Программа элективного курса для учащихся 9 класса «МОДУЛЬ»
элективный курс по алгебре (9 класс) на тему

Решение различных задач по теме "Модуль"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_modul_novyy.docx27.05 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании                                                         Утверждено:

Творческой группы                                                                     Заведующая филиалом____________

                                                                                                       ________________________________

Протокол №___ от _______2013 года                                        Приказ №______от ________2013 года

Руководитель ТГ_________________/                                                  

                                                                               

Программа элективного курса для учащихся 9 класса «МОДУЛЬ»

(адаптированная, составлена на основе программы Т.Т. Бауковой «Знакомьтесь: модуль!»)

Кол-во часов:14

Автор программы:

Мавлютов Равиль Минсеетович,

учитель математики филиала МБОУ

Усадской СОШ ─  «Чернышевская средняя

общеобразовательная школа

Высокогорского муниципального

района Республики Татарстан»

Контактный телефон: 8(84365)73-5-65

Домашний адрес: РТ, Высокогорский район, с. Усады,

Ул. Студенческая, д.12, кв.7

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка.

    Современная общеобразовательная школа вместе со всем российским обществом переживает период обновления. Одним из направлений модернизации школы становится дифференциация и индивидуализация обучения.

   Сегодня содержание образования рассматривается как обобщенный социальный опыт человечества, состоящий из четырёх элементов:

1.Опыта познавательной деятельности или знаний.

2.Опыта осуществления известных способов деятельности или умений действовать по образцу.

3.Опыта творческой деятельности или умений принимать нестандартные решения.

4. Социального опыта и ценностных ориентаций.

  Таким образом, в содержании образования всё более важным становится    компетентностный  подход, объединяющий интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющие образования.

   Предлагаемый курс " Модуль" своим содержанием сможет привлечь внимание учащихся 9 класса, которым интересна математика и которые хотят приобрести первоначальные навыки в решении  задач, содержащих модули. Данный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня их математической подготовки через решение тренировочных упражнений.

 Уравнения, неравенства и другие задачи, связанные с модулем, в последние годы стали широко использоваться как на школьных экзаменах, так и на экзаменах при поступлении в учебные заведения. К сожалению, эти задачи либо малы, либо вообще не представлены в учебниках для массовых школ.

   Навыки в решении уравнений, неравенств, содержащих модуль, необходимы любому ученику, желающему хорошо подготовиться к поступлению в высшие учебные заведения. Материалы данного курса содержат методы, которые позволяют решать обширный класс заданий, содержащих модуль, и. безусловно, могут использоваться учителем как на уроках математики в 9 классе, так и на факультативных и       дополнительных занятиях. Основная задача обучения математике˗˗ обеспечение прочного овладения учащимися системой математических знаний и умений. Наряду с ней данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие  математических способностей, выбор профиля дальнейшего обучения, ориентацию на профессии, связанные с математикой.

   Данный курс рассчитан на 14 часов, предполагает чёткое изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу. В программе приводится примерное распределение учебного времени, включающее план занятий. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи самостоятельного решения. Основными формами организации учебных занятий являются: лекция, объяснение, практическая работа, творческие задания. Многообразный дидактический материал даёт возможность отбирать дополнительные задания для учащихся с разной степенью подготовки. Всё направлено на развитие интереса школьников к предмету, на решение новых и интересных задач, на расширение представлений об изучаемом материале. Программа может быть использована в классах с любой степенью подготовленности, способствуют развитию познавательных интересов, мышления учащихся.

В программе даны цели и задачи, содержание курса "Модуль"; приведено календарно-тематическое планирование с указанием форм проведения занятий; названы умения и навыки, на формирование которых следует ориентироваться учителю;  приведены критерии уровня усвоения учащимися курса "Модуль"; имеется список литературы.

По окончании курса учащиеся должны сдать зачет.

                           

Цели и задачи курса.

 Цели курса:

1.Помочь повысить уровень понимания в таких вопросах как:

а) преобразование выражений, содержащих модуль.

б) решение уравнений и неравенств, содержащих модуль.

в) построение графиков, содержащих модуль.

 2.Создать базу для развития способностей учащихся; помочь учащимся оценить возможности овладения курсом с точки зрения дальнейшей перспективы.

 Задачи курса.

1.Научить учащихся преобразовывать выражения, содержащие модуль.

2.Научить решать уравнения и неравенства, содержащие модуль.

3.Научить строить графики, содержащие модуль.

4.Помочь ученику ценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

5. Подготовка учащихся к ситуации выбора профиля дальнейшего обучения.

