Программа элективного курса для 10 класса «Учимся решать текстовые задачи»
элективный курс по алгебре (10 класс)
Программа элективного курса для 10 класса «Учимся решать текстовые задачи»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа элективного курса для 10 класса «Учимся решать текстовые задачи» | 15.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Основной целью обучения в профильной школе является развитие личности ребенка, распознавание и раскрытие его способностей, что в дальнейшем поможет школьникам сделать осознанный и правильный выбор профессии и успешной сдачи экзамена в форме ЕГЭ.
Этот курс направлен на создание условий для определения обучающимися уровня своего потенциала с точки зрения переспективы успешно сдать ЕГЭ. Курс «Учимся решать текстовые задачи» предназначен для учащихся 10 классов и предполагает продолжение аналогичного курса предпрофильной подготовки в 9 классах общеобразовательной школы, в расширенном и углубленном варианте.
Данный курс позволяет выявить средствами предмета математики направленность личности, ее профессиональные интересы, осуществить профпробы, оценить свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе.
Содержание курса не дублирует базовый курс математики основной школы, оно ориентировано на достижение повышенного уровня подготовки обучающихся.
Курс намечает и использует ряд межпредметных связей (с физикой, химией, экономикой, информатикой).
Цели и задачи курса
Цели курса:
- Создание условий для определению обучающимися уровня своего потенциала с точки зрения образовательной перспективы и развития устойчивого интереса к изучению математик;
- Повторить, обощить, систематизировать и расширить знания учащихся по теме «Текстовые задачи»;
- Способствовать самостоятельной подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ.
Задачи курса:
- Помочь сориентироваться в выборе профиля дальнейшего обучения, определить, хотят ли и могут ли они заниматься математикой на повышенном уровне;
- Ориентировать на профессии, существенным образом связанные с математикой или другими предметами естественно-научного профиля;
- Обобщить и систематизировать материал, связанный с решением текстовых задач, изученный в базовом курсе математики, развить и углубить знания обучающихся по данной теме;
- Развивать у школьников представление о математике как инструменте познания окружающего мира.
Программа элективного курса
«Учимся решать текстовые задачи»
(17часов)
Тема 1. Текстовые задачи, техника их решения (2 час)
Решение текстовой задачи арифметическим и алгебраическим способами.
Решение текстовой задачи методом составления математической модели.
Этапы решения текстовой зададчи методом математического моделирования. Проблема выбора модели.
Тема 2. Задачи на движение (4часа).
Основные допущения при решении задач на движение.
Движение по прямой. Движение по течению и против течения.
Чертеж как иллюстрация к текстовой задаче и его значение идля постраения математической модели.
Чтение графиков движения, их применение для решения текстовых задач.
Тема 3. Задачи на работу.(4 часа)
Формула зависимости объема выполненной работы от производительности труда и времени ее выполнения. Основные допущения при решении задач на работу. Методика решения задач на работу, особенности выбора переменных.
Задачи на наполнение резервуаров.
Задачи, в которых число неизвестных превышает число уравнений системы.
Тема 4. Задачи на проценты (4 часов).
Задачи на сплавы, смеси, растворы.
Формула зависимости массы или объема вещества в сплаве, смеси, растворе от концентрации и массы, или объема сплава, смеси, раствора.
Методика решения задач на славы, смеси, растворы.
Решение задач на процентное содержание вещества в сплаве, смеси, растворе.
Решение задач на соотношение компонентов в сплавах, смесях, растворах.
Задачи с экономическим содержанием. Формулы простых и сложных процентов.
Тема 5. Задачи с целочисленными неизвестными (2 часа).
Задачи с целыми неизвестными. Представление многозначного цисла ввиде суммы разрядных слагаемых.
Тема 6. Заключительное занятие (1 час).
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Форма работы | Форма контроля |
1. | Текстовые задачи, техника их решения | 2 | 0,5ч - обзорная лекция 1ч - практическое занятие 0,5ч-самостоятельная работа | Самостоятельная работа |
2. | Задачи на движение . | 4 | 0,5ч - лекция 2,5ч - практическое занятие 1ч - самостоятельная работа | Самостоятельная работа |
3. | Задачи на работу. | 4 | 0,5ч - лекция 2,5ч - практическое занятие 1ч - самостоятельная работа | Самостоятельная работа |
4. | Задачи на проценты. | 4 | 1ч - лекция 3ч - практическое занятие 1ч - самостоятельная работа | Самостоятельная работа |
5. | Задачи с целочисленными неизвестными. | 2 | 1,5ч -практическое занятие 0,5ч-самостоятельная работа | Самостоятельная работа |
6. | Итоговое занятие . | 1 | 1ч - урок-обобщение |
Прогнозируемые результаты
В результате изучения курса учащиеся должны:
- правильно анализировать условия задачи и решать их разными методами и разными способами;
- знать широту применения предлагаемых задач в жизни;
- применять полученные знания на практике.
В результате изучения курса учащиеся могут приобрести умения:
- решать задачи по разным направлениям;
- совместно работать над проблемой;
- работать с учебником и дополнительной литературой.
