Программа элективного курса для учащихся 9 класса «МОДУЛЬ»
элективный курс по алгебре (9 класс) на тему
Решение различных задач по теме "Модуль"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_modul_novyy.docx | 27.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании Утверждено:
Творческой группы Заведующая филиалом____________
________________________________
Протокол №___ от _______2013 года Приказ №______от ________2013 года
Руководитель ТГ_________________/
Программа элективного курса для учащихся 9 класса «МОДУЛЬ»
(адаптированная, составлена на основе программы Т.Т. Бауковой «Знакомьтесь: модуль!»)
Кол-во часов:14
Автор программы:
Мавлютов Равиль Минсеетович,
учитель математики филиала МБОУ
Усадской СОШ ─ «Чернышевская средняя
общеобразовательная школа
Высокогорского муниципального
района Республики Татарстан»
Контактный телефон: 8(84365)73-5-65
Домашний адрес: РТ, Высокогорский район, с. Усады,
Ул. Студенческая, д.12, кв.7
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка.
Современная общеобразовательная школа вместе со всем российским обществом переживает период обновления. Одним из направлений модернизации школы становится дифференциация и индивидуализация обучения.
Сегодня содержание образования рассматривается как обобщенный социальный опыт человечества, состоящий из четырёх элементов:
1.Опыта познавательной деятельности или знаний.
2.Опыта осуществления известных способов деятельности или умений действовать по образцу.
3.Опыта творческой деятельности или умений принимать нестандартные решения.
4. Социального опыта и ценностных ориентаций.
Таким образом, в содержании образования всё более важным становится компетентностный подход, объединяющий интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющие образования.
Предлагаемый курс " Модуль" своим содержанием сможет привлечь внимание учащихся 9 класса, которым интересна математика и которые хотят приобрести первоначальные навыки в решении задач, содержащих модули. Данный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня их математической подготовки через решение тренировочных упражнений.
Уравнения, неравенства и другие задачи, связанные с модулем, в последние годы стали широко использоваться как на школьных экзаменах, так и на экзаменах при поступлении в учебные заведения. К сожалению, эти задачи либо малы, либо вообще не представлены в учебниках для массовых школ.
Навыки в решении уравнений, неравенств, содержащих модуль, необходимы любому ученику, желающему хорошо подготовиться к поступлению в высшие учебные заведения. Материалы данного курса содержат методы, которые позволяют решать обширный класс заданий, содержащих модуль, и. безусловно, могут использоваться учителем как на уроках математики в 9 классе, так и на факультативных и дополнительных занятиях. Основная задача обучения математике˗˗ обеспечение прочного овладения учащимися системой математических знаний и умений. Наряду с ней данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, выбор профиля дальнейшего обучения, ориентацию на профессии, связанные с математикой.
Данный курс рассчитан на 14 часов, предполагает чёткое изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу. В программе приводится примерное распределение учебного времени, включающее план занятий. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи самостоятельного решения. Основными формами организации учебных занятий являются: лекция, объяснение, практическая работа, творческие задания. Многообразный дидактический материал даёт возможность отбирать дополнительные задания для учащихся с разной степенью подготовки. Всё направлено на развитие интереса школьников к предмету, на решение новых и интересных задач, на расширение представлений об изучаемом материале. Программа может быть использована в классах с любой степенью подготовленности, способствуют развитию познавательных интересов, мышления учащихся.
В программе даны цели и задачи, содержание курса "Модуль"; приведено календарно-тематическое планирование с указанием форм проведения занятий; названы умения и навыки, на формирование которых следует ориентироваться учителю; приведены критерии уровня усвоения учащимися курса "Модуль"; имеется список литературы.
По окончании курса учащиеся должны сдать зачет.
Цели и задачи курса.
Цели курса:
1.Помочь повысить уровень понимания в таких вопросах как:
а) преобразование выражений, содержащих модуль.
б) решение уравнений и неравенств, содержащих модуль.
в) построение графиков, содержащих модуль.
2.Создать базу для развития способностей учащихся; помочь учащимся оценить возможности овладения курсом с точки зрения дальнейшей перспективы.
Задачи курса.
1.Научить учащихся преобразовывать выражения, содержащие модуль.
2.Научить решать уравнения и неравенства, содержащие модуль.
3.Научить строить графики, содержащие модуль.
4.Помочь ученику ценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
5. Подготовка учащихся к ситуации выбора профиля дальнейшего обучения.
К задачам данного курса, связанным с предпрофильным обучением,
относятся, в частности:
- углубление знаний, совершенствование умений и навыков по математике;
- освоение учащимися математических навыков и практических умений;
- воспитание ответственности у учащихся.
