«Система работы учителя математики по подготовке учащихся к итоговой аттестации»
статья по алгебре (9, 11 класс)
Поиск содержания, форм и методов обучения, технологическая и психологическая подготовка должны помочь преодолеть трудности подготовки к итоговой аттестации по математике. Основой успешной сдачи ГИА, безусловно, является правильно организованная подготовка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.01 КБ |
Предварительный просмотр:
«Система работы учителя математики по подготовке учащихся к итоговой аттестации»
Введение итоговой государственной аттестации по математике вызвало необходимость изменения в методах и формах работы. Для эффективной подготовки учащихся к ГИА необходимо решить следующие задачи:
Педагогические:
-изучение индивидуальных особенностей каждого учащегося;
-развитие его логического мышления, внимания;
-формирование творческого, интеллектуального потенциала старшеклассника;
-совершенствование у учащихся навыков самостоятельной работы.
Учебные:
-ликвидация пробелов по основным темам курса математики;
-отработка математических навыков в соответствии с требованием стандартов образования;
-формирование навыка оформления экзаменационных работ;
-выработка у школьников умения концентрироваться и продуктивно работать в условиях экзамена.
Изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога. В современных условиях, в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности учащихся. Решить эту проблему старыми методами невозможно.
Поиск содержания, форм и методов обучения, технологическая и психологическая подготовка должны помочь преодолеть трудности подготовки к итоговой аттестации по математике, которые обусловлены следующими объективно существующими противоречиями:
-между осуществлением обязательного всеобщего среднего образования и реализацией принципа индивидуализации усвоения знаний;
-между отсутствием у части школьников мотивации к изучению математики и необходимостью сдачи экзамена в формате ГИА.
-между возрастающей сложностью и насыщенностью школьной программы и неспособностью ученика освоить весь объем предлагаемых ему сведений.
Изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по математике. Изменилась формулировка вопросов. Содержание задач сопровождается математическими тонкостями, на отработку которых в общеобразовательной программе не отводится достаточное количество часов. В обязательную часть включаются задачи, которые либо изучались давно, либо на их изучение отводилось малое количество времени (проценты, стандартный вид числа, свойства числовых неравенств, задачи по статистике и теории вероятности, чтение графиков функций), а также задачи, требующие знаний по другим предметам, например, по физике.
Система работы по подготовке к ГИА по математике включает следующие компоненты:
- Изменение тематического планирования. Составить планирование таким образом, чтобы осталось достаточное число часов на повторение всего учебного материала. Количество часов можно сэкономить на тех темах, которые не требуют выработки навыков, а проходят в плане ознакомления, а также сократить число часов на отработку навыков невостребованных тем. Это надо делать очень осторожно, тщательно проанализировав содержание экзаменационных работ.
- Включать в изучение текущего учебного материала задания, соответствующие экзаменационным заданиям.
- В содержание текущего контроля включать экзаменационные задачи.
- Изменить систему контроля над уровнем знаний учащихся по математике.
- Итоговое повторение построить исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.
Основой успешной сдачи ГИА, безусловно, является правильно организованная подготовка. Очень важно чтобы эта подготовка к итоговой аттестации носила целенаправленный, системный подход.
На первом этапе по подготовке к итоговой аттестации необходимо провести с каждой группой учащихся входные диагностические работы с целью выявления сильных и слабых областей математической подготовки каждого учащегося. После полного анализа диагностических работ выстроить целенаправленные пути подготовки к итоговой аттестации для каждой группы учащихся.
При этом использовать в урочной и внеурочной системе при подготовке к итоговой аттестации: фронтальную (устную) работу; самостоятельную (письменную) работу; индивидуальные и групповые консультации; самоподготовку учащихся по плану, разработанному учителем.
Средствами организации по подготовке учащихся к итоговой аттестации могут служить: план подготовки и самоподготовки учащегося; методические материалы для коррекции знаний и умений (опорные схемы, справочники, образцы решений, алгоритмы); дидактические материалы; учебные пособия (следует отметить, что в настоящее время имеется много литературы для подготовки к ГИА, поэтому участникам процесса необходимо помочь не затеряться в многообразии пособий); электронные пособия и репетиторы; банк задач, задания которого позволяют закреплять и усиливать устойчивые результаты по каждому типу задач ЕГЭ; адреса сайтов, на которых учащиеся и родители могут найти полезную информацию, как об экзамене, так и прорабатывать тренировочные работы в режиме on-line. Активная работа с компьютером формирует у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений - анализа и структурирования получаемой информации. Следует обратить внимание, что интерактивные средства обучения в сочетании со стандартными методами обучения в школе дают высокий коэффициент эффективности по подготовке к ГИА. И, конечно же, необходимое средство, позволяющее фиксировать продвижение учащегося по пути достижения уровня запланированных и ожидаемых результатов – лист достижения учащегося (учащихся).
В свете модернизации системы образования и введения ГИА выявилась явная необходимость в специальной дополнительной подготовке учащихся к экзаменам в режиме тестирования. Безусловно, ее следует начинать еще в основной школе, а в старшей школе такая подготовка становится наиболее актуальной. Начинать подготовку необходимо уже с пятых классов на уроках, элективных курсах и дополнительных занятиях.
Так же, важно во время тренировки по тестовым заданиям приучать ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять, что приведет к умению концентрироваться на протяжении всего экзамена, а значит, придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность.
Всё это побуждает к разработке единой системы по подготовке к ГИА по математике для старшеклассников, направленной на повышение качества знаний учащихся, развития их способностей посредством сочетания традиционных и новых информационных технологий, форм и методов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы учителя математики по подготовке к итоговой аттестации
Система работы учителя математики по подготовке к итоговой аттестации ( из опыта работы учителя малокомплектной школы)...
«Обобщение опыта работы учителей математики по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ «Подготовка учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по математике»
Часть 1. Вступительное слово. Экзамен по ЕГЭ и ОГЭ по математике при правильной подготовке хорошо может сдать каждый. Формула успеха проста – высок...
Система работы учителя математики по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации
Доклад "Система работы учителя математики по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации". Выступление на районном методическом объединении учителей математики....
«Работа с одаренными детьми. Подготовка учащихся к итоговой аттестации по истории и обществознанию (ОГЭ, ЕГЭ)».
Поэтапная подготовка обучающихся к ЕГЭ и ОГЭ (6-11 классы)...
Отчёт по самообразованию по теме "Система работы учителя математики по подготовке учащихся к ЕГЭ"
Выступление с опытом работы по теме самообразования....
Статья «Система работы учителя математики по подготовке учащихся к ОГЭ»
Подготовка к выпускным экзаменам – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько мы грамотно построим его, зависит наш результат.Главная проблема, с которой приходится сталкиваться при ...
Система работы учителя при организации подготовки обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ по литературе
ЕГЭ по литературе — действительно сложный экзамен, который требует длительной подготовки. Чтобы получить высокие баллы, школьники садятся за учебники за несколько лет до сдачи, обычно начинают у...