несколько модулей. Метод замены переменной. Модуль в модуле. Решение уравнений и неравенств с модулем.  

Тема 3. Графики функций, содержащих модуль. (3 часа)

        Построение графиков функций вида y=f(|x|), y=|f(x)|, y=|f(|x|)|, y=|f(x)|+|g(x)| на основании определения модуля и на основании правил ( алгоритмов) геометрического преобразования графиков функций. Отображение графиков функций. Метод вершин. Кусочно- линейные функции.

Тема 4. Модуль в экзаменационных заданиях. (4 часа).

        Уравнения с модулем, содержащие параметр. Иррациональные уравнения. Наименьшее ( наибольшее) значение функции. Наибольшее (наименьшее) значение выражения. «Кусочные» функции. Неравенства с модулем, содержащие две переменные.

Тема 5. Заключительное занятие (1 час).

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Форма работы

Форма контроля

1.

Модуль. Общие сведения. Преобразование выражений, содержащих модуль.

2

1ч - обзорная лекция

40 мин - практическое занятие

20 мин-самостоятельная  работа

Самостоятельная работа

2.

Решение уравнений и неравенств  с модулем.

7

1ч -  лекция

5ч - практическое занятие

1ч - самостоятельная работа

Самостоятельная работа

3.

Графики функций, содержащих модуль.

3

1ч -  лекция

1,5ч - практическое занятие

0,5ч - самостоятельная работа

Самостоятельная работа

4.

Модуль в экзаменационных заданиях.

4

1ч - лекция

2ч-практика

1ч-самостоятельная работа

Самостоятельная работа

5.

Итоговое занятие

1

1ч -  урок-соревнование

Прогнозируемые результаты

В результате изучения курса  учащиеся должны:

- знать определение модуля;

- знать  основные способы решения уравнений и неравенств с модулем;

- применять аналитические и графические способы решения неравенств и уравнений с модулем;

- применять полученные знания на практике.

В результате изучения курса учащиеся знакомятся:

-  с алгоритмом решения уравнений и неравенств с модулем.

В результате изучения курса учащиеся могут приобрести умения:

-применять изученные алгоритмы при решении заданий с модулем;

-преобразовывать выражения, содержащие модуль;

-строить графики элементарных функций, содержащих модуль;

- совместно работать над проблемой;

- работать с учебником и дополнительной литературой.

  Система оценивания

          В целях стимулирования активной и творческой деятельности учащихся в процессе изучения предлагаемого элективного курса «Модуль» система оценивания ЗУН строится на основе самооценки знаний учащимися посредством заполнения индивидуальной карты  «усвоение изученного материала», выраженной в процентах. Так в конце курса у каждого учащегося будет заполнена данная карта и выведен средний процент усвоения материала по каждому разделу курса.

№ проверочной работы

1

2

3

4

Средний % усвоения материала  курса «Учимся решать текстовые задачи»

% выполненного задания

45% - 60% - оценка «удовлетворительно»

61% -80% - оценка «хорошо»

81% - 100% - оценка «отлично»

Форма отчетности – индивидуальная карта учащегося (у учителя имеются копии карт, для сравнения результатов).

Методические рекомендации

        Приступая к изучению курса, рекомендуется познакомить учащихся с его целью, содержанием, формами работы, планируемыми результатами обучения, нацелить учащихся на то, что на последнем занятии будут подведены итоги обучения по элективному курсу в форме «урока-соревнования».

        Материал курса опирается на уже полученные учащимися теоретические знания и практические навыки в 5 -7 классах, поэтому на первых занятиях рекомендуется вспомнить уже знакомые понятия и правила, которые будут применяться при изучении данного курса.                                              .          

        Активизировать познавательную деятельность учащихся можно при помощи разнообразных по типу и форме занятий, а также при использовании современных информационных технологий и  электронных   образовательных ресурсов. В конце курса запланировано обобщающее занятие по обобщению изученного материала и подведению итогов обучения в виде урока-соревнования.