 К задачам данного курса, связанным с предпрофильным  обучением,

относятся, в частности:

- углубление знаний, совершенствование умений и навыков по математике;

- освоение учащимися математических навыков и  практических умений;

- воспитание ответственности  у учащихся.

   Курс ориентируется на содержание образовательного минимума содержания курса математики и существенно дополняет его практическими сведениями.

   Курс построен на неразрывном единстве новых знаний и социального опыта учащихся, практических действий по решению конкретных математических задач.

  Наконец, представленный курс позволяет выйти за рамки строго урочной деятельности и включиться в активную социальную жизнь, опираясь на полученные знания.

                

Содержание программы.

Тема 1. Модуль: общие сведения(1ч).

Занятие 1. Модуль. Общие сведения: определение, свойства модуля, геометрический смысл модуля.

Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений.

Форма  контроля: проверка самостоятельно решенных примеров.

Тема 2.Преобразование выражений, содержащих модуль(2ч).

Занятия 2-3. Преобразование выражений, содержащих модуль.

Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных заданий.

Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.

Тема 3. Решение уравнений, содержащих модуль (3ч).

Занятия 4-6. Решение уравнений, содержащих модуль. Решение уравнений вида:

f|x|= a, |f(x)|=a, |f(x)|=g(x), |f(x)|=|g(x)|.

Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных задач.

Форма контроля: проверка самостоятельно решенных уравнений.

Тема 4. Решение неравенств, содержащих модуль (3ч).

Занятия 7-9. Решение неравенств вида:

|f(x)| а, f|x|> a, |f(x)||g(x)|, |f(x)|g(x), |f(x)g(x).

Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных заданий.

Форма контроля: проверка самостоятельно решенных неравенств.

Тема 5. Графики функций, содержащих модуль (2ч).

Занятия 10-11. Построение графиков, содержащих модуль. Построение графиков функции вида: y= |f(x)|, y= f(|x|), yравнений вида |y|= f(x),           |y|= |f(x)|.

Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных заданий.

Формы контроля: проверка самостоятельно решенных упражнений.

Тема 6.Модуль в заданиях экзамена и ЕГЭ.

Занятия 12-13. Решение задач экзамена и задач ЕГЭ.

Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных заданий.

Формы контроля: проверка самостоятельно решенных упражнений.

Тема 7.Зачет по теме: "Модуль".

Занятие 14. Сдача зачёта по курсу " Модуль".

Форма контроля: зачет самостоятельно решенных заданий.

Календарно-тематический план.

Тема

Дата по плану

Фактичес-кая дата проведе-ния

Форма проведения

1

Модуль: общие сведения.

Лекция.

2

Преобразование выражений, содержащих модуль.

Лекция.

3

Преобразование выражений, содержащих модуль.

Решение задач.

4

Решение уравнений, содержащих модуль.

Лекция.

5

Решение уравнений, содержащих модуль.

Решение задач.

6

Решение уравнений, содержащих модуль.

Решение задач и самостоятельная работа.

7

Решение неравенств, содержащих модуль.

Лекция.

8

Решение неравенств, содержащих модуль.

Решение задач.

9

Решение неравенств, содержащих модуль.

Решение задач и самостоятельная работа.

10

Графики функций, содержащих модуль.

Лекция.

11

Графики функций, содержащих модуль.

Урок-практикум.

12

Модуль в заданиях экзамена и ЕГЭ.

Решение задач.

13

Модуль в заданиях экзамена и ЕГЭ.

Решение задач и самостоятельная работа.

14

Зачёт по теме: " Модуль".

Урок-зачёт.

Оценивание знаний и умений учащихся по элективному курсу "Модуль".

   Данный элективный курс "Модуль" дает примерный объём знаний, умений навыков, которым должны овладеть учащиеся. В этот объём входят знания, умения и навыки, которые не только соответствуют требованиям программы общеобразовательной школы, но и предполагают более расширенный уровень. Одна из целей преподавания этого курса ˗˗ помочь осознать школьнику степень значимости своего интереса к математике и оценить свои возможности, поэтому интерес учащегося  к занятиям на курсах не следует гасить чрезмерностью требований и перегрузкой. Напротив, интерес и склонность учащегося к занятиям нужно всемерно поддерживать и развивать.

При работе над темой " Модуль "учитель должен дать определение модуля x и обратить внимание учащихся на то, что число x может быть как положительным, так и отрицательным.

Для построения всех видов графиков необходимо хорошо понимать определение модуля и знать виды графиков элементарных функций, изучаемых в школе.

На занятиях можно использовать фронтальный опрос  вид работы, который охватывает большую часть класса или группы. Эта форма развивает точную речь, способность работать в достаточно быстром темпе, принимать решения, собираться с мыслями.

