Рабочая программа по предмету Экономические и правовые основы производственной деятельности
рабочая программа по экономике на тему
Программа предназначена для СПО по профессии "Повар. Кондитер"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekonomika_3_kurs.docx | 42.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования Орловской области
БОУ ОО СПО «ГАЗУНОВСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ» Малоархангельский филиал
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2015г.
Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) технического профиля по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО): 19.01.17.Повар, кондитер, укрупнённая группа специальностей 190000 Промышленная экология и биотехнология.
Организация-разработчик: Малоархангельский филиал БОУ ОО СПО «Глазуновский сельскохозяйственный техникум»
Организация-разработчик: Малоархангельский филиал БОУ ОО СПО «Глазуновский сельскохозяйственный техникум»
ОДОБРЕНА Методической комиссии общеобразовательного цикла ____________________________ Председатель ЦК __________ /_____________/ Протокол № ___ от «___»__________2015г. | Составлена в соответствии с требованиями стандарта среднего общего образования по дисциплине Зам. директора по УР и МР ______________ Л.В.Симонова «___»__________2015г. |
Разработчик:
И.А.Васютина - преподаватель Малоархангельского филиала БОУ ОО СПО «Глазуновский сельскохозяйственный техникум»
СОДЕРЖАНИЕ
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ | стр. |
| 4 |
| 7 |
| 16 |
| 18 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Экономические и правовые основы производственной деятельности»
2. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессии 260807.01 Повар, кондитер.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
С целью овладения указанными видами профессиональной деятельности и приобретения соответствующих компетенций:
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
- принципы рыночной экономики;
- организационно-правовые формы организаций;
- основные положения законодательства, регулирующего трудовые отношения;
- механизмы формирования заработной платы;
- формы оплаты труда.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
- ориентироваться в общих вопросах экономики производства пищевой продукции;
- применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях;
- защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
- для получения и оценки экономической информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссии)
1.4. Перечень формируемых компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студентов 53 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студентов 35 часов;
самостоятельной работы студентов 18 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 53 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 35 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | |
практические занятия | 8 |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
в том числе: | |
индивидуальное проектное задание | |
тематика внеаудиторной самостоятельной работы | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экономические и правовые основы производственной деятельности»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Рыночная экономика. | 9 | |||
Тема 1.1. Сущность и роль экономики в общественном питании. | Понятие об экономике. Понятие «производственный процесс». Организация поточных и автоматизированных методов производства. | 2 | 1 | |
Тема 1.2. Рынок и классификация рынков. | Понятие «Рынок». Экономика как динамическая система взаимосвязей: рынок-предпринимательство-рынок. Модель этих взаимосвязей. Основная, рыночная сфера модели: товар (услуги); цена; товаропродвижение; товародвижение. Классификация рынков: производственный рынок (рынок средств производства, рынок потребительский), рынок рабочей силы, финансовый рынок (рынок капитала, рынок ценных бумаг, валютный и ссудный рынок), рынок интеллектуальной продукции, внутренний и внешний рынки, рынок покупателя, рынок продавца. | 2 | 2 | |
Тема 1.3. Сегментация и емкость рынка. | Сегментация и емкость рынка. Сегментирование рынка как объективное условие повышения эффективности реализации продукции с учетом интересов покупателей, их финансовых возможностей и потребительских свойств товара. Основные принципы сегментации потребительских товаров. | 2 | 2 | |
Тема 1.4. Рыночная конкуренция. | Рыночная конкуренция. Понятие конкуренции. Четыре наиболее распространенных типа рыночной конкуренции: рынок чистой конкуренции; рынок чистой монополии; рынок монополистической конкуренции; олигополистический рынок. Характерные черты хаотической конкуренции. | 2 | 3 | |
Тема 1.5. Практическая работа № 1 Решение экономических задач по разделу: «Рыночная экономика» | 1 | 2 | ||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1. Подготовить доклад: «Антимонопольная политика государства» Подготовить сообщение: «Монополия» Подготовить сообщение: «Олигополия» | 4 2 1 1 | |||
Раздел 2. Платежеспособный спрос и предложение. | 4 | |||
Тема 2.1. Платежеспособный спрос. Формирование спроса и предложения. | Платежеспособный спрос и факторы, влияющие на его развитие. Важнейшая особенность спроса на продукцию общественного питания. Факторы развития платежеспособного спроса населения на продукцию общественного питания. Формирование спроса и предложения. Трансформация потребности в спросе. Спрос потенциальный, существующий, желательный. Методы определения и анализа спроса на товар (услуги). Предложение, методы анализа рыночного предложения товара (услуг). Оценка спроса и предложения. Ценовая эластичность спроса. Причины возникновения дефицита и излишняя продукция на товарном рынке. | 2 | 1 | |
