Программа элективного курса для 8 класса «Модуль»
рабочая программа по алгебре (8 класс)
Программа элективного курса для 8 класса «Модуль»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа элективного курса для 8 класса «Модуль» | 14.99 КБ |
Презентация Модуль | 228.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Курс «Модуль» является предметно-ориентировнанным, предназначен для учащихся 8 классов общеобразовательной школы.
Создание профильных классов на сегодняшний день становится объективной необходимостью, которая обусловлена развитием общества, системы общественных отношений, влияющих на образование, требующих от него быстрого и адекватного ответа на задачи, поставленные на новом этапе исторического развития страны.
Основной целью обучения в предпрофильной школе является развитие личности ребенка, распознавание и раскрытие его способностей, что в дальнейшем поможет школьникам сделать осознанный и правильный выбор профиля обучения в старшей школе.
Предлагаемый курс предназначен для учащихся 8-ых классов. Программа рассчитана на 17 часов, является продолжением и расширением программного и базового материала по математике.
Навыки решения уравнений, неравенств, содержащих модуль, и построение графиков элементарных функций, содержащих величину под знаком абсолютной величины, «нестандартные» методы решения уравнений необходимы любому ученику, желающему успешно сдать выпускной экзамен и продолжить обучение в профильном физико-математическом классе.
Наряду с основной задачей обучения математики – обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений – данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, выбору профиля дальнейшего обучения.
Цели и задачи курса.
Цели курса:
- Создание условий для определения обучающимися уровня своего потенциала с точки зрения образовательной перспективы и развития устойчивого интереса к изучению математики;
- Повторить, систематизировать и углубить знания учащихся в таких вопросах, как: преобразование выражений, содержащих модуль; решение уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком абсолютной величины; построение графиков элементарных функций, содержащих модуль.
Задачи курса:
- Помочь сориентироваться в выборе профиля дальнейшего обучения, определить, хотят ли и могут ли они заниматься математикой на повышенном уровне;
- Ориентировать на профессии, существенным образом связанные с математикой или другими предметами естественно-научного профиля;
- Научить учащихся преобразовывать выражения, содержащие модуль;
- Научить учащихся решать уравнения и неравенства с модулем;
- Научить строить графики, уравнений, содержащих абсолютную величину;
- Развитие мыслительной деятельности: умение анализировать, обобщать, сравнивать;
- Развитие творческой деятельности: смекалки;
- Развивитие у школьников представления о математике как инструменте познания окружающего мира.
Программа элективного курса
«Модуль»
(17часов)
Содержание тем курса
Тема 1. Модуль. Общие сведения. Преобразование выражений, содержащих модуль. (2 часа)
Определение модуля . Алгебраическая и геометрическая интерпритация модуля. Некоторые свойства модуля. Вычисление значений выражений, содержащих модуль. Преобразование выражений, содержащих модуль.
Тема 2. Решение уравнений и неравенств с модулем. (7 часов)
Аналитический метод решения уравнений и неравенств с модулем. Решение уравнений и неравенств, содержащих несколько модулей. Метод замены переменной. Модуль в модуле. Решение уравнений и неравенств с модулем.
Тема 3. Графики функций, содержащих модуль. (3 часа)
Построение графиков функций вида y=f(|x|), y=|f(x)|, y=|f(|x|)|, y=|f(x)|+|g(x)| на основании определения модуля и на основании правил ( алгоритмов) геометрического преобразования графиков функций. Отображение графиков функций. Метод вершин. Кусочно- линейные функции.
Тема 4. Модуль в экзаменационных заданиях. (4 часа).
Уравнения с модулем, содержащие параметр. Иррациональные уравнения. Наименьшее ( наибольшее) значение функции. Наибольшее (наименьшее) значение выражения. «Кусочные» функции. Неравенства с модулем, содержащие две переменные.
Тема 5. Заключительное занятие (1 час).
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Форма работы | Форма контроля |
1. | Модуль. Общие сведения. Преобразование выражений, содержащих модуль. | 2 | 1ч - обзорная лекция 40 мин - практическое занятие 20 мин-самостоятельная работа | Самостоятельная работа |
2. | Решение уравнений и неравенств с модулем. | 7 | 1ч - лекция 5ч - практическое занятие 1ч - самостоятельная работа | Самостоятельная работа |
3. | Графики функций, содержащих модуль. | 3 | 1ч - лекция 1,5ч - практическое занятие 0,5ч - самостоятельная работа | Самостоятельная работа |
4. | Модуль в экзаменационных заданиях. | 4 | 1ч - лекция 2ч-практика 1ч-самостоятельная работа | Самостоятельная работа |
5. | Итоговое занятие | 1 | 1ч - урок-соревнование |
Прогнозируемые результаты
В результате изучения курса учащиеся должны:
- знать определение модуля;
- знать основные способы решения уравнений и неравенств с модулем;
- применять аналитические и графические способы решения неравенств и уравнений с модулем;
- применять полученные знания на практике.
В результате изучения курса учащиеся знакомятся:
- с алгоритмом решения уравнений и неравенств с модулем.
В результате изучения курса учащиеся могут приобрести умения:
-применять изученные алгоритмы при решении заданий с модулем;
-преобразовывать выражения, содержащие модуль;
-строить графики элементарных функций, содержащих модуль;
- совместно работать над проблемой;
- работать с учебником и дополнительной литературой.