Можно использовать на занятиях комментированные задания, когда один из учащихся объясняет вслух ход выполнения задания. В этом случае нет механического списывания с доски. Ученики приучаются к вниманию, к быстрой ориентации в теме, а так же и повторяют изученное.

Домашние задания являются обязательными для всех, посещающих элективный курс.

Более успешным ученикам можно давать творческие задания. Проверка заданий для самостоятельного решения осуществляется путем указания способа действия и называния ответа.  

Самостоятельная работа  рассчитана на часть урока. Задания выбираются по усмотрению учителя, в зависимости от уровня подготовленности слушателей данного курса. Ученики самостоятельно, в сотрудничестве с учителем выполняют различные задания в соответствии со своими возможностями. На занятиях необходимо организовать обсуждение результатов этой работы, а также разнообразных творческих заданий. Программа данного элективного курса позволяет организовать повторение и закрепление понятий модуля, решение заданий, содержащих модуль, и на занятиях в 10-11 классах, подбирать  упражнения, соответствующие возрасту и уровню подготовки учащихся.

Для тех учеников, которые пока не заинтересованы в математике, эти занятия могут вызвать желание узнать больше и интерес к предмету. В результате изучения курса учащиеся должны уметь: излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий, точно и грамотно формулировать теоретические положения, уверенно владеть алгоритмами при решении соответствующих заданий; преобразовывать выражения, содержащие модуль; решать уравнения, содержащие модуль; решать неравенства, содержащие модуль; строить графики элементарных функций, содержащих модуль.

Критерии уровня усвоения учащимися курса "Модуль".

Для успешного анализа и самоанализа необходимо определить критерии усвоения учащимися  курса "Модуль". Можно выделить  следующие критерии уровня усвоения курса:

  1.  Ученик демонстрирует ответственное и сознательное отношение к учению, усвоил теоретический материал курса, получил навыки в применении его при решении конкретных заданий, в работе над индивидуальными заданиями продемонстрировал умение работать самостоятельно, творчески.
  2. Ученик освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями; выполняет задания прилежно, что свидетельствует о возрастании общих умений учащегося и о положительной динамике его интеллектуального роста.
  3. Ученик освоил наиболее простые идеи и методы курса, что позволяет ему успешно выполнять простые задания.

Список использованной литературы.

  1. Элективный  курс. Знакомьтесь: модуль! Алгебра. 8-9 классы./ Сост. Баукова Т. Т.— Волгоград: ИТД " Корифей", 2007.
  2. О.Ю.Черкасов, А. Г. Якушев. Математика: интенсивный курс подготовки к экзамену. 3-е изд., испр. и доп.— М.: Рольф, Айрис-пресс, 1998.
  3. Алгебра: сб. заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 кл./ Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др.— 2-е изд. —М.: Просвещение, 2007.
  4. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 класс / Л.В. Кузнецова, Е. А. Бунимович, Б. П. Пигарев, С. Б. Суворова.— М.: Дрофа, 2007.
  5. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: Математика/ авт.- сост. И. Р. Высоцкий, Д. Д. Гущин, П. И. Захаров и др.; под ред. А. Л. Семенова, И. В. Ященко. — М.: АСТ: Астрель, 2009.
  6. Единый государственный экзамен 2010. Математика. Универсальные материалы для подготовки учащихся/.И. Р. Высоцкий, Д. Д. Гущин, П. И. Захаров и др.; под ред. А. Л. Семенова, И. В. Ященко.— ФИПИ—М.: Интеллект- Центр, 2009.
  7. Демонстрационный вариант экзаменационной работы по математике за 2009- 2010 учебный год.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов "Деловой английский"

Курс является элективным и  предусматривает дополнения к темам базовой программы, расширение и углубление знаний учащихся по предмету « Иностранный язык». Курс рассчитан на 34 часа и включает в с...

Программа элективного курса для учащихся 9 класса основной школы « И сотворился образ…» (Лингвистический анализ текста на основе произведений Владимира Солоухина)

Элективный курс составлен  для  учащихся 9 класса основной школы,  интересующихся творчеством Солоухина  и проявляющих интерес к  литературоведению. Он может помочь одарённым ...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10–11-Х КЛАССОВ "ПРАКТИКУМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ"

Предлагаемая программа курса физики составлена в соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования, соответствует требованиям к уровню подготовки выпускников...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Программа элективного курса по математике "АЛГЕБРА МОДУЛЯ" для 9 класса

для  9-х классов в рамках предпрофильной  подготовки...

Программа элективного курса для 8 класса «Модуль»

Программа элективного курса для 8 класса  «Модуль»...