Система оценивания
В целях стимулирования активной и творческой деятельности учащихся в процессе изучения предлагаемого элективного курса система оценивания ЗУН строится на основе оценки и самооценки знаний учащимися посредством заполнения индивидуальной карты «усвоение изученного материала», выраженной в процентах. Так в конце курса у каждого учащегося будет заполнена данная карта и выведен средний процент усвоения материала по каждому разделу курса.
№ проверочной работы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Итоговое занятие | Средний % усвоения материала курса |
% выполненного задания |
45% - 60% - оценка «удовлетворительно»
61% -80% - оценка «хорошо»
81% - 100% - оценка «отлично»
Форма отчетности – индивидуальная карта учащегося (у учителя имеются копии карт, для сравнения результатов).
Методические рекомендации
Приступая к изучению курса, рекомендуется познакомить учащихся с его целью, содержанием, формами работы, планируемыми результатами обучения, нацелить учащихся на то, что на последнем занятии будут подведены итоги обучения по элективному курсу в форме ЕГЭ.
Материал курса опирается на уже полученные учащимися теоретические знания и практические навыки по темам из курса 5-9 классов поэтому на первых занятиях рекомендуется вспомнить уже знакомые понятия и правила и закрепить их при решении задач.
Перед тем как приступить к решению задач по темам следует повторять основные понятия и определения. Повысить интерес учащихся к изучению курса поможет использование в текстах задач ситуаций из повседневной жизни
Активизировать познавательную деятельность учащихся можно при помощи разнообразных по типу и форме занятий,тестов в форме ЕГЭ, а также при использовании компьютера. В конце курса запланировано обобщающее занятие по подведению итогов обучения в форме ЕГЭ.
Учебно-методический комплект
- учебно-тематическое планирование
- методические разработки учебных занятий.
Литература
Литература для учителя:
1. Артеменко А.Р., Задачи на концентрацию и процентное содержание.//Математика в школе №4, 1994.
2. Бескин Н.И. Роль задач в преподавании математики // Математика в школе №№4,5 1992.
3. Булынин В. Применение графических методов при решении текстовых задач // Математика в школе №14 2005.
4. Высоцкий И.Р. и др. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ 2010 Математика. АСТ-Артель. 5. Москва -2010г.
6. Власова А.В. и др. Математика: 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ. АСТ-Артель.
7. Москва -2010г.
8. Дорофеев Г.В. и др. Изучение процентов в основной школе // Математика в школе №1, 2002 .
9. Кочагина М.Н., Кочагин В.В. ГИА- Математика 2008. Москва ,Эксмо 2008
10. Крамор В.С., Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа». Москва. Просвещение 1990.
11. Мордкович А.Г., Семенов П.В. Алгебра и начала математического анализа. 10класс - М.: Мнемозина, 2009.
12. Петров В.А., Элементы финансовой математики на уроках.// Математика в школе №8, 2002
13. Петрова И.Н., Проценты на все случаи жизни. – Челябинск, 1996.
14. Симонов А.С. Проценты и банковские расчеты // Математика в школе №4, 1998.
Литература для учащихся:
1. Мордкович А.Г., Семенов П.В. Алгебра и начала математического анализа. 10класс - М.: Мнемозина, 2009.
2. Прокофьев А., Соколова Т., Бардушкин В., Фадеичева Т. Текстовые задачи. Материалы вступительных экзаменов в МИЭТ. // Математика, 2005, № 9.
3. Сканави М.Н., Егерев В.К., Зайцев В.В. и др., 2500 задач по математике с решениями для поступающих в вузы. – М. ОНИКС 21 век, Мир и образование, 2002.
4. Тоом А. Как я учу решать текстовые задачи. // Математика, 2004, № 46, № 47.
5. Черкасов О.Ю., Якушев А.Г. Математика. Справочник для старшеклассников, поступающих в вузы. – М. АСТ-ПРЕСС, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по математике "Учимся решать сложные задачи"
Рабочая программа элективного курса по математике для подготовки к ГИА в 9 классе....
Программа* элективного курса по физике "Учимся решать задачи" 8 класс
Программа* элективного курса по физике "Учимся решать задачи" 8 класс* Программа согласована и рекомендована к использованию в учебном процессе кабинетом естественно-математических дисциплин БелРИПКПП...
Элективный курс по теме: «РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ»
Умение решать текстовые задачи является одним из показателей уровня математического развития. Решение задач есть вид творческой деятельности, а поиск решения – процесс изобретательства.В настоящее вре...
Элективный курс по теме: «РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ»
Умение решать текстовые задачи является одним из показателей уровня математического развития. Решение задач есть вид творческой деятельности, а поиск решения – процесс изобретательства.В настоящее вре...
Элективный курс по теме: «РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ»
Умение решать текстовые задачи является одним из показателей уровня математического развития. Решение задач есть вид творческой деятельности, а поиск решения – процесс изобретательства.В настоящее вре...
Программа элективного курса для 9 классов: «Решение текстовых задач» - 16 часов.
Значительная часть учащихся испытывает серьёзные затруднения при решении текстовых задач. В большей степени это связано с недостаточной сформированностью у учащихся умения составлять план действ...
Программа курса по выбору "Учимся решать текстовые задачи"
Предметно-ориентированный курс для организации предпрофильной подготовки. Тема предлагаемого курса актуальна, так как учащиеся и основной, и средней школы не в полной мере владеют навыками решения тек...