Система оценивания
В целях стимулирования активной и творческой деятельности учащихся в процессе изучения предлагаемого элективного курса «Модуль» система оценивания ЗУН строится на основе самооценки знаний учащимися посредством заполнения индивидуальной карты «усвоение изученного материала», выраженной в процентах. Так в конце курса у каждого учащегося будет заполнена данная карта и выведен средний процент усвоения материала по каждому разделу курса.
№ проверочной работы | 1 | 2 | 3 | 4 | Средний % усвоения материала курса «Учимся решать текстовые задачи» |
% выполненного задания |
45% - 60% - оценка «удовлетворительно»
61% -80% - оценка «хорошо»
81% - 100% - оценка «отлично»
Форма отчетности – индивидуальная карта учащегося (у учителя имеются копии карт, для сравнения результатов).
Методические рекомендации
Приступая к изучению курса, рекомендуется познакомить учащихся с его целью, содержанием, формами работы, планируемыми результатами обучения, нацелить учащихся на то, что на последнем занятии будут подведены итоги обучения по элективному курсу в форме «урока-соревнования».
Материал курса опирается на уже полученные учащимися теоретические знания и практические навыки в 5 -7 классах, поэтому на первых занятиях рекомендуется вспомнить уже знакомые понятия и правила, которые будут применяться при изучении данного курса. .
Активизировать познавательную деятельность учащихся можно при помощи разнообразных по типу и форме занятий, а также при использовании современных информационных технологий и электронных образовательных ресурсов. В конце курса запланировано обобщающее занятие по обобщению изученного материала и подведению итогов обучения в виде урока-соревнования.
Учебно-методический комплект
- учебно-тематическое планирование
- методические разработки учебных занятий, презентация.
Литература
Литература для учителя:
1.Галицкий М.Л. и др. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов : учебное пособие для учащихся и классов с углублённым изучением математики. 3-е изд. М.:Просвещение,1995.
2.Коршунова Е. Модуль и квадратичная функция.// Математика. №7, 1998.
3. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др. Алгебра 8 класс. - М.: Просвещение, 2014.
4.Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебраический тренажёр. М.:Илекса, 2001.
5.Садыкина Н. Построение графиков и зависимостей, содержащих знак модуля.// Математика, №33, 2004.
6.Скворцова М. Уравнения и неравенства с модулем. 8-9 классы.// Математика, №20, 2004.
Литература для учащихся:
1. Галицкий М.Л. и др. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов : учебное пособие для учащихся и классов с углублённым изучением математики. 3-е изд. М.:Просвещение,1995.
2. Кузнецова Л.В. и др. Алгебра, Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. М., Просвещение 2006.
3. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др. Алгебра 8 класс. - М.: Просвещение, 2014.
4. Перельман Я.И. Занимательная алгебра. – М.: АСТ-Астрель, 2002.
5. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебраический тренажёр. М.:Илекса, 2001.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Геометрическая интерпретация | а | означает расстояние на координатной прямой от точки, изображающей число а, до начала отсчета. Если а 0, то на координатной прямой существует две точки а и –а, равноудаленные от нуля, модули которых равны. Если а=0, то на координатной прямой | а | изображается точкой 0.
Пример 1 . Решить неравенство: Решение. Рассмотрим четыре случая. 1) 3) 2) 4) Объединим эти решения: Ответ:
Пример 2. Решить уравнение: Решение. Пусть . Тогда уравнение примет вид . Воспользуемся геометрическим смыслом модуля: найдем все точки числовой оси, сумма расстояний от каждой из которых до точек 0 и 4 равна 10. Ответ: {-4, -2, 1, 3}
Пример 3 : Решить уравнение: Решение: Уравнение равносильно следующему: Пусть t = | x -2|, t ≥ 0 . Тогда , и уравнение примет вид: Но t ≥ 0, поэтому t = 1, откуда Ответ: { 1, 3 }
Пример 4. Решить уравнение (неравенство): а) б) в) г) д)
Решение: а) Так как обе части неравенства неотрицательны, то возведение в квадрат является равносильным преобразование: а) Решим последнее неравенство методом интервалов: Ответ:
б) Ответ: {2, 6}
в) Решим второе неравенство последней совокупности методом интервалов: Объединяя найденные решения с решением неравенства , получим ответ. Ответ:
г) (1) (2) Решим (1) методом интервалов: Решим (2) методом интервалов: Найдем пересечение решений: Ответ:
д) Перепишем уравнение (так как |-a|=|a| ): Из свойства 10: Тогда уравнение равносильно неравенству: Метод интервалов дает: Ответ:
Ответы для самоконтроля 1. а) ; б) ; в) ; г) ; д) ; е) . 2. а) ; б) ; в) ; г) . 3. а) ; б) ; в) ; г) ; д) ; е) ; ж) ; з) ; и) ; к) ; л) ; м) ; н) ; о) ; п) ; р) ; с) . 4. а) ; б) ; в) ; г) . 5. а) ; б) ; в) ; г) . 6. а) ; б) ; в) ; г) ; д) ; е) ; ж) ; з) ; и) ; к) ; л) ; м) ; н) ; о) ; п)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...
Программа элективного курса для учащихся 9 класса «МОДУЛЬ»
Решение различных задач по теме "Модуль"...
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...