Учебно-методический комплект

- учебно-тематическое планирование

- методические разработки учебных занятий, презентация.

Литература

Литература для учителя:

1.Галицкий  М.Л. и др. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов : учебное пособие для учащихся и классов с углублённым изучением математики.  3-е изд. М.:Просвещение,1995.

2.Коршунова Е. Модуль и квадратичная функция.// Математика. №7, 1998.

3. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др. Алгебра 8 класс. - М.: Просвещение, 2014.

4.Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебраический тренажёр.  М.:Илекса, 2001.

5.Садыкина Н. Построение графиков и зависимостей, содержащих знак модуля.// Математика, №33, 2004.

6.Скворцова М. Уравнения и неравенства с модулем. 8-9 классы.// Математика, №20, 2004.

Литература для учащихся:

1. Галицкий  М.Л. и др. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов : учебное пособие для учащихся и классов с углублённым изучением математики.  3-е изд. М.:Просвещение,1995.

2. Кузнецова Л.В. и др. Алгебра, Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. М., Просвещение 2006.

3. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др. Алгебра 8 класс. - М.: Просвещение, 2014.

4. Перельман Я.И. Занимательная алгебра. – М.: АСТ-Астрель, 2002.

5. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебраический тренажёр.  М.:Илекса, 2001.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Определение Модуль числа а или абсолютная величина числа а равна а , если а больше или равно нулю и равна –а , если а меньше нуля:

Слайд 2

Геометрическая интерпретация | а | означает расстояние на координатной прямой от точки, изображающей число а, до начала отсчета. Если а 0, то на координатной прямой существует две точки а и –а, равноудаленные от нуля, модули которых равны. Если а=0, то на координатной прямой | а | изображается точкой 0.

Слайд 3

Пример 1 . Решить неравенство: Решение. Рассмотрим четыре случая. 1) 3) 2) 4) Объединим эти решения: Ответ:

Слайд 4

Пример 2. Решить уравнение: Решение. Пусть . Тогда уравнение примет вид . Воспользуемся геометрическим смыслом модуля: найдем все точки числовой оси, сумма расстояний от каждой из которых до точек 0 и 4 равна 10. Ответ: {-4, -2, 1, 3}

Слайд 5

Пример 3 : Решить уравнение: Решение: Уравнение равносильно следующему: Пусть t = | x -2|, t ≥ 0 . Тогда , и уравнение примет вид: Но t ≥ 0, поэтому t = 1, откуда Ответ: { 1, 3 }

Слайд 6

Пример 4. Решить уравнение (неравенство): а) б) в) г) д)

Слайд 7

Решение: а) Так как обе части неравенства неотрицательны, то возведение в квадрат является равносильным преобразование: а) Решим последнее неравенство методом интервалов: Ответ:

Слайд 8

б) Ответ: {2, 6}

Слайд 9

в) Решим второе неравенство последней совокупности методом интервалов: Объединяя найденные решения с решением неравенства , получим ответ. Ответ:

Слайд 10

г) (1) (2) Решим (1) методом интервалов: Решим (2) методом интервалов: Найдем пересечение решений: Ответ:

Слайд 11

д) Перепишем уравнение (так как |-a|=|a| ): Из свойства 10: Тогда уравнение равносильно неравенству: Метод интервалов дает: Ответ:

Слайд 12

Ответы для самоконтроля 1. а) ; б) ; в) ; г) ; д) ; е) . 2. а) ; б) ; в) ; г) . 3. а) ; б) ; в) ; г) ; д) ; е) ; ж) ; з) ; и) ; к) ; л) ; м) ; н) ; о) ; п) ; р) ; с) . 4. а) ; б) ; в) ; г) . 5. а) ; б) ; в) ; г) . 6. а) ; б) ; в) ; г) ; д) ; е) ; ж) ; з) ; и) ; к) ; л) ; м) ; н) ; о) ; п)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Программа элективного курса для учащихся 9 класса «МОДУЛЬ»

Решение различных задач по теме "Модуль"...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...