Курс ориентируется на содержание образовательного минимума содержания курса математики и существенно дополняет его практическими сведениями.
Курс построен на неразрывном единстве новых знаний и социального опыта учащихся, практических действий по решению конкретных математических задач.
Наконец, представленный курс позволяет выйти за рамки строго урочной деятельности и включиться в активную социальную жизнь, опираясь на полученные знания.
Содержание программы.
Тема 1. Модуль: общие сведения(1ч).
Занятие 1. Модуль. Общие сведения: определение, свойства модуля, геометрический смысл модуля.
Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных примеров.
Тема 2.Преобразование выражений, содержащих модуль(2ч).
Занятия 2-3. Преобразование выражений, содержащих модуль.
Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных заданий.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Тема 3. Решение уравнений, содержащих модуль (3ч).
Занятия 4-6. Решение уравнений, содержащих модуль. Решение уравнений вида:
f|x|= a, |f(x)|=a, |f(x)|=g(x), |f(x)|=|g(x)|.
Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных задач.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных уравнений.
Тема 4. Решение неравенств, содержащих модуль (3ч).
Занятия 7-9. Решение неравенств вида:
|f(x)| а, f|x|> a, |f(x)||g(x)|, |f(x)|g(x), |f(x)g(x).
Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных заданий.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных неравенств.
Тема 5. Графики функций, содержащих модуль (2ч).
Занятия 10-11. Построение графиков, содержащих модуль. Построение графиков функции вида: y= |f(x)|, y= f(|x|), yравнений вида |y|= f(x), |y|= |f(x)|.
Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных заданий.
Формы контроля: проверка самостоятельно решенных упражнений.
Тема 6.Модуль в заданиях экзамена и ЕГЭ.
Занятия 12-13. Решение задач экзамена и задач ЕГЭ.
Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных заданий.
Формы контроля: проверка самостоятельно решенных упражнений.
Тема 7.Зачет по теме: "Модуль".
Занятие 14. Сдача зачёта по курсу " Модуль".
Форма контроля: зачет самостоятельно решенных заданий.
Календарно-тематический план.
№ | Тема | Дата по плану | Фактичес-кая дата проведе-ния | Форма проведения |
1 | Модуль: общие сведения. | Лекция. | ||
2 | Преобразование выражений, содержащих модуль. | Лекция. | ||
3 | Преобразование выражений, содержащих модуль. | Решение задач. | ||
4 | Решение уравнений, содержащих модуль. | Лекция. | ||
5 | Решение уравнений, содержащих модуль. | Решение задач. | ||
6 | Решение уравнений, содержащих модуль. | Решение задач и самостоятельная работа. | ||
7 | Решение неравенств, содержащих модуль. | Лекция. | ||
8 | Решение неравенств, содержащих модуль. | Решение задач. | ||
9 | Решение неравенств, содержащих модуль. | Решение задач и самостоятельная работа. | ||
10 | Графики функций, содержащих модуль. | Лекция. | ||
11 | Графики функций, содержащих модуль. | Урок-практикум. | ||
12 | Модуль в заданиях экзамена и ЕГЭ. | Решение задач. | ||
13 | Модуль в заданиях экзамена и ЕГЭ. | Решение задач и самостоятельная работа. | ||
14 | Зачёт по теме: " Модуль". | Урок-зачёт. |
Оценивание знаний и умений учащихся по элективному курсу "Модуль".
Данный элективный курс "Модуль" дает примерный объём знаний, умений навыков, которым должны овладеть учащиеся. В этот объём входят знания, умения и навыки, которые не только соответствуют требованиям программы общеобразовательной школы, но и предполагают более расширенный уровень. Одна из целей преподавания этого курса ˗˗ помочь осознать школьнику степень значимости своего интереса к математике и оценить свои возможности, поэтому интерес учащегося к занятиям на курсах не следует гасить чрезмерностью требований и перегрузкой. Напротив, интерес и склонность учащегося к занятиям нужно всемерно поддерживать и развивать.
При работе над темой " Модуль "учитель должен дать определение модуля x и обратить внимание учащихся на то, что число x может быть как положительным, так и отрицательным.
Для построения всех видов графиков необходимо хорошо понимать определение модуля и знать виды графиков элементарных функций, изучаемых в школе.
На занятиях можно использовать фронтальный опрос ─ вид работы, который охватывает большую часть класса или группы. Эта форма развивает точную речь, способность работать в достаточно быстром темпе, принимать решения, собираться с мыслями.
Можно использовать на занятиях комментированные задания, когда один из учащихся объясняет вслух ход выполнения задания. В этом случае нет механического списывания с доски. Ученики приучаются к вниманию, к быстрой ориентации в теме, а так же и повторяют изученное.
Домашние задания являются обязательными для всех, посещающих элективный курс.
Более успешным ученикам можно давать творческие задания. Проверка заданий для самостоятельного решения осуществляется путем указания способа действия и называния ответа.
Самостоятельная работа рассчитана на часть урока. Задания выбираются по усмотрению учителя, в зависимости от уровня подготовленности слушателей данного курса. Ученики самостоятельно, в сотрудничестве с учителем выполняют различные задания в соответствии со своими возможностями. На занятиях необходимо организовать обсуждение результатов этой работы, а также разнообразных творческих заданий. Программа данного элективного курса позволяет организовать повторение и закрепление понятий модуля, решение заданий, содержащих модуль, и на занятиях в 10-11 классах, подбирать упражнения, соответствующие возрасту и уровню подготовки учащихся.
Для тех учеников, которые пока не заинтересованы в математике, эти занятия могут вызвать желание узнать больше и интерес к предмету. В результате изучения курса учащиеся должны уметь: излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий, точно и грамотно формулировать теоретические положения, уверенно владеть алгоритмами при решении соответствующих заданий; преобразовывать выражения, содержащие модуль; решать уравнения, содержащие модуль; решать неравенства, содержащие модуль; строить графики элементарных функций, содержащих модуль.
Критерии уровня усвоения учащимися курса "Модуль".
Для успешного анализа и самоанализа необходимо определить критерии усвоения учащимися курса "Модуль". Можно выделить следующие критерии уровня усвоения курса:
- Ученик демонстрирует ответственное и сознательное отношение к учению, усвоил теоретический материал курса, получил навыки в применении его при решении конкретных заданий, в работе над индивидуальными заданиями продемонстрировал умение работать самостоятельно, творчески.
- Ученик освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями; выполняет задания прилежно, что свидетельствует о возрастании общих умений учащегося и о положительной динамике его интеллектуального роста.
- Ученик освоил наиболее простые идеи и методы курса, что позволяет ему успешно выполнять простые задания.
Список использованной литературы.
- Элективный курс. Знакомьтесь: модуль! Алгебра. 8-9 классы./ Сост. Баукова Т. Т.— Волгоград: ИТД " Корифей", 2007.
- О.Ю.Черкасов, А. Г. Якушев. Математика: интенсивный курс подготовки к экзамену. 3-е изд., испр. и доп.— М.: Рольф, Айрис-пресс, 1998.
- Алгебра: сб. заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 кл./ Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др.— 2-е изд. —М.: Просвещение, 2007.
- Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 класс / Л.В. Кузнецова, Е. А. Бунимович, Б. П. Пигарев, С. Б. Суворова.— М.: Дрофа, 2007.
- Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: Математика/ авт.- сост. И. Р. Высоцкий, Д. Д. Гущин, П. И. Захаров и др.; под ред. А. Л. Семенова, И. В. Ященко. — М.: АСТ: Астрель, 2009.
- Единый государственный экзамен 2010. Математика. Универсальные материалы для подготовки учащихся/.И. Р. Высоцкий, Д. Д. Гущин, П. И. Захаров и др.; под ред. А. Л. Семенова, И. В. Ященко.— ФИПИ—М.: Интеллект- Центр, 2009.
- Демонстрационный вариант экзаменационной работы по математике за 2009- 2010 учебный год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов "Деловой английский"
Курс является элективным и предусматривает дополнения к темам базовой программы, расширение и углубление знаний учащихся по предмету « Иностранный язык». Курс рассчитан на 34 часа и включает в с...
Программа элективного курса для учащихся 9 класса основной школы « И сотворился образ…» (Лингвистический анализ текста на основе произведений Владимира Солоухина)
Элективный курс составлен для учащихся 9 класса основной школы, интересующихся творчеством Солоухина и проявляющих интерес к литературоведению. Он может помочь одарённым ...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10–11-Х КЛАССОВ "ПРАКТИКУМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ"
Предлагаемая программа курса физики составлена в соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования, соответствует требованиям к уровню подготовки выпускников...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...
В мире модулей программа элективного курса в 9 классе
элективный курс 9 класс...
Программа элективного курса по математике "АЛГЕБРА МОДУЛЯ" для 9 класса
для 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки...
Программа элективного курса для 8 класса «Модуль»
Программа элективного курса для 8 класса «Модуль»...