Тема 2.2. Конкурентоспособность предприятия и продукции. | Конкурентоспособность предприятия и продукции. Классификация факторов конкурентоспособности предприятия, увязанные с производством продукции и определяющие конкурентные преимущества предприятия. Пять основных групп классификации резервов конкурентоспособности предприятия. Основные задачи, которые решаются при оценке конкурентоспособности товара (услуг). | 1 | 2 | |
Тема 2.3. Практическая работа № 2 Оценка конкурентоспособности товара (услуг). | 1 | 3 | ||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2. Составить ментальную карту по теме: «Спрос и предложение» Подготовить доклад по теме: «Причины возникновения дефицита на товарном рынке» Заполнить словарь экономических понятий. | 2 | |||
Раздел 3. Предприятие как основной субъект хозяйствования. | 7 | |||
Тема 3.1. Понятие и роль предприятия в рыночной экономике. | Понятие и роль предприятия в рыночной экономике. Признаки предприятия, как юридического лица, самостоятельно действующего субъекта. Коммерческие и некоммерческие предприятия. | 1 | 1 | |
Тема 3.2. Практическая работа № 3 Решение ситуационных задач по теме: «Понятие и роль предприятия в рыночной экономике. | 1 | 2 | ||
Тема 3.3. Классификация предприятий общественного питания. | Классификация предприятий общественного питания: заготовочные, доготовочные и предприятия с полным циклом производств, универсальные и специализированные, постоянно действующие и сезонные, стационарные и передвижные; общедоступные и предприятия общественного питания при производственных предприятиях, учреждениях и учебных заведениях. | 1 | 1 | |
Тема 3.4. Организационно-правовые формы юридических лиц. | Производительные и потребительские кооперативы. Общие и отличительные черты кооперативов. Кредитная кооперация и порядок создания кредитного кооператива. Хозяйственные товарищества и общества. Объединение лиц, объединение капиталов. Полное товарищество и товарищество на вере.. Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) – разновидность хозяйственных обществ. Правовая особенность ОДО. Отличия ООО от ОДО. Акционерное общество, особенности создания. Органы управления и преимущество АО. Открытое и закрытое акционерное общество (ЗАО и ОАО), их различия. Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Учредительные документы предприятий. Их сходство и различия Руководство унитарных предприятий. Объединения юридических лиц (ассоциации, союзы). Основные принципы организаций этих форм. Ответственность и обязательства ассоциаций. | 3 | 2 | |
Тема 3.5. Практическая работа № 4 Оформление и выполнение листов рабочих тетрадей по теме: «Организационно-правовые формы юридических лиц» | 1 | 3 | ||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3. Подготовить сообщение: «Акционерное общество». Подготовить сообщение: «Общество с ограниченной ответственностью». Подготовить сообщение: «Полное товарищество». Подготовить сообщение: «Товарищество на вере». | 4 1 1 1 | |||
Раздел 4. Трудовое право в хозяйственной деятельности предприятий. | 15 | |||
Тема 4.1. Трудовые отношения в новых условиях хозяйствования. | Предмет трудового права, трудовые отношения. Задачи и цели трудового права. Система и функции трудового права. Обеспечение занятости и гарантии реализации права на труд. Трудоустройство. | 2 | 1 | |
Тема 4.2.Трудовой договор - правовая форма производственных отношений. | Понятие трудового договора. Порядок заключения и изменение трудового договора. Перевод на другую работу, перемещение на другую работу, прекращение трудового договора. Расторжение трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию), по инициативе работодателя, по обстоятельствам, не зависящих от воли сторон. Прекращение трудового договора вследствие нарушения установленных ТК РФ или иным федеральным законом обязательных правил при заключении трудового договора. Трудовой договор: стороны трудового договора, обязательные условия трудового договора: место работы, трудовая функция, дата начала работы, вид трудового договора, вид работы по трудовому договору, условия оплаты труда. Режим рабочего времени и времени отдыха, условия труда, характер работы; другие условия трудового договора; дополнительные условия трудового договора; порядок изменения и прекращения трудового договора; реквизиты сторон трудового договора. | 3 | 2 | |
Тема 4.3. Практическая работа № 5 Решение и анализ задач по теме: «Трудовые отношения в новых условиях хозяйствования» | 2 | 2 | ||
Тема 4.4. Материальная ответственность работника и работодателя. Дисциплина и охрана труда. | Пределы материальной ответственности работника. Полная материальная ответственность работника. Порядок взыскания ущерба. Понятие дисциплин труда. Трудовые отношения и дисциплинированность. Организация дисциплинарных отношений. Методы обеспечения трудовой дисциплины. Методы управления дисциплинарными отношениями. Правовые основы охраны труда. Условия труда. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации общественного питания. Правовое регулирование труда женщин и лиц с семейными обязанностями. | 2 | 2 | |
Тема 4.5. Экономическое содержание заработной платы и особенности труда в общественном питании. | Определение заработной платы. Формирование заработной платы: основная и дополнительная части. Формы оплаты труда. Причины различия заработной платы. Причины различия в размерах заработной платы работников. Тарифный и бестарифный подход. Цели реформы оплаты труда на современном этапе. Критерий стоимости рабочей силы и его размер. Четыре уровня регулирования оплаты труда: национальный, отраслевой, местный (территориальный), уровень предприятия. Состав и динамика фонда заработной платы, выявление изменения показателей, происходящих в отчетном периоде, определение влияния факторов на фонд заработной платы, изучение направлений расходования фонда заработной платы. Структура источников образования фонда зарплаты (на примере предприятия общественного литания: кафе, ресторан, столовая и т. д.). Доля расхода на оплату труда в издержках производства и обращения. Соотношение темпов роста производительности труда и средней заработной платы. | 2 | 2 | |
Тема 4.6. Практическая работа № 6 Решение экономических задач по начислению заработной платы. | 1 | 3 | ||
Тема 4.7. Эффективность использования фонда заработной платы и планирование фонда заработной платы. | Система показателей эффективности использования фонда заработной платы. В этом подразделе необходимо выявить, в какой мере стимулирование труда способствует росту товарооборота, прибыли, повышению заинтересованности работников в достижении высоких конечных результатов. Анализ показателей эффективности использования фонда заработной платы и обобщите влияния факторов на показатели стимулирования товарооборота и прибыли. Коэффициенты эффективности использования фондов заработной платы. Планирование фонда заработной платы. Исходные предпосылки для планирования. Методы планирования и прогнозирования фонда заработной платы. Пример планирования фонда заработной платы предприятия питания. | 1 | 1 | |
Тема 4.8. Практическая работа № 7 «Определение показателей эффективности использования фонда заработной платы» | 1 | 3 | ||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 5. Составить доклад по теме: «Материальная ответственность на предприятиях общественного питания» Заполнить словарь. Составить презентацию по теме: «Правовое регулирование труда женщин и лиц с семейными обязанностями» | 8 | |||
Тема 4.9. повторение «Экономические и правовые основы производственной деятельности» | 1 | 3 | ||
Итого по предмету | 53 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализация учебной дисциплины имеется в наличии учебный кабинета «История, обществознание».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- ученическая доска.
Технические средства обучения: отсутствуют
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Для студентов
Борисов Е.Ф. Основы экономики. Учебник для СПО. - Дрофа
Румынина В.В.Основы права. Учебник для СПО. – ФОРУМ-ИНФРА-М., 2005
Тыщенко А.И. Правовое обеспечение профессиональной деятельности. Ростов – на -Дону.: Феникс, 2007
Нормативные правовые акты
Гражданский кодекс РФ с изменениями и дополнениями. – М., 2014.
Интернет ресурсы:
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
(знания) 1. принципы рыночной экономики; | Тестирование, практических занятий |
2. организационно-правовые формы организаций; | Практическая работа, выполнение индивидуальных заданий. |
3. основные положения законодательства, регулирующего трудовые отношения; | Тестовые задания, карточки - задания |
4. механизмы формирования заработной платы; | Тестовые задания, карточки - задания |
5. формы оплаты труда. | Практическая работа, выполнение индивидуальных заданий. |
(умения) 1.ориентироваться в общих вопросах экономики производства пищевой продукции; | Практические занятия, текущий контроль усвоения знаний на основе оценки устного ответа на вопрос, внеаудиторная самостоятельная работа (составление словаря экономических терминов) |
2. применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях; | Практические занятия, решение ситуационных задач. |
3. защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства. | Практическая работа, текущий контроль усвоения знаний на основе оценки устного ответа на вопрос, тестирование, выполнение письменной практической работы по изучаемому разделу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические указания по выполнению практической работы по предмету "Экономические и правовые основы производственной деятельности" по профессии "повар, кондитер" по теме расчет производственной программы предприятий общественного питания
Данная практическая работа входит в состав комплекта практических работ, разработанных по предмету Экономические и правовые основы производственной деятельности" по профессии "повар, кондитер" в...
КТП по предмету "Экономические и правовые основы производственной деятельности" по профессии "Повар. Кондитер"
КТП по предмету "Экономические и правовые основы производственной деятельности" по профессии "Повар. Кондитер" на 35 аудиторных часов...
Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе студентов дисциплины: Экономические и правовые основы производственной деятельности 19.01.17«Повар. кондитер»
Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе студентов дисциплины: Экономические и правовые основы производственной деятельности 19.01.17«Повар. кондитер»...
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по учебной дисциплине «Экономические и правовые основы производственной деятельности»
СОГБОУ СПО «Ельнинский сельскохозяйственный техникум»...
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН По учебной дисциплине Экономические и правовые основы производственной деятельности 23.01.03 Автомеханик .
СОГБОУ СПО «Ельнинский сельскохозяйственный техникум»...
Рабочая программа учебной дисциплины Экономические и правовые основы производственной деятельности по профессии:190631.01 Автомеханик
Рабочая программа учебной дисциплиныЭкономические и правовые основы производственной деятельностипо профессии:190631.01 АвтомеханикУровень освоения: базовый...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 Экономические и правовые основы производственной деятельности
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 Экономические и правовые основы производственной